Духовно-нравственное воспитание учащихся на занятиях " Истоки"
статья (1 класс) на тему

Каляманова Нина Васильевна

В своей статье хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на занятиях по программе " Истоковедение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_obuchayushchikh.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

     Духовно-нравственное возрождение общества становится первостепенной государственной задачей, в решении которой ключевая роль отводится образованию.

 Сфера общего образования призвана обеспечивать в рамках педагогически организованного процесса духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося.

Нравственное становление личности начинается в семье, задолго до поступления ребенка в школу. Однако начальная ступень образования становится базовым звеном в этом процессе. Именно в начальной школе дети в силу своих психолого-возрастных особенностей охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, и  в младшем школьном возрасте закладываются основы духовно-нравственной культуры личности гражданина.

Вот уже более 15 лет в образовательном пространстве нашего Отечества действует программа «Истоки». Реализация программы обладает большим воспитательным потенциалом, позволяет приобщить к родным истокам, дать почувствовать и осознать свою укорененность к этой земле, кровное родство с ней. Нет сомнения и в том, что она призвана воздействовать на формирование лучших человеческих качеств - доброте и порядочности, духовности и патриотизма, уважение к старшим и любви к ближнему.

В течение нескольких лет я веду кружок, и мои дети погружаются в мир программы « Истоки». Уже в первом классе дети способны различать первое слово, подаренное людям, способны различать Слово и Образ с большой буквы, способны наполнить данные категории социокультурным содержанием. Все значимые результаты находят отражение в создаваемой детьми Книге. Этой увлекательной работой они занимаются 4 года. Возможно, первую Книгу дети будут любить и помнить всю свою жизнь. Возможно, яркие образы, мудрые мысли и главные выводы из этой книги они смогут передать своим детям.

Формы работы на занятиях разные. Это беседы, экскурсии, работа в парах, группах, совместные мероприятия с родителями, викторины и др. Главное - каждое занятие провожу так, чтобы оно затронуло души ребят. Часто на своих занятиях звучит музыка. Считаю, что роль музыки как «Великой педагогики» огромна. В.Я. Сухомлинский в своих трудах подчеркивал роль музыки как  самого чудодейственного, самого тонкого средства привлечения к добру, красоте, человечности…» Так, на занятии « Дорога жизни» звучал «Ноктюрн» Ф. Ф Шопена.  Музыка менялась. Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе этой жизни лист заполняется качествами, которые необходимы для жизни. Дальше идет разговор о том, какой бы они хотели видеть свою страницу. Все свои мысли записывают в Книгу.

На занятиях предусматриваю игры, которые позволяют включить детей в систему разнообразных нравственных отношений, формировать личный опыт поведения в процессе общения с другими людьми. Разыгрывание ситуаций - это своеобразная репетиция поведения, которая снимает некоторые трудности, возникающие в процессе общения. Предлагаются, например, такие ситуации:

-твой друг обижен на тебя, попробуй помириться с ним;

- ты принес в школу апельсин, а у твоего друга сегодня нет ничего вкусного;

В третьем классе, размышляя  о важных непреходящих ценностях, готовим презентации, творческие работы, находим легенды о Добре и Зле. Но главное, вспоминая добрые слова и мысли, пословицы и поговорки, размышляем о том, что доброту можно дарить по-разному… Записываем в свою Книгу мудрые высказывания:

 «Истинная  доброта заключается в благожелательном отношении к людям»           ( Ж.Ж. Руссо) и др. Один  из учеников сочинил свое высказывание:

«О, мудрецы, вы бесконечно правы:

Наш мир спасут добро и красота».

Коллективно создали «цветок доброты», записали на его лепестках, что такое для каждого из них добро. Рисовали солнышко и сравнивали его со своими поступками, размышляли о том, чему бы они хотели научиться у солнышка («быть таким же ласковым, приветливым, добрым», «хочется, чтобы люди ко мне тянулись так же, как к свету»)

Программой курса предусмотрено присоединение ученика и его семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям. В Разделе         «Труд души» на занятие «Русские нар песни» были приглашены бабушки. В их исполнении дети слушали русские народные песни. Видно было, что песни затронули души ребят, и они, не зная слов, что-то пытались подпевать. И самое главное, у них появилось желание учить эти песни. Родители вместе с детьми составляли свое «семейное древо», где они отражали ближайшие родственные связи. Старшее поколение дедушки и бабушки  рассказывали детям, как одевались люди раньше, какие блюда готовились в печке-матушке, об обычаях в семьях, о семейных реликвиях. В ходе работы по программе установились тесные, добрые взаимоотношения с семьями детей, родители стали больше уделять внимание своим детям.

Незабываемые, яркие впечатления оставил в душах детей  занятие «По имени и житие», как  гласит народная пословица. Именины выделяются среди праздников тем, что особым образом сочетают в себе личное и всеобщее.  Детям было интересно узнать о святых, чье имя они носят. Так возродили в классе добрую и благочестивую традицию-празднование именин.

 Неоценимо значение «Истоков». Многочисленные направления курса создают целостную, уникальную педагогическую систему, направленную на укрепление фундаментальных, вечных ценностей отечественной цивилизации. И в будущем кто-то из моих учеников обязательно вспомнить свою первую Книгу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов «Истоки»

Представлены материалы из опыта работы учителя по программе духовно- нравственного воспитания младших школьников «Истоки». Содержательной основой программы является изучение родного края, природ...

Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.

Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...