Программа внеурочной деятельности "Почувствуй вкус слова"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа «Почувствуй вкус слова» по целевой направленности общекультурная, социально-педагогическая, так как помогает становлению и обогащению общей культуры детей.
Даная общеразвивающая программа внеурочной деятельности составлена на основе программы «СЛОВО. ЧУВСТВО. ОБРАЗ.» Синицына В.А. (Издательство: АО «Столетие», Москва, 1996г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pochuvstvuy_vkus_slova.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Дзержинска Нижегородской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №21»
Рекомендована Утверждена
Методическим Советом приказом директора МБОУ Лицей 21 МБОУ Лицей № 21
города Дзержинска города Дзержинска
от 27.08.2014г. от 28.08.2014г. № 379-п протокол № 1
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Почувствуй вкус слова»
(Возраст обучающихся: с 7-11 лет.
Срок реализации: 4 года )
Педагог: Арефичева Е.В.
Г. Дзержинск
2014г.
1. Пояснительная записка
Программа «Почувствуй вкус слова» по целевой направленности общекультурная, социально-педагогическая, так как помогает становлению и обогащению общей культуры детей.
Даная общеразвивающая программа внеурочной деятельности составлена на основе программы «СЛОВО. ЧУВСТВО. ОБРАЗ.» Синицына В.А. (Издательство: АО «Столетие», Москва, 1996г.)
СЛОВО! Что же принципиально нового можно узнать о СЛОВЕ? Казалось бы, об этом уже столько всего сказано нашей лингвистической, методической и психологической наукой. Написаны сотни научно- популярных статей, десятки серьёзных методических и занимательных книг, пособий.
Особенность данной программы в том, что СЛОВО представляется не только с позиций формально- грамматических, но в первую очередь, с нравственно – эстетических ( слово – живое, очеловеченное).
В программе описаны нетрадиционные методы, формы, приёмы работы со словом, использован увлекательный развивающий материал: мудрые тексты, высказывания, пословицы, поговорки, игры со словом, вопросы и практические задания.
Стройная методическая система поможет в работе над словом, познакомит с нестандартными способами организации речевой творческой деятельности младших школьников.
Основу программы составляют проблемно изложенные темы. В каждой из них точно определён круг проблем, вопросов и задач , подлежащих изучению. Представлен перечень ключевых понятий, которые рассматриваются по теме. Приводится список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся, дающих фактический материал для иллюстраций практических и теоретических положений программы. Приводится и перечень ожидаемых результатов обучения младших школьников по программе.
Всё сказанное выше определяет актуальность программы внеурочной деятельности в курсе русского языка, рассчитанной на 4 года занятий с детьми 7-11 лет. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Количество обучающихся -20-25 человек. Количество занятий -2 часа в неделю (68 часов за год по 35 минут с учащимися 1 класса, по 45 минут с учащимися 2-4 классов).
При разработке программы за основу взяты такие методы как игровой, а также репродуктивный с постепенным смещением акцентов в сторону творческого продуктивного метода, частично – поисковый метод, метод проектов.
Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
Цель: содействовать интеллектуальному, нравственно – эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества.
Задачи первого года обучения:
Обучающие
- разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию
- формировать дар слова
- привить интерес к русскому языку как учебному предмету
( ИНТЕРЕС – ЛЮБОВЬ – УВАЖЕНИЕ)
- оживить, «очеловечить» учебный предмет, раскрыть маленьким учащимся секреты (механизм) этого оживления
- углубить программный материал по предмету
Воспитывающие
- формировать такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
- воспитывать любовь к слову, русскому языку
Развивающие
- развивать познавательный интерес, общекультурный кругозор, логическое, критическое, творческое мышление.
Задачи второго года обучения:
Обучающие
- углубить программный материал по предмету
- формировать знания об истории, культуре, реалиях и традициях своей страны, представления о достижениях культуры своего народа в развитии общечеловеческой культуры
- формировать умения следовать устным инструкциям
Воспитывающие
- обеспечить гармоничное эстетическое развитие
- воспитывать коммуникативную культуру школьника работать в паре, минигруппе, коллективе
Развивающие
- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения
- развивать навык полного, последовательного, доказательного освещения своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых заданий
Задачи третьего года обучения:
Обучающие
- пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над своей речью
- расширить знания учащихся в рамках образовательных областей «Литература», «Русский язык»
Воспитывающие
- расширить коммуникативные способности детей
- выработать навык здорового образа жизни
- воспитывать потребность к расширению своего культурного кругозора
Развивающие
- развивать способность к самостоятельному решению творческих задач
Задачи четвёртого года обучения:
Обучающие
- формировать способность к авторской письменной речи, сочинительству
- углубить программный материал по предмету
Воспитывающие
- содействовать формированию мировоззрения, эстетических и нравственных принципов
Развивающие
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление
- развивать творческие способности и фантазию детей
Данная программа включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей – создание ими лингвистических игр (обучающих игровых пособий): от идей до конечного продукта (самостоятельно оформленного). Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.
Формы проведения занятий: комбинированные учебные занятия (оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальная, парная, групповая в рамках фронтальной).
Характеристика участников образовательного процесса
Программу реализует учитель начальных классов.
Условия реализации программы
- дидактические, методические материалы
- оборудование-компьютер, мультимедийный проектор, экран
- помещение - учебный кабинет
- педагог, реализующий программу –в штате образовательного учреждения
Ожидаемые результаты первого года обучения
Должны знать:
- различия звуков и букв, характеристику звуков: гласные и согласные, ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие
- словарные слова
- орфографические правила
- прямое и переносное значение слов
- омонимы, антонимы
Должны уметь:
- слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения
- пользоваться словарём для решения любых практических задач
Ожидаемые результаты второго года обучения
Должны знать:
- названия частей слова, способы их нахождения
- значения единственного и множественного числа слов, обозначающих предметы
- прямое и переносное значение устойчивых выражений
- лексическую сочетаемость слов
- фразеологизмы, пословицы, поговорки
Должны уметь:
- слушать речь собеседника , соблюдая правила речевого поведения, оценивать её соответствие вопросу или заданию
- самостоятельно добывать информацию из текстов
- создавать речевые произведения различных жанров, обдумывать их содержание и языковые средства
- самостоятельно составлять кроссворды
Ожидаемые результаты третьего года обучения
Должны знать:
- понятия фонетика, графика, лексика, морфология
- основные единицы языка
- особенности русского словообразования, смысл и значение морфем
- части речи
Должны уметь:
- определять тему текста, выделять главную мысль
- создавать тексты – повествования
- пользоваться словарями
- различать части речи
- правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам
Ожидаемые результаты четвёртого года обучения
Должны знать:
- орфографические правила (заповеди- правила для Пишущего)
- синтаксические единицы языка
- способы работы с текстом
- смысловое и структурное единство текста
- способы обнаружения идеи в художественных текстах
Должны уметь:
- обнаруживать все известные орфограммы
- писать слова с непроверяемыми орфограммами
- обдумывать построение предложений при создании письменных текстов, распространять их
- создавать тексты освоенных жанров
- пунктуационно правильно оформлять границы мыслей, в известных случаях ставить запятые внутри предложений
Способы проверки ожидаемых результатов
- беседы на каждом занятии
- проверки больших тем или ряда тем (диагностика: стартовая, промежуточная, итоговая)
- фестивали
- выставки выполненных поделок
- создание игр
- рисование плакатов
- сочинение сказок, рассказов, стихов
- викторины
- учебно - исследовательские конференции
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности
- праздник в конце учебного года
- конкурс в конце учебного года
- выпуск печатного издания (защита проектов)
2.Учебно - тематический план первого года обучения
Тема | Всего | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
| 1 | 1 | |
| 5 | 2 | 3 |
| 5 | 2 | 3 |
| 5 | 2 | 3 |
| 7 | 2 | 5 |
| 7 | 2 | 5 |
| 5 | 2 | 3 |
| 5 | 2 | 3 |
| 5 | 2 | 3 |
| 5 | 1 | 4 |
| 5 | 1 | 4 |
| 7 | 2 | 5 |
| 3 | 3 | |
| 3 | 3 | |
Итого: | 68 | 24 | 44 |
3.Содержание программы
Первый год обучения
- Введение
Ознакомление с правилами поведения в учебном учреждении, с правилами пожарной безопасности. Сообщение плана работы объединения.(1 час)
- «Аз да Буки- вот и все науки»(5 часов)
Откуда пришла к нам Азбука.(1час)
Звук и буква. (1час)
Практика
Родной язык и иностранные языки. (1час)
Правила для говорящего и слушающего. (1час)
«Азбука вежливости» (1час)
- «Каждому слову – своё место» (5 часов)
Слова, обогащающие нашу речь. (1час)
О словах разнообразных, одинаковых, но разных. (1час)
Практика
Конкурс «Слова-змейки». (1час)
Найди слова, которые спрятались. (1час)
Волшебница речь. (1час)
- «Орфографический фоторобот» (5 часов)
Как ты слышишь звуки и пишешь слова? (1час)
Как ты слышишь звуки и произносишь слова? (1час)
Практика
Как ты слышишь звуки и пишешь слова? (1час)
Как ты слышишь звуки и произносишь слова? (1час)
Научись правильно определять смысл слов. (1час)
- «Коллекция фантазий» (7 часов)
Понятие о фантазировании. (1час)
Приём «наоборот». (1час)
Практика
«Подумай и ответь»(2 часа)
Игры на развитие творческого мышления.(2 часа)
«Вспомни правило любое и примером докажи»(рисование схем) (1час)
- «Незнайкин бенефис» (7 часов)
Грамматика, грамматика – наука очень строгая. (1час)
«Почему помидор стал красным?» (1час)
Практика
Учимся писать стихи.(3 часа)
«Вспомни правило любое и примером докажи»(2 часа)
- «Слово за слово» (5 часов)
«В гостях у Сказки». (1час)
«Из Букварины в страну Литературию». (1час)
Практика
«Веселье у короля Зодиака». (1час)
Игры на развитие пространственного мышления. (1час)
Игры на развитие восприятия и воображения.(1час)
- «Словесный калейдоскоп» (5 часов)
«Какого цвета зима?» (1час)
Шутки Весельчака-шарады. (1час)
Практика
Игры на развитие восприятия и воображения. (1час)
Логические задачи на развитие способности рассуждать. (1час)
Логические задачи на развитие аналитических способностей. (1час)
- «Одного поля ягоды» (5 часов)
Выделение признаков в объекте. (1час)
Правила классификации. (1час)
Практика
«Проказы Смехотама». (1час)
«Разноцветный калейдоскоп». (1час)
Логические задачи на упорядочивание. (1час)
- «Слоги. Ребусы. Загадки.» (5 часов)
Что такое ребус. (1час)
Загадки народные и авторские. (1час)
Практика
Учимся рисовать ребусы. (1час)
Игра «Переставь слоги». (1час)
Сочиняем загадки. (1час)
- «Слово не воробей…»(5 часов)
Что такое пословицы и поговорки. (1час)
Крылатые выражения. (1час)
Практика
Аукцион шуток и загадок. (1час)
Фразеологизмы. (1час)
Развивающие игры со словами. (1час)
- «О чём речь?» (Лото по развитию речи) (7 часов)
Обучение работе со словарём. (1час)
Обучение конструированию вопросов. (1час)
Занимательные рамки. (1час)
Практика
В стране литературных героев. (1час)
Создание литературного лото(3 часа).
- Консультации (3 часа)
Подготовка к празднику«Удивительные приключения в Изумрудном городе».(1 час)
Подготовка к конкурсу КВН. (1 час)
Подготовка к празднику «Волшебный сундучок Шарля Перро». (1 час)
- Культурно – массовые мероприятия(3 часа)
Праздник «Удивительные приключения в Изумрудном городе». (1час)
«Встреча с кометой «КВН». (1час)
Праздник «Волшебный сундучок Шарля Перро». (1час)
Учебно - тематический план второго года обучения
Тема | Всего | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
| 1 | 1 | |
| 7 | 3 | 4 |
| 7 | 3 | 4 |
| 7 | 3 | 4 |
| 7 | 3 | 4 |
| 7 | 3 | 4 |
| 5 | 2 | 3 |
| 5 | 2 | 3 |
| 5 | 2 | 3 |
| 7 | 2 | 5 |
| 3 | 3 | |
| 4 | 4 | |
| 3 | 3 | |
Итого: | 68 | 25 | 43 |
Содержание программы
Второй год обучения
- Введение(1 час)
Ознакомление с правилами поведения в учебном учреждении, с правилами пожарной безопасности. Сообщение плана работы объединения.(1 час)
- Повторение(7 часов)
Что такое ребус. (1 час)
Загадки народные и авторские. (1 час)
Что такое пословицы и поговорки. (1 час)
Практика
Занимательные рамки. (1 час)
Сочиняем загадки. (1 час)
Аукцион шуток и загадок. (1 час)
«Разноцветный калейдоскоп». (1 час)
- «Товарищ Мягкий знак»(7 часов)
Наблюдение за сочетаемостью слов. (1 час)
Разделительный мягкий знак. (1 час)
Мягкий знак в сочетаниях согласных. (1 час)
Практика
Отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой. (1 час)
Мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы. (1 час)
Использование ь разделительного при обозначении звука [й].
(1 час)
Разделительный твёрдый знак. (1 час)
- «Чудеса во множественном числе»(7 часов)
Назначение и использование частей речи.(2 часа)
Возможность изменения частей речи по числам. (1 час)
Практика
Значения единственного и множественного числа.(2 часа)
Имена существительные, образующие и не образующие формы единственного и множественного числа.(2 часа)
- «Мысль бежит, слово догоняет»(7 часов)
Наблюдение за сочетаемостью слов. (1 час) (1 час)
Прямое и переносное значение слова.(2 часа)
Практика
Многозначность, оттенки в употреблении слов.(2 часа)
«Словарь трудностей»(2 часа)
- «Мудрые советы, мудрёная наука»(7 часов)
Как устроены слова. (1 час)
Детское словотворчество. (1 час)
Секреты дедушки Корня. (1 час)
Практика
Кто командует корнями. (1 час)
Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». (1 час)
Приставки- труженицы. Суффиксы – работяги. (1 час)
Сложение бывает не только в арифметике. Почему мвы так говорим. (1 час)
- «Пойми меня»(5 часов)
Слова с одной буквы. Города. (1 час)
Украшаем слова. (1 час)
Практика
Пересказ по кругу. (1 час)
Запоминаем текст. Учим текст наизусть. (1 час)
Скороговорки и считалки. (1 час)
- «Эрудит» (крестословица) (5 часов)
Прямое и переносное значение слова.(2 часа)
Практика
Буквенный состав слова.(3 часа)
- Фонетические кроссворды( 5 часов)
Тематические кроссворды.(2 часа)
Практика
Заполнение сеток.(2 часа)
Самостоятельное составление кроссвордов.(1 час)
Тематические кроссворды.(2 часа)
- Составление собственных игр по уже существующей модели(7 часов)
Анализ модели игры. (1 час)
Обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь).(2 часа)
Практика
Самостоятельная подготовка содержательного наполнения игры. (1 час)
Групповая проверка содержания игры. (1 час)
Изготовление игры.( 2 часа)
- Консультации.(3часа)
Способы художественного оформления игры. (3 часа)
- Презентации проектов(4 часа)
Защита индивидуальных проектов, выполненных детьми.
(4 часа)
- Защита групповых проектов по теме «Игровое учебное пособие по русскому языку»(3 часа)
Разработка и критическая оценка идеи. Групповая работа.
Закрепление навыка работы со словарями. (1 час)
Изготовление макета игры и его оценка. Групповая работа.
Окончательное оформление игры. (1 час)
Учебно - тематический план третьего года обучения
Тема | Всего | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
| 1 | 1 | |
| 13 | 5 | 8 |
| 14 | 6 | 8 |
| 16 | 6 | 10 |
| 12 | 4 | 8 |
| 6 | 2 | 4 |
| 4 | 4 | |
| 2 | 2 | |
Итого: | 68 | 27 | 41 |
Содержание программы
Третий год обучения
- Введение(1 час)
Ознакомление с правилами поведения в учебном учреждении, с правилами пожарной безопасности. Сообщение плана работы объединения. (1 час)
- «Язык – самое удивительное, что есть на свете»(13 часов)
Правила для говорящего и для слушающего. (1 час)
Я и ты. Какого роду- племени? (1 час)
Твоя родословная. (1 час)
Откуда ты, имя? (1 час)
Как вас зовут или тайны имени. (1 час)
Практика
Великий, могучий, волшебный язык. (2 часа)
Зачем говорить то? (2 часа)
Слова «друзья» и «враги». (2 часа)
Душа родного слова. (2 часа)
- «Что есть фонетика и графика»(14 часов)
Путешествие в мир Фонетики и Графики. (1 час)
Как появились и зачем нужны звуки речи. (1 час)
Звук и буква. (1 час)
Из истории изобретения букв. (1 час)
Есть ли душа у звуков и букв. (1 час)
Поэты о характере гласных и согласных букв. (1 час)
Практика
Мир без слов. Язык мимики и жестов. (Игра- драматизация).
(1 час)
Звуковая цветопись. (1 час)
Слово и рифма (слова с похожими «хвостами»). (1 час)
Слог, слогоделение, словесное и логическое ударение. (1 час)
Живое слово ребёнка в выразительном чтении. (1 час)
Говорите правильно! (Кое что об орфоэпии). (1 час)
Оформление книги пословиц о языке, речи, слове. (1 час)
«Расскажу о характере и душе своей любимой буквы». (1 час)
- «Путешествие в страну Лексикологию»(16 часов)
Что изучают Лексика и Лексикология? (1 час)
Слова- «одежда» нашей мысли. (1 час)
Лексическое значение слова. (1 час)
Слово одно, а значений много. (1 час)
Прямое и переносное значение слова. (1 час)
Понятие о метафоре, метонимии и гиперболе как средстве художественной выразительности. (1 час)
Практика
Слова- эпитеты и слова- сравнения. (1 час)
Творческая работа по составлению словарика «Слово и образ». (1 час)
«Двойники», но не братья. (1 час)
Учимся определять значения многозначного слова. (1 час)
«Очень близко, но не совсем. (синонимы) (1 час)
«О словах- врагах» (антонимы). (1 час)
Антонимы в пословицах и поговорках. (1 час)
Слова активные и пассивные. (1 час)
Почему рождаются слова (неологизмы). (1 час)
Шутливо, да не очень о фразеологических выражениях, «крылатых словах». (1 час)
- «Слово под микроскопом»(12 часов)
Понятие о морфемах. (1 час)
Правило в стихах и жестах. (1 час)
«Братья по крови, или о словах- «родственниках». (1 час)
Какие морфемы делают слова эмоционально окрашенными.
(1 час)
Практика
«Братья по крови, или о словах- «родственниках». (1 час)
Игры с эмоционально окрашенными словами. (1 час)
Игра «Сорок слов из простокваши». (1 час)
Игра «Превращения слов». (1 час)
Творческая работа по словообразованию «Волшебное дерево слов» (2 часа)
Игра «Жаркий спор жителей страны Морфологии». (1 час)
Занимательные игры по словообразованию. (1 час)
- «Забавные приключения в стране Морфологии»(6 часов)
О грамматических классах слов. (1 час)
Кое- что о характере самостоятельных и служебных слов. (1 час)
Практика
История о том, как служебные части речи помогали выразить чувства. (1 час)
Творческое занятие «Лингвистические сказки». (1 час)
Истории о частях речи. (1 час)
Морфология в занимательных играх. (1 час)
- Консультации(4 часа)
Подготовка к защите проектов. (4 часа)
- Культурно – массовые мероприятия(2 часа)
Праздник. (1 час)
Защита проектов. (1 час)
Учебно - тематический план четвёртого года обучения
Тема | Всего | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
| 1 | 1 | |
| 13 | 5 | 8 |
| 16 | 6 | 10 |
| 15 | 5 | 10 |
| 16 | 6 | 10 |
| 4 | 4 | |
| 3 | 3 | |
Итого: | 68 | 27 | 41 |
Содержание программы
Четвёртый год обучения
- Введение(1 час)
Ознакомление с правилами поведения в учебном учреждении, с правилами пожарной безопасности. Сообщение плана работы объединения.(1 час)
- «Полезные советы Незнайке или как помочь себе самому стать Знайкой»(13 часов)
«Главные опасности письма, или как писать без ошибок». (1 час)
Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.(2 часа)
Словарь трудностей. (2 часа)
Практика
Письма об Орфографии. (1 час)
Занимательная орфография. (1 час)
«И всё таки она хорошая». (1 час)
Секреты Орфографии. (1 час)
«Подумай и ответь» . (1 час)
Заповеди- правила для Пишущего. (1 час)
Правила в занимательных стихах и жестах. (1 час)
«Незнайкина копилка». (1 час)
- «Загадки Синтаксиса и Пунктуации»(16 часов)
Синтаксические единицы – строительный мате6риал нашей речи. (1 час)
Предложения «маленькие» и «большие». (1 час)
Понятия – правила в стихах. (1 час)
Есть ли сердце у предложений. (1 час)
Сообщаем, спрашиваем, восторгаемся. (1 час)
Слова- обращения, вводные слова как выразители оттенков чувств и настроений. (1 час)
Практика
Как записать то, о чём тебе сказали. (1 час)
О способах передачи чужой речи и её оформлении на письме.
(1 час)
«Стражники» письменной речи, или зачем нужны знаки препинания. (1 час)
Правила в занимательных стихах и жестах. (1 час)
Что помогает почувствовать знак препинания. (1 час)
«Географическое положение» знаков препинания. (1 час)
Чувства и настроения выражаем знаками препинания. (1 час)
Игры для занимательной пунктуации. (1 час)
Учимся редактировать простое и сложное предложение. (2 часа).
- «Познакомимся с текстом и его секретами»(15 часов)
Есть ли «входная дверь» у текста, или знакомство с заголовком. (1 час)
Зачем нужен эпиграф. (1 час)
О «пусковом моменте» на пути к главной мысли. (1 час)
Что такое план и как его составить. (1 час)
Повествую, описываю, рассуждаю. (1 час)
Практика
Деление текста на абзацы. (1 час)
Как определить тип текста. (1 час)
Сочинительство текстов разных типов, их анализ и художественное оформление. (1 час)
О композиции текста и её основных элементах. (1 час)
Средства соединения частей в тексте. (1 час)
Правила ведения диалога в пословицах и поговорках. (1 час)
Игра- драматизация «Интервью». (1 час)
Проведение диалогов в стандартной и нестандартной речевой ситуации. (1 час)
Монологическая речь и её особенности. (1 час)
«Ты должен знать: где, что, кому и как сказать!» (1 час)
- «Зачем нужны стили речи?»(16 часов)
«Стили»- слово многозначное.(2 часа)
Понятие о стилях речи как разновидностях языка.(2 часа)
Стили речи и речевые ситуации.(2 часа)
Практика
Учимся определять стилистическую принадлежность.(2 часа)
Правила в стихах. (1 час)
Работа над проектами.(7 часов)
- Консультации (4 часа)
Оформление презентаций.
- Культурно – массовые мероприятия(3 часа)
Защита проектов.
4.Методическое обеспечение программы
дополнительного образования.
Первый год обучения.
Тема | Форма занятий | Приёмы и методы | Метод. и дидакт. материал | Техническое оснащ. занятий | Формы подведен. итогов по теме |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки | Куклы | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Компаниец В.Г. «Игры и развлечения» | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, пословицы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Минскин Е.М. «От игры – к знаниям» | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Панов В.М. «Занимательная орфография» | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, схемы, книга Успенский Л.В. Слово о словах. | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши цв. бумага | Задания по карточкам, вопросы, ответы, рисунки, аппликации |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, Любич Д.В. Лингвистические игры. | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, | Компьютер проектор, экран, фломастеры | Задания по карточкам, вопросы, ответы, кроссворды |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Соловьева Н.Н. «Необычное словообразова- ние» | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши | Задания по карточкам, вопросы, ответы, пословицы, поговорки |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки Книга «Загадки-шарадки» | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши | Задания по карточкам, вопросы, ответы, ребусы,загадки |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга «Игры и развлечения» / Сост. Фирсова Л.М | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши | Рисунки, кроссворды, лото |
| Беседа | Рассказ | Карточки | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Празд- ник | Практическая деятельность | Презентация, костюмы | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы защита работы |
Методическое обеспечение программы
дополнительного образования.
Второй год обучения.
Тема | Форма занятий | Приёмы и методы | Метод. и дидакт. материал | Техническое оснащ. занятий | Формы подведен. итогов по теме |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки | Куклы | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки Книга «Загадки-шарадки» | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, пословицы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Пасхалов А.П. «Русский язык». | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, Пасхалов А.П. «Русский язык». | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Чкаников М.Н. «Игры и развлечения» | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши цв. бумага | Задания по карточкам, вопросы, ответы, рисунки, аппликации |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры». | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, контрольное упражнение |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Труднев В. «Считай, смекай, отгадывай» | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, карандаши | Компьютер проектор, экран, фломастеры | Задания по карточкам, вопросы, ответы, кроссворды |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, фломастеры | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши | Задания по карточкам, вопросы, ответы, пословицы, поговорки |
| Беседа | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, цв. карандаши, фломастеры | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши | Задания по карточкам, вопросы, ответы, ребусы,загадки |
| Беседа | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Собеседование | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, газеты, журналы | Компьютер проектор, экран | Презентация |
| Праздник | Рассказ | Карточки, презентация | Компьютер проектор, экран | Презентация, открытое занятие, защита работы |
Методическое обеспечение программы
дополнительного образования.
Третий год обучения
Тема | Форма занятий | Приёмы и методы | Метод. и дидакт. материал | Техническое оснащ. занятий | Формы подведен. итогов по теме |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки | Куклы | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, Гвоздарёв Ю.А. «Язык есть исповедь народа» | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, пословицы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши, | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты, рисунки |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Жигулёв А.М. «Сила образного слова» | Компьютер проектор, экран, | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга СмирновА.Е «Сорок сорок из просто- кваши» | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши цв. бумага, | Задания по карточкам, вопросы, ответы, рисунки, аппликации |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Вартаньян Э.А. «В честь и по поводу» | Компьютер проектор, экран, | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Беседа | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, газеты, журналы | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Праздник | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, карандаши | Компьютер проектор, экран, фломастеры | Задания по карточкам, вопросы, ответы, кроссворды |
Методическое обеспечение программы
дополнительного образования.
Четвёртый год обучения
Тема | Форма занятий | Приёмы и методы | Метод. и дидакт. материал | Техническое оснащ. занятий | Формы подведен. итогов по теме |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки | Куклы, доска | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга «Панов В.М. « Занима- тельная орфография» | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, пословицы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга Шкатова Л. А. «Подумай и ответь» | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши, | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, книга «Русский язык в картинках» | Компьютер проектор, экран, | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты |
| Беседа, игры | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки, Книга «Речь, речь, речь» | Компьютер проектор, экран, цв. карандаши цв. бумага, | Задания по карточкам, вопросы, ответы, рисунки, аппликации |
| Собеседо- вание | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Карточки | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы |
| Праздники | Рассказ, демонстрация, практическая деятельность | Презентация, карточки | Компьютер проектор, экран | Задания по карточкам, вопросы, ответы, тесты, открытое занятие, защита работы |
Используемая литература для педагога:
Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.
Бурмако В. М. Русский язык в картинках. М., 1991.
Гвоздарёв Ю.А.Язык есть исповедь народа …М. 1993.
Жигулёв А.М. Сила образного слова. М.,1989.
Вартаньян Э.А. В честь и по поводу. М., 1987
Панов В.М. занимательная орфография. М. 1994.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.
Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.
Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.
Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.
Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.
Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 3-4 классов – М., 1998.
Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.
Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского, 1998.
Речь, речь, речь.М., 1990.
Григорян Л. Т. Язык мой- друг мой. М. 1988.
Используемая литература для детей:
Труднев В. Считай, смекай, отгадывай. – Москва. 1998.
Михайлова З. Игровые занимательные задачи для школьников. - Москва , Просвящение, 1995.
Секреты орфографии. М., 1991.
Шкатова Л. А. Подумай и ответь. М., 1989.
Смирнов А.Е Сорок сорок из простокваши.М.,1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)
«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...
Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития,...
Программа внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа предназначена для реализации в начальных классах для детей с НОДА, раскрывает широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития, лого...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной р...
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Художественное слово»
рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово" для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального образования для обучающихся с ЗПР....
Комментарии
Программа "Слово,чувство.образ"
Елена Валентиновна,программа содержательная и интересная.Способствует проведению проектов, исследовательских работ.Удачи и творчества в реализации.