Обучение сюжетно- ролевой игре младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему
в материале рассказывается о том, как возможно обучение детей с ограниченными возможностями сюжетно- ролевой игре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_syuzhetno-rolevoy_igre_mladshikh_shkolnikov.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение "Специальноя (кореккционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида №13" г. Юрги
Обучение сюжетно-ролевой игре младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
Воспитатель:
Стряпнина Светлана Игоревна
2014г.
Опыт работы по теме « Обучение сюжетно- ролевой игре младших школьников с проблемами интеллектуального развития».
План.
Введение.
- Игра - основная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Создание предметно – игровой среды для детей.
- Уровни развития игры по Д.Б. Эльконину.
- Этапы обучения игре по Е.В. Зворыгиной.
- Формы, методы и приёмы в процессе развития сюжетно – ролевой игры.
Заключение.
Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Сколько времени следует предоставить ребенку для игры? Многие, относясь к игре как бесцельной забаве, как к отдыху, развлечению, полагают, что для игры можно оставить совсем немного времени, и как можно раньше стараются привлечь детей к разнообразным занятиям: обучению чтению, иностранному языку, занятиям в кружках и спортивных секциях. Но если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого ребенка не будет успехов и в «серьезной» деятельности. Игра - это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное для ребенка занятие, в котором ребята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, контролю за своими действиями, к целенаправленному произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
Какие важнейшие психические качества формируются в игровой деятельности? Дети создают воображаемую игровую ситуацию, играя, осознают смысл реальных повседневных событий.
Когда дети в игре берут на себя роли взрослых, они стараются как бы «стать на время взрослыми» и все больше и больше от повторения последовательности действий переходят к воспроизведению смысла позиции взрослого.
Игра ставит задачу на переименование предметов, заместителей - так формируется способность к мышлению, так развиваются предпосылки опосредованного, т.е. сознательного, запоминание и припоминание.
Игра - цель сама по себе. Работаем, учимся мы для чего-то, а играем «просто так», ради самой игры. В игре у детей интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации простого «учебного» задания. Даже острота зрения повышается во время игры. Ну и конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире. Если дети увлеченно и долго играют, можно быть спокойными, дети развиваются правильно.
Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но часто в них заключается основная ценность.
Именно в преодолении трудностей проходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь к другим.
Игра это интересная деятельность, а главное, значительно более полезная в плане перспектив развития.
Игра остается лучшим видом отдыха, общения, она не теряет своего развивающего начала. Поэтому реплика взрослого: «Хватит играть, ты не маленький!» - вряд ли можно считать педагогически правильными, поскольку они основываются на непонимание структуры мотивов дошкольника и младшего школьника.
В жизни младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом.
Однако это происходит в процессе систематически осуществляемой коррекционно-развивающей работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности. Недоразвитие игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением с взрослыми. (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова).
Игра - основная деятельность детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. Игра является формой активного, творческого, отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию деятельности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел. Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка. Но в самостоятельных играх порой наблюдается и такое: одни дети не проявляют инициативы, не умеют устанавливать контакты со сверстниками, другие - чрезмерно активны во взаимоотношениях со сверстниками, эгоистичны, излишне самолюбивы.
А.С. Макаренко говорил о том, что если ребенок постоянно в играх будет пассивным, то из него вырастет пассивный, неинициативный человек. Наблюдается и такое явление: ребенок спокоен, вежлив в игре, потому, что
требует роль, а в жизни ведет себя по-другому.
Игра позволяет проникнуть в мир социальных отношений, стимулирует развитие предметной, познавательной, трудовой, конструктивной, элементарной учебной деятельности, обеспечивая т.о. всестороннее развитие его личности.
Цель: «Использование сюжетно-ролевой игры как средства коррекции и недостатков психического и физического развития детей и управление их познавательной и практической деятельностью».
Задачи:
- Организовать для развития сюжетно – ролевой игры, развивающую предметно – игровую среду.
- Поощрять самостоятельно – возникающие игровые группировки, содействовать их большей устойчивости и слаженности.
- Развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать их словарный запас, управлять мимикой, жестами, которые придают им, таким образом, выразительный изобразительный характер.
- Формировать положительные взаимоотношения между детьми (дружелюбие, взаимопомощь). Выполнять правила и нормы поведения в игре.
- Развивать у детей творческие способности, произвольное поведение, умение строить отношения со сверстниками на основе творческих игровых замыслов. Развивать игровые умения, импровизировать действия.
- Формировать умение развёртывать ролевое взаимодействие с партнёром, умение вербально обозначать свою роль, умение менять ролевое поведение, активизировать ролевой диалог между детьми.
Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Я, как воспитатель, влияю на содержание игры, помогаю детям осуществлять задуманное, регулирую между ними взаимоотношения. Стараюсь видеть каждого ребенка, стараюсь быть неравнодушной к игровой деятельности детей. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история человека как деятеля и работника может быть представлена в развитие игры у ребенка и в постепенном переходе ее в работу». Все дети живут в игре, она - их мир, их бытие.
Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, стараюсь воздействовать на все стороны личности ребенка: на сознания, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Организуя жизнь детей в игре, пытаюсь формировать не только игровые, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Особенности сюжетно-ролевой игры, прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер. Дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Именно за эту особенность Н.К. Крупская высоко ценила игру. «Самые любимые, самые нужные детям игры - это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед, вызывать скорую помощь... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело - фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен сам процесс построения плана». Нахожусь рядом, где дети играют, проявляю внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность оказать детям помощь при затруднении, защищаю в игре положение застенчивого, робкого ребенка и ослабляю роль ребенка - вожака, подчиняющего детей своей воле, своему желанию. Не нужно спешить вмешиваться в игру, не нужно спешить разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать. Дать возможность решить проблему, разобраться самим.
И если конфликт во время игры, не могут разрешить самостоятельно, только тогда можно помочь разобраться.
Уделяя время наблюдениям за играми детей, не жалейте слов на похвалу ребёнка. Обычно мы хвалим детей за послушание, за аккуратность, за то, что они убирают свои игрушки, свои вещи. Всё это верно. Но для развития игры важнее похвалить ребёнка, если он придумал что-то новое, организовал увлекательную игру для детей, создал интересную игровую ситуацию. Всё это надо обязательно поощрять.
Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную, игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, являются знание - действие - общение. Чем дети взрослее, тем к более высокому уровню игрового общения они стремятся. Поэтому можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения. В процессе игрового общения школьники объединяются в коллектив, умеющий договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты, использовать атрибуты, игрушки, заместители, необходимые для развития сюжета.
В играх детей успешно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивать чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Сюжетно-ролевая игра носит целенаправленный характер. Важно, чтобы в игре ребёнок фантазировал, строил, творил. Только тогда можно воспитать инициативу, настойчивость, изобретательность, коллективистские навыки.
Сама принимаю непосредственное участие в игре. Выполняю определенную роль, я осторожно направляю развитие игры, отношения детей.
Что же происходит с игрой? Стало общим методом утверждения, что детей надо учить играть. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди, может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии... Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир детей, и обеспечивает ему внутренний комфорт. Чрезвычайно важным моментом во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игры, является сам характер взрослого во время игры. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Я, как воспитатель, меняю ее на позицию «играющего партнера».
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера. Допустим, играя с ребенком, поясняю игровые действия сама: «я буду купать куклу Катю. Это у меня мыло (деревянный кирпичик). Ты, Оля, помоги раздеть куклу Катю, а я приготовлю для нее шампунь». Постоянно втягиваю в игру несколько детей (2-3-4). В совместной игре воспитателя с детьми, в процессе которой закрепляются старые, формируются новые игровые умения.
Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей (как в дошкольных образовательных учреждениях, так и у младших школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью). Требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными. Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в игре, в частности имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.
Создаем и развивающую предметно-игровую среду, уделяем внимание атрибутам игры. Ведь при ее отсутствии у учащихся младшего школьного возраста с умеренной и (тяжелой) умственной отсталостью, сложно вызвать интерес к игре, стимулировать и поддерживать ее. Игровая атрибутика систематизирована по темам игр. В определенном месте дети хранят свои игрушки, при этом воспитывая такие качества, как дисциплинированность, элементарная организованность, упорядоченность в действиях. В наборе игрушек присутствуют куклы, машинки, мебель, набор для «Больницы», разные шкафчики: кухонный, газовая плита, моечный, медицинский шкафчик, мольберт для игры «Школа», «Библиотека», наборы кукольной посуды: кухонная, столовая, чайная, набор для «Больницы». Настольные дидактические игры, шашки, самодельные, нетрадиционные игры из фанеры: кольцебросы - «Веселые человечки», «бросалки», «закрутки» (для развития моторики пальцев рук и для развития глазомера), декорация для сюжетно-ролевых игр, для игр драматизации: домик, заборчик, скамейка, сундучок, атрибуты (деревянные) для сюжетно-ролевых игр «Путешествие на автобусе», «Поездка на машине» - руль, колоса, отвертка, пассатижи, молоток, гаечный ключ, сумка для инструментов; для врача, медсестры, повара - белые халаты, шапочки; для игры «Магазин» - весы, продукты, изготовленные детьми из соленого теста (древесной муки) на кружке «Очумелые ручки» (овощи, фрукты, хлебные изделия, ягоды и др.); кукольные настольные театры по русским народным сказкам из фанеры и картона; мелкий строительный материал для конструирования домика, заборчика, горки, мостика, машины и т.д.
На развитие сюжета игры оказывает влияние и используемый материал.
Некоторые дети не реагировали даже на новые игрушки, атрибуты. Задача педагога — демонстрировать всевозможные варианты выполнения действий с одной и той же игрушкой. Каждую новую игрушку рассматривали, обыгрывали.
Для умственно отсталых детей характерен тот факт, что они отдают предпочтение знакомым игрушкам, действиям с которыми они уже обучены. К примеру, целью игры - занятие с куклой - является формирование у детей умений, правильно играть с данной игрушкой и приобретение ими эмоционально-нравственного опыта. Эмоции, которые испытывает ребенок, играя с куклой относясь к ней, как живому существу, способствуют развитию его чувств, придают игре элементарное нравственно-этическое содержание.
В игровом уголке есть кукольная квартира, гараж для машин, домик для животных. Обучаем детей выполнению игровых действий по подражанию, что придает им осмысленный характер и вызывает положительные эмоции.
Создавая предметно-игровую среду, помогаю детям постепенно войти в игру. Пример, увидев руль, Коля Б. начинает строить машину из стульев. Я незаметно подкладываю скакалку. Петя С. В стороне ставит стул и говорит, что это бензоколонка, а это шланг. Сейчас машину заправлю бензином «пш-ш-ш». Толя Л. ложиться на пол около «машины» и говорит, что будет ремонтировать мотор, взяв из сумки инструменты - гаечный ключ, отвертку. Коле Л. предлагаю поставить новые колеса и накачать их. Коля Б. громко кричит, взяв руль «би-би-би», кто желает ехать в Зебляки (в то время они с мамой и папой жили в Зебляках). Ксения П. садится в «машину», но Коля ее не пускает, говорит, что ты не поедешь, места мало. Ксения кричит, даже плачет. Вот здесь то и вмешиваюсь в отношения детей, подсказываю, что Ксения давай ты как будто будешь работать в столовой буфетчицей, а Лена М. — поваром, Наташа — помощником повара. Дети соглашаются взять на себя такие роли.
Готовили обед, расставляли посуду. Имитировали движения, как чистят картошку, как на доске режут лук, как наливают в чашки воображаемый чай.
Речевое общение было очень тихое, слабое, незначительное, в основном игру вела Лена М., я следила за ходом игры, за выполнением действий, за развитием сюжета игры, за ее направлением. Чаще всего в одиночестве играют Ира К., Лена О. эти дети не вступают в контакт с детьми, отходят от них со своими игрушкой. Ира любит писать в тетради буквы и цифры, рассматривать детские книжки, собирает простые, знакомые пазлы. У Толи Л. ролевые действия кратковременные, выходит из игры не закончив ее, но любит играть в настольные игры. Все дети любят играть в игры-драматизации по русским народным сказкам: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Про маленького котенка», «Заюшкина избушка» и др. Дети пытаются передать содержание сказок, разыгрывать роли героев сказок, передавая простейшие движения, жесты, надевают костюмы, шапочки сказочных героев, получая от выступления удовольствие, радость. По ходу игры напоминаю, насколько лучше идет игра, если все ведут себя дружно, соблюдают правила, добры друг к другу и внимательны. Дети, увидев и поняв ошибки других, постепенно начинают и свое поведение оценивать иначе. Во время проведения сюжетно-ролевых игр ролевые функции детей взаимосвязаны.
Выделенные Д.Б. Элькониным уровни развития игры являются ступенями ее развития.
1 уровень. Основное содержание игры составляют бытовые действия с
предметами. Например, кормление кукол или детей мамой -
воспитательницей. Дети играют с взрослыми, играют рядом или по
одиночке. Самостоятельная игра - кратковременна.
2 уровень. Основное содержание игры составляют действия с
предметами. Роль обозначается словом, действия разворачиваются более
полно и последовательно. Число действий увеличивается.
Возникает первое взаимодействие между участниками игры. Основные сюжеты бытовые. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребенка). Дети часто используют одни и те же любимые игрушки.
3 уровень. Основным содержанием игры становится выполнение роли
и вытекающих из нее действий. Роли часто обозначены и названы до начала
игры.
Появляется краткая ролевая речь, обращение к партнеру по игре.
Нарушение логики действий в игре вызывают протесты: «Так не бывает».
Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд
взрослых.
4 уровень. Основное содержание игры составляет выполнение
действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых
выполняют партнеры по игре. Роли четко определены до начала игры. В
соответствие с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры.
Речь носит ролевой характер. Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных действий. В процессе игры ребенок следует строгим правилам. Перед игрой выделяется распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление.
В процессе игры поощряю детей за согласованность при выполнении игровых действий.
Некоторые дети тяготеют к индивидуальным играм, к примеру, Ира К., Лена О. Против желания их не вовлекаю в игры со сверстниками. Однако, заметив, что Аня Г. хочет включиться в совместную игру, но самостоятельно это сделать не может, я прихожу к ней на помощь. «Аня, давай мы с тобой возьмем сумочки и кошельки, сходим в продовольственный магазин, как покупатели. Купим нужные продукты для своей семьи. А в следующий раз ты будешь продавцом». Аня Г. согласилась. Она смотрела, слушала, как я обращаюсь к продавцу.
- Аня, теперь ты покупай продукты,
В своей роли Аня использовала вежливые слова «пожалуйста», «спасибо». Я предложила:
- Давай я в семье буду бабушкой, а ты кем будешь?
- Я мамой.
- А кукла Маша будет твоей дочкой. Что будешь готовить к обеду? и
т.д.
Игра развилась, появилась цепочка действий. Обращаю внимание детей на дружную, интересную игру. Как интересно играют Лена М., Аня Р., Наташа Н. они подруги. Разговаривают вежливо, спокойно, внимательно выслушивают друг друга.
К 10-11 годам дети освоили действия с предметами заменителями (бумажные полоски - это деньги, билеты; квадраты из картона - это печенье т.д.). Обозначают игровые действия и предметы словом «готовим обед», «покупаю продукты», «покормлю куклу Машу». Некоторые дети вступают в игровые взаимодействия на короткое время - это Коля Б., Петя С., Толя Л., Лена М., используя речевое общение.
Есть дети, которые производят действия с предметами, но не общаются друг с другом - это Ксения П., Коля Л., Аня Р.
Современные исследования игровой деятельности младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии подтвердили правильность идей Л.С Выготского. Установлено, что формирование личности ребенка происходит благодаря игре. Именно она обеспечивает выделение и осмысление младших школьников социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка - быть как взрослый.
Исследование психологов и педагогов показывают наличие зависимостей между игрой ребенка и его умственным развитием.
В утренние, вечерние часы с удовольствием дети играют в дидактические, хороводные игры. Через игры дети выходят из своего замкнутого мира, постепенно появляется интерес, возникает положительное эмоциональное отношение к игре и желание в ней участвовать. В процесс игровой деятельности дети с проблемами в интеллектуальном развитии овладевают жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности.
На прогулке с ребятами ежедневно проводим подвижные игры (используя маски животных, флажки, кубики и т.п.). Стараемся вызвать у детей интерес к игре, желание участвовать в ней, организовать ее, создавать положительный эмоциональный настрой по ходу игры, напоминаем правила игры, поощряем участие детей в игре. Как воспитатель, являюсь примером, рядовым участником игры (лисом, зайчиком и т. п.), соблюдая правила игры, показываю образы правильного выполнения игровых действий, демонстрируя примеры помощи друг другу и т.д. В подвижных играх у детей развиваем координацию движений, ориентировку в пространстве, реакцию на звуковой сигнал, двигательную активность и т.п.
Е.В. Зварыгина выделила следующие этапы обучения.
На I этапе осуществляется развитие ребенка, обогащаются его представления о предметном и социальном окружении, происходит сенсорное развитие детей, формируется предметная деятельность, углубляется игровой опыт каждого ребенка, пробуждается игровой интерес к играм и игровому общению с взрослыми и со сверстниками.
С детьми проводятся игры с природным материалом, игры с бросовым материалом, бумагой, тканью, двигательные игры, игры на сенсорное развитие, игры с предметами-орудиями (разложи посуду, накорми кукол, сходи в продовольственный магазин, конструктивные игры, театрализованные игры, отобразительные игры: катаем кукол в коляске, катаем в машине зверей, постелем кукле кроватку).
На II этапе - продолжается эмоциональное развитие ребенка, обогащаются его представления о предметном и социальном окружении, сенсорное развитие, формирование предметной деятельности, обогащение игрового опыта, закрепление интереса к играм и игровому общению с взрослыми и со сверстниками, формируются умения, связанные с участием в сюжетных играх и происходит ознакомление с ролью в театрализованных и сюжетных – подвижных играх. Содержание игр: «Дочки – матери», «Семья», «Автобус», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор».
На III этапе обучения – продолжается эмоциональное и нравственное развитие ребенка, расширение его представлений о предметном и социальном окружении, умственное, эстетическое развитие, обогащение игрового опыты, закрепление интереса к играм и игровому общению с взрослыми и со сверстниками, формируются умения связанные с участием в сюжетно – ролевых играх, в играх драматизациях.
Содержание обучения: игры «Семья», «Путешествие на автобусе», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека», «Школьная столовая», «Почта», «Светофор». Игра – драматизация по сказкам: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.
Предполагаемые результаты обучения:
- Согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом;
- Осуществление речевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты);
- Овладение детьми навыками общения друг с другом по поводу организации и проведения игры при участии взрослого;
- Овладение детьми умениями принимать и выполнять роли в сюжетах до конца игры при поддержки взрослого и самостоятельно.
Используем разные формы, методы и приёмы в процессе развития сюжетно – ролевой творческой игры. Важное значение имеет обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, иллюстрированный материал о труде взрослых, картины, фотографии, индивидуальные беседы с детьми. В процессе сюжетно-ролевой игры с детьми использовала личностно-ориентированный подход. С детьми бываю на равных: лицо в лицо, а не сверху, не над головой, как руководитель, а как партнёр, как участник игры. В играх дети свои роли проигрывают на уровне своего понимания, на уровне своего развития, воображения, представления образного мышления и имеющихся знаний об окружающем мире. Дети отражают в своих играх, прежде всего жизнь своих близких, родных. Они для них являются примером, образцом. Дети подражают своим близким в различных действиях, в общении друг с другом, в поведении и как в зеркальном отражении воспроизводят в играх.
Непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребёнком, выполнение ведущей и второстепенной роли. Мы помогаем детям в реализации знаний, полученных на занятиях, путём предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы, разговора по поводу замысла игры, развития и содержания, подведения итогов. Если ребенок не владеет соответствующими представлениями, сюжет игры развиваться не будет. Важным является также согласованность ролей в игре. Это предполагает наличие у детей понимания друг друга, умения взаимодействовать друг с другом. Важным элементом, без которого не может существовать игра, является игровое действие.
В процессе обучения игре входит система обучающих игр, которые направлены на формирование у детей - предметных действий, предметно-игровых действий, цепочки, действий с предметами-заменителями. Например: Ксень принесла из дома новую куклу. Она ее рассматривала, снимала одежду (я помогла одеть куклу, объяснила, что ей холодно без одежды), затем я предложила умыть куклу, погулять с ней, покормить куклу, уложить спать. Во время таких действий Ксения использовала предметы-заменители - это коробка из-под обуви - кровать, деревянный кирпичик - мыло, гладкая палочка - это расческа и т. д. Я использовала такие приемы, как совместные действия ребенка и взрослого. В последующие игры ребенок действовал по подражанию. Большое значение приобретает демонстрация образца выполнения действия. Словесную инструкцию использовала на этапе закрепления игровых действий. Аналогичными остаются требования по формированию действий с игрушками, а также цепочек действий, связанных определенным сюжетом.
После проведения занятий: «Экскурсия в библиотеку», «Путешествие в сказку», при создании развивающей, предметно-игровой среды, дети играют сюжетно-ролевую игру «Библиотека».
При организации игры в 1-й раз, главную роль «библиотекаря», я брала на себя, т. е. была участником, партнёром детей в этом творческом процессе. Играя, я показывала, как нужно правильно исполнять роль библиотекаря.
Затем менялись ролями: Лена М. -библиотекарь, а я - посетитель, пациент и т. д.
Постепенно количество детей увеличилось до 2, 3. Несколько раз игру надо повторять по одному сюжету, добиваясь, чтобы каждый играющий ребёнок «научился» выполнять разные конкретные роли в сюжете. В сюжетно-ролевой игре с детьми продолжаю активизировать ролевой диалог (ролевую речь ребёнка), стимулирую вербальное обозначение своей роли для других участников, используя в игре предметы - заместители, в игре «Столовая» вместо тарелок - картонные круги и т. д.
Следует иметь в виду, что в игре нельзя использовать прямые нажимы, «давить на ребёнка, заставлять его играть должным образом. В сюжетной игре не должно быть внешних запретов и обязательств. Ведь дети, подчиняясь воле воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия, выполняют его предписания. При такой организации игры дети становятся беззащитными, т. е. взрослым необходимо проявлять во время игры чуткость, внимание к инициативе детей, их предложениям, чтобы повысить детскую активность, творчество в игре, необходимо всячески способствовать их развитию.
Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Проводим целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта, формируем практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях.
Провожу занятия, (наблюдения на прогулке за окружающим миром, целевые экскурсии в прачечную, в магазин, на почту, в медицинский кабинет, в парк, к автобусной остановке и др.), которые обогащают их жизненный опыт и игру, позволяют понять смысл действий, совершаемых людей в разных сферах жизни и деятельности, тем самым, развивая познавательные интересы. Используем так же дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин.
Дети любят играть в игру «Телефонный разговор». После чтения произведения К. Чуковского «Телефон», дети брали заместитель телефона - деревянный кирпичик, а с некоторыми детьми сделали телефончики самодельные из спичечных коробков. При разговоре с детьми по телефону (для образца), я чётко обозначила свою роль: «Дзинь - дзинь! Я Старичок - Лесовичок! Это школа - интернат? Здравствуйте! Ребята, я вас приглашаю в лес, возьмите с собой корзины и приходите. Я вас угощу лесными яблоками, да и грибов наберёте...»
Дальше развиваю диалог с ребятами Ира, Наташа, Лена, Коля разговаривают по телефону с мамой, с папой, с бабушкой...
А Ксения, для дочки - куклы, по телефону вызывает на дом врача.
Учим детей, развёртывать игру - придумывание, игру - фантазирование, протекающую в чисто речевом плане. Не оставаться равнодушным к образам детской фантазии. Материалом служат хорошо известные детям волшебные сказки. Для наших детей используем в игре волшебные предметы: золотая рыбка, волшебная палочка, волшебная дудочка, наливное яблочко, весёлый мячик и др. Ребенок, получив этот предмет, придумывает свою историю, сказку, т.е. выдумку.
Повторяем слова вместе с детьми, а яблочко передаём друг другу: «Ты катись наливное яблочко быстро-быстро по рукам, у кого наливное яблочко - расскажи-ка сказку нам». Игра для наших детей сложная, но интересная. Начинаю я сказку: «Жили, были дед да баба. Вот и говорит дед бабе...» - дети продолжают, фантазируют, придумывают, дополняют друг друга, сочиняют свою сказку пусть даже по одному предложению. Это уже хорошо.
Нужно всегда поддерживать интерес детей к свободной игре - импровизации по мотивам сказок, к игре - драматизации по известным сюжетам. Предлагаем разнообразные её формы (драматизация по ролям) - сказки «Теремок» - С. Я. Маршака.
Предлагаю детям распределить роли, но не получается. Коля, Ира спорят, кричат друг на друга, нервничают. Вмешиваюсь в ситуацию и помогаю распределить роли. Дети обыгрывают сказку, используя маски, шапочки (конечно с помощью воспитателя).
Показываем детям настольные театры по сказкам: «Репка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка» и др., пальчиковый театр по сказке «Колобок», используем инсценирование потешек: «Кисонька - мурысонька», «Фома», «Курочка - рябушечка» и др.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используем также поручения по изготовлению игрушек - самоделок: после изготовления репки из теста, поиграли с детьми в игру драматизацию «Репка». С желанием принимали участие все дети.
Дети любят играть со строительным материалом, особенно мальчики. Строят дома, мост, школу, ворота и тут же обыгрывают. Наблюдаю, смотрю: Петя работает шофёром, на машине возит кирпичики, Коля Л. -
строитель, строит дома. Лена и Ксения благоустраивают комнату,
делают мебель - диван, кровать, сток, стул. Разговорный диалог очень
краткий, короткий. Вдруг в комнату вбегает Коля Б., пинает ногой,
постройки падают, разваливаются. Тут же возникает ссора, драка. Игра
сорвана. Дети садятся на стулья. Выясняем отношения. Почему так
произошло? Какие правила были нарушены? Как нужно вести себя во время
игры? Что нужно сделать, чтобы продолжить игру? Коля Б. извиняется.
Строит школу, мост. Подходит Петя, помогает ему. Игра продолжается.
Мы следим за ходом игры детей. Однажды после наблюдения на прогулке
за проезжающим транспортом по улице, вечером дети заиграли в игру
«Дорожное движение». Часто неумение согласовывать замыслы, приводит к
распаду игры, разрушению дружеских контактов. Группа мальчиков играли
в игру «Дорожное движение». В игре использовали светофор, машинки,
дорожный знак и домик - бензозаправочная станция. Но при определении
содержания игры возникла ссора.
Шофёр Коля во время игры постоянно нарушал правила, превышал скорость, врезался в другие машины, без очереди хотел заправить бензином свою машину, на замечания реагировал слабо. Играющие дети возмущались и даже подрались. Наблюдая за игрой, я предложила свою кандидатуру быть инспектором ГИБДД. Ребята были согласны.
Свою роль обозначила сразу: «Я инспектор ГИБДД. Предъявите, пожалуйста, ваши документы, гражданин! Вы нарушили правила. Поедемте в отделение. За нарушение я лишаю вас возможности править автомобилем. Посидите здесь!» Коля Б. сначала возмущался, но потом признал свою вину, успокоился. Толя, а теперь ты желаешь стать инспектором? Будешь проверять, все ли водители соблюдают правила дорожного движения. Толя соглашается, но не сразу. Ребята продолжали играть.
При создании практических ситуаций подключать детей, где бы дети могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, четкость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.
С приходом в школу после летних каникул дети организовали игру «Школа». Сначала я взяла на себя роль учителя, и называли дети меня Нина Павловна. Вместо доски использовала настольную подставку, а на подставку - лист картона. Дети писали буквы. Вдруг Ира вырывает лист из тетрадки, говорит, что плохо написала, вот и вырвала. Постаралась убедить, что из тетради листы вырывать нельзя. Если плохо написала, так начни писать с новой строчки, а листы не вырывай. Старайся. Не торопись. На следующем уроке была учителем Аня.
Она выкладывала картинки на подставку, а дети составляли предложение по картинке. Ксения вела физкультуру и говорила, что она Марина Сергеевна.
Дети по её команде ходили друг за другом, потом выполняли упражнение приседание. Эта игра прошла дружно, спокойно.
Игровые образы ребёнок создаёт творчески, сознательно. В игре ребёнок подражает взрослым. Он не просто воспроизводит жизнь, слепо копирует её. Наблюдая игры, надо установить, на что следует обратить внимание детей во время занятий (классных часов), особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В игре быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни, например в школьном общежитий. Некоторые дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже играют. Творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития мышления ребёнка.
Через игру обогащаем ум ребёнка разнообразными представлениями, системой знаний - значит, даём обильную пишу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можем реализовать в игре.
Сюжетной игре детей не свойственно предварительное планирование и жёсткое следование плану. В этом проявляются её специфические черты необязательность, свобода выбора действий. Сюжетно-ролевая игра может возникнуть в любое свободное время вне плана, а может и не возникнуть даже по плану.
Все игры детей должны быть спокойными. Внимание и тактичное отношение к детским играм - есть лучшее выражение любви к ребёнку.
Пусть для всех нас станут близкими слова Януша Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает; не подавляет, а возносит; не комкает, а формирует; не диктует, а учит; не требует, а спрашивает; переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут. Так пусть совместная игра умножит эти минуты».
В более поздних исследованиях авторы Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин обращают внимание на значение игры в развитии ребенка.
«Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности.
Она содержит в себе тенденции в развития и создает зоны ближайшего развития; обеспечивает изменения потребностей и изменения сознания общего характера».
Л.И. Божович, А.В. Запорожец подчеркивали, что игра воздействует на поведение ребенка, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения, истоки которой лежат в овладение ребенком произвольными движениями в процессе элементарных игр, продолжает эффективно формироваться в сюжетно-игровых играх. Ирга перестраивает поведение ребенка, он начинает контролировать себя.
Следуя роли-образцу, ребенок подавляет сиюминутные побуждения и желания, починяться эталону поведения, который диктуется ролью.
В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются.
Таким образом, игра выступает как эффективное познание ребенком предметной и социальной действительности. Кроме того, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствуют социальному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"
В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....
Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креа...
Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий
Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...
Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
Учебно-методическое пособие для коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения).
Пособие посвящено вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и воспитанию детей с ОВЗ в коррекционной школе. ...