Организация воспитательного процесса в классном коллективе
статья (4 класс) на тему
Мой педагогический опыт по организации качественного воспитательного процесса в классном коллективе с 1-4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
org-tsiya_vospit.protsessa_v_kl.kollektive_-_moy_opyt.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация воспитательного процесса в классном коллективе
«Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим педагогом»! «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили
Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа определяет, в каком направлении пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.
Воспитание всегда на Руси было первично. Оно являло собой суть образования личности, а душа была признана объектом педагогического влияния.
Начальное общее образование - первая очень важная ступень общего образования. Убеждена, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
На сегодняшний момент- школа остается важнейшим звеном в системе воспитания. Классное руководство, как традиционное школьное явление, постоянно требует своего переосмысления и совершенствования.
Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Не случайно Д.А.Медведев утвердил в 2010 году инициативу «Наша новая школа», в которой четко озвучено следующее: «Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования». Качество формирования личности младшего школьника зависит от учителя начальных классов, который является классным руководителем. Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребенке таланты и способности, а затем предоставляет максимальные возможности для их развития.
Исходя из вышесказанного, я, как классный руководитель, прогнозирую, организую и анализирую повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что целью воспитательной деятельности считаю создание благоприятных условий для личностного развития учащихся; для сотрудничества педагогов, родителей и учеников; для саморазвития, самосовершенствования и самореализации своих учащихся.
Целью воспитательной деятельности считаю создание благоприятных условий для личностного развития учащихся; для сотрудничества педагогов, родителей и учеников; для самореализации учащихся.
Важнейшим принципом воспитания моих учащихся является личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.
Моя деятельность осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка, направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Эффективность этой работы зависит от моего педагогического профессионализма и мастерства , умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному ребенку и отличающих его от других детей. Учитывая их, я определяю методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника.
В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники жизни детского воспитательного сообщества. Необходимо отметить, что количество форм коллективной деятельности бесконечно. Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником.
В индивидуальной работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:
- Принцип гуманных взаимоотношений (комфортная атмосфера для благоприятного самочувствия);
- Принцип интеллектуального фона (многообразие познавательных стимулов определенного вида трудностей);
- Принцип самоанализа и саморазвития (рефлексивный компонент как завершающий этап любого вида деятельности);
- Принцип системности и интеграции.
Всю работу в классе я организую через проведение КТД (коллективное творческое дело, автор методики И.П.Иванов). Это предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Основу коллективной творческой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: «День знаний», «День матери» , «Новогодний праздник», « Рыцарский турнир», конкурс «А, ну-ка, девочки!», «Веселые старты», « День именинника», праздник «Мы стали на год взрослее», и другие.
Этапы коллективного творческого дела:
Планирование дела - руководитель детского коллектива "зажигает” детей интересным и полезным делом.
Распределение обязанностей - в микрогруппах планируется конкретное КТД: Что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать?
Подготовка дела - создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД.
Проведение дела - предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.
Подведение итогов - три ключевых момента: отметить все положительное, обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела, наметить перспективы позитивного развития каждой личности и детского коллектива. Главные вопросы: Кто как участвовал? Кто внес больший вклад? Кто остался в стороне и по какой причине? Учим детей обосновывать свое мнение.
Не могу не обратить ваше внимание на новизну к организации воспитательного процесса в нашем коллективе, а речь идет о внутриклассной системе ДАР «Детство. Активность. Развитие. »Разработанная мною система позволяет проводить образовательный мониторинг - комплексное отслеживание по разным направлениям изучения уровня обученности и развития коллектива и моих учащихся:
1.Семья. Родители.
2.Динамика состояния здоровья учащихся.
3.Мониторинг уровня обученности и развития.
4.Межличностные отношения.
5.Внеурочная деятельность.
Динамика развития коллектива основана на продуманном перспективном планировании, на коррективах, вносимых по ходу работы . Действует самоуправление. В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в коллективе идет формирование личности ученика в системе школьного самоуправления.
А еще есть в нашем классе традиции, которые могут творить чудеса:
1.Это традиция,когда в конце четверти у моих воспитанников в дневнике появляются записи: «Так держать», «Горжусь твоими успехами» и т.д.
2.Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе «Книги Рекордов Гиннесса», в которую вносят имена ребят и родителей по самым различным номинациям.
3.Зто традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.
4.Это традиция, когда ребята вместе со мной вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и живут по этим законам
5.Это традиция, когда в классе существует «Праздник добрых пожеланий».
На областном конкурсе для классных руководителей «Сердце отдаю детям» буду раскрывать «Кладовую своего педагогического мастерства» по теме «Воспитательный потенциал школьных традиций». Для меня, как классного руководителя, важно сохранение традиций, созданных моими руками и душой. Они не канули в прошлое, а подхвачены и внедряются в школьную жизнь умелыми и неравнодушными педагогами нашей школы.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей. Воспитательную работу строю на принципе системности, используя богатый социально-культурный потенциал города:
Центр внешкольной работы, где мои воспитанники посещают кружки по интересам:
филиал городской библиотеки, где прививаем любовь к чтению, участвуем в познавательных викторинах и мероприятиях;
Дом Народного Творчества, где занимаемся в клубе «Этикет», организованно посещаем кружки, выставки, спектакли;
В школьном бассейне осваиваем курс плавания и активно участвуем в школьных соревнованиях;
в спортивно- оздоровительном комплексе «Олимп» еженедельно на спортивном часе занимаемся спортивным плаванием , прививаем здоровый образ жизни;
детскую школу искусств, где дети занимаются на отделении фортепиано, хореографии, ИЗО.
Весь спектр дополнительного образования работает на профилактику асоциального поведения моих воспитанников, о чем говорят результаты педагогической деятельности за последние 5 лет, приведенные ниже в таблице.
Воспитание начинается с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы. Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, формируется характер его общения с окружающими, приобретаются определенные навыки и привычки, именно в семье дети получают первые уроки жизни. Учитывая это, я в своей работе стараюсь применять педагогику сотрудничества: учитель – ученик – родитель.
Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной дружной семьей: "школа = дети + родители + классный руководитель ".
Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка.
При активном участии и помощи родителей мои ученики становятся участниками и победителями конкурсов, олимпиад, по итогам участия в которых получают огромное количество грамот, благодарностей, дипломов.
№ П\П | Показатели результативности | Результативность деятельности |
1 | Отсутствие учащихся в классе, совершивших преступления с 2009 по 2013 годы | Отсутствуют такие учащиеся |
2 | Отсутствие учащихся в классе, состоящих на учете в ПДН с 2009 по 2013 годы | Отсутствуют такие учащиеся |
3 | Участие воспитанников в конкурсах различного уровня ( от муниципального до всероссийского) с 2009 по 2013 годы | Ежегодное участие в муниципальном конкурсе «Хочу все знать» ( фабрика интеллекта); конкурс «Безопасность- дорога в будущее»; ежегодное участие в муниципальном конкурсе «Время читать- время творить», «Безопасное колесо»; муниципальный конкурс рисунков «Дети против пожаров»; муниципальный этап областного конкурса «Дорожные картинки», областной конкурс «Классное чтение»; муниципальный конкурс самодельной игрушки «Игрушечные мастера»; городской конкурс «Варежки Деда Мороза», «К истокам традиций», «Жители Цветочного города»; международный конкурс «Календарь Страны Мастеров»; муниципальный конкурс «Молочные реки, творожные берега»; городской конкурс ДПИ « В Берендеевом царстве»; областной конкурс « Зеленая планета глазами детей»; муниципальный конкурс учебно-исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь». |
4 | Наличие призовых мест в конкурсах различного уровня ( от муниципального до всероссийского) с 2009 по 2013 годы | 2009-2010 учебный год: 1 место- муниципальный конкурс «Безопасность- дорога в будущее»; 2010-2011 учебный год: 3 место -в муниципальном этапе областного конкурса « Дорожные картинки»; 2 и 3 место в муниципальном конкурсе «Жители Цветочного города»( по произведениям Н.Н.Носова); 1 место- муниципальный конкурс «Безопасное колесо», победитель областного конкурса «Классное чтение» в номинации «Классный вернисаж»; 2011-2012 учебный год: 2 место в муниципальном конкурсе «Игрушечные мастера», 3 место в муниципальном конкурсе «Молочные реки, творожные берега», 2 место в муниципальном конкурсе «Варежки Деда Мороза», 4 место в международном конкурсе «Календарь Страны Мастеров», 2012-2013 учебный год: 3 место в городском конкурсе ДПИ «В Берендеевом царстве». |
5 | Распространение опыта воспитательной работы на различных уровнях ( выступления с докладами на семинарах, конференциях, статьи) с 2009 по 2013 годы | Публикация статей в газете муниципального района «Красная искра»: «Школьный вернисаж», «Путешествие в прошлое», «Живое слово», «Жемчужины Европы». Распространение опыта воспитательной деятельности на семинаре классных руководителей на школьном уровне. Транслировала опыт работы на областном уровне в газете « Образование- info» в №6, 2013. На всероссийском уровне публикация опыта работы в социальной сети работников образования. |
6 | Участие в профессиональных конкурсах различного уровня ( от муниципального до всероссийского) с 2009 по 2013 годы | Участие в муниципальном конкурсе «Учитель года-2012» в номинации «Классный руководитель», участие в областном конкурсе для классных руководителей «Сердце отдаю детям» в 2013 году, участие во Всероссийском конкурсе для учителей « Я - классный руководитель». |
7 | Наличие призовых мест в профессиональных конкурсах различного уровня ( по классному руководству) с 2009 по 2013 годы | 1 место в муниципальном конкурсе «Учитель года-2012» в номинации «Классный руководитель», в областном конкурсе « Сотрудничество: вчера, сегодня, завтра» в номинации «Творческий прорыв» ( имеется диплом участника). |
8 | Иные показатели результативности в течение последних пяти лет | 2011год: мною разработаны программы дополнительного образования школьников «Русская народная игра», «Город, в котором я живу», «Юный эколог». С 2008 года я являюсь руководителем скаутского отряда «Капельки» при Боровичском отделении Новгородской области Российской скаутской организации. За работу в этом направлении отмечена грамотой Российской скаутской организации «За личный вклад в развитие Российской скаутской организации». |
Этими победами дорожат не только дети, но и их родители. Награды становятся семейными ценностями, являются стимулом к новым достижениям, что, на мой взгляд, немаловажно в воспитании ребенка. Приятно видеть, когда на лице мамы сияет улыбка, и блестят слезы от гордости за успехи своего ребенка.
Мое общение с учениками и их родителями не заканчивается окончанием начальной школы. Обучаясь в старших классах, дети часто приходят в школу, рассказывают о своих успехах и неудачах, для моих маленьких учеников они становятся старшими друзьями: помогают изготовить поделку, сложить в портфель школьные принадлежности, участвуют в проведении внеклассных мероприятий. Слезы радости и гордости за своих учеников выступают у меня, когда я бываю на их "Последнем звонке" или "Выпускном вечере".
Формирую у учащихся умения и навыки самоорганизации, самовыражения и самовоспитания; развиваю мотивацию, стремление каждого к саморазвитию. Анализируя результативность деятельности своих учащихся, смело могу сказать, что мною созданы условия для личного и профессионального самоопределения детей ( п.3 и п.4 данной таблицы).
Этому способствует проведение развивающих мероприятий: конкурсов, игр, диспутов, предметных недель для демонстрации интеллектуальных умений и навыков, защита авторских проектов.
Педагогика сотрудничества взрослого и ребенка предполагает умение выслушивать ребенка. А детей я учу думать, размышлять, прислушиваться к чужому мнению и доказывать свою точку зрения. Лишь при таком общении ребенок сможет почувствовать себя раскрепощенно, сможет проявить свое «Я».
Я использую мотивационные подкрепляющие элементы, стимулирующие вклад каждого участника воспитательного процесса: вручение благодарственных писем активным родителям, рубрики «спасибо», «наши чемпионы», «поздравляем» в классном уголке. Развиваю инициативу и творчество учащихся, изучаю индивидуальные интересы и потребностей учащихся во внеурочной деятельности, помогаю в выборе кружков, клубов, секций; постоянно демонстрирую достижения, результаты способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
В нашем кабинете есть современная медиатехника (компьютер, интерактивная доска , проектор).
Постоянно изучаю результаты воспитательного процесса, провожу анкетирование детей и родителей, анализ проведенных мероприятий (что получилось, что можно было сделать лучше и эффективнее?).
Результаты анкетирования говорят сами за себя:
Удовлетворенность участников воспитательного процесса – 100%
Участие родителей в классных и школьных мероприятиях -100%
Самооценка активности в школьной жизни-90%
Комфортность самочувствия учащихся в классе-100%
Для обобщения и распространения опыта провожу открытые мероприятия, выступаю на методическом объединении учителей начальных классов, участвую в конкурсах педагогического мастерства, делюсь опытом с молодыми коллегами.
Результат моей работы - создание программ «Город, в котором я живу», «Юный эколог», «Русские народные игры», которые осуществляются во внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год опирается на результаты предыдущего года воспитания .Здесь уместно сказать и о психологической поддержке, которую получают мои воспитанники в минутку радости и разочарований, у меня с детьми доверительный стиль взаимоотношений, причем всегда использую индивидуальный подход к каждому своему ребенку. Этих форм психолого - педагогической поддержки в своей работе мне хватает.
Важным условием, способствующим эффективной воспитательной деятельности, является обеспечение атмосферы комфортного состояния, эмоционального благополучия моих воспитанников. Существует одна простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в классном коллективе хорошая атмосфера комфортного состояния крайне необходима. А основными слагаемыми этого климата выступают взаимоотношения педагога с детьми, их настроение, удовлетворенность работой. При хорошем психологическом микроклимате у классного руководителя всегда хорошее настроение, а это всегда в свою очередь отражается на стиле его общения с коллегами и детьми, поддерживается в нем состояние оптимизма и бодрости.
При этом главные мои качества в работе с классным коллективом: умелая организация воспитательного процесса, глубокое уважение к моим воспитанникам, умение поддерживать любую полезную инициативу детей, личный пример оптимизма и уверенности в завтрашнем дне . А девизом своей работы считаю «Научись радоваться успехам других и победа обязательна придет и к тебе!» Этому и учу своих ребят.
"Учитель - профессия дальнего действия", - эти слова Р. Рождественского я по праву могу отнести к результатам своей работы, когда слышу о достижениях моих учеников в учебе, спорте, творчестве, поскольку зернышки этих успехов были посеяны мною еще в начальной школе. Я рада, что меня ценят мои ученики и их родители, для меня это высшая оценка труда.
В своей работе следую словам из замечательной, доброй книги Ш. А. Амонашвили “Улыбка моя, где ты?”
“Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым и ты будешь нуждаться в улыбках моих”.
Быть учителем и классным руководителем - это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей.
Закончить свой рассказ хочу словами персидского мудреца, поэта, мыслителя Саади. Написанные более 800 лет назад они современны и актуальны.
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательного процесса в классном коллективе
Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарован...
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ образовательного процесса в классном коллективе 1 «Б» за 2010\2011 учебный год
Данную форму я использую как своеобразный шаблон для анализа работы за учебный год по разным направлениям...
Воспитательная система в классном коллективе «Учитель-ученик-родитель»
Вот уже 25 лет я работаю в школе и из своего педагогического опыта знаю как каждым годом работать в общеобразовательных классах становится всё сложнееПо показателям различных д...
Воспитательная система в классном коллективе Учитель-ученик-родитель
Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и ...
Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.
Взаимодействие классного руководителя и обучающихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего педагогиче...
Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом
В материале представлены основные разделы, необходимые при составлении планов воспитательной работы с классным коллективом...
Организация воспитательной работы в классном коллективе.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее ...