Классный час в 3 классе по теме "Наши права и обязанности"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Галина Евгеньевна Соколова

Классный час с применением педагогической технологии сотрудничества , направлен на приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_prava_i_obyazannosti.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: повышать социально – правовую компетентность учащихся посредством  обучения  навыкам реализации своих прав и обязанностей, способствовать формированию активной гражданской позиции.

 Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Задачи:

образовательные: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным законом – Конституцией России,  с  «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей

развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания, используя дополнительную литературу, разностороннее развитие личности,  наблюдательности.

воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения.

социальные: формирование навыка сотрудничества.

исследовательские: освоение первичных навыков проведения исследований по алгоритму: тема, цель, гипотеза, сбор информации, обобщение, выводы, результат. Через рефлексию – учить  детей  размышлять, направлять  на самоанализ– собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Методы обучения:

словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;

частично – поисковый – выполнение работы в группах;

наглядно – образный – энциклопедии, презентация,   аудио, отрывки из литературных произведений, иллюстрации..

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: презентация, иллюстрации, отрывки из литературных произведений, словари.

                                                       

                                                           

                                                     Ход урока

1.Приветствие Рефлексия настроения и эмоционального настроя

Учитель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

-кто пришел с хорошим настроением.

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Учитель: Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня  на классный час для серьезного разговора.

2. Объявление темы и постановка цели занятия( рефлексия деятельности . Устная )

                    Тема занятия « Наши права и наши обязанности»

- Как вы думаете о ком мы будем сегодня говорить?

 На какой важный вопрос  нужно ответить ?

(какие  права и обязанности имеют дети. В каких документах они прописаны)

3.  Работа в группе  (Исследовательская работа)

Давайте с вами проведем исследование слов, которые будут сегодня хозяевами нашего классного часа: закон, право, конституция, конвенция,  обязанность.

-   На листах у вас написано задание , перед вами лежат  словари Бабенко, Ожегова, Даля . Найдите в них ответы на вопросы.

4. Как возникли наши законы. Необходимость создания законов.

-Давным -  давно  на Земле появились люди , с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут ?

- Что обязаны и чего  не обязаны?

- На что они имеют право, на что не имеют?

Так в беседах, с помощью различных религий ,  в битвах, войнах, в драках появились законы.

1гр. Как в   толковом словаре Бабенко (Стр. 714) разъясняется это слово.

(дети  читают: Законы- это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. )

Самая ранняя система закона была сформирована  около 1700 года до н.э. царем Вавилона.

Позже  в эпоху средневековья  действия людей регулировала церковь.(Люди не знали законов природы, если шёл летом снег, гроза, то церковь говорила, что люди сами виноваты в этом, тем самым заставляли людей ей подчиняться)  

В греческой мифологии  богиню правосудия звали – Фемида.  На весах, которые она держит, взвешиваются добрые и злые поступки человека. Глаза у богини завязаны, в знак того, что она судит беспристрастно, т.е. честно ,не зависимо кто перед ней мужчина или женщина, богатый человек или бедный…

5. Конституция РФ- главный закон нашей страны

Для того чтобы было равноправие у всех людей по отношению к правосудию   12 декабря 1993г (18 лет назад) был принят  главный закон нашей страны -  Конституция.

2гр. Как Сергей Иванович Ожегов объясняет  слово – Конституция?

(Главный , основной закон нашей страны)

12 декабря является государственным праздником. В конституции прописаны права  и обязанности наших граждан.

5. Разъяснение прав  детей.

3гр. Что такое право?

Как Владимир Иванович Даль в  толковом словаре даёт объяснение этому слову?

(Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова.

- Зачем вообще нужно знать  права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

6. Игра « Кто больше угадает прав»

-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь Право на имя)

.

- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть РФ, педагоги, мед. Работники,  психологи, организации по правам ребенка –Опека, соц. защита)

- Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?

- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).

  • Право на медицинскую помощь
  • Право на отдых.
  •  Физминутка (Когда я стану взрослым и купаться захочу, я сам залезу в ванну, 2 крана  откручу, потру живот и спинку веснушки на носу, заверну себя в простынку и в постельку унесу).

7. Организация Объединённых Наций (ООН)

Ребята, а знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

2гр.  Как Сергей Иванович Ожегов объясняет  слово- Конвенция

(Международный договор по специальному вопросу)

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

До какого  возраста, согласно Конвенции ООН , человек считается ребенком?

(До 14 лет, до 16 лет, до 18 лет, до21 года).

8. Анализ поступков сказочных героев.

Давайте, поможем сказочным героям отстоять свои права.

( На слайдах: Рассмотри рисунки. Нарушение каких прав изобразил художник.

Статья 5,9,13.)

Ребята, так значит , что вы имеете право делать что хотите, когда хотите и с кем хотите? Так ли это? А если вы вредите своими правами другим людям, то значит, что вы нарушаете права других людей. Рядом с правами прописаны в Конституции,  в Конвенции о правах ребёнка и обязанности .

9.Устав школы. Обязанности учеников. (Рефлексия деятельности . Письменная)

Какие обязанности существуют у учеников и в каком документе они прописаны?

Тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА+, НЕТ-)

1. Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе.

2. Хожу всегда аккуратным?

3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам?

4. Берегу школьное имущество?

5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца?

6. Не дерусь с ребятами на перемене.

7. Уважительно отношусь к работникам школы (поварам, учителям, администрации, тех. Персоналу…)

Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как  нарушение прав  и наказываться по закону РФ.

 10. Анализ ситуаций.

 Сын пришёл со школы, поел и пошёл играть. Мама говорит: сынок убери за собой посуду. А сын отвечает « в конвенции по  правам человека говорится , что я имею право на отдых»

- Прав ли сын?

11. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ и Афродита.

1 июня – Международный день защиты детей

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12. Рефлексия содержания учебного материала.(Анкета самоанализа)

- Я узнал сегодня, что у  каждого ребенка есть…….

- все права и обязанности  прописаны в документах, которые называются…..

- мне  было интересно на занятии….

- я запомнил….

-  я никогда не знал , а сегодня узнал, что…

- хочу сказать спасибо…

Вывод: Только живя по правилам. Взрослые, дети и вся страна будет жить счастливо. Я вам желаю счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

Классный час на тему: Я первоклассник.Права и обязанности ребенка.

Направлен на ознакомление детей со своими правами и обязанностями....

классный час "Знай и соблюдай свои права и обязанности!"

классный час носит онформативный характер, знакомит учащихся с их правами и обязанностями...

Классный час 1 класс " Волшебная страна Правил дорожного движения"

На занятии дети 1 класса знакомятся с правилами дорожного движения....

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе на тему: «Права и обязанности ребенка в новом свете».

Цель:  Обобщить знания детей об основных правах и обязанностях человека.Задачи:- познакомить учащихся с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка;- научить применять права ...