ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
статья

Статья будет полезна педагогам школ-интернатов работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

        Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является духовно–нравственное воспитание.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.

Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание  чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

      Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

        Духовно-нравственное воспитание младших школьников с нарушениями интеллекта - это процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек, нравственного поведения, воспитания эстетических взглядов, уважения к традициям своего народа, школы, страны, любви к родному краю. У младших школьников еще поверхностные знания о родном крае и о Родине в целом, поэтому формирование духовно-нравственных качеств личности начинается со знакомства с традициями христианской культуры, с обычаями русского народа. Духовная музыка, церковная архитектура, живопись - величайшее художественное наследие русского народа – должны выполнить свою роль в воспитании высоконравственных качеств характера наших воспитанников.

        Педагогический коллектив школы-интерната ставит перед собой следующие цели и задачи   духовно-нравственного воспитания:  

- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром;

- развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;

- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать обиды;

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;

- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

-формировать этические и моральные нормы и правила поведения.        

        В нашей школе ведется курс «Введение православной культуры». Занятия ведутся со 2 по 9 классы. В школе оборудован кабинет необходимой методической литературой и наглядными пособиями для проведения занятий. Целью уроков по предмету «Православная культура» в  школе-интернате является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка, формирование мировоззрения, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. Занятия по введению православной культуры прививают детям навыки вдумчивого, осмысленного отношения к жизни, приучают к благочестивому, порядочному поведению.

        Как воспитывать в детях доброту, отзывчивость, внимание, взаимопонимание, честность, порядочность? В этом нам помогают  классные часы, беседы, викторины, конкурсы, встречи, экскурсии.

        В школе-интернате  регулярно проводятся мероприятия, посвященные   православным праздникам. В течение  учебного года ведутся сезонные общешкольные праздники: осенью  -  праздник «Дары осени», приуроченный к  большому светлому празднику -  Покров Пресвятой Богородицы, зимой  – «Новый год», «Рождество Христово», весной - «Широкая Масленица»,  «Прилет птиц»,  «Светлая Пасха». К подготовке этих мероприятий педагоги, воспитанники и родители подходят очень ответственно. К каждому празднику готовятся   конкурсы рисунков, классных стенгазет, учатся стихи, песни, выставки творческих работ,  сделанных своими руками, изготавливаются карнавальные костюмы. В школе работает кукольный театр «Шанс». Дети показывают спектакли на данную тематику.

        Неоднократно педагоги с воспитанниками были на экскурсиях в храмах Святого Александра Невского, Святого Дмитрия Ростовского и Свято-Троицком храме города Алексеевка. Проводили выездные экскурсии в Успенский   Николаевский мужской монастырь города Валуйки, Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь села Холки, Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Воронежской области. Посещение православных храмов, знакомства с иконами, посещение колокольни, таинственных подземных меловых пещер -  все это оставляет неизгладимый след в душах детей.

        Постоянным  гостем   нашей образовательной организации     в начале учебного года является  настоятель  Ильинского храма села Ильинка отец Александр. Он дает напутствие на  учебу.  

        Стало доброй традицией принимать у себя в гостях   Епископа  Валуйского  и Алексеевского Савву, благочинного Алексеевского округа протоиерея  Евгения  Подолько, настоятеля  Ильинского храма отца Александра   и других  служителей  церкви. Они поздравляют воспитанников  с Новым годом,  с Рождеством Христовым, с  Крещением Господним, с Великой Пасхой, служат молебны  и окропляют  освящённой  водой. Епископ Савва вручает детям сладкие подарки.

        Следуя путем целенаправленного воспитательного влияния  мы стараемся посеять в маленьком человеке семена любви  и добра, и многое из того, что мы  уже делаем, ведет нас к духовному совершенствованию, к формированию у школьников качеств истинных патриотов своей Родины.

Библиографический список

1. Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 3 (4) годы обучения. 2-е издание. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2006. – 128 с.

2. Азбука нравственного воспитания. Под  редакцией И. А. Каирова и О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1975.

3. Воробьева В.И. Воспитание у детей отношения к литературным героям и их поступкам.// Начальная школа.- 1979.- №8.- С.41.

4. Макеева С. Г. Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках православия. // http://nsc.1september.ru.

5. Никандров Н. Д. Слово о православии и образовании в России. // Начальная школа. – 1996. - № 2. – С. 58 – 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

О духовно - нравственном воспитании младшего школьника  через приобщение к чтению....

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника через ценностные ориентиры православной педагогики.

Одной из причин возникновения кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными ус...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...