"Формирование социальной компетентности детей"
материал по теме
Представление опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_vospitateley_internata.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО воспитателей интерната
Протокол заседания МО воспитателей интерната №5 от 24.05.2013
«Формирование социальной компетентности детей
младшего школьного возраста»
В настоящее время вопрос об улучшении качества образования все чаще ставится как вопрос о «смене качества образования» или о «новом качестве образования».
Понимая качество образования как соотношение между запросом и степенью его удовлетворения, мы должны учитывать, что по-своему формируют запрос к системе образования индивид, общество и, наконец, государство. При этом заказ касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, но не требований к конкретным знаниям как к «скоропортящемуся продукту». На сегодняшний день заказ государства сформулирован в федеральных государственных требованиях. Практика работы показывает, что происходит дисбаланс образовательной нагрузки в сторону интеллектуального развития: познавательное развитие составляет – 47 %, художественно-эстетическое 20-40 %, физическое – 19-20 %, социально-личностное 0 – 13 %. «Отношение ребенка к самому себе». Вышеизложенное содержание является на наш взгляд основой для реализации образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация», целями которых является – освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Умственное развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Младшие школьники часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.
Социализация: процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
-трудовых навыков;
-знаний;
-норм, ценностей, традиций, правил;
-социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Исходя из вышесказанного, я определила тему самообразования: «Формирование социальной компетентности детей младшего школьного возраста, посредством приобщения их к творческой деятельности»
Цель: Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- Учить ребенка выражать свою любовь к близким;
- Помогать ребенку определять эмоциональное состояние;
- Вырабатывать у дошкольника положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
Образовательный результат: можно отнести способности ребенка:
1. Контролировать свое поведение;
2. Сформулировать свой интерес, предпочтения;
3. Высказывать свое отношение;
4. Комментировать свои действия;
5. Выполнять простые правила;
6. Договариваться о правилах;
7. Устанавливать контакты;
8. Поддерживать разговор;
9. Использовать элементарные нормы общения;
10. Сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
Форма проведения: игровые тренинги
Диагностические методики:
- «Социометрия» (Репина)
- Рисуночные тесты «Моя семья», «Моя группа д/с», «Мой воспитатель»
- Анкета для воспитателя: «Оценка социально-эмоционального развития дошкольника»
Игровые тренинги походят один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста. Тренинги строятся в доступной и интересной форме.
Для этого я использую:
- Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие навыков общения);
- Рассматривание рисунков и фотографий;
- Чтение художественных произведений;
- Сочинение историй;
- Беседы;
- Обыгрывание проблемных ситуаций;
- Обучение приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний( н/р: игры-релаксации: «Солнечный зайчик», «Полянка», «Волны» и т.д.);
- Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
По итогам каждого тренинга для родителей вывешивается информация о конкретном занятии, рекомендации по закреплению пройденного материала.
По результатам работы, у дошкольников повышается осознанность своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Что в дальнейшем позволяет снизить вероятность возникновения агрессивности и других негативных проявлений, трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. Обучение приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний позволяет уходить из под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость
Эффективность работы по формированию социальной компетентности дошкольника возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. С этой целью организуются групповые и индивидуальные консультации для родителей, анкетирование с целью изучения запросов и проблем волнующих семьи наших воспитанников. Тематические стенды (например: «Наказание и поощрение»). Тренинги для родителей (например: «Учим ребенка понимать и выражать свои чувства»). Также на группах родителям предлагается ознакомится с брошюрами: «Агрессивный ребенок», «Самооценка ребенка». Интересно и живо проходят занятия в «Клубе успешного родителя».
Модернизация образования требует, конечно, изменения самого педагога, готового достигать социальных, информационных компетенций. Одним из направлений моей деятельности является повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. В течении года проводятся занятия в психолого – педагогической мастерской: «Социально – эмоциональное развитие дошкольников». Консультации, тренинговые игры на развитие коммуникации, игры – релаксации на снятие психоэмоционального напряжения. Мною разработана игротека по следующим темам: на сближение детей друг с другом и педагогами; упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
Создание благоприятных условий для формирования социальной компетентности у старших дошкольников приводит к положительным результатам.
Составила: И.Л. Лабутина,
воспитатель школы - интерната
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"
В статье прдставлен тематический план и описание средств технологии, с помощью которых формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...
диагностика формирования социальной компетентности
В работе размещены материалы по формированию социальной компетентности младших школьников и ее диагностике. Работая в рамках экспериментальной площадки при институте повышения квалификации г.Сара...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...
Формирование социальной компетентности.
Выступление на семинаре....
Формирование социальной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями
Формирование социальной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями...