Гражданско-патриотическое воспитание младшего школьника
статья (2 класс) на тему
Ведущей целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка в духе миротворчества через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание младшего школьника
Танакова С.В.
Учитель начальных классов
МБОУ «Лучановская СОШ»
Выступление на педсовете 09.01.2015г.
В 2010 году Президент Медведев утвердил национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", в которой главными задачами современной школы является «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
В соответствии со стандартами второго поколения ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- Формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, уважения к окружающим;
- Развитие ценностно-силовой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма.
- Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- Развитие самостоятельной, инициативной и ответственной личности. Формирование самоуважения и эмоционально – положительного отношения к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
В стандартах второго поколения результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Цель и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Ведущей целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка в духе миротворчества через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяем задачи:
- Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
- Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
- Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
- Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Гражданско-патриотическое воспитание всегда направлено на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся; использование важнейшей социальной функции общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности; формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств; формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях отношения к окружающему миру, природе, науке, культуре.
С 2009 года я работаю по программе «Перспектива» под редакцией Л.Ф. Климановой.
Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Так, уже начиная с первых уроков в 1 классе, дети учатся правильно общаться друг с другом, со старшими. Учатся толерантности, принимать людей такими, какие они есть. На уроках окружающего мира учащиеся начали свое знакомство с историей России, ее символами: гербом, флагом, гимном. Во 2 классе дети узнают о том, как огромна наша страна не только по территории, но и по численности народов разных национальностей; наша страна одинаково с уважением принимает культуру разных народов, старается чтить и уважать традиции каждого народа.
Продолжается эта работа и на уроках чтения, где дети знакомятся с произведениями литературы, поэтами и писателями, мастерами русского слова. Следуя принципам гражданско-патриотического воспитания, учащиеся знакомятся с литературой народов, населяющих нашу страну и с зарубежной литературой. Знакомятся с пословицами, поговорками, народными песнями, находим с детьми общее в народном фольклоре.
Я считаю, что народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно-образованной личности. На близком и понятном материале дети должны усваивать музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. На уроках изобразительного искусства и технологии мы знакомимся с детьми с декоративно-прикладным творчеством нашего народа.
- Жостово – знакомимся с техникой изготовления и росписи подносов.
- Гжель - знакомимся с процессом создания традиционной керамики, как расписываются глиняные чашки. Создавали эскизы голубого чуда.
- Павловский Посад - узнали историю создания платков и методы производства. Нарисовали красивый платок для мамы.
- Хохлома. Знакомимся с историей хохломской росписи, учимся рисовать и расписывать «под хохлому».
- Дымковские, филимоновские, богородские -народные игрушки (лепим, рисуем)
- Городецкая роспись, Палехские миниатюры( техника папье-маше на уроках технологии)
Внеклассная работа по гражданско-патриотическому воспитанию начинается ежегодно, уже с 1 сентября.
Первый праздник – День Знаний. Тожественная линейка начинается с прослушивания Гимна России, с него начинаются все школьные мероприятия. На первом уроке традиционно проходят классные часы. В 2014-2015 учебном году тема классного часа была посвящена юбилею города Томска, своей «малой Родине» - селу Лучаново. Дети рисовали рисунки на тему «Моя малая родина», учили стихи.
Разрабатываю и провожу классные часы, беседы:
- «Моя страна»
- «Символика нашей Родины»
- «Дети –герои»
- «Города-герои» - участие в школьном конкурсе ораторского мастерства, посвященному Дню Победы.
- «Блокада Ленинграда»
- «Мои права и обязанности»
- «Что такое Конституция РФ»
Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, в которых учащиеся принимают участие: «День Знаний», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с букварём», «День здоровья», «День учителя», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Конституции», «День Победы», «Масленица».
Октябрь знаменателен Днем пожилого человека и Днем Учителя, в ноябре - День матери, в феврале - День защитников Отечества, в марте – Международный женский день, в мае отмечается День Победы. К этим праздникам ребята тщательно готовятся, участвуют в праздничных концертах, изготавливают поздравительные открытки.
Ученики активно принимают участие в акциях школы:
- «Подари книгу!» (сбор книг в сельскую библиотеку).
- «Чистый школьный двор» (субботники).
Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.
На уроках окружающего мира мы начинаем говорить об экологических проблемах села, страны и всего мира. Беседы проходят не только в рамках программы. На занятиях внеурочной деятельности дети изучают курс «Юный эколог».
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родину все более и более расцветающей – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и праздники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его обычаях, лучших его людях и их ремесле, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.
Литература:
- Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год
- Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год
- «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год
- «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год
- «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992
- Программа гражданско-патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе № 3, 2006 год
- «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год
- «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год
- «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год
- «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006 год
- «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"
Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...
Гражданско–патриотическое образование и воспитание младших школьников.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, к родной улице, формирования в нем чувс...
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...