Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
рабочая программа (3 класс)
В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово" 3-4 класс | 468.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.1.Настоящая программа разработана в соответствии с нормативной базой организации внеурочной деятельности:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.15 № 1575)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 г. № 85; Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72; утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81).
- Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- Письмом Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности»
- Уставом образовательного учреждения ГБОУ СОШ № 2 с. Обшаровка
- Планом внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год
В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.
Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Программа рассчитана на 68часов : 1 час в неделю в 3-их классах и 1 час в неделю в 4-ых классах. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.
Цели:
Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;
формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
активное участие в школьных ,муниципальных и областных смотрах, конкурсах и других мероприятиях.
Задачи:
-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами
-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к национальной литературе.
Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения
Приёмы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).
Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.
Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы: «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.
Состав кружка
Учащиеся 3- 4 классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.
Результаты освоения кружка
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.
Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) муниципальных, окружных и региональных мероприятиях творческого характера.
Планируемые результаты освоения курса «Художественное чтение» (личностные, метапредметные и предметные )
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
-Учиться анализу достижения цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Предметные результаты:
Знать:
- общие вопросы речевого искусства,
- орфоэпические нормы русского языка
- фонетические нормы русского языка,
- нормы литературной речи,
- основные этапы работы чтеца над художественным произведением,
- основы русского стихосложения,
- принципы построения литературной композиции,
Уметь:
- работать над исправлением дикционных недостатков,
- производить логический анализ произведения,
- работать над текстом, добиваясь органичности чтения текста стихотворных произведений,
- прочитать с листа или наизусть знакомое произведение, расставляя логические ударения
Содержание курса внеурочной деятельности
I полугодие
Раздел 1. Техника Речи.
Тема 1.1. Дыхание. Основы. Техника речи и роль изучения ее разделов в сценической деятельности, в быту. Первостепенная роль правильного дыхания.
Тема 1.2. Ряд гласных. Основы голосоведения. Элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене речевого аппарата, о понятиях: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор. Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и освобождение от ненужного напряжения мышц
речевого аппарата. Речь «на опоре».
Тема 1.3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных.
Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика,
сочетания гласных и согласных. Игровой комплекс «Активные согласные».
Раздел 2. Орфоэпия.
Тема 2.1. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой речи. Необходимость овладения грамотным произношением в жизни и на сцене. Упражнения в игровой форме «Говорим правильно» на тему ошибок в бытовой речи.
Тема 2.2. Зависимость произносительных норм от ударения в слове. Разноместное ударение в русском языке. Игра «Волшебные слова» на тему смыслоразличительного значения ударений (из слов на карточках скачки- скачки, атлас-атлас, уже-уже, дорога-дорога и т.п.) необходимо одной команде составить, а другой прочитать предложения с различным значением.
Игра «Скажу наверно, а ты поправь!». Работа в парах. Один сознательно неверно произносит, другой – исправляет. Развитие навыка пользоваться словарем для проверки правильности ударений.
Раздел 3. Логический анализ текста.
Тема 3.1. Речевые такты и логические паузы. Донесение мысли в звучащей речи. Логика речи. Речевые такты, как группы слов, связанные единой мыслью. Логические паузы для разделения и связывания речевых тактов.
Графическое обозначение речевых тактов и видов логических пауз (основные: соединительные, разделительные и люфт – пауза) при логическом разборе текста в репертуарной тетради чтеца и актёра.
Тема 3.2. Логические ударения. Главное слово или словосочетание в речевом такте. Выделение главных слов или словосочетаний в речевом такте, фразе, куске. Основные знаковые обозначения главных и второстепенных логических ударений. Игра «Путешествие в страну ЛОГИКА». На усмотрение педагога – выбор литературного, сказочного или бытового героя, который «расшифровав» маршрут на речевой карте из 1-3-х несложных предложений (совершив графическую разбивку на речевые такты, обозначив паузы и главные слова) достигает цели.
Тема 3.3. Тема. Идея. Сверхзадача. О чем нам рассказывал автор?
Определение главной мысли произведения. О чем я хочу рассказать? Чем бы я хотел увлечь, о чем должен поразмыслить слушатель и зритель после моего исполнения? Беседа с ответами на данные вопросы в группе. Определение эвристическим методом понятий тема, идея, сверхзадача и определение их на примере в конкретных произведениях.
Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение басен и стихотворений малых форм. История возникновения басни. Эзоп. Бабрий. Лафонтен. Державин. Тредиаковский. Крылов. Василий Пушкин. Михалков. Кривин. Чтение басен в группе. Выбор басен сообразно возрасту в процессе чтения. Стихотворения детских поэтов – А.Барто, С.Михалкова, Б.Заходера, Э.Мошковской, А.Усачёва, Э.Успенского и др.
Исполнение басен и стихотворений с предварительным разбором идейно- тематического содержания, авторского и личностного отношения.
Раздел 4. Культура речевого общения.
Тема 1.4. Умение владеть грамотной речью в основных жизненных
ситуациях. Этюды «Знакомство», «Прощание», «Покупка», «Поездка» и т.п. Культура речи и культура речевого общения как многозначные понятия. Использование языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Практическое исполнение небольших сюжетно-ролевых этюдов на вышеуказанные темы.
Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением басни, либо стихотворения. По выбору педагога можно объединить концерт единой темой, например, «Школьные истории», «Приключения каждый день» и т.п.
2 полугодие
Раздел 1. Техника речи.
Тема 1.1. Дыхательные гимнастики. Выполнение различных видов дыхательных гимнастик в игровой форме для воспитания полного смешанного диафрагматического дыхания. Осанка при выполнении дыхательных упражнений. Упражнения в положении стоя, сидя, лежа.
Воспитание навыков носового дыхания. Упражнения «Цветок», «Снежинка», «Пушинка», «Насос и мячик», «Свечи» и т.п.
Тема 1.2. Дикционные комплексы. Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Ряд гласных обычный и йотированный (И-Э-А-О-У-Ы; И-Е-Я-Ё-Ю-И). Слоговые упражнения на сонорных и звонких щелевых согласных (Л,Р,М,Н,Ж,З,В); губно-губных и смычных согласных (П,Б). Упражнения на освоение разницы в артикуляции твердых и мягких согласных (Т,ТЬ,Д,ДЬ).
Тема 1.3. Развитие полётности голоса. Мимический, точечный и вибрационный массаж без звука и со звуками «М», «В». Упражнения для выведения звука вперед. «Зеркало», «Расслабленный язык», «Игра в теннис», «Игра в мяч» со звуковыми сочетаниями «Эхо», «Камешки» на протяжных «ми-мэ-ма-мо-му-мы» и т.п.
Тема 1.4. Скороговорки. Исполнение скороговорок в игровой форме для проверки правильности произношения проблемных звукосочетаний.
Раздел 2. Орфоэпия.
Тема 2.1. Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении. Игровые упражнения на выделение ударного слога разными способами ( взмахом руки, шагом и т.п.). Музыкальный способ выделения ударного слога высотой тона. Этюд «Кукольный магазин». Игрушки произносят слова, применяя для динамического ударения вышеупомянутые способы. Предударный и заударный слог. Редукция.
Тема 2.2. Классификация согласных. Упражнения на произношение
согласных в сочетаниях: смычных взрывных (п-б, т-д, к-г); щелевых (с-з, ш- ж, ф-в,х); глухих (п,т,к,х,с,ф,щ,ш,ц,ч) и звонких (б,д,г,з,в,ж), сонорных (м,р,л,н). В сочетаниях твёрдых и мягких согласных (ел-ель, был-бил, кра-кря и т.п.)
Раздел 3. Логический анализ текста.
Тема 3.1. Логические ударения. Главные слова. Паузы. Разбор текстовых текстов-отрывков из прозаических произведений. Главная мысль отрывка.
Способы интонационного выделения.
Тема 3.2. Тема. Идея. Сверхзадача. Логический разбор отрывков, выбранных для исполнения.
Тема 3.3. Событийный ряд. Событийный ряд в рассказе, сказке, пьесе. Исходное событие. Центральное событие. Главное событие. (Завязка. Кульминация. Развязка). Определение в отрывках, выбранных для исполнения.
Тема 3.4. Разбор произведений. Исполнение небольших рассказов или отрывков из рассказов остросюжетного характера. Исполнение рассказов и отрывков из рассказов с предварительным действенным анализом (идейно- тематическое содержание, авторская задача, задача исполнителя, событийный ряд, личностное отношение к событиям).
Раздел 4. Культура речевого общения.
Тема 1.4. Слушаем и отвечаем. Сюжетно-ролевая игра, воспитывающая умение слушать собеседника и вежливо ему отвечать в различных ситуациях. Примерные темы «Мой школьный день», «Как я провел каникулы», «Поездка, которая мне понравилась (не понравилась)» и т.п.
Итоговый показ в форме обзорного концерта по пройденным темам и исполнением рассказов. По выбору педагога можно объединить концерт единой темой, например, «Веселые страницы», «Мои любимые писатели» и т.п.
Логические паузы
Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. Отработка практических навыков при работе с текстом.
Тематическое планирование 3 класс
№урока | Тема | Кол-во занятий |
1 | Вводная беседа. Цели и задачи кружка «Художественное чтение» | 1 |
2 | Живое слово и его значение. Художественное чтение как средство наиболее полной передачи содержания литературного произведения | 1 |
3 | Основы художественного чтения: четкое и правильное произношение, ясная и верная передача мыслей автора. | 2 |
4 | Лекция. Формирование умения видеть то, что изображено в произведении, и читать так, чтобы и слушатели могли представить себе это и правильно оценить. | 2 |
5 | Лекция, поисковая работа. Основные сведения об авторе произведения (на примере биографии Н.Н.Носов). | 2 |
6 | Слово учителя, совместная работа с уч-ся. Уяснение содержания произведения: основная мысль, художественные образы. | 1 |
7 | Слово учителя, обсуждение. Последовательность развития сюжета, определение характера героя (на примере произведения «Метель» А.С.Пушкина). | 2 |
8 | Слово учителя, обсуждение. Представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий (на примере произведений Е.Пермяка ) | 2 |
9 | Слово учителя, обсуждение. Определение исполнительской задачи (сверхзадачи), обусловленной основной мыслью автора. | 1 |
10 | Слово учителя, совместная работа с уч-ся. | 1 |
11 | Членение произведения на части. Определение главной мысли каждой части ее исполнения в соответствии со значением этой части в структуре басни (на примере произведений И.А.Крылова). | 2 |
12 | Лекция, поисковая работа. Выполнение исполнительских задач, подчиненных сверхзадаче, раскрытие последовательности изображения событий. | 2 |
13 | Четкая передача мыслей автора путем расстановки логических пауз и ударений. Интонирование знаков препинания. | 1 |
14 | Разбор произведения. Выразительное чтение отрывка с последующим его анализом. | 2 |
15 | Разбор лирического произведения. Особенности чтения стихов, соблюдение построчных пауз. | 1 |
16 | Воспитание умения замечать нечеткое выявление идеи произведения, неточное выполнение задач, ошибки логического характера. | 1 |
17 | Слово учителя, тренировочные упражнения. Интонирование знаков препинания. | 1 |
18 | Тренировочные упражнения. Упражнения на развитее воображения, наблюдательности, на умение общаться | 2 |
19 | Воплощение произведения в звучащем слове. | 1 |
20 | Определение логического ударения в речевом звене и главного логического ударения в предложении. Ознакомление с постановкой дыхания в речи. | 1 |
21 | Воплощение произведения в звучащем слове. Исправление недостатков речи. | 1 |
22 | Слово учителя, тренировочные упражнения. Орфоэпия (правильное произношение слов). Орфоэпически правильное произношение слов. | 2 |
23 | Слово учителя, тренировочные упражнения. Развитие умения слышать отсутствие связи между отдельными частями произведения, ошибки в оценке значимости отдельных событий и эпизодов. | 2 |
24 | Конкурс чтецов ко Дню Победы | 1 |
25 | Подведение итогов работы. Награждение учащихся, принявших участие в творческих конкурсах разного уровня. | 1 |
Всего за год | 34 |
Тематическое планирование 4 класс
№ урока | Тема | Кол-во занятий |
1 | Введение Цели и задачи кружка «Художественное чтение» | 1 |
2 | Техника речи. Искусство дыхания | 1 |
3 | Голос | 1 |
4 | Дикция | 1 |
5 | Индивидуальная работа над дикцией учащихся | 1 |
6 | Конкурс чтецов (любимые стихи) | 1 |
7 | Правила литературного произношения Теоретические сведения о логике чтения. | 1 |
8 | Орфоэпическое произношение | 1 |
9 | Тренировочные упражнения | 1 |
10 | Интонация. Темп. Ритм. | 1 |
11 | Эмоционально-образная выразительность | 1 |
12 | Сопереживание. | 1 |
13 | Паузы | 1 |
14 | Чтение по ролям | 1 |
15 | Конкурс стихов «Коми поэты о природе». | 1 |
16 | Выразительное чтение прозы | 1 |
17 | Рассказывание 17)Виды рассказывания | 1 |
18 | Рассказ близкий к тексту | 1 |
19 | Рассказ в сокращении | 1 |
20 | Рассказ с изменением лица рассказчика | 1 |
21 | Импровизированный рассказ | 1 |
22 | Рассказывание в детской аудитории | 1 |
23 | Мимика и жестикуляция Понятие о мимике и жесте | 1 |
24 | Особенности чтения басни. | 1 |
25 | Чтение сонетов | 1 |
26 | Баллады | 1 |
27 | Конкурс чтецов | 1 |
28 | Формы построения стихотворений Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. | 1 |
29 | Эхо рифма | 1 |
30 | Фигурные стихи | 1 |
31 | Конкурс чтецов | 1 |
32 | Средства выразительности Что такое метафора, олицетворение, аллегория | 1 |
34 | Конкурс стихов о Шарье. Подведение итогов работы. Награждение учащихся, принявших участие в творческих конкурсах разного уровня. | 1 |
Всего за год | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Удивительный мир слов"
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его по...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс
Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир слов" 3 класс
Данный материал содержит программу внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-их классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности в клубе «Удивительный мир слов»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Вин...