ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
статья
Статья будет полезна педагогам школ-интернатов работающим с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является духовно–нравственное воспитание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.
Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников с нарушениями интеллекта - это процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек, нравственного поведения, воспитания эстетических взглядов, уважения к традициям своего народа, школы, страны, любви к родному краю. У младших школьников еще поверхностные знания о родном крае и о Родине в целом, поэтому формирование духовно-нравственных качеств личности начинается со знакомства с традициями христианской культуры, с обычаями русского народа. Духовная музыка, церковная архитектура, живопись - величайшее художественное наследие русского народа – должны выполнить свою роль в воспитании высоконравственных качеств характера наших воспитанников.
Педагогический коллектив школы-интерната ставит перед собой следующие цели и задачи духовно-нравственного воспитания:
- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром;
- развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;
- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать обиды;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения.
В нашей школе ведется курс «Введение православной культуры». Занятия ведутся со 2 по 9 классы. В школе оборудован кабинет необходимой методической литературой и наглядными пособиями для проведения занятий. Целью уроков по предмету «Православная культура» в школе-интернате является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка, формирование мировоззрения, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. Занятия по введению православной культуры прививают детям навыки вдумчивого, осмысленного отношения к жизни, приучают к благочестивому, порядочному поведению.
Как воспитывать в детях доброту, отзывчивость, внимание, взаимопонимание, честность, порядочность? В этом нам помогают классные часы, беседы, викторины, конкурсы, встречи, экскурсии.
В школе-интернате регулярно проводятся мероприятия, посвященные православным праздникам. В течение учебного года ведутся сезонные общешкольные праздники: осенью - праздник «Дары осени», приуроченный к большому светлому празднику - Покров Пресвятой Богородицы, зимой – «Новый год», «Рождество Христово», весной - «Широкая Масленица», «Прилет птиц», «Светлая Пасха». К подготовке этих мероприятий педагоги, воспитанники и родители подходят очень ответственно. К каждому празднику готовятся конкурсы рисунков, классных стенгазет, учатся стихи, песни, выставки творческих работ, сделанных своими руками, изготавливаются карнавальные костюмы. В школе работает кукольный театр «Шанс». Дети показывают спектакли на данную тематику.
Неоднократно педагоги с воспитанниками были на экскурсиях в храмах Святого Александра Невского, Святого Дмитрия Ростовского и Свято-Троицком храме города Алексеевка. Проводили выездные экскурсии в Успенский Николаевский мужской монастырь города Валуйки, Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь села Холки, Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Воронежской области. Посещение православных храмов, знакомства с иконами, посещение колокольни, таинственных подземных меловых пещер - все это оставляет неизгладимый след в душах детей.
Постоянным гостем нашей образовательной организации в начале учебного года является настоятель Ильинского храма села Ильинка отец Александр. Он дает напутствие на учебу.
Стало доброй традицией принимать у себя в гостях Епископа Валуйского и Алексеевского Савву, благочинного Алексеевского округа протоиерея Евгения Подолько, настоятеля Ильинского храма отца Александра и других служителей церкви. Они поздравляют воспитанников с Новым годом, с Рождеством Христовым, с Крещением Господним, с Великой Пасхой, служат молебны и окропляют освящённой водой. Епископ Савва вручает детям сладкие подарки.
Следуя путем целенаправленного воспитательного влияния мы стараемся посеять в маленьком человеке семена любви и добра, и многое из того, что мы уже делаем, ведет нас к духовному совершенствованию, к формированию у школьников качеств истинных патриотов своей Родины.
Библиографический список
1. Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 3 (4) годы обучения. 2-е издание. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2006. – 128 с.
2. Азбука нравственного воспитания. Под редакцией И. А. Каирова и О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1975.
3. Воробьева В.И. Воспитание у детей отношения к литературным героям и их поступкам.// Начальная школа.- 1979.- №8.- С.41.
4. Макеева С. Г. Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках православия. // http://nsc.1september.ru.
5. Никандров Н. Д. Слово о православии и образовании в России. // Начальная школа. – 1996. - № 2. – С. 58 – 64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции
Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.
О взаимодействии семьи и школы в приобщении к чтению младшего школьника....
Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению
О духовно - нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению....
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника через ценностные ориентиры православной педагогики.
Одной из причин возникновения кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными ус...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
Эта статья будут полезна педагогам школ-интернатов работающих с детьми ОВЗ....