Программа дополнительного образования общекультурной направленности "Страна этикета"
рабочая программа (1 класс) по теме

Программа дополнительного образования общекультурной направленности "Страна этикета" для 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

____________ А.Е. Курзанов            

«_____» ______________ 2013 г.                      

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________ С.Н. Сысенко

«_____» _____________ 2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей начальных классов

«_____» __________ 2013 г.

Протокол № __________                                                                                                                                                    

Программа дополнительного образования

детей и взрослых

общекультурной – направленности

 «Страна этикета»

Срок освоения программы – 4 года,

возраст обучающихся 7-10 лет

Составитель: Корягина Светлана Александровна,

учитель начальных классов

Боголюбово, 2013


Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Страна этикета» составлена на основе программы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в  сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.

Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 270 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.


Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Страна этикета»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Страна этикета» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  должны знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».  

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.


Учебно-тематический план

1 класс

Задачи:

1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.

 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел № 1

Правила поведения в школе

12

6

6

1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

2

1

1

2.

Правила поведения в общественных местах.

2

1

1

3.

Правила поведения в гардеробе.

2

1

1

4.

Правила поведения в столовой.

2

1

1

5.

Правила поведения в библиотеке.

2

1

1

6.

Правила поведения в школьном дворе.

2

1

1

Раздел № 2

О добром отношении к людям

20

10

10

7.

Что такое «добро и зло».

2

1

1

8.

Что такое «добро и зло».

2

1

1

9.

«Ежели вы вежливы».

2

1

1

10.

«Ежели вы вежливы».

2

1

1

11.

Добрые и не добрые дела.

2

1

1

12.

Добрые и не добрые дела.

2

1

1

13.

Ты и твои друзья.

2

1

1

14.

Ты и твои друзья.

2

1

1

15.

Помни о других – ты не один на свете.

2

1

1

16.

Помни о других – ты не один на свете.

2

1

1

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

14

7

7

17.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

2

1

1

18.

«Как быть прилежным и старательным».

2

1

1

19.

«Как быть прилежным и старательным».

2

1

1

20.

Наш труд в классе.

2

1

1

21.

Наш труд в классе.

2

1

1

22.

Мой труд каждый день дома.

2

1

1

23.

Мой труд каждый день дома.

2

1

1

Раздел №4

Правила опрятности и аккуратности.

10

5

5

24.

Культура внешнего вида.

2

1

1

25.

Культура внешнего вида.

2

1

1

26.

Каждой вещи своё место.

2

1

1

27.

Каждой вещи своё место.

2

1

1

28.

Умейте ценить своё и чужое время.

2

1

1

Раздел №5

Правила поведения на улице и дома.

4

2

2

29.

Как вести себя на улице и дома.

2

1

1

30.

Как вести себя на улице и дома.

2

1

1

Раздел №6

Школьный этикет.

6

3

3

31.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

2

1

1

32.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

2

1

1

33.

Чему нас научили уроки нравственности?

2

1

1


2 класс

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел № 1

Культура общения

18

9

9

1.

Этикет (повторение).

2

1

1

2.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

2

1

1

3.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

2

1

1

4.

Встреча и развлечение гостей.

2

1

1

5.

Встреча и развлечение гостей.

2

1

1

6.

Поведение в гостях.

2

1

1

7.

Поведение в гостях.

2

1

1

8.

Как дарить подарки.

2

1

1

9.

Как дарить подарки.

2

1

1

Раздел № 2

Общечеловеческие нормы нравственности

8

4

4

10.

Заповеди.

2

1

1

11.

Заповеди.

2

1

1

12.

Дал слово держи.

2

1

1

13.

Дал слово держи.

2

1

1

Раздел № 3

Дружеские отношения

22

11

11

14.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

2

1

1

15.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

2

1

1

16.

Преданный друг.

2

1

1

17.

О доброте и бессердечие.

2

1

1

18.

О доброте и бессердечие.

2

1

1

19.

Об уважительном отношении к старшим.

2

1

1

20.

О зависти и скромности.

2

1

1

21.

О зависти и скромности.

2

1

1

22.

О доброте и жестокосердии.

2

1

1

23.

В мире мудрых мыслей.

2

1

1

24.

В мире мудрых мыслей.

2

1

1

Раздел №4

Понять другого

20

10

10

25.

Золотые правила.

2

1

1

26.

Золотые правила.

2

1

1

27.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

2

1

1

28.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

2

1

1

29.

О тактичном и бестактном поведении.

2

1

1

30.

О тактичном и бестактном поведении.

2

1

1

31.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

2

1

1

32.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

2

1

1

33.

В мире мудрых мыслей.

2

1

1

34

Обзор курса этики за год.

2

1

1


3 класс

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел №1

Культура общения

18

9

9

1.

Этикет разговора.

2

1

1

2.

Обращение к разным людям.

2

1

1

3.

Обращение к разным людям.

2

1

1

4.

Вежливый отказ, несогласие.

2

1

1

5.

Этикетные ситуации.

2

1

1

6.

Этикетные ситуации.

2

1

1

7.

Афоризмы.

2

1

1

8.

Разговор по телефону.

2

1

1

9.

Играем роль воспитанного человека.

2

1

1

Раздел № 2

Самовоспитание

14

10.

Что значит быть вежливым?

2

1

1

11.

Мои достоинства и недостатки.

2

1

1

12.

Мои достоинства и недостатки.

2

1

1

13.

Большое значение маленьких радостей.

2

1

1

14.

О хороших и дурных привычках.

2

1

1

15.

О хороших и дурных привычках.

2

1

1

16.

Афоризмы о самовоспитании.

2

1

1

Раздел № 3

Общечеловеческие нормы нравственности

20

10

10

17.

Заповеди: как мы их исполняем.

2

1

1

18.

О сострадании и жестокосердии.

2

1

1

19.

О сострадании и жестокосердии.

2

1

1

20.

Лгать нельзя, но если...?

2

1

1

21.

Лгать нельзя, но если...?

2

1

1

22.

Всегда ли богатство счастье?

2

1

1

23.

Всегда ли богатство счастье?

2

1

1

24.

Спешите делать добро.

2

1

1

25.

Спешите делать добро.

2

1

1

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2

1

1

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как понять тебя?

16

8

8

27.

«Как сердцу высказать себя?»

2

1

1

28.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

2

1

1

29.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

2

1

1

30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

2

1

1

31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

2

1

1

32.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

2

1

1

33.

Афоризмы.

2

1

1

34.

Чему мы научились на уроках этики.

2

1

1


4 класс

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел №1

Культура общения

18

9

9

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

2

1

1

2.

Культура общения в современной семье.

2

1

1

3.

Культура общения в современной семье.

2

1

1

4.

О терпимости к ближним.

2

1

1

5.

О терпимости к ближним.

2

1

1

6.

Культура спора.

2

1

1

7.

Этикетные ситуации.

2

1

1

8.

В мире мудрых мыслей.

2

1

1

9.

В мире мудрых мыслей.

2

1

1

Раздел №2

Самовоспитание

14

7

7

10.

«Познай самого себя».

2

1

1

11.

Самовоспитание.

2

1

1

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

2

1

1

13.

Как я работаю над собой.

2

1

1

14.

О терпении.

2

1

1

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

2

1

1

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

2

1

1

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

20

10

10

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

2

1

1

18.

Совесть - основа нравственности.

2

1

1

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

2

1

1

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

2

1

1

21.

Заветы предков.

2

1

1

22.

Россияне о любви к Родине.

2

1

1

23.

Твоя малая родина.

2

1

1

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

2

1

1

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

2

1

1

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

2

1

1

Раздел №4.

Искусство и нравственность

16

8

8

27.

Нравственное содержание  древних мифов.

2

1

1

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

2

1

1

29.

Положительные герои в былинах и сказках.

2

1

1

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

2

1

1

31.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

2

1

1

32.

Искусство и нравственность.

2

1

1

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

2

1

1

34.

Обзор курса этикета.

2

1

1


Содержание программы

1 класс (66 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (12 ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (20 ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (14 ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (10 ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (4 ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (6 ч)

2 класс (68 часов)

Раздел 1: Культура общения (18 ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (8 ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (22 ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (20 ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (68 часов)

Раздел 1: Культура общения (18 ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (14 ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20 ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (16 ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (68 часов)

Раздел 1: Культура общения (18 ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (14 ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20 ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (16 ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  10.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

ПРОГРАММА дополнительного образовательного курса"Азбука этикета"

Дополнительная образовательная программа"Азбука этикета" ориентирована на теоретические и практические требования к построению курса по этике для детей 1 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Программа дополнительного образования - кружок "Весёлый этикет"

Данная программа кружка рассчитана на 1 год обучения. При проведении занятий учитываются возрастные особенности младших школьников, их подготовленность, существующие навыки и умения. Они ведутся в увл...