Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Вектор доброты»
рабочая программа на тему
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияна основеКомплексноймодульной программы «Маленькая страна» / автор-составитель Т. А. Орлова/ и входит в социальное направление внеурочной деятельности. Она рассчитана на детей 7-10 лет. Занятия проводятся в игровой форме через добровольческие акции во внеурочное время один раз в неделю. Наполняемость группы – 25 человек.
Актуальность и педагогическая целесообразность программыобусловлена необходимостью восполнения дефицита гражданского социального знания школьника об общественных формах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, выполнит переход с обывательского на гражданский уровень социального знания.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС.Программа предполагает создание новой формы деятельности социального направления – добровольчество (волонтёрство).Добровольчество (волонтёрство) является мощным инструментом формирования и развития коммуникативных, организаторских качеств личности, закрепляет в человеке общечеловеческие нормы морали и нравственности.
Отличительная особенность предлагаемой программы заключается в вовлечении детей в общественно полезную работу через добровольческие акции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vn.deyatelnosti_vektor_dobroty.doc | 443.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №88
Автозаводского района г.о. Тольятти
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___от «__»_____2014г. Руководитель МО ________________Н.В.Козлова/ | Согласовано «___»________2014 г. Зам. директора по УВР ________/Н.В.Кравцевич/ | Утверждаю Директор МБУ СОШ № 88_________/Л.В.Михайлов/ «__»_____________2014 г. М.П. |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Вектор доброты»
(модифицированная)
Возраст обучающихся – 7-10 лет
Срок реализации – 4 года
Составитель:
Орлова Татьяна Алексеевна
учитель начальных классов
Тольятти
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Комплексной модульной программы «Маленькая страна» / автор-составитель Т. А. Орлова/ и входит в социальное направление внеурочной деятельности. Она рассчитана на детей 7-10 лет. Занятия проводятся в игровой форме через добровольческие акции во внеурочное время один раз в неделю. Наполняемость группы – 25 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения, 1 час в неделю;
1 год обучения – 33 часа
2 год обучения – 34 часа
3 год обучения – 34 часа
4 год обучения – 34 часа
Итого - 135 часов
Формы занятий
- Акция, флешмоб;
- Творческие задания;
- Групповая работа;
- Лекции;
- Тренинги общения;
- Игры;
- Беседа;
- ИНТЕРНЕТ-экскурсии;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Введение
Мы, волонтеры, себя любим и точно знаем, что делаем хорошие дела. Мы уверены в правильности собственной жизненной стратегии и мир для нас – гигантское пространство, предназначенное для реализации наших инициатив и гуманистических идей. Нам ясно, что именно мы делаем этот мир немного справедливее и добрее, а жизнь в нем лучше и проще. Не меньше, чем себя, мы любим других людей. Волонтерская судьба научила нас этому. Мы умеем понять чужие проблемы и можем предложить свою помощь в их преодолении. Не умеем мы одного – оставаться безучастными к жизни в целом и конкретным ее проявлениям. Мы так устроены.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью восполнения дефицита гражданского социального знания школьника об общественных формах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, выполнит переход с обывательского на гражданский уровень социального знания.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Программа предполагает создание новой формы деятельности социального направления – добровольчество (волонтёрство). Добровольчество (волонтёрство) является мощным инструментом формирования и развития коммуникативных, организаторских качеств личности, закрепляет в человеке общечеловеческие нормы морали и нравственности.
Отличительная особенность предлагаемой программы заключается в вовлечении детей в общественно полезную работу через добровольческие акции.
Волонтёрский отряд является составной частью детского объединения «Маленькая страна». В детском объединении действует система самоуправления, которая решает вопросы оказания добровольческой помощи.
Программа предполагает работу с учащимися, проявляющими лидерские способности и повышенный интерес к участию в общественной работе.
Цель: создание условий для поддержки общественной добровольческой инициативы, выявляющих и развивающих задатки и способности лидера, помогающих достичь успеха учащимся в общественной деятельности через реализацию социальных проектов.
Задачи:
- развивать умения и навыки позитивного общения, организации и осуществления сотрудничества в решении социальных проблем;
- формировать социально-активную и творческую личность полезную обществу, способную заполнить свое свободное время позитивной деятельностью и добрыми делами;
- способствовать ранней профессиональной ориентации детей на профессии сферы «человек – человек» через проведение различных акций и мероприятий, направленных на улучшение социальной и экологической ситуации в городе.
Программа «Вектор доброты» направлена на формирование методологических качеств учащихся:
- способность осознания целей социальной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение;
- креативных качеств (толерантность, эмпатия, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения);
- коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
В рамках данной программы уделяется внимание таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Социальная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы социальной деятельности в виде коллективно-творческого дела, субботников, акций.
В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия:
- ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- нравственно-этическое оценивание;
- действие смыслообразования;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- планирование совместной деятельности;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
- выделение и формулирование учебной цели;
- планирование деятельности для достижения результата;
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный.
Основные понятия
- добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации детей, действующих на благо других людей;
- социальное добровольчество - добровольческая деятельность, направленная на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества;
- детское добровольчество - практическая добровольческая деятельность детей по решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности;
- добровольческая акция - мероприятие добровольческой организации, главным человеческим ресурсом которого для достижения целей акции являются добровольцы.
Принципы
- свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности (волонтёрство);
- личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества;
- реальная определяемая польза от добровольческой деятельности и добровольного труда для других людей и общества в целом;
- ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности;
- отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность.
Мотивы
- потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям;
- потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы;
- потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремлении решать проблемы других людей и свои собственные;
- потребность в получении знаний, дополнительной информации, контактах, навыках.
Виды и содержание деятельности
- Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство второклассников над первоклассниками. Уборка территорий школы.
- Разные трудовые операции. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок.
Схема социального партнёрства
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-10 лет в течение 4 лет в объёме 135 часов (в расчёте 1 час в неделю).
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – коллективно-творческие дела, акции. Участвуя в добровольческих мероприятиях, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Планируемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня:
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
Приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения
Результаты второго уровня:
Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
Развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, героическим страницам его прошлого;
Развитие ценностных отношений школьника к Земле, человеку, к человеческой жизни вообще.
Результаты третьего уровня:
Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия;
Участие в гражданских акциях;
Опыт организации совместной деятельности с другими детьми;
Волонтёрская деятельность
Общение с представителями других социальных групп
Главный ожидаемый результат – личность ребёнка, обладающая личностно – значимыми качествами (осознание себя, гордость, уверенность, креативность, толерантность, компетентность, мобильность) и социально - значимыми (патриотизм, гражданственность), способного решать поставленные перед ними задачи и преодолевать трудности.
Видимым, ощутимым результатом программы внеурочной деятельности «Вектор доброты» станет: создание волонтёрского отряда, обладающего собственной атрибутикой, самоуправлением.
Учебно – тематический план
1 класс - 1 модуль
№ п/п | Темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
| |||||
1 | Вводное занятие. Основные понятия волонтёрства. Цели и задачи волонтёрской деятельности. | 1 | 1 | ||
2 | Развитие волонтёрства в нашем городе. | 1 | 1 | ||
3 | Развитие волонтёрства в нашей школе. | 2 | 2 | ||
2. Школа юного активиста | |||||
1 | Сущность и механизмы самоуправления. | 1 | 1 | ||
2 | Создание волонтёрского отряда. Выборы актива. | 1 | 1 | ||
3 | Устав волонтёрского отряда. Эмблема. | 1 | 1 | ||
3. Планета Самоуправления | |||||
1 | Самообразование актива органов самоуправления. | 1 | 1 | ||
2 | Составление памяток активистам. | 1 | 1 | ||
3 | «Профессии» активистов. | 1 | 1 | ||
4 | Результаты деятельности органов самоуправления. | 1 | 1 | ||
4. Новогодний марафон | |||||
1 | Изготовление открыток для ветеранов 20 квартала, для детей-сирот и опекаемых. | 1 | 1 | ||
2 | Подготовка праздничного концерта для поздравления. | 1 | 1 | ||
3 | Поздравление с праздником детей-сирот и опекаемых. | 1 | 1 | ||
4 | Поздравление с праздником ветеранов 20 квартала. | 1 | 1 | ||
5. Планета Нравственности | |||||
1 | Проблемно-ценностная дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 1 | 1 | ||
2 | Конструирование и изготовление кормушек. | 1 | 1 | ||
3 | Акция «Развесь кормушки». | 1 | 1 | ||
6. Планета SOS | |||||
1 | Просмотр и беседа по фильму о вредных привычках. | 1 | 1 | ||
2 | Диспут «Вредные привычки». | 1 | 1 | ||
3 | Изготовление листовок для проведения акции. | 1 | 1 | ||
4 | Акция «Мы против курения!» | 1 | 1 | ||
7. Заповедная планета | |||||
1 | Конкурс эрудитов «Как живёшь ты, отчий дом?» | 1 | 1 | ||
2 | Дискуссия «Наш город завтра». | 1 | 1 | ||
3 | Акция «Памятник». | 1 | 1 | ||
8. День рождения планеты | |||||
1 | Оформление результатов волонтёрской деятельности на стенде «Вектор доброты». | 2 | 2 | ||
2 | Акция «Внимание, ветеран!» | 1 | 1 | ||
3 | Акция «Чистый четверг». | 1 | 1 | ||
9. Фестиваль достижений | |||||
1 | Диспут «Можно ли назвать меня волонтёром?» | 1 | 1 | ||
2 | Подготовка программы к слёту активистов. | 2 | 2 | ||
3 | Слёт активистов-волонтёров. | 1 | 1 |
2 класс - 2 модуль
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| ||||
1 | Традиции милосердия на Руси. Феномен благотворительности. Традиции меценатства в России. Спонсорство. | 1 | 1 | |
2 | Понятие «добровольчество» и «волонтёрство». Волонтёрская символика. | 1 | 1 | |
3 | Личность волонтера. Анкетирование. | 1 | 1 | |
4 | Лидерство в волонтерской группе. «Профессии» волонтёров. | 1 | 1 | |
2. Через море Талантов на пляж Осени | ||||
1 | Акции волонтерской деятельности. Акция «Подарок». | 1 | 1 | |
2 | Праздник как волонтерская акция. Мини-концерт «Ромашка». | 1 | 1 | |
3 | Благотворительная акция «Добродеи». | 1 | 1 | |
3. Поляна Добрых надежд | ||||
1 | Волонтерская деятельность - это круто?! Дебаты. | 1 | 1 | |
2 | Проект волонтерской акции «Возьмёмся за руки, друзья!» | 1 | 1 | |
3 | Игровой марафон «Мы вместе». | 1 | 1 | |
4 | Акция «День открытых сердец». | 1 | 1 | |
4. Бухта Детской радости | ||||
1 | Игровая программа «Шаг навстречу». | 1 | 1 | |
2 | КТД « Кормушка». | 1 | 1 | |
3 | Акция «Пернатые друзья». | 1 | 1 | |
4 | Акция «Рождественский подарок». | 1 | 1 | |
5. Музей Правил | ||||
1 | Просмотр документального фильма о вредных привычках. | 1 | 1 | |
2 | КТД «Мы выбираем». | 1 | 1 | |
3 | Акция «Красный тюльпан». | 1 | 1 | |
6. Горы Мужества и отваги | ||||
1 | КТД «Тёплое письмо». | 1 | 1 | |
2 | КТД «Вечер семейного альбома». | 1 | 1 | |
3 | Соревнование по военному многоборью. | 1 | 1 | |
4 | Акция «Памятник». | 1 | 1 | |
7. По облакам Доброты и Благодарности к водопаду Чувств | ||||
1 | КТД «Сюрприз». | 1 | 1 | |
2 | Игровой марафон «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» | 1 | 1 | |
3 | Акция «Разрешите Вас поздравить!» | 1 | 1 | |
8. Зеленые скалы | ||||
1 | Игровая программа «День Земли». | 1 | 1 | |
2 | КТД «Второе дыхание». | 1 | 1 | |
3 | Благотворительная акция «Добродеи». | 1 | 1 | |
4 | Акция «Чистый город». | 1 | 1 | |
9. Озеро Памяти | ||||
1 | КТД «Дерево Памяти». | 1 | 1 | |
2 | Митинг в аллее Памяти «Прикоснись сердцем к подвигу». | 1 | 1 | |
3 | Просмотр документального фильма «Эхо войны» с последующим обсуждением. | 1 | 1 | |
4 | Самопрезентация «Можно ли назвать меня волонтёром?» | 1 | 1 |
3 класс - 3 модуль
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| ||||
1 | Волонтер - кто это? | 1 | 1 | |
2 | Почему люди становятся волонтёрами? | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | С чего начинается волонтёрское движение? | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Имидж волонтёра в обществе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Через море Талантов на пляж Осени | ||||
1 | Функции волонтёров. Анимация. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Праздник как культурная акция в волонтерской деятельности. | 1 | 1 | |
3 | Культурная акция «От сердца к сердцу». | 1 | 1 | |
3. Поляна Добрых надежд | ||||
1 | Социальный проект в волонтёрской работе. | 1 | 1 | |
2 | Социальный проект «Радости жизни». | 1 | 1 | |
3 | Защита проектов «РRO здоровье». | 1 | 1 | |
4 | Конкурс иллюстраций к сказкам «О добре и зле». | 1 | 1 | |
4. Бухта Детской радости | ||||
1 | Игровые технологии в волонтёрской деятельности. | 1 | 1 | |
2 | Проект «Праздник души». | 1 | 1 | |
3 | КТД «Почта добра». | 1 | 1 | |
4 | Акция «Рождество в каждый дом!» | 1 | 1 | |
5. Музей Правил | ||||
1 | Кто может стать волонтёром? | 1 | 1 | |
2 | КТД «Сделаем Тольятти самым добрым». | 1 | 1 | |
3 | Акция «Красный, жёлтый, зелёный». | 1 | 1 | |
6. Горы Мужества и отваги | ||||
1 | Как организовано волонтёрское движение? | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | КТД «Память в сердце храня». | 1 | 1 | |
3 | Акция «Я верю в тебя, солдат!» | 1 | 1 | |
4 | Специальная физическая подготовка волонтёра. | 1 | 1 | |
7. По облакам Доброты и Благодарности к водопаду Чувств | ||||
1 | Акция «Разрешите Вас поздравить!» | 1 | 1 | |
2 | Организация и проведение акций. | 1 | 1 | |
3 | Флешмоб «Мы за!» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. Зеленые скалы | ||||
1 | Сколько времени работают волонтёры? | 1 | 1 | |
2 | Акция «Чистый город». | 1 | 1 | |
3 | Конкурс агитационных плакатов «Земля – мой дом родной» | 1 | 1 | |
4 | Игровая программа «День Земли». | 1 | 1 | |
9. Озеро Памяти | ||||
1 | Какие существуют способы награждения волонтёров? | 1 | 1 | |
2 | Акция «Связь времён». | 1 | 1 | |
3 | Акция «Забота и внимание». | 1 | 1 | |
4 | Круглый стол «Легко ли быть волонтёром?!» | 1 | 1 |
4 класс - 4 модуль
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| ||||
1 | Вводное анкетирование «Почему я стал волонтёром?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Возможности волонтерской деятельности в сфере межличностных отношений. Интерактивная игра «Хорошее настроение». | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | Особенности зарубежных социальных проектов волонтерской деятельности. Мини-тренинг «Вместе мы сила». | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | Мастерская «Твори, выдумывай, пробуй!» | 1 | 1 | |
2. Край родной навек любимый | ||||
1 | Отечественный опыт реализации волонтёрских проектов. Практикум «Клятва волонтёров». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | Презентация деятельности волонтерских организаций в СМИ. Презентация «Завод моих родителей – мой завод!» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | Составление отчета о волонтёрской акции. Презентация «Автомобиль завтрашнего дня». | 1 | 1 | |
3. Западная Европа | ||||
1 | Волонтерские программы в Восточной и Западной Европе «Pro Мусор». Конструкторское бюро «Изобретаем кормушки». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | Мастер класс «Фантик в дело!» | 1 | 1 | |
3 | Значение волонтерской деятельности в процессе становления в России гражданского общества. Конкурс новогодних игрушек из вторсырья «Наряжаем ёлку». | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | Волонтёрская деятельность как ресурс развития гражданского общества в России. Экологический проект «Знаки против мусора». | 1 | 0,2 | 0,8 |
4. Антарктида | ||||
1 | Природоохранными мероприятиями в Антарктиде. Флешмоб «ЗОВ Антарктиды». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | Волонтёрское движение в Тольятти. Акция «Ёлка пожеланий». | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | Подбор волонтёрской службы праздника. Акция «Ангелы Рождества». | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | Игровой марафон «Устрой праздник себе сам!» | 1 | 1 | |
5. Африка | ||||
1 | Технологии деятельности волонтёров на спортивных объектах. Оформление стенда об известных спортсменах «Ими гордится Тольятти». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | Беседа с медработником «Здоровым быть здорово!» | 1 | 1 | |
3 | Специальная физическая подготовка волонтёра. Фитнес – зарядка «Делай как мы, делай лучше нас!» | 1 | 0,2 | 0,8 |
6. Америка | ||||
1 | Семейное волонтёрство в США. Коммуникативная игра «Пластилиновые каракули». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2 | Виртуальное волонтёрство. Акция «Герои нашего времени». | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | Как с помощью волонтёрства создаётся позитивный имидж Российской Федерации. Акция «Выучим гимн вместе». | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | Волонтерские марши и манифестации за рубежом. Видеоурок «Поклонимся великим тем годам». | 1 | 0,2 | 0,8 |
7. Восток – дело тонкое. Азия | ||||
1 | Примеры из жизни великих волонтёров - Мать Тереза и т.д. Оформление буклетов «Хорошими делами прославиться можно!» | 1 | 1 | |
2 | Волонтерская акция «Синяя птица». | 1 | 1 | |
3 | Акция «Поделись улыбкою своей». | 1 | 0,2 | 0,8 |
8. Австралия | ||||
1 | Австралийские волонтеры спасают животных. Акция «10 минут ради природы». | 1 | 1 | |
2 | Волонтёрство в учебных заведениях. Интеллектуальная игра «Своя игра». | 1 | 0,2 | 0,8 |
3 | Экологические волонтерские лагеря за рубежом. Создание информационного стенда «Большая стена защиты домашних животных». | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | Листовки «Встречай с любовью стаи птиц!» | 1 | 1 | |
9. Восточная Европа | ||||
1 | Чем занимаются волонтёры восточной Европы? Акция «Песни военных лет». | 1 | 1 | |
2 | Акция «День радости!» | 1 | 1 | |
3 | Вахта памяти «Во славу Отечества». Конкурс агитационных плакатов «Нет войне!» | 1 | 1 | |
4 | Создание Почётной книги «Волонтер года». | 1 | 1 |
Содержание курса
- класс - 1 модуль
1.Мои новые друзья
- Вводное занятие. Основные понятия волонтёрства. Цели и задачи волонтёрской деятельности.
- Развитие волонтёрства в нашем городе. Просмотр видеосюжетов о городе Тольятти. Обсуждение. Выявление проблемы «Что можно сделать сегодня, чтобы завтра стало лучше, чем вчера»
- Развитие волонтёрства в нашей школе. Оформление волонтёрского журнала материалами, отражающими историю развития волонтёрства в городе, школе. Субботник по уборке территории школы. КТД «Сделай свой дом красивым»
- Школа юного активиста
- Сущность и механизмы самоуправления. Понятие о сущности и механизмах развития деятельности органов самоуправления. История развития детского объединения в нашей школе.
- Создание волонтёрского отряда. Выборы актива. Мониторинг интереса учащихся. Деловая игра «Мы выбираем»
- Устав волонтёрского отряда. Эмблема. Разработка модели организационной структуры органов самоуправления (принципы, этический кодекс). Защита проекта модели.
- Планета Самоуправления
- Самообразование актива органов самоуправления. Содержание, методы и формы организации обучения и самообразования актива органов самоуправления волонтёрского отряда.
- Составление памяток активистам. Беседа о личностных качествах, способствующих успеху в волонтёрском деле. Разработка инструкций к выполнению «профессий» активистов.
- «Профессии» активистов. Тренинги по освоению навыков выполнения поручений (мастер – классы, организационно – деятельностные игры, ролевые игры). Формирование у ребят необходимых волевых и морально – психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы
- Результаты деятельности органов самоуправления. На празднике «Планета Самоуправления» ребята в шуточной форме отчитаются о том, как научились выполнять свои «профессии».
- Новогодний марафон
- Изготовление открыток для ветеранов 20 квартала, для детей-сирот и опекаемых.
- Подготовка праздничного концерта для поздравления ветеранов 20 квартала «С праздником!»
- Поздравление с праздником детей-сирот и опекаемых. КТД «Рождественская мечта»
- Адресные поздравления с праздником ветеранов 20 квартала.
- Планета Нравственности
- Проблемно-ценностная дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили». Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что нужно животным для хорошего самочувствия.
- Конструирование и изготовление кормушек. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших кормушек для птиц.
- Акция «Развесь кормушки». Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как помочь другим ребятам полюбить животных.
- Планета SOS
- Просмотр и беседа по фильму о вредных привычках.
- Диспут «Вредные привычки». Понятие о здоровом образе жизни.
- Изготовление листовок для проведения акции.
- Акция «Мы против курения!» Активизировать социальную агитацию за здоровый
образ жизни.
- Заповедная планета
- Конкурс эрудитов «Как живёшь ты, отчий дом?» Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного города, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
- Дискуссия «Наш город завтра». Роль каждого человека в улучшении жизни города. Обсуждение с учащимися сложившейся ситуации и возможности изменить её.
- Акция «Памятник». Уборка аллеи Памяти 20 квартала.
- День рождения планеты
- Оформление результатов волонтёрской деятельности на стенде «Вектор доброты». Участие в подготовке тематической выставки.
- Акция «Внимание, ветеран!» Поздравление ветеранов на дому.
- Акция «Чистый четверг»
- Фестиваль достижений
- Диспут «Можно ли назвать меня волонтёром?» Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело.
- Подготовка программы к слёту активистов. Подготовка презентации о результатах работы волонтёрского отряда. Определение авторов выступлений, состава гостей. Оформление помещения.
- Слёт активистов-волонтёров организуется как общешкольный праздник с вручением наград – грамот.
- класс - 2 модуль
1. Школа актива
- Вводное занятие. Традиции милосердия на Руси. Феномен благотворительности.
- Понятие «добровольчество» и «волонтёрство». Волонтёрская символика: гимн, девиз, речёвка. Разработка и защита модели эмблемы.
- Личность волонтера. Качества личности, способствующие успеху в волонтёрском деле. Составление памятки.
- Лидерство в волонтерской группе. «Профессии» волонтёров. Анкетирование. Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире.
- Через море Талантов на пляж Осени
- Акции волонтерской деятельности. Акция «Подарок». Мой верный друг, мой главный друг Учитель! Роль педагога в жизни каждого человека. Как должны относиться ученики к учителю и почему?
- Праздник как волонтерская акция. Мини-концерт «Ромашка». Качества личности настоящего учителя. Учитель – это человек, связующий поколения.
- Благотворительная акция «Добродеи». Изготовление поделок из природного материала. Продажа поделок для приобретения подарков ветеранам.
- Поляна Добрых надежд
- Волонтерская деятельность - это круто?! Дебаты.
- Социальный проект «Радости жизни».
- Игровой марафон «Мы вместе». Разучивание игр народов Поволжья для проведения их с подшефными.
- Акция «День открытых сердец». Проведение конкурсной развлекательной программы для подшефных.
- Бухта Детской радости
- Игровая программа «Шаг навстречу». Разучивание новогодних игр для проведения их с подшефными.
- КТД «Кормушка». Конструирование и изготовление кормушек. Этика взаимоотношения с животными. Что нужно животным для хорошего самочувствия?
- Акция «Пернатые друзья». Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как помочь другим ребятам полюбить животных.
- Музей Правил
- Просмотр и обсуждение документального фильма о пагубных привычках (алкоголь, наркотики, такокурение). Понятие о здоровом образе жизни.
- КТД «Мы выбираем». Изготовление тюльпанов для проведения акции «Красный тюльпан».
- Акция «Красный тюльпан». Активизация социальной агитации за здоровый образ жизни.
- Горы Мужества и отваги
- КТД «Тёплое письмо». Изготовление писем в виде солдатских треугольников для поздравления ветеранов 20 квартала, солдат воинских частей города Тольятти.
- КТД «Вечер семейного альбома». Сбор информации о героях Великой Отечественной войны для оформления стенда к 9 мая.
- Соревнование по военному многоборью.
- Акция «Памятник». Уборка аллеи Памяти 20 квартала.
- По облакам Доброты и Благодарности к водопаду Чувств
- КТД «Сюрприз». Изготовление подарков для девочек, мам и бабушек. Подарки и их значение в жизни человека.
- Игровой марафон «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» Разучивание новогодних игр для проведения их с подшефными.
- Акция «Разрешите Вас поздравить!». Конкурсная игровая программа для подшефных.
- Зелёные скалы
- Игровая программа «День Земли».
- КТД «Второе дыхание». Изготовление поделок из бросового материала для проведения акции «Добродеи».
- Благотворительная акция «Добродеи». Продажа поделок для приобретения подарков ветеранам.
- Акция «Чистый город». Субботник по уборке территории школы.
- Озеро памяти
- КТД «Дерево Памяти». Сбор пожеланий для ветеранов на лоскутках из кумачовой ткани. Эти лоскутки лягут в основу «Деревьев памяти» - символических деревьев.
- Митинг в аллее Памяти «Прикоснись сердцем к подвигу».
- Просмотр документального фильма «Эхо войны» с последующим обсуждением.
- Самопрезентация «Можно ли назвать меня волонтёром?» Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Награждение активистов.
- класс - 3 модуль
1. Школа актива
- Волонтер - кто это? Определение волонтерской деятельности. Цель, задачи, принципы волонтерской деятельности. С чего начинается дружба? Знакомство с программой (умение знакомиться с людьми, вещами…) Понятия «польза», «вред». Изготовление бумажного журавлика.
- Дебаты «Почему люди становятся волонтёрами?» Мотивы волонтерской деятельности. Личностные и профессиональные качества волонтера. Составление портрета волонтёра. Игры на знакомство: «Передай имя», «Рисунок о себе», «Снежный ком», «Спроси-расскажи» и др.
- С чего начинается волонтёрское движение? Специфика добровольческой деятельности. Филантропический подход к социальной работе. Потребность в общении. Расширение круга общения. Тренинг «Умение обрести и сберечь друга».
- Активная лекция «Имидж волнтёра в обществе». Игры на выявление детей с лидерской позицией: «Перестройка», «Адаптация», «Карабас», «Скульптура» и др.
- Через море Талантов на пляж Осени
- Функции волонтёров. Анимация: понятие, цель, функции, содержание, методы проведения. Ролевая игра «Подари радость».
- Праздник как культурная акция в волонтерской деятельности. Подготовка концерта для учителей «От всей души!»
- Культурная акция «От сердца к сердцу». Изготовление поделок из природного материала. Продажа поделок для приобретения подарков ветеранам.
- Поляна Добрых надежд
- Социальный проект в волонтёрской работе. Социальный проект: понятие, сущность. Этапы проектной деятельности.
- Социальный проект «Радости жизни». Социальный проект, целью которого является возрождение истинных ценностей и понимание правил и законов жизни, осознание себя. Конкурс рисунков «ЗОЖ». Размещение рисунков на растяжке для агитации за ЗОЖ.
- Защита проектов «РROздоровье». Цель проекта: сформировать приоритеты здорового образа жизни.
- Уроки доброты, любви, нравственности. Открытый конкурс иллюстраций к сказкам «О добре и зле». Цель: формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции; стимулирования социально значимых гражданских инициатив.
- Бухта Детской радости
- Методика обучения и тренировки игровым технологиям в волонтёрской деятельности. (Этап подготовки, проведения и анализа и обобщения). Игровой новогодний марафон.
- Проект «Праздник души». Выпуск новогодней газеты. Организация и проведение выставки новогодних газет.
- КТД «Почта добра». Изготовление новогодней ёлки – почты, открыток для поздравления учителей, одноклассников и т.д.
- Акция «Рождество в каждый дом!» Изготовление открыток, сувениров для поздравления детей – инвалидов, ветеранов.
- Музей Правил
- Кто может стать волонтёром? Тренинг коммуникативных умений и навыков. Игры «Моя визитная карточка», «Компот», «Собери картинку (текст)», «Почта», «Ой –ёй». Изготовление бумажного человечка.
- КТД «Сделаем Тольятти самым добрым». Изготовление листовок, призывающих водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения.
- Акция «Красный. Жёлтый, зелёный». Распространение листовок среди жителей 20 квартала.
- Горы Мужества и отваги
- Как организовано волонтёрское движение? Просмотр и обсуждение документального фильма, посвящённого дню защитника Отечества.
- КТД «Память в сердце храня». Сбор материала и оформление стенда о героях Великой Отечественной войны, о солдатах Афганской и Чеченской войн.
- Акция «Я верю в тебя, солдат!» Изготовление поздравительных открыток. Написание писем солдатам.
- Специальная физическая подготовка волонтёра. Спортивная игра «Поднять паруса».
- По облакам Доброты и Благодарности к водопаду Чувств
- Акция «Разрешите Вас поздравить!» Создание коллажа, посвящённого Международному женскому дню.
- Весенняя неделя добра. Организация и проведение акций. Акция «Нет, наркотикам!», посвящённая Всемирному дню борьбы с наркоманией.
- Организация и правила проведения флеш моба, как эффективного инструмента в развитии добровольчества.
- Зелёные скалы
- Сколько времени работают волонтёры? Акция «Чистый четверг». Уборка классных помещений.
- Акция «Чистый город». Уборка от мусора школьного двора.
- Конкурс агитационных плакатов «Земля – мой дом родной». Изготовление плакатов и проведение выставки.
- Игровая программа «День Земли».
- Озеро памяти
- Какие существуют способы награждения волонтёров? Акция «памятник». Уборка территории возле камня Памяти 20 квартала.
- Акция «Связь времён». Подготовка концерта для жителей Дома ветеранов Центрального района.
- Акция «Забота и внимание». Посильная помощь ветеранам 20 квартала.
- Круглый стол «Легко ли быть волонтёром?!» Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Награждение активистов.
- класс - 4 модуль
1. Школа актива
- Вводное занятие. Философия волонтерского движения. Цели и задачи волонтёрского движения в России и за рубежом. Инфраструктура волонтерского движения в России. Традиции открытия центров волонтеров за рубежом. Вводное тестирование «Почему я стал волонтёром?»
- Возможности волонтерской деятельности в сфере межличностных отношений. Моё место в КТД. Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня (классных и общешкольных мероприятиях), посвящённых дню учителя. Интерактивная игра «Хорошее настроение».
- Особенности зарубежных социальных проектов волонтерской деятельности. Моё место в волонтёрском движении. Занятия творческого характера. Мини-тренинг «Вместе мы сила».
- Мастерская «Твори, выдумывай, пробуй!» Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток для учителей.
- Край родной навек любимый
- Отечественный опыт (федеральный, региональный, муниципальный) реализации волонтёрских проектов. Всеобщая декларация добровольцев. Практикум. Разработка клятвы волонтёров.
- Презентация деятельности волонтерских организаций в СМИ. Мастер-класс «Учимся делать презентации» на примере презентации «Завод моих родителей – мой завод!»
- Составление отчета о волонтёрской акции. Структура отчета. Методика составления текста отчета. Показ собственных презентаций «Автомобиль завтрашнего дня».
- Западная Европа
- Волонтерские организации за рубежом. Волонтерские программы в Восточной и Западной Европе «Pro Мусор». Конструкторское бюро «Изобретаем кормушки».
- Съел конфетку - не сори! Фантик в дело примени. Мастер - класс «Фантик в дело!»
- Значение волонтерской деятельности в процессе становления в России гражданского общества. Конкурс новогодних игрушек из вторсырья «Наряжаем ёлку».
- Волонтёрская деятельность как ресурс развития гражданского общества в России. Экологический проект «Знаки против мусора». Одной из проблем российской экологии является повсеместное загрязнение бытовым мусором. Реальным способом борьбы с мусором является привлечение внимания к проблеме и пропаганда ответственного поведения на природе. Нарисуй и повесь Знак!
- Антарктида
- Природоохранными мероприятиями в Антарктиде. Флешмоб «ЗОВ Антарктиды». Во время проведения флешмоба волонтёры держат в руках пингвинов из бумаги и скандируют слоган – призыв: «Не мусори в нашем доме!»
- Волонтёрское движение в Тольятти. Биржа добрых дел к Новому году и Рождеству. Акция «Ёлка пожеланий». На ёлочку любой обучающийся школы оставляет свое поздравление учителям, одноклассникам.
- Подбор волонтёрской службы праздника. Акция «Ангелы Рождества». В Рождественской мастерской изготавливаются ангелы. И в Рождество горожане получают в подарок ангела с поздравлением.
- Игровой марафон «Устрой праздник себе сам!»
- Африка
- Технологии деятельности волонтёров на спортивных объектах. Возможные обязанности волонтёров по обслуживанию спортивного мероприятия. Создание информационного стенда об известных спортсменах «Ими гордится Тольятти»
- Беседа с медработником «Здоровым быть здорово!» Цель: приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
- Специальная физическая подготовка волонтёра. Фитнес – зарядка «Делай как мы, делай лучше нас!»
- Америка
- Семейное волонтерство в США. Проведение выходного дня вместе с детьми из детского дома, приготовление пищи в столовой для нуждающихся, участие в садово-парковых работах и уборке территории. Коммуникативная игра «Пластилиновые каракули». Рассказ о герое по очереди. Первый начинает лепить человечка и придумывает рассказ о нём. Второй ученик продолжает рассказ и добавляет человечку какую – то деталь и т.д.
- Виртуальное волонтерство. IT-технологии в деятельности волонтерского отряда. Акция «Герои нашего времени». Открытки своими руками. Поздравление учителей, пап, дедушек, братьев.
- Как с помощью волонтёрства создаётся позитивный имидж Российской Федерации. Акция «Выучим гимн вместе». Разучивание гимна Российской Федерации.
- Волонтерство как альтернативная военная служба. Волонтерские марши и манифестации за рубежом. Видеоурок «Поклонимся великим тем годам». Просмотр и обсуждение фильма.
- Восток – дело тонкое. Азия
- Положение женщин на востоке. Примеры из жизни великих волонтёров - Мать Тереза и т.д. Оформление буклетов «Хорошими делами прославиться можно!» Информация о великих волонтёрах-женщинах.
- Волонтерская акция «Синяя птица». Изготовление голубей из синей бумаги - символа мира, добра с пожеланиями, для мам и женщин нашего микрорайона.
- Акция «Поделись улыбкою своей». Изготовление улыбок из самоклеющейся бумаги. Обмен «улыбками» с одноклассниками, учителями для создания хорошего настроения.
- Австралия
- Австралийские волонтеры спасают животных. Технологии деятельности городских волонтёров. Городские волонтеры – это лицо Тольятти. Перекличка добрых дел. Акция «10 минут ради природы». Трудовой десант около школы. Кто за 10 минут соберёт больше мусора.
- Волонтёрство в учебных заведениях. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности волонтерских отрядов. Интеллектуальная игра «Своя игра». Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека.
- Экологические волонтерские лагеря за рубежом. Виды работ в лагерях. Природоохранная и экологическая деятельность волонтёров в нашем городе. Создание информационного стенда «Большая стена защиты домашних животных». Цель: привлечь внимание к проблеме увеличения количества бездомных домашних животных. Символическая «стена» защиты - чистые широкие полосы бумаги (можно использовать обои), стилизованная рисунками отпечатков лап домашних животных. Ребята прикрепляют на обои свои работы (формат А4+фотография), в которых рассказывают о своих о семейных любимцах – животных.
- Листовки «Встречай с любовью стаи птиц!» Демонстрируется фильм о пользе птиц, сопровождающейся речью, призывающей ответственному поведению по отношению к тем, кто нуждается в нашей защите и заботе. Речь заканчивается словами: «Всех, кто готов взять на себя взрослую ответственность за правильное отношение к птицам, мы просим поставить отпечаток своей руки на нашей листовке. Поставив свой отпечаток, спокойно возвращайтесь на свои места, чтобы подумать и познакомиться с содержанием листовок. Прочтите и передайте другим! «Встречай с любовью стаи птиц!» Лицевая сторона листовки представляет собой раскраску птицы и интересные факты о пользе, которую приносят птицы.
- Восточная Европа
- Чем занимаются волонтёры восточной Европы? Закон для молодёжи «Социальный год». Система Центров добровольцев. Международный день добровольцев. Акция «Песни военных лет». Дети оформляют листовки – раскраски с военными песнями и раздают их жителям 20 квартала.
- Акция «День радости!» Вся планета отмечает День Победы. В этот день каждый, кто хочет дружбы, мира и согласия между людьми всей планеты должны поздороваться хотя бы с десятью незнакомыми людьми: «Рады видеть вас сейчас! Добрый день и в добрый час! Желаем Вам счастья и добра!», вручить воздушный шарик.
- Вахта памяти «Во славу Отечества». Конкурс агитационных плакатов «Нет войне!»
- Создание Почётной книги «Волонтер года». Итоги волонтёрской деятельности за 4 года. Что запомнилось, что хотел бы изменить, предложить. Награждение лучших волонтёров.
Методическое обеспечение программы
Ведущие формы и методы организации занятий: игра, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела, акции. Активные формы обучения совпадают с формами волонтерской деятельности, а именно: дебаты, праздники, проекты.
В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный
• наглядный
• практический
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
• коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами
• в парах - организация работы по парам
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
На занятиях не ставятся отметки, но оценивание обязательно. Способ оценки деятельности - как правило, устный. При изложении оценки учитель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётного слёта активистов-волонтёров с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- разнообразие освоенных задач.
Социальная деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди.
Дидактический материал
Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- учебные фильмы
Методическое обеспечение Программы включает в себя учебно - тематический план, конспекты проведения интегрированных занятий с детьми.
Программа подразумевает обязательное участие психолога для проведения входной и итоговой диагностики уровня развития способностей ребёнка.
Техническое оснащение занятий
На занятиях используется учебные принадлежности учащихся: простой и цветные карандаши, тетради, линейки, краски, цветная и белая бумага.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, актовом зале школы, в квартирах ветеранов Великой Отечественной войны, различных объектах города (парки, скверы, улицы, и пр.)
Рекомендуемая литература для учителя:
- Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». Выпуск № 3, март 2010, с.7
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В., Б.В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Социальное творчество. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования науки от 06.10.2009, № 373.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»
Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического ...
Pабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
Программа воспитательной работы с классом "Дружный городок" посвящена одной из важных сторон развития младших школьников -социализации и успешной адаптации детей в школе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1
Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....