Дополнительная образовательная программа «ЛИТЛ»
рабочая программа (4 класс) на тему

Чикалина Анжелика Сергеевна

Для  детей младшего школьного  возраста 9-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_programma_litl.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

2. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа имеет интеллектуально-познавательную направленность, которая ориентированна на расширение программ общего образования. Все занятия направлены на развитие логического мышления, творческой активности учащихся, их любознательности и формированию навыков самостоятельной работы.

В начале 21 века на человека обрушивается всё возрастающий поток информации, требующий принятия решения.

В этих условиях мозг человека, защищаясь от перегрузок, во многих ситуациях начинает широко использовать типовые стандартные шаблонные решения: вызов лифта, звонок по телефону, получение почты через Интернет.

Школа вынуждена постоянно усложнять и увеличивать объём учебного материала по основным дисциплинам, что можно делать только до известного предела. Наш современник, известный драматург В.С. Розов, в одном из своих выступлений справедливо заметил, что “Знания - это груда камней. Для одних она может быть могильным холмом, под которым погребена личность, индивидуальность, для других высокой горой, на вершине которой стоит человек и далеко видит. Искусство воспитания и обучения должно сводиться к тому, чтобы уметь подбрасывать эти камушки знаний под ноги, а не на голову”. Эти слова особенно ярко подчеркивают, что наряду с содержанием обучения очень важны также и методы, способы передачи знаний детям. Ведь от того, как организованы знания, в какую систему они складываются, зависит будущее ребенка. В начальной школе этот вопрос стоит особенно остро.

Острота проблемы обучения возрастает, если в классе учатся одаренные дети. Именно в 7-9-летнем возрасте важно не погасить огонек их чрезвычайно широкой любознательности и интереса к познанию мира, не затормозить процесс развития мышления. Решить проблемы, связанные с содержанием и методами обучения одаренных детей в начальной школе, помогает программа «ЛИТЛ».

В то же время, в практической работе человека увеличивается поток задач, требующих принятия срочных творческих, эвристических, нестандартных решений в условиях дефицита времени и информации. Новизна и отличительная особенность данной программы заключается в том, что в ней совмещены эти противоречивые требования, т.к. содержание её  направлено на решение вопросов, требующих использования уже полученных знаний. Актуальность темы в том, что данная программа призвана превратить «умственный жир в умственные мускулы».

В процессе обучения изучение широких, глобальных тем, междисциплинарных обобщений, позволяют связать разделы программы в единую целостную систему.  Этим обеспечивается и формирование целостного мировоззрения у младших школьников. Развитие творчества, фантазии, логического мышления, воображения, любознательности и интереса, расширение кругозора и при этом совершенствование технологических навыков. Всё это поможет стать каждому ребёнку индивидуальной и гармонично развитой личностью, осваивающей новое и неизведанное в 21 веке.

 

Цели программы:

  • Обучение детей способам принятия решений в условиях дефицита времени и информации;
  • Развитие творческого потенциала, логического и эвристического мышления, памяти, воображения, умения принимать нестандартные решения;
  • Развитие любознательности и интереса к предметам, изучаемым в школе;
  • Обучение методам решения нестандартных задач, требующих использования уже полученных знаний.

Достижение этих целей осуществляется с помощью решения следующих задач:

  • Развитие творческого мышления путём создания и решения головоломок.
  • Обучение методам решения логических, комбинаторных, лингвистических и других задач.
  • Обучение осмыслению общего метода с учётом многовариантности решения проблемы.
  • Формирование у детей умения работать в группе и навыков самостоятельной проработки темы (метод проектной деятельности).
  • Побуждение учащихся к активному использованию современных технологий (проектная деятельность, компьютерное моделирование, структурное программирование и использование средств сети Интернет).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 9-10 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы «ЛИТЛ»-1 год (72 часа), по два занятия в неделю.

Формы обучения: групповая и индивидуально-групповая.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – мастер-классы, выставки, проектная деятельность.

Ожидаемые результаты.

  • Решение и разбор специально подготовленных и систематизированных заданий, требующих не только накопления новых знаний, но и исследовательской работы ученика, призваны привести также к обнаружению и развитию скрытой одарённости личности, что приведёт к:
  • Быстрому освоению новой деятельности;
  • Проявлению изобретательности в условиях поиска решения;
  • Новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
  • Развитие способности ухватить наиболее существенную деталь из общей массы информации;
  • Структурировать полученные ранее знания.

3. Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование темы

теория

практ

всего

1

Вводное занятие.

 План работы на год, требуемый комплект материалов у

ученика. Организация рабочих мест, техника безопасности.

2

-

2

2

Особенности творческого мышления

Графический диктант

1

1

2

3

История развития творческого мышления

путём создания и решения головоломок

1

1

2

4

Классификация головоломок

1

1

2

5

Тетрамино. Проверка на чётность. Графический диктант

1

1

2

6

Пентамино. Графический диктант

1

1

2

7

Пентатрион. Графический диктант

1

1

2

8

Разрезание квадрата

-

2

2

9

Тестирование, решение разнообразных задач.

Подведение итогов работы за четверть

1

1

2

10

Танграм. Графический диктант

1

1

2

11

Вьетнамская игра

1

2

2

12

Игра «Три кольца»

-

2

2

13

Орнамент из 6 элементов. Конструирование

-

2

2

14

Двойной Тизер. Решение головоломки

1

1

2

15

Белый кубик. Игра-соревнование

-

2

2

16

Решётка 3x3. Головоломка

1

1

2

17

Решётка 4x4. Головоломка повышенной сложности

-

2

2

18

Тестирование, решение разнообразных задач.

 Подведение итогов работы за четверть

-

2

2

19

Двойная дорожка 3x6. Графический диктант

1

1

2

20

Двойная дорожка 4x10.

 Графический диктант повышенной сложности

-

2

2

21

Девять квадратов. Конструирование

-

2

2

22

11 триад. Конструирование

-

2

2

23

Квадраты Макмагона. Конструирование

-

2

2

24

Квадраты Макмагона. Игра «Перекати – поле».

-

2

2

25

Куб и тетраэдр – простейшие Платоновы тела.

Графический диктант

1

1

2

26

Октаэдр. Вариативность выкройки. Конструирование

-

2

2

27

Тестирование, решение разнообразных задач.

Подведение итогов работы за четверть

-

2

2

28

Додекаэдр. Конструирование

1

1

2

29

Икосаэдр из 20 элементов. Конструирование

-

2

2

30

Тетраэдр из 4-х пирамид. Конструирование

-

2

2

31

Пять полос картона (начало). Конструирование

1

1

2

32

Пять полос картона (окончание).

Самостоятельное конструирование новых форм

-

2

2

33

Меледа и её разновидности. Конструирование

1

1

2

34

Проволочные  подвески с складушки. Конструирование

-

2

2

35

Протаскивание петли.

Самостоятельное конструирование новых форм

1

1

2

36

Тестирование, решение разнообразных задач.

 Подведение итогов работы за четверть и за год

1

1

2

Итого:

20

52

72

4. Содержание дополнительной образовательной программы.

  1. Вводное занятие (2ч.). План работы на год, требуемый комплект материалов у ученика. Организация рабочих мест, техника безопасности.
  2. Особенности творческого мышления(2ч.) Графический диктант. Развитие внимания, координации и графических навыков.
  3. История развития творческого мышления путём создания и решения головоломок (2ч.) Развитие  креативного сознания и мировоззрения.
  4. Классификация головоломок (2ч.) Расширение кругозора и мышления. Сравнение, анализ, синтез и развитие умения самостоятельно сделать вывод.
  5. Тетрамино. Проверка на чётность. Пентамино. Пентатрион. (6ч.) Графический диктант.
  6. Разрезание квадрата (2ч.). Самостоятельное изготовление головоломки. Расширение кругозора и совершенствование технологических навыков.
  7. Тестирование, решение разнообразных задач, подведение итогов работы за четверть (2ч.). Представление своих творческих проектов и обсуждение их с остальными учениками. Рейтинговая заинтересованность учащихся при подведении итогов.
  8. Танграм. (2ч.). Графический диктант. Развитие внимания, координации и графических навыков.
  9. Вьетнамская игра. Игра «Три кольца». (4ч.). Развитие креативного сознания и мировоззрения. Решение нетрадиционных задач.
  10. Орнамент из 6 элементов. Двойной Тизер. Решение головоломок с помощью конструирования (4ч.). Развитие внимания, координации и графических навыков.
  11. Белый кубик. Игра-соревнование (2ч.). Оценка деятельности соседом по парте, самооценка, совместная оценка, а также выявление голосованием лучших работ.
  12. Решётка 3x3. Решётка 4x4. (4ч.). Решение головоломок повышенной сложности. Активизация деятельность учащихся, развитие любознательности и интереса к предметам школьной программы.
  13. Тестирование, решение разнообразных задач, подведение итогов работы за четверть (2ч.). Представление своих творческих проектов и обсуждение их с остальными учениками. Рейтинговая заинтересованность учащихся при подведении итогов.
  14. Двойная дорожка 3x6. Двойная дорожка 4x10. (4ч.).  Графические диктанты повышенной сложности. Развитие внимания, координации и графических навыков.
  15. Девять квадратов. 11 триад. Квадраты Макмагона. (6ч.).  Конструирование. Развитие креативного сознания и мировоззрения. Решение нетрадиционных задач разными способами.
  16. Квадраты Макмагона. Игра. (2ч.). Активизация деятельность учащихся, развитие любознательности и интереса к предметам школьной программы.
  17. Куб и тетраэдр – простейшие Платоновы тела. (2ч.). Графические диктанты повышенной сложности. Развитие внимания, координации и графических навыков.
  18. Октаэдр. Вариативность выкройки. (2ч.). Конструирование. Предоставляется право аргументированного выбора выполняемых заданий. Самостоятельная проработка проблемы (с элементами исследования), осмысление в процессе творческой деятельности и построение новых проектов.
  19. Тестирование, решение разнообразных задач, подведение итогов работы за четверть (2ч.). Представление своих творческих проектов и обсуждение их с остальными учениками. Рейтинговая заинтересованность учащихся при подведении итогов.
  20. Додекаэдр. Икосаэдр из 20 элементов. Тетраэдр из 4-х пирамид. Пять полос картона. (8ч.).  Самостоятельное конструирование новых форм. Задания на поиск аналогии, закономерности или выигрышной стратегии предназначены для развития логического мышления и знакомства с общими полезными приёмами решения нестандартных задач.
  21. Меледа и её разновидности. Проволочные  подвески с складушки. Протаскивание петли. Самостоятельное конструирование новых форм (4ч.). Формирование целостного мировоззрения у младших школьников. Развитие творчества, фантазии, логического мышления, воображения, любознательности и интереса к предметам, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков.
  22. Тестирование, решение разнообразных задач, подведение итогов работы за год (2ч.). Представление своих творческих проектов и обсуждение их с остальными учениками. Рейтинговая заинтересованность учащихся при подведении итогов.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

•   оформлены папки с информационным и дидактическим материалом;

•   разработаны планы проведения контрольных занятий;

•   оформлены наглядные пособия;

•   разработаны сценарии и планы по проведению различных мероприятий и праздников;

•   имеется набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу (таблицы, карточки, игровое поле и т.д.)

Что необходимо для обеспечения программы:

 Средства на приобретение:

•   литературы по развитию познавательной деятельности школьников;

•   журналов, брошюр;

•   канцелярские товары для оформления наглядных пособий (ватман,  картон, фломастеры, клей, цветная бумага, гуашь);

•  программы для компьютерного моделирования;

•   фототоваров для оформления летописи.

Легче всего дети учатся в игре, поэтому разработки занятий содержат игры и игровые задания, например: игра «Три кольца» активизирует работу мозга;

стимулирует взаимодействие правого и левого полушарий; способствует гармонизации психоэмоционального состояния; стимулирует развитие мышления, воображения, внимания, усидчивости, зрительно-моторной координации, интеллектуальных эмоций, мелкой моторики. Для игры разработаны различные схемы изображений. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы. Игра «Белый кубик» цель - остаться последним игроком как минимум с 1 кубиком. Игра проходит по раундам. Каждый раунд игроки кидают свои кубики, делается начальная ставка, затем ставки поднимаются до тех пор, пока кто-то не решает проверить результат. Игроки теряют кубики за ошибки в своих ставках. Если игрок теряет все свои кубики - он выходит из игры! В игре «Квадраты Макмагона» ученики заблаговременно получают задание на дом изготовить 24 квадрата, расчерченных по диагоналям. На занятии в классе они раскрашивают свои квадраты по образцу, или выполняют аппликацию, а затем выкладывают прямоугольники по принципу «домино» начинается работа с простого выкладывания, с каждым разом задание усложняется.

 В данной программе придаётся особое внимание развитию творческого и логического мышления, развитию креативного сознания и мировоззрения. Направленность каждого занятия направлена на конечный результат в виде выполненной самим учащимся игрушки-головоломки, например: пентамино, где обучающиеся сперва сами вырезают 5 квадратиков, затем составляют из них 12 возможных комбинаций. На занятии пентатрион по заготовленному шаблону дети вырезают 5 равносторонних треугольников, складывая из них различные фигурки. Танграм – это разрезание квадрата на 7 частей (танов), затем выкладывают различные фигурки или выпуклые многоугольники. Образование коллекции таких поделок у учащихся. Особое внимание уделено мотивации. Оценка деятельности на занятии проводится в игровой форме (оценка соседом по парте, самооценка, совместная оценка, а также выявление голосованием лучших работ). Это помогает ребёнку понять свои ошибки, сравнивая свою работу с работами других детей, сделать выводы и в следующий раз исполнить лучше. Поощрение учащихся в ходе учебного процесса и по итогам работы за год также помогает активизировать их деятельность, будет расти рейтинговая заинтересованность учащихся.

При записывании и запоминании новых тем, учащиеся начинают самостоятельно прорабатывать проблему, которая неизбежно возникает в процессе изучения, погружаются в неё (с элементами исследования), осмысляют в процессе творческой деятельности и строят новые проекты, например: «Как составить свой орнамент», «Выполнение решётки». При этом дети используют не только бумагу, но и конструирование из проволоки и спичек.  

Действенность используемой программы может оцениваться качеством проектов, создаваемых учащимися в процессе работы. Поэтому в конце каждой четверти проводятся итоговые занятия, на которых учащиеся могут представить свои творческие проекты и обсудить их с остальными учениками. При итоговом тестировании можно использовать любое задание, ранжированное по качеству его выполнения или по затраченному на него времени. Особое внимание – эвристическому тестированию, например, на развитие мнемонических способностей ученика - запись сказки. Ученики прослушивают небольшую сказку и должны записать её содержание, используя только рисунки или специально придуманные значки. Затем, на следующем занятии, они должны по ним восстановить содержание сказки.

Имеется набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу (таблицы, карточки, игровое поле и т.д.)

 Активное использование современных технологий (проектная деятельность, компьютерное моделирование, структурное программирование и использование средств сети Интернет). Создание творческой отчётности (проведение конкурсов, олимпиад, фотосессий). Для успешного выполнения программного материала имеется светлое помещение со столами на 2 учащихся, школьная доска, витрина для образцов, компьютер, телевизор (проектор).

  1.  Список литературы:

-литература для педагога.

  • Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. – М.: «Интерпракс», 1994
  • Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  • Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: «Просвещение», «Владос», 1994
  • Развитие творческого мышления учащихся в начальной школе. Информационно-методический сборник для учителей и учащихся. Межрегиональная лаборатория педагогических технологий. Рига, 1993.
  • Симановский А.Э. развитие творческого мышления детей. Ярославль: «Гринго», 1996.
  • Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей   школьника. Ярославль: «Академия развития», 1996.
  • Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

 -литература для обучающихся.

  • Болховитинов В.Н., Колтовой Б.И., Лаговский И.К., Твоё свободное время. М.: «Детская литература», 1975.
  • Гарднер М. Математические чудеса и тайны. М.: «Наука», 1982.
  • Гарднер М. Крестики_нолики. М.: «Мир», 1988.
  • Голомб С.В. Полимино. М.: «Мир», 1975.
  • Мочалов Л. Головоломки. М.: «Наука», 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...