Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.
учебно-методический материал на тему
Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_monitoring.doc | 102.5 КБ |
sotsialnaya_kompetentnost.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Формирование
социальной компетентности
младших школьников»
учителя начальных классов МОУ «СОШ № 9»
г.Энгельса Саратовской области
Коминой О.И.
2010-2011 учебный год
Формирование
социальной компетентности младших школьников.
В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как системы, образующей личность, формирующей образ жизни народа, передающей новым поколениям ценности нации и обеспечивающей мотивацию личности к познанию и инновациям. Перефразируя применительно к развитию общества известное высказывание Л.С.Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, миссия инициативы «Наша новая школа – это школа, ведущая за собой свободное развитие личности, развитие творческой инициативы, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность». В связи с этим для достижения поставленной Президентом цели представляется целесообразным рассматривать инициативу «Наша новая школа» как социальный проект развития личности, общества и государства, затрагивающий интересы самых широких слоев российского общества. Образование здесь выступает как ведущая социальная деятельность общества, порождающая гражданскую идентичность и формирующая менталитет народа, ценности, социальные нормы поведения.
Желаемый образ будущей новой школы можно представить следующими характеристиками:
-школа для всех;
-школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала;
-школа формирования идентичности личности;
-школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду;
-школа развития личностной, социальной и профессиональной компетентности;
-школа поддержки индивидуального развития детей;
-школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в обучении;
-школа предупреждения и профилактики социальных рисков;
- школа развития одаренности;
-школа толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта;
-школа формирования здорового и безопасного образа жизни.
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. Формирование компетентностей младших школьников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования и воспитания. Компетентностный подход выступает как основа построения федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.
В начальной школе компетентностный подход реализуется путем формирования у школьника ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями. Целью и результатом такого образования и воспитания является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается система универсальных качеств и способностей ученика в различных учебно- воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике («Я знаю, умею, создаю, стремлюсь»).
Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;
думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.
2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.
3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.
4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ.
В августе 2009 года на базе нашей школы была организована опытно-экспериментальная площадка «Формирование ключевых компетентностей младших школьников в рамках инновационных образовательных программ», курируемая СарИПКиПРО. В рабочую группу входят учителя начальных классов, работающие по УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова», «Начальная школа XXI века», «Школа России».
В ходе работы площадки членами рабочей группы были уточнены теоретические аспекты ключевых компетентностей, обобщены умения учеников по ведущим компетентностям: коммуникативной, информационной, социальной, разрешения проблем; проанализированы учебники с точки зрения возможностей формирования ключевых компетентностей младших школьников. Ожидаемыми конечными результатами реализации эксперимента являются:
1. Разработка методических рекомендаций, подчиненных идее формирования ключевых компетентностей у младших школьников:
- общей культуры и эрудиции ребенка;
- умения ставить гипотезы и находить доказательства для их защиты;
- способности самостоятельно применять и добывать знания;
- анализа своей деятельности, оценки успехов, определения причин неудач и ошибок;
- осознания личной ответственности за результаты обучения, владения умениями самообучения и саморазвития;
- готовности жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях;
- сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.
2. Создание системы мониторинговых исследований.
3. Применение различных подходов к формированию ключевых компетентностей младших школьников в процессе уроков и внеурочной деятельности.
Социальная компетентность характеризуется владением знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя и пр.), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
В данную компетентность входят:
1.Соблюдение социальных и этических норм:
- развитие чувства гордости, патриотизма к своей семье, Родине, краю, родному городу, школе;
-принятие и выполнение школьных норм поведения и общения;
-добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно – полезном труде;
-интерес ко всему новому, неизвестному, любовь к чтению, прекрасному, соблюдение правил здорового образа жизни.
2.Владение приемами и навыками межличностного общения со сверстниками:
-поддерживание дружеских отношений;
-готовность к коллективным формам обучения и внеклассной деятельности;
-способность к эмоциональной привязанности, дружбе;
-уважительное отношение к взрослым в школе и вне школы.
Аспекты социальной компетентности и способы ее формирования:
аспект | деятельность учителя по ее формированию |
1.Знания об обществе, правилах и способах поведения. | Специально организованное наблюдение, обсуждение литературных произведений, информирование уч-ся об политической обстановке в стране. (окр.мир раздел «Россия – Родина моя», лит. чтение раздел «О нашей Родине», беседы «День единения России», «Дружба крепкая...», «Слово не воробей...», «Поступай, как велит тебе твоя совесть», «Спешите делать добрые дела», «Как учиться, чтобы учиться хорошо»). |
2.Сотрудничество, работа в команде. | Групповая работа: -вовлечение уч-ся в групповую деятельность – установление позитивной взаимосвязи между членами группы; -необходимость индивидуального вклада в результат учения; -оптимизация непосредственного взаимодействия уч-ся, ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения задач; -наличие достаточно развитых социальных умений и навыков; -необходимость рефлексии группового процесса (Литературный праздник, посвященный творчеству К.Чуковского). |
3.Коммуникативность. | Диалоговое обучение: дискуссии, диспуты, уроки –экскурсии, коллективные способы обучения - организация презентаций собственный исследований, участие в олимпиадах (лекторий, урок – дискуссия по окружающему миру «Все профессии нужны, все профессии важны», путеводитель по профессиям). |
4. Способность принимать собственные решения. | Проектная деятельность (внеклассное мероприятие,устный журнал «День матери»). |
5.Способность делать осознанный выбор. | Систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора(окр. мир, лит.чтение, рус.язык оценка ситуации, поступков ). |
6.Стремление к осознанию собственных потребностей и целей. | Создание ситуации успеха, обстановки, вызывающей положительные эмоции (внеклассное мероприятие изготовление книжек – малышек для детей детского сада открыток к празднику 8 Марта). |
7.Социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе. | Формирование адекватной самооценки (любой предмет оценка выполнения своей работы). |
8.Наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей. | Предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми (окр.мир ролевые игры). |
9.Владение банком приемов ненасильственного разрешения конфликтов. | Достижение цели наиболее эффективным путем (окр. мир, лит.чтение сочинение рассказов по картинке). |
10.Развитие личностных качеств, саморегулирование. | Проведение различных видов рефлексии для овладения механизмом развития самосознания (рефлексия в конце каждого урока). |
Таким образом, формировать данную компетентность у младших школьников можно через урочную и внеурочную деятельность. Задания учебников УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова», «Начальная школа XXI века» и творческий подход учителя предполагают проведение необходимой работы с обучающимися.
Мониторинг сформированности социальной компетентности необходим для составления портрета подрастающего поколения в современном обществе. Он состоит из 2 вариантов тестовых заданий, включающих 12 вопросов различного уровня трудности, взятых из материалов учебных комплектов и направленных на выявление социальных качеств личности учащихся 2-х классов.
Уровни сформированности компетентности:
-до 50 % - низкий;
-50 – 70 % -удовлетворительный;
-70- 90 % -достаточный;
-свыше 90 % -высокий.
Выпускник начальной школы должен обладать следующими качествами личности:
№ п/п | патриотизм | товар-во | уважение к старшим | дисц-ть | трудо-любие | любозн-ть | Лю-бовь к прекр | Стремление быть сильным |
Отследить параметры социальной компетентности можно по уровням развития социальных качеств:
2 б. -в полной мере;
1 б. –средне
0 б. -не проявляется
В заключение хочется сказать, что очень важно каждому учителю осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности с начальной ступени обучения школьников. Возраст 7-9 лет является благоприятным периодом для усвоения нравственных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их выполнению. Эксперименты показали, что если правило воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки произойдет в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще. Учителя понимают, что сформированность социальной компетентности позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть социально адаптированным в дальнейшей жизни. А результат работы учителя будет оцениваться по степени сформированности гражданской, культурной позиции современной личности, т.е.наличию умений оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, объяснять самому себе собственную позицию, самоопределяться в системе ценностей, действовать в соответствии с этой системой ценностей.
Мониторинг сформированности социальной компетентности
для уч-ся 2 классов.
I вариант
1 уровень
1. Продолжите пословицу «Родина – мать, умей за нее...»
а) побороться
б) постоять
в) повоевать
г) помолчать
2.Оцените поведение детей:
Егор и Даша сидели на берегу реки и лакомились кукурузой. Куда они дели остатки кукурузы:
а) бросили, где сидели
б) бросили в речку
в) сожгли на костре
г) положили в пакет и выбросили в городе в мусорный контейнер
3.С каким правилом дружбы вы не согласитесь?
а) если друг рассказал тебе что – то по секрету, нужно этот секрет хранить
б) поддержи друга, если у него неприятности
в) если ты поссорился с другом, первым никогда не извиняйся
г) не сплетничай о своих друзьях, замечай все только лучшее
4.Какой ребенок знает правила культуры?
а) Сережа не вступает в разговоры старших
б) Игорь называет младшую сестру «малявкой»
в) Вася, здороваясь с приятелем, хлопает его портфелем по спине
г) Петя не уважает окружающих людей
2 уровень
1.О чем эта пословица «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»:
а) о Родине
б) о маме
в) о мачехе
г) о стране
2.Как вы думаете, почему улицы нашего города, подъезды домов бывают грязными, неприятными? Почему стены лифтов, лестниц исписаны, а почтовые ящики обгорелые?
а) обитатели других планет испортили нашу Землю
б) люди плохо относятся друг к другу
в) люди не соблюдают правила поведения в общественных местах
г) люди не умеют вести себя на дорогах
3.Укажите близкие по смыслу слова к слову «согласие»:
а) дружба
б) единство
в) лад
г) раздор
4. У маленькой сестренки скоро будет день рождения. Ее старшие братья обсуждают, какой подарок сделать. Вова говорит: «У меня есть плюшевый медведь, который мне больше не нужен, я его и подарю». Игорь предлагает: «Попросим у мамы денег да купим что – нибудь в магазине». Дима решил спросить у сестренки сам, что бы она захотела в подарок. А Олег говорит: «Сделаю я, пожалуй, мебель для ее куклы». Какой подарок будет сестренке самым приятным?
а) Вовы
б) Игоря
в) Димы
г) Олега
3 уровень
1. На флаге России три полосы. Какие?
а) красная и две синие
б) белая, красная, синяя
в) белая, голубая, зеленая
г) синяя, розовая, салатовая
2. Даны слова: добрый, общительный, честный, злой, жадный, лживый, скрытный. Слова добрый и злой составляют пару. Если таким же образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Какое?
а) честный
б) жадный
в) лживый
г) общительный
3. Прочитайте рассказ и отметьте подходящую к нему пословицу.
В. Осеева «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
-Почему ты не ешь? – спросил Коля.
-Завтрак потерял...
-Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда еще далеко!
-А ты где его потерял? – спросил Миша.
-Не знаю...- тихо сказал Витя и отвернулся.
-Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил кусок хлеба с маслом пополам и протянул товарищу.
-Бери, ешь!
а) Друзья познаются в беде.
б) Землю красит солнце, а человека – труд.
в) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
г) При солнышке тепло, при матери добро.
4. Замени выделенное слово близким по смыслу:
Но сразу видно, что руки рабочие,
Руки к хорошему делу охочие.
а) сильные
б) умелые
в) добрые
Мониторинг сформированности социальной компетентности уч-ся 2 классов.
II вариант
1 уровень
1.Обьясните, как вы понимаете выражение «Живут как кошка с собакой»:
а) дружно
б) весело
в) мирно
в) враждебно
2. Кто из детей нарушает правила поведения за столом?
а) Ира положила локти на стол.
б) Оля кушает молча.
в) Аня перед едой помыла руки.
г) Таня пережевывает пищу.
3. Прочтите стихотворение И.Сурикова «Детство».
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули сани
И я набок –хлоп,
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
А друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
А как поступил бы ты?
а) подал руку и утешил
б) смеялся вместе со всеми
в) не обратил внимания
г) придумал обидное прозвище
4. Ты возвращаешься из школы. От школы до дома одна остановка. Какой безопасный для здоровья путь ты выберешь?
а) поеду на автобусе
б) пройду по тротуару пешком
в) пройду через шумный парк пешком
г) пойду вдоль автомобильной дороги
2 уровень
1. Всю дорогу из школы Дима думал, как помочь маме.
-Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится! А вдруг она не хочет не картошки, а макарон? А я их варить не умею...
Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно понравится маме! А если захочу, то и пирог могу испечь!
Пришел Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки -под кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла...
Как можно сказать про Диму:
а) Много слов, но мало дела.
б) Сделал дело, гуляй смело.
в) Обещанного три года ждут.
г) Делу время – потехе час.
2.Что нужно делать, если перед вами продукт, на упаковке которого нельзя прочесть его название?
а) купить
б) спросить совет у взрослого
в) не нужно покупать этот продукт
г) начать возмущаться и кричать на продавца
3.Как должен поступить твой друг, если ты не можешь решить задачу?
а) дать ее списать
б) сказать об этом учителю
в) объяснить, как решается эта задача
г) пройти и не обратить на тебя внимание
4.Найдите профессию человека, наблюдающего за поведением людей у воды и оказывающего им помощь:
а) капитан
б) спасатель
в) водолаз
г) рыбак
3 уровень
1.Какое слово может называть и человека, и язык?
а) немец
б) русский
в) татарин
г)француз
2. Как не может вести себя человек?
а) обезьянничать
б) петушиться
в) свинячить
г) змеиться
3. Кто из детей поступил правильно?
а) выйдя из троллейбуса, Вася выбросил на остановке использованный билет
б) Антон дождался, пока из трамвая вышли пассажиры, и вошел в салон.
в) растолкав пассажиров, Денис пробрался к выходу
г) Саша прислонился к дверям и не выпустил пассажиров из автобуса.
4. Почему Е.Пермяк озаглавил именно так свой рассказ «Самое страшное?»
«Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогаток стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго...
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один – одинешенек!»
а) Вова был крепким и сильным
б) Вова был жестоким
в) Вова стал одиноким
г) Вова был грубияном
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказ Министерства образования Саратовской области от 10.07.2008 г. № 1334 «Об организации в 2008/2009 учебном году опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Саратовской области» УМК «Школа 21 века» УМК «Развивающая система Л.В.Занкова » Региональная площадка при ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО » на базе МБОУ «СОШ №9»г. Энгельса « Формирование ключевых компетентностей младших школьников в рамках инновационных образовательных программ» 1А класс 1Б класс 1 В класс 1Г класс
от репродукции знаний к компетентностному подходу; от механического заучивания к деятельности учащихся; от ориентации на среднего ученика к личностно-ориентированной технологии; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
самостоятельно ставить образовательные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно контролировать и оценивать свои достижения
формирование ключевых компетент-ностей младшего школьника, под которыми подразумевается умение действовать в нестандартной ситуации, успешно применяя знания на практике («Я знаю, умею, создаю, получаю результат»). Цель современного образования -
В школе имеются: кадровые условия; учебно-методические условия ; научно-методические условия.
I этап Внедрение компетентностного подхода
Аспект Деятельность учителя 1.Обществоведческий (знания об обществе, правилах и способах поведения) Специально организованное наблюдение , обсуждение литературных произведений, информирование учащихся о политической обстановке в стране; разработка «Кодекса чести» ученика ( окружающий мир раздел «Россия – Родина моя», литературное чтение раздел «О нашей Родине», беседы «День единения России», «Дружба крепкая...», «Слово не воробей...», «Поступай, как велит тебе твоя совесть», «Спешите делать добрые дела», «Как учиться, чтобы учиться хорошо»).
Аспект Деятельность учителя 2. Организаторский (сотрудничество, работа в команде) Групповая работа: - вовлечение учащихся в групповую деятельность – установление позитивной взаимосвязи между членами группы; - необходимость индивидуального вклада в результат учения; - оптимизация непосредственного взаимодействия учащихся , ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения задач; - наличие достаточно развитых социальных умений и навыков; - необходимость рефлексии группового процесса.
Аспект Деятельность учителя 3.Коммуникативный Диалоговое обучение: -дискуссии , диспуты, уроки –экскурсии, коллективные способы обучения - организация презентаций собственный исследований -участие в олимпиадах
Аспект Деятельность учителя 4.Управленческий (способность принимать собственные решения) Проектная деятельность
Аспект Деятельность учителя 5. Определяющий (способность делать осознанный выбор) Систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора (выбор варианта в практической работе ), (окружающий мир, литературное чтение , русский язык - оценка ситуаций, поступков ).
Аспект Деятельность учителя 6.Психологический (создание благоприятного психологического климата; владение приемами ненасильственного разрешения конфликтов.) Создание ситуации успеха, обстановки, вызывающей положительные эмоции (новая модель оценивания достижений школьников; выстраивание положитель-ных взаимоотношений). Достижение цели наиболее эффективным путем ( окружающий мир, литературное чтение - сочинение рассказов по картинке).
Аспект Деятельность учителя 7.Социальный (наличие опыта выполнения разно-образных социальных ролей) Предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми (ролевые игры).
Аспект Деятельность учителя 8.Рефлексивный ( социальная целостность , умение определить личностную роль в обществе; стремление к осознанию собственных потребностей и целей) Формирование адекватной самооценки (любой предмет - оценка выполнения своей работы).
II этап Формирование ключевых компетентностей у младших школьников
Диагностика уровня сформированности социальной компетентности младших школьников
I уровень сложности - один балл; II уровень сложности - два балла; III уровень сложности - три балла;
Уровни сформированности компетентности: от 21 до 24 баллов – это высокий уровень, свыше 70 %; от 15 до 20 баллов – средний уровень, 50 – 70 %; от 12 до 14 баллов – низкий уровень, до 50 %; от 0 до 11 баллов – ключевые компетентности не сформированы, ниже 50%.
Компетенции: Уметь вести и быть ведомым. Уметь взаимодействовать с окружающими. Уметь налаживать контакты. Уметь выбирать приоритеты. Уметь ставить перед собой цель. Уметь планировать свою деятельность. Уметь организовывать свободное время.
I уровень 1.Смог бы ты, работая в группе детей, взять на себя ответственность быть старшим в ней: а) ни в коем случае б) да, я всегда хочу быть первым в) да, если тебе оказывают доверие одноклассники 2.Когда вы отстаиваете свое мнение: а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные аргументы б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы не выдвигались в) измените свое мнение, если вас будут принуждать 3. Умеешь ли ты ладить с людьми? а) умею б) не всегда получается в) не умею 4. Вы готовите сообщение и решаете прекратить это занятие, так как: а) дело закончено, и вам кажется отлично закончено б) вы более или менее довольны в) вам не все удалось сделать, но позвонил приятель и вас появились другие дела
II уровень 1. Ты выбираешь школу, в которой предстоит учиться, потому что: а) туда пошли учиться твои друзья б) она недалеко от дома в) там интересно учиться 2.Для того, чтобы ты успел сделать все необходимые дела: а) нужно составить план и четко ему следовать б) необязательно составлять план в) не нужно ничего планировать 3. Легко ли ты вступаешь в контакт с посторонними людьми? а) испытываю трудности при общении б) легко могу познакомиться с кем-либо в) вообще не вступаю в контакт с незнакомыми людьми 4. Какая пословица подходит к высказыванию, когда человек обязательно доводит начатое дело до конца? а) Сделал дело, гуляй смело. б) Начиная дело ,о конце помышляй. в) Делу – время, потехе – час.
III уровень 1.В свободное время я обычно: а) лежу на диване перед телевизором б) бесцельно слоняюсь по улице в) посещаю кружки по интересам 2.Если ты уже решил, какую профессию выберешь, когда вырастешь, то: а) будешь регулярно посещать нужные кружки, секции б) будешь посещать кружки и секции по настроению в) не будешь, так как это отнимает много времени 3. Какая пословица подойдет к выражению, когда люди находятся в хороших отношениях друг с другом: а) Живут как кошка с собакой. б) Живут душа в душу. в) Все идет как по маслу. 4. Прочитай рассказ. «Всю дорогу из школы Дима думал, как помочь маме. -Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится! А вдруг она не хочет не картошки, а макарон? А я их варить не умею... -Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно понравится маме! А если захочу, то и пирог могу испечь! Пришел Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки -под кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла...» Как можно сказать про Диму: а) Много слов, но мало дела. б) Умелые руки не знают скуки. в) Обещанного три года ждут.
I уровень Умеешь ли ты ладить с людьми? а) умею б) не всегда получается в) не умею II уровень Легко ли ты вступаешь в контакт с посторонними людьми? а) испытываю трудности при общении б) легко могу познакомиться с кем-либо в) вообще не вступаю в контакт с незнакомыми людьми
Таблица №1 апрель 2011 г. Ф.И. учащегося Социальная компетент-ность Уровни сформированности ( в баллах) не сфор-мирова ны низ- кий сред-ний высо-кий 1.Антонов К. умение вести и быть ведомым + 2.Батяйкина Т. + 3.Васильев М. + 4.Володина Т. + 5.Грибанова М. + 6.Голованов Н. +
1-е классы
2-е классы
3-е классы
4-е классы
Наш юридический адрес: г. Энгельс, ул. Ломоносова, 7 А Электронный адрес: engschool9@rambler.ru Адрес сайта: engschool 9. ucoz.ru Приглашаем к сотрудничеству!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
Формирование гражданской компетентности учащихся начальной школы
Презентация, содержащая описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников...
Формирования ИКТ-компетентности учащихся начальной школы в адаптационный период.
Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования и к результатам освоения основно...
Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.
Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО....
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...
Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.
Современное образование ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. П...