Рабочая программа
методическая разработка на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» (далее Программа) составлена на основе  методического пособия      Л.Л. Шевченко «Добрый мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dorogoyu_dobra.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

творческого объединения

«Дорогою добра»

для обучающихся 2 «Б» класса

(внеурочная деятельность)

Составители  программы:

учитель начальных классов

Кравчук Анастасия Вячеславовна

Старый Оскол

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» (далее Программа) составлена на основе  методического пособия      Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе». - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011., в котором представлены материалы для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников начальных классов в общеобразовательных учреждениях всех типов.  Программа  опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую  основную образовательную программу начального общего образования.    

 Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительного опыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике,  обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.

        Целью Программы является освоение учащимися системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни; присоединение к истокам родной культуры; развитие внутреннего, духовного мира ребенка.

 Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные понятия;
  • развить внутренний духовный мир ребенка ради осознания своей нужности и полезности;
  • воспитать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине;
  • создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности.

Общая характеристика  курса

Учитывая особенности ребёнка в  начальной школе, основной формой организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков. Новизна Программы   в следующих особенностях:

-  во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни и научаются выбирать жизненно-важное;

- во-вторых, стержневая основа Программы способна интегрировать православные ценности в единое образовательное пространство;

-    в-третьих, в Программе продумана преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития (в процессе реализации Программы ребёнок развивается не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурного слоя общества).

 Формами организации внеурочной деятельности по Программе являются:

  • ролевые игры;
  • сюжетные игры;
  • экскурсии;
  • выставки;
  • творческие проекты.

Описание места учебного курса в учебном плане

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного  курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Образовательная деятельность учащихся заключается не только  в обучении детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и в развитии многообразных личностных качеств ребенка, формирующихся на занятиях.      Важной особенностью внеурочной деятельности является его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание.

В результате освоения Программы «Добрый мир», учащиеся должны:

  • иметь представление о главных духовно-нравственных ценностях, нравственных добродетелях;
  • реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;
  • сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (учащийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
  • выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
  • приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим событиям;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Ожидаемые результаты  

Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни): формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и начальные знания  духовности,  норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность); знания  нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей; создание условий творческого развития; воспитание любви к Родине, семье.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к другому человеку, качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям;  отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; (быть миротворцами в конфликтных ситуациях): не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение; качества воли: умеренность в потребностях, умения  ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации  и организации совместной деятельности с другими  школьниками (взрослыми), опыта  позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России; опыта нравственного поведения и жизни.

Личностные результаты:

  • формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей  

     национальной принадлежности;

  • становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали и осознание необходимости их осуществления в своем поведении;
  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений о  нравственных нормах, социальной справедливости.

     Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о православной культуре;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • осмысление базовых понятий христианской этики;
  • понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
  • первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной    

     деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  

     адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

Направление Программы  - духовно-нравственное.

Настоящая Программа является программой внеурочной деятельности детей, рассчитанной на работу с учащимися  8-10 лет. 

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.

Срок реализации – 3 года.

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.Введение

1.1 Введение в программу внеурочной деятельности. Приглашение к познанию.

Теоретическая часть.

Главные слова. Мир. Познание. Спасибо.

Практическая деятельность.

Беседа - игра «Что я знаю о мире?». Ознакомительное занятие, направленное на формирование творческого микроклимата в детском коллективе, эмоционального благополучия. Правила поведения во время обучения. Игры и упражнения,  направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям.

Просмотр и обсуждение слайдов о сотворении мира.

Творческие работы. Рисуем на тему «Мир, в котором я живу».

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок: А.Л. Вивальди «Времена года».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация, ознакомление с правилами  по ТБ).

Формы подведения итогов: выставка рисунков.

Раздел 2.Мир Божий вокруг нас

2.1 Творец и Его творения

Теоретическая часть.

Главные слова. Бог. Творец. Творения. Мир Божий.

Практическая часть.

 Наблюдение на прогулке. На прогулке наблюдаем и обсуждаем: что мы видим вокруг себя? Это сотворил человек? Что создать легче: живое или неживое? Может ли человек создать живое - птичку, бабочку, цветок? Кто является Творцом всего живого?

Чтение и обсуждение. Из рассказа «Путешествие с книгой. Творец и Его творения».  

Чтение стихотворения с театрализацией «Кто сотворил наш мир». Творческая деятельность. Во время прогулки собираем какой-либо природный материал: листья, шишки, красивые веточки, семена растений. На занятиях делаем аппликацию «Прекрасный мир».

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок: С.В. Рахманинов. 2 концерт. Адажио.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация).

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

2.2 Благодарение. Как все творения благодарят своего Творца Теоретическая часть.

Главные слова. Благодарение. Творец. Творения. Мир Божий.

Практическая часть.

Музыкальная деятельность. Слушаем песнопение «Благослови, душа моя, Господа». Объясняем, что так человек благодарит Бога за доброту, любовь.

Работа с иллюстрациями. Смотрим иллюстрации. Кто на них изображён?

Игровая деятельность. Игра  «Угадай  голоса творений». Человек может рассказать о чем-либо словами. Могут ли творения рассказать о Боге?

Чтение и обсуждение. Какими музыкальными голосами разговаривает природа? Для чего Бог дал такие красивые голоса растениям, птицам, ручейкам, ветру, дождику, грому и всем-всем своим творениям?

Творческая деятельность. Сочиняем вместе рассказ «Однажды веселый щенок встретил на прогулке бабочку».

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок: слушаем, как природа благодарит Бога.  

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация).

Формы подведения итогов: конкурс рассказов.

Раздел 3. Устроение отношений в мире. Хорошо-плохо

  1. Законы, которыми Бог сохраняет мир

Теоретическая часть.

Главные слова. Закон Божий. Любовь к Богу. Любовь к Ближним.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Стихотворение «Заповеди Божии». О чем говорится в каждой строке стихотворения? Назови две самые главные заповеди жизни человека, данные ему Богом. Какие еще заповеди упоминаются в стихотворении? Что помогает человеку выполнять заповеди?

Чтение и обсуждение. Читаем Закон Божий.

Игровая деятельность. Игра «Сражение» (в основе - идея поэмы святителя Иоасафа Белгородского «Сражение семи добродетелей с семью грехами»).

Игра «Как поступить, если... ?» (Оценка поступка нормой христианской этики: ты должен относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе): тебя толкнут (не толкай обидчика в ответ); ты услышал грубые слова (не отвечай).

Творческая работа. Рисуем. Делаем аппликацию  «Радуга».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), игра.

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

  1. Как человек стал непослушным. О непослушании в  произведениях литературы и искусства

Теоретическая часть.

Главные слова. Послушание. Трудолюбие.

Практическая часть.

Беседа. Сказка «Колобок». Тема «О непослушании». Вспоминаем песенку Колобка: «Я от бабушки ушел...». Каким был Колобок? Чем закончилась сказка? Кто виноват в том, что Колобка съела лиса?

Обсуждение поговорки   «Бог дает разум послушному». Какое доброе качество Бог дал человеку? В чем проявлялась разумность человека? Была ли жизнь Адама и Евы радостной, когда они были послушны Богу? Сохранилась ли радость у людей, когда они не послушались Бога? Быть послушным - разумно?

Чтение и  обсуждение. Притча о блудном сыне или рассказ «Непослушный сын». Что произошло с непослушным сыном?

Творческая работа. Рисуем по сюжетам притчи или рассказа.

Чтение и обсуждение. «Путешествие с книгой. Послушание Марии».

Работа с иллюстрацией «Родители привели Марию в храм». Какой девочкой была Мария? Послушание - дорога к Богу. Мария поднимается по ступенькам. Куда? Как стать послушным?

Чтение и обсуждение.  Стихотворение «Послушанье».

Творческая деятельность. Работа с иллюстрацией «Опять двойка»                Ф. П. Решетникова

Сочиняем рассказ по картинке.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация).

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

  1.  О трудолюбивых и ленивых

Теоретическая деятельность.

Главные слова.  Трудолюбие. Разумность. Добро. Лень.

Практическая деятельность.

Чтение и обсуждение. «Путешествие с книгой. Мудрый царь». В чем заключается мудрость человека? Чему может человек поучиться у муравья?

Чтение и обсуждение рассказа «Настойчивый муравей».

Чтение и обсуждение басни «Стрекоза и муравей».  О ком рассказывается в басне? Какой муравей? Какая стрекоза? К чему приводит лень?

Обсуждение пословиц «Терпение и труд все перетрут», «Муравей не велик, а горы копает». Почему маленький муравей может проделать самую трудную работу, даже в большой горе проложить норки - туннели?

Творческая деятельность. Предложить детям проиллюстрировать басню «Стрекоза и муравей» любым способом: драматическим, художественным (цикл рисунков, коллективное панно - аппликация), музыкальным (сочинение песенок на тему).

Игровая деятельность. Играем в живые картины «Стрекоза и муравей».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация).

Формы подведения итогов: инсценирование басни «Стрекоза и муравей».

  1.  Добрые дела. Подарки далеким и близким друзьям

Теоретическая деятельность.

Главные слова. Милосердие. Доброта. Любовь.

Практическая деятельность.

Обсуждаем. Кого мы можем порадовать? Чем порадовать? Адресаты - дети из детского дома.

Творческая деятельность. Выставка поделок, рисунков «Подарки далеким и близким друзьям». Готовим подарки для друзей.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), частично-поисковый.

Формы подведения итогов: творческие работы.

Раздел 4. Отношения в нашей жизни

  1. . Моя семья. Отношения детей и родителей

4.1.1Моя семья. Семейный альбом

Теоретическая часть.        

Главные слова. Родители. Предки. Любовь. Послушание.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рассказ К.Д. Ушинский «Наша семья».  

Работа с фотографиями. Моя семья.

Игровая деятельность. Игра «Дружная семья».

Творческая деятельность. Рисунки «Моя семья».

Музыкальная деятельность. Придумываем дополнительные припевы к песне «Солнечный круг» — ведь в семье нужны все. (1. Пусть всегда будет папа; 2. Пусть всегда будет деда; 3. Пусть всегда будет баба; 4. Пусть всегда будет... (имя сестры, брата) и т.д.).  Поем.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.  Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), игровой.

Формы подведения итогов: выставка рисунков «Моя семья».

  1. Старшие и младшие члены семьи

Теоретическая часть.

Главные слова. Брат. Сестра. Радость. Любовь. Прощение.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рассказ «Человек родился», стихотворение «Мой дом, моя семья».

Работа с иллюстрациями и пословицей. Обсуждаем-размышляем «О доброй душе и дружной семье».

Игровая деятельность. Игра «Мы по лесенке бежали».

Творческая деятельность. Устное сочинение-миниатюра «Моя семья».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра. Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), игровой.

Формы подведения итогов: сочинение-миниатюра «Моя семья».

  1. Любить – значит радовать

Теоретическая часть.

Главные слова. Благодарение. Любовь. Забота.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Текст «Чем я могу порадовать?»  

Игровая деятельность. Игра «Выбор. Правильно-неправильно». Выберем те дела, которыми мы можем порадовать родителей.

Игровая деятельность. Ролевая игра «Где жить хорошо?». Роли: гуси-лебеди, сын, дочка, батюшка, матушка. Мизансцены: отчий дом, улица. Музыкальное сопровождение - песня «Родной дом». Играем в живые картины - сюжет народной песни разыгрывается по ролям: дети, батюшка, матушка.

Творческая работа. Сочинение-миниатюра «Наши добрые дела».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), игровой.

Формы подведения итогов: сочинение-миниатюра «Наши добрые дела».

  1. Православный храм в жизни человека
  1. Как выглядит православный храм

Теоретическая часть.

Главные слова. Храм. Молитва.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Стихотворение «Храм»  священника Владимира Шамонина.

Работа с иллюстрациями. Храмы.  Похож ли храм на обычный дом?

Творческая деятельность. Рисуем храм.

Музыкальная деятельность. Слушаем песню «Утренняя молитва» Для христиан самое важное дело - молитва - разговор с Богом. О чем просят христиане в молитве?

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация).

Формы подведения итогов: викторина «Православный храм».

  1. Крест над храмом

Теоретическая часть.

Главные слова. Храм. Крест. Молитва.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Стихотворение «Крест».

Работа с иллюстрациями «Добрые качества». Смотрим и рассказываем, что изображено на каждом из рисунков.

Творческая деятельность. Устное сочинение-миниатюра «О чем я хочу попросить Бога».

Музыкальная деятельность. Колокольный звон.

Чтение стихотворений о православном храме. 

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация).

Формы подведения итогов: тестирование.

  1. Радостный мир православной иконы

Теоретическая часть.

Главные слова. Икона. Лик. Лицо. Образ.

Практическая часть.

Беседа. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы?

Сравниваем. Икона и картина.

Работа с иллюстрацией «Святая Троица» Андрея Рублева.

Творческая работа. Проект «История первой иконы».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), частично-поисковый.

Формы подведения итогов: проект «История первой иконы».

  1. Родина. Отношения к родной семье
  1. Что мы называем Родиной.

Теоретическая часть.

Главные слова. Родина. Отечество. Россия. Родная земля. Родина мать. Отношение к Родине - любовь к ней.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рассказ К.Д.Ушинского «Родина». Почему у человека может быть только одна Родина?

Игровая деятельность. Игра «Закончи предложение» (Род - это...  Родные -это.... Родина – это…)

Музыкальная и творческая деятельность. Рисуем по содержанию текста песни «У моей России» (ключевые слова: красота, река, ветерок, облака, ромашки, солнышко, лес, сады, березки).

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), игровой.

Формы подведения итогов: презентация  фотографий «Уголок родной земли».

  1. Защитники Отечества.

Теоретическая часть.

Главные слова. Защитник. Отечество.  Мужество. Стойкость. Героизм. Город воинской славы. 

Практическая часть.

Работа  с презентацией  «Город воинской славы России -  Старый Оскол».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация).

Формы подведения итогов: презентация  фотографий «Аллея славы».

  1. Святые Заступники Руси

Теоретическая часть.

Главные слова. Защитники. Родина. Отечество. Святые Александр Невский, Димитрий Донской.

Практическая часть.

Читаем и обсуждаем. Фрагменты житий святых Александра Невского, Димитрия Донского.

Работа с иллюстрацией. Ратные поля России.

Творческая деятельность. Проект «Святые заступники Руси». 

Музыкальная деятельность. Слушаем и обсуждаем. Песня  «Русь называют Святою».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация).

Формы подведения итогов: защита проектов.

  1. Священный долг

Теоретическая часть.

Главные слова. Защитники. Родина. Отечество. Долг.

Практическая часть.

Беседа. Они защищали Родину.

Читаем и обсуждаем. Произведения о войне (Бородино, Великая Отечественная война)

Работа с иллюстрациями на тему «За Русь Святую». Что нарисовано? Что они оберегают? Что бы мы с вами назвали богатством? Какое же богатство защищают воины?

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок. Песни о войне.

Творческая деятельность. Рисунки по теме «Я только слышал о войне…».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация).

Формы подведения итогов: выставка рисунков.

Раздел 5. Ценности в жизни христиан

5.1 Осенние странички православного календаря. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Теоретическая часть.

Главные слова. Великие и двунадесятые праздники. Благочестие. Дева Мария. Спасение.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рассказы из Священной Истории о рождении Девы Марии.  Чему посвящён праздник?

Работа с иллюстрациями. Просмотр иллюстраций икон к празднику на слайдах.

Театрализация «Явление Ангела святым Иоакиму и Анне».

Творческая деятельность. Делаем аппликацию «Игрушка в подарок для  Девы Марии».

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок: песнопения к празднику «Рождество Твое, Богородице Дева».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), практический (рисование).

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

5.2  Осенние странички православного календаря. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Теоретическая часть.

Главные слова. Заступница. Покров. Омофор. Икона.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Глава из книги И.Шмелева «Лето Господне» о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

Работа с иллюстрациями. Просмотр икон в иллюстрациях к празднику на слайдах.

Творческая деятельность. Конкурс рисунков «Покров Божией Матери».

Музыкальная деятельность. Слушание песнопений, посвященных Пресвятой Богородице.

Исследовательская работа «Храмы Покрова Божией Матери на Руси». Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), практический (рисование).

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

5.3  Зимние странички православного календаря. Рождество Христово.

Теоретическая часть.

Главные слова. Пророчества. Спасение. Икона Рождества Христова

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рассказ «Дары Артабана». Правильно ли поступил Артабан, когда отдал свои дары людям?

Работа с иллюстрациями. Просмотр икон к празднику в иллюстрациях на слайдах.

Чтение стихотворения с театрализацией Ф.М.Достоевского «Крошку ангела в сочельник…» 

Игровая деятельность. Разгадываем кроссворд. 

Творческая деятельность. Делаем аппликацию «Рождественская елочка».

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок:  П.И.Чайковский музыка к балету «Щелкунчик».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), практический (аппликация).

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

5.4  Зимние странички православного календаря.  Крещение Господне

Теоретическая часть.

Главные слова. Иоанн Креститель. Покаяние. Радость. Традиции. Таинство Крещения. Ангел Хранитель.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Глава из книги И.Шмелева «Лето Господне» о празднике Крещения Господня. Какое главное событие праздника?

Работа с иллюстрациями. Просмотр слайдов с фотографиями.

Игровая деятельность. Игра «Продолжи предложение». (Когда меня крестили …).

Творческая деятельность. Делаем аппликацию «Ангел Хранитель».

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок: А.Л. Вивальди «Времена года».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), практический (аппликация).

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

5.5  Весенние странички православного календаря. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Теоретическая часть.

Главные слова. Дева Мария. Архангел Гавриил. Благая весть. Спасение. Радость. Традиции праздника.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Глава из книги И.Шмелева «Лето Господне» о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы. Почему так называется праздник?

Работа с иллюстрациями. Просмотр иллюстраций икон к празднику на слайдах.

Чтение стихотворения с театрализацией. А.С.Пушкина «Птичка». О какой традиции праздника пишет автор?

Творческая деятельность. Мастерим птичку.

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок: А.Л. Вивальди «Времена года».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), практический (аппликация).

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

5.6  Праздник День Победы

Теоретическая часть.

Главные слова. Отечество. Защитник. Жертвенность. Вечная память. Радоница.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рассказы для детей о войне. Что объединяет героев всех рассказов?  

Работа с иллюстрациями. Просмотр иллюстраций и фотографий о войне на слайдах.

Чтение стихотворений «22 июня 1941 года», «Голос Родины». Какие чувства вы испытали?

Творческая деятельность. Делаем открытку ветеранам ко Дню Победы и составляем текст поздравления.

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок: слушаем песни военных лет.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), практический (рисование).

Формы подведения итогов:  выставка праздничных открыток.

5.7  Праздник праздников. Торжество торжеств

Теоретическая часть.

Главные слова. Воскресение. Любовь. Торжество. Радость. Традиции.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Глава из книги И.Шмелева «Лето Господне» о празднике Воскресения Господня. Что означает название праздника?

Игровая деятельность. Викторина к празднику.

Чтение стихотворения с театрализацией «В рассветной дымке таяла долина».

Работа с иллюстрациями. Просмотр презентации «Техника окрашивания пасхальных яиц».

Творческая деятельность. Делаем аппликацию «Пасхальное яичко».

Музыкальная деятельность. Музыкальный уголок: слушаем детские пасхальные песни.

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний, игра.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), практический (аппликация).

Формы подведения итогов: выставка творческих работ.

Раздел 6. Благодарение. Спасибо

  1.  Благодарение. Вернисаж творческих работ

Теоретическая часть.

Главные слова. Спасибо. Спаси, Боже.

Практическая часть.

Чтение и обсуждение. Рассказы о благодарении.

Обсуждение и повторение. Задание: хотя бы один день постарайтесь быть благодарными. Что доброе для них вы сделали? Постарайтесь: не обижать творения Божии. Если вы будете стараться так поступать каждый день, у вас появиться добрая привычка.

Подумайте вместе, спросите своих родителей, спросите свою совесть, какой доброй привычкой вы украсили свою душу: научились ли вы быть трудолюбивыми, заботливыми, добрыми, послушными, честными. Если это так, значит, вы научились быть благодарными.

Творческая деятельность. Оформление вернисажа творческих работ.

Игровая деятельность. Ролевая игра «Скажи слова благодарности маме, другу…».

Музыкальная деятельность. Душа человека тоже славит Бога - человек поет от всего сердца: «Благослови душа моя, Господа!».

Форма проведения: закрепление главных слов и понятий.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация), практический (аппликация).

Формы подведения итогов: вернисаж творческих работ.

Средства контроля

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге,  выполнении  учащимися творческих  проектов,  заданий викторин.

 

Методическое обеспечение

Основная литература

1.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Про-

гулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр

поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2011

3.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под

ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

4.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему

мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

5.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные

материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

6.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

7.  Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск.

Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2011

8.  Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. Под  ред. Л. Л.Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.

9.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под  ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.

Дополнительная литература:

1. Хрестоматия для внеклассного чтения, 2 класс, М., Самшит –издат,2006

2. Богородица: полная энциклопедия жизни и  чудес /Авт.сост. М.Тимофеев. -М.: Эксмо, 2010. -368с.: ил.- (Мир православия).

3. Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Никола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.

4. Ионина Н.А. Православные святыни.  Изд. РООССА. 2010.

5. Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н, Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007

6. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 2- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под  ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.

2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

3. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

4. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

5.  Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

Печатные пособия

 Комплект иллюстраций.

Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экспозиционный экран

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы

Добрый мир. Православная культура для малышей. СD - диск. Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

Оборудование класса

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Стол компьютерный.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


Приложение 1

Викторина «Ценности в жизни христиан»

 1. Когда в России празднуется  День славянской письменности и культуры?

1) 1 мая

2) 9 мая

3) 24 мая

2. Какой православный праздник называется Праздником Праздников?

  1. Благовещение Пресвятой Богородице
  2. Воскресение Христово
  3. День Святой Троицы

3. Какой день называют  именинами?

1) Крещения

2) Памяти святого покровителя в храме

3)  Рождения

4. Когда начинается  Церковный новый год (новолетие)?

1) с 1 января по новому стилю

2) с праздника Пасхи

3) с 1 сентября по старому стилю

5.  Как называются 12 важнейших праздников церковного года?

1) Великими

2) Двунадесятыми

3) Пасхальными

6. Какой богослужебный период многие церковные писатели называют    «духовной весной»?

1) Великий пост

2) Масленица

3) Святки

7. В каком году состоялось Крещение Руси?

1) 921 г.

2) 1025 г.

3)  988 г.

8. Сколько раз совершается Таинство Крещения?

1) один раз в жизни

2) два раза

3) лучше всего совершать крещение периодически, раз в несколько лет

9. Что народная мудрость называет «гласом Божьим» в душе человека?

а) любовь

б) разум

в) совесть

10. Кто, по описанию Евангелия, встретил Рождество Христово славословием: «Слава в вышних Богу  и на земли мир, в человецех благоволение»?

1) Ангелы

2)  Волхвы

3)  св. праведный Иосиф

 

Вопросы викторины

по православным праздникам

1.После какого Великого православного праздника было принять начинать играть свадьбы? (Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября).

2. Сколько лет было маленькой Марии, когда родители привели ее в Иерусалимский храм? (3 года, введение в храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря).

3.Какого числа наступает праздник рождество Христово?(7 января).

4.Как называются дни с 7 января по 19 января? (Святки).

5.  Какого числа отмечается день Крещения Господне?

6.Почему Прощеное воскресенье так  называется  ?

7.Как называется день, когда Божий посланник архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у них сына Божьего? (Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля).

8.Как называется праздник Воскресения Христова?

9. Какова главная традиция Пасхи, что является её символом?

10. Продолжить пословицу: Крашеное яичко дорого к…(к Пасхе).

11. Какой натуральный краситель используется для окраски пасхальный яиц, чтобы они были красно-коричневого цвета? (Луковая шелуха).

12. 19 августа праздник Преображение Господне. Вспомним евангельский рассказ о том, как Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова, Иоанна, поднялся на высокую гору Фавор, и преобразился у них на глазах, явив им божественную славу. В этот день в храме освящают созревшие фрукты. Как в народе называют этот праздник? (Яблочный Спас).

13. 28 августа отмечается праздник Успения Пресвятой Богородицы. Кончина Пречистой Девы Марии была тихой и светлой, поэтому церковь назвала ее Успением. Что означает это слово? (сон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...