на тему: «Сила воли. Что значит быть волевым человеком?»
классный час (2 класс) по теме

Елисеева Александра Игоревна

На занятии учитель знакомит  детей с понятием «Воля», с волевыми качествами личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_teme_volya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Сила воли. Что значит быть волевым человеком?»

Разработала учитель начальных классов Елисеева А. И.

Цели: познакомить детей с понятием «Воля», с волевыми качествами личности; развивать у детей положительные волевые качества личности; воспитывать в детях силу воли, настойчивость, целеустремленность.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Наверное, вы часто слышали, как об одном человеке говорят, что он «волевой», «Человек с большой силой воли», а о другом – что он «безвольный», «у него совсем нет воли». Кого мы называем человеком волевым, а кого безвольным? Что есть истинное проявление воли? Вот об этом мы и поговорим сегодня.

Что такое «Воля»? (на доску вывешивается карточка со словом) «хочу? хочется?». Каждый человек ставит перед собой цель, к достижению которой он стремится. Одному хотелось бы изобрести нечто  нужное людям, другому – стать выдающимся мастером своего дела, третьему – завоевать спортивный разряд и достичь рекордов, четвертому – вызвать восторженные рукоплескания своей игрой на музыкальном инструменте. Есть цели и более скромные: получить высокую оценку за ответ на уроке, найти работу по выбранной специальности, поступить учиться. Чтобы достигнуть той или иной цели, мы совершаем сознательные действия, одни действия совершаются легко, а другие - только после преодоления трудностей.

В чем же суть этих трудностей? Например, чтобы получить профессию, нужно овладеть определенными знаниями – без них к цели не придешь. Однако овладеть знаниями далеко не легко и не всегда просто. Некоторые сведения плохо запоминаются, а сидеть дома над книгой – значит пропустить множество интересных дел: встреча с друзьями, футбол, кино и т.д.. Некоторые материалы трудно понять и хочется отодвинуть их в сторону, вместо занятий хочется прочитать интересную книгу. Вот послушайте слова А. С. Макаренко: «большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо, когда это нужно».

Послушайте, пожалуйста, сказку А. И. Пантелеева «Две лягушки» и подумайте, кто выйдет из трудной ситуации – волевой или безвольный.

                     А. И. Пантелеев «Две лягушки»

     Жили-были две  лягушки.  Были они  подруги и  жили в  одной канаве.  Но

только одна из них была настоящая лесная лягушка - храбрая, сильная веселая,

а  другая была ни  то  ни се:  трусиха была,  лентяйка,  соня.  Про нее даже

говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.

     Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.

     И вот однажды ночью пошли они погулять.

     Идут себе по  лесной дороге и  вдруг видят -  стоит дом.  А  около дома

погреб.  И из этого погреба очень вкусно пахнет:  плесенью пахнет, сыростью,

мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

     Вот  забрались они  поскорей в  погреб,  стали  там  бегать и  прыгать.

Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.

     И стали тонуть.

     А тонуть им, конечно, не хочется.

     Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка

были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

     Та  лягушка,  что была лентяйкой,  поплавала немножко,  побултыхалась и

думает:

     "Все равно мне отсюда не вылезти.  Что ж  я  буду напрасно барахтаться.

Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону".

     Подумала она так, перестала барахтаться - и утонула.

     А вторая лягушка - та была не такая. Та думает:

     "Нет,  братцы,  утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я

еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь

и выйдет".

     Но только - нет, ничего не выходит. Как ни плавай - далеко не уплывешь.

Горшок узенький, стенки скользкие, - не вылезти лягушке из сметаны.

     Но все-таки она не сдается, не унывает.

     "Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая

- значит, надо жить. А там - что будет".

     И  вот  -  из  последних сил  борется  наша  храбрая  лягушка со  своей

лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась.

Уж вот ее ко дну тянет.  А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает.

Дрыгает лапками и думает:

     "Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть..."

     И вдруг - что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее

уже не сметана,  а  что-то твердое,  что-то такое крепкое,  надежное,  вроде

земли.  Удивилась лягушка,  посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже

нет, а стоит она на комке масла.

     "Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?"

     Удивилась она,  а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из

жидкой сметаны твердое масло сбила.

     "Ну вот,  -  думает лягушка,  -  значит, я хорошо сделала, что сразу не

утонула".

     Подумала она так,  выпрыгнула из горшка,  отдохнула и  поскакала к себе

домой - в лес.

     А вторая лягушка осталась лежать в горшке.

     И никогда уж она,  голубушка,  больше не видела белого света, и никогда

не прыгала, и никогда не квакала.

     Ну что ж.  Если говорить правду,  так сама ты,  лягушка, и виновата. Не

падай духом! Не умирай раньше смерти...

               - Ребята, а какие были эти лягушки по характеру? (одна сильная, храбрая, веселая и главное - обладала силой воли. Другая была ленивая, трусиха и совсем безвольная).

   

На доске появляются опорные слова:

    храбрость            лень

                                  трусость

             - Итак, мы видим, что выжила лягушка с сильной волей, т. е. воля – очень важное качество личности. Вот и вы ребята должны понимать, что только человек с сильной волей способен выйти из трудной ситуации.

             Теперь послушайте рассказ, который написал В. Сутеев «Снежный зайчик».

В. Сутеев «Снежный зайчик»

1.

День был теплый, снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать?

- Давайте что-нибудь из снега сделаем, - сказал Коля. – Я хочу снеговика вылепить.

- Правильно! – сказал Саша. – Я медведя белого сделаю.

Женя подумала и придумала:

- У меня слон будет.

А Катя, самая маленькая, сказала:

- А я буду зайчика лепить.

И началась работа!

Раньше всех Коля снеговика закончил.

Замечательный получился снеговик, с метлой в руке, с ведром на голове.

У Саши белый мишка вышел как живой.

Женя небольшого слона сделала.

А самая маленькая, Катя, лепила-лепила, но так и не получился у нее зайчик…

2.

Потом Коля сказал:

- Давайте еще лепить. Я хочу деда-мороза сделать.

- А я – снегурочку! – крикнул Саша.

Женя подумала и придумала:

- Я построю снежный домик с ледяными окошками.

А самая маленькая, Катя, тихо сказала:

- А я буду зайчика лепить.

Вот уже все готово.

У Коли очень хороший дед-мороз вышел. Рядом с дедом-морозом Саша свою снегурочку поставил. Женя для Бобика прекрасный домик построила.

А самая маленькая, Катя, лепила-лепил зайчика, а он вдруг упал и рассыпался…

 

3.

От работы раскраснелись ребята.

- Я ракету строю! – кричит Коля.

- Я - спутник! – кричит Саша.

Женя сразу придумала:

- У меня космонавт будет.

А самая маленькая, Катя, тихо сказала:

- А я… я буду зайчика лепить…

Спутник готов! На площадке стоит Колина ракета. Около ракеты космонавт. А самая маленькая, Катя, еще не успела сделать своего зайчика. У него еще нет ног, нет хвостика, нет длинных ушей.

Только есть живот и голова.

4.

Вот сколько интересных вещей из снега получилось!

Устали ребята, надо отдохнуть.

- Лепить больше не будем. Пошли в снежки играть! – позвал Коля.

- Лучше на лыжах кататься, - сказал Саша.

- Лучше идти на горку, на санках кататься, - придумала Женя.

А самая маленькая, Катя, сказала:

- Я не пойду с вами… Я буду зайчика лепить.

Поиграли ребята в снежки. Покатались на лыжах, на санках с горки. А когда вернулись во двор, вдруг увидели красивого пушистого зайчика, с белыми ушами, длинными ногами и коротким хвостиком.

Его самая маленькая, Катя, вылепила. 

            - Можем ли мы сказать о характере Кати, как о волевом? (Можно, т.к. в характере Кати проявляется такая черта, как целеустремленность, настойчивость – умение довести до конца принятое решение, достичь поставленной цели)

 

            На доске: настойчивость

                             целеустремленность

           Т.е. умение достичь поставленной цели, довести дело до конца – это тренировка воли.

           А сейчас вы послушаете  стихотворение А. Барто о вспыльчивом мальчике, который не умел подчиняться своей воле. Стихотворение называется «Когда закусишь удила»

          Послушайте внимательно, а затем мы попытаемся обрисовать, дать характеристику этому мальчику и выделить черты его характера.

         Прослушивание аудиозаписи.

       

                 - Мы видим, что мальчик был очень импульсивный.

             

                                  На доске: импульсивность

                  Он действовал поспешно, не обдумывал своих поступков. Ребята, а среди вас есть такие вспыльчивые? (ответы детей)

                  Ну а я дам вам совет, как девочка, считать про себя, и всегда помнить, что быть спокойным, разумным, вежливым, лучше, чем вспыльчивым и неразумным.

                     Подведение итогов.

                  Итак ребята, что мы можем сказать в завершении нашей беседы? Каким лучше быть?

                 (У детей на партах лежат карточки со словами, которые учитель в течении урока вывешивал на доску, дети выбирают нужные слова)

                  Молодцы, вы хорошо усвоили тему нашего занятия. Спасибо за внимание!

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Воспитываем силу воли""

Вы, наверно, слышали иногда от своих детей «Не умею…», «Не знаю как…» Это не страшно, если это Вы слышите редко. Но если постоянно… То тогда нужно задуматься над вопросом, а не безвольным и безответст...

СИЛА ВОЛИ.

Родителям на пользу!!!...

Родительское собрание: Сила воли.

Не только специалистам, но и любому человеку понятно, что воля, волевые качества являются одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился ...

как развить силу воли?

Развитие силы воли – залог успеха в любом начинании. Если вы хотите не только попробовать что-то изменить в своей жизни, но и закрепить изменения, превратив их в привычку, вам нужна сила воли. Ст...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого(Школа России)по теме Писатели-детям. С.В. Михалков "Сила воли"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ориентирован на формирование универсальных учебных действий обучающихся. Использованы приёмы технологии развития критического мышления, проблемн...

Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме "С.Михалков "Мой секрет", "Сила воли".

Разработка урока чтения во 2 классе по теме "С.Михалков "Мой секрет", "Сила воли" по прграмме УМК "Школа России"...


 

Комментарии

Звонарева Любовь Владимировна

Спасибо, очень помогла ваша работа в подготовке мероприятия!