Воспитательная система класса "Яркое созвездие"
рабочая программа по теме
Воспитательная система класса обеспечивает системный подход в воспитательном процессе, преемственность учебно-воспитательной среды детей и родителей, осуществляет поиск новых форм взаимодействий семьи и школы, способствует достижению общей цели для педагогов и родителей – воспитание здорового ребёнка во всех отношениях: физическом, нравственном, психическом, интеллектуальном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Вострякова Алла Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 г. Лысково
Воспитательная система класса
«ЯРКОЕ СОЗВЕЗДИЕ»
Паспорт программы
1. | Образовательное учреждение | МБОУ средняя школа №5 г. Лысково Нижегородской области |
2. | Местоположение школы | 606210 Нижегородская область, г.Лысково, ул.Семёнычева, д. 3. |
3. | Полное название программы | Воспитательная система класса «Яркое созвездие» |
4. | Нормативно-правовые основания программы |
|
5. | Автор программы. | Вострякова Алла Юрьевна – руководитель РМО учителей начальных классов, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
|
6. | Основные идеи разработки программы |
школы.
|
7 | Цель программы |
Создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности и коллективного сотрудничества младших школьников через социальное партнерство с семьёй. |
8. | Задачи программы |
|
9. | Условия достижения цели и задач программы. |
|
10. | Срок действия программы | Длительная по времени (4 года) |
11. | Основные направления программы |
|
12. | Исполнители основных мероприятий программы | Классный руководитель, дети, родители, педагоги, социальные партнеры. |
13. | Источники финансирования | Средства родительского комитета класса и попечительского совета школы. |
14. | Механизм реализации | Первый этап -1 класс «Мы лучики». Этап моделирования содружества детей и взрослых. Второй этап -2,3 классы «Мы - звёздочки». Стабильное функционирование содружества детей и взрослых. Третий этап - 4 класс «Мы - яркое созвездие». Этап рефлексии. |
15. | Ожидаемые результаты |
|
Аналитическая записка
Первый класс в школе – это вполне обычный класс, один из тех, которых формируется каждый год в начальной школе. Разные дети, различные характеры, такие непохожие родители. Но было в этих детях нечто такое, что подсказывало, с ними все будет по-другому. С первых минут знакомства ощущалось желание детей понять замыслы и начинания педагога.
Поэтому сама идея семейного клуба и погружение всех учеников и родителей в длительную воспитывающую игру была необходимым условием объединения детей и взрослых для решения более серьезных и перспективных целей в воспитании.
Е.Н.Степанов выделил компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Такими составляющими являются пять компонентов.
1. Индивидуально-групповой. Это компонент, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.
2. Ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
- цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
3. Функционально-деятельностный. Он складывается из таких компонентов, как:
- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
4. Пространствено-временной. Он состоит из таких элементов, как:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
5 . Диагностико - аналитический включает следующие элементы:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет нам более осознанно и результативно осуществить деятельность по моделированию и построению системы воспитания детей в классном коллективе.
Методики: анкета для родителей («Практическая психология в начальной школе» - М: ТЦ Сфера, 2002.- 240 С.-ISBN 5-89144-007-5), методика Лускановой («Справочник учителя начальной школы»/О.Н.Истратова, Т.В Эксакусто.- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 442,(1) с.: Ил.- Справочник), методика Нежновой «(Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам» Волгоград: Учитель, 2007.-90с.) методика «Выбор», тест Тулуз-Пьерона, тест Дембо-Рубинштейна, методика Головиной («Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам» Волгоград: Учитель, 2007.-90 с.),
Тестирование проходило по двум направлениям: анкетирование родителей, тестирование детей.
Проблема: отсутствие системы работы по формированию эффективного партнёрского взаимодействия семьи и школы по социализации ребёнка, особенно в роли семьянина.
Объект: воспитательная система класса.
Предмет: модель воспитательной системы класса, обеспечивающая эффективное социальное партнёрство семьи, школы и различных субъектов муниципального социально - образовательного пространства.
Цель и задачи
Цель: создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности и коллективного сотрудничества младших школьников, через социальное партнерство с семьей.
Задачи:
1. Способствовать мотивации родителей к деятельному участию по созданию и реализации работы семейного клуба.
2. Развить систему здоровых семейных ценностей, установок и мотивов поведения в обществе.
3. Обеспечить развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, физических качеств ребенка путем вовлечения в познавательную, игровую, эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность.
4. Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в семье, школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.
Концептуальные основы
Объединение детей - дело серьезное. Однако для ребенка – это, прежде всего, игра, с ее радостями и переживаниями. И как всякая игра она имеет свои законы, свои правила. У каждого участника есть своя роль, своя сфера приложения интереса. Все это учитывалось, когда, совместно с родителями, пришли к выводу, что нам нужна организация, где дети взаимодействуют с родителями, с ними творят, познают, дружат. Познакомившись с опытом других педагогов, мы решили организовать семейный клуб «Яркое созвездие». Организуя эту модель содружества, мы понимали, что для детей это будет игра длительная по времени и воспитывающая по характеру. Это игра длиной в четыре года, то есть время, проводимое ребенком в начальной школе.
Необходимо выделить ряд принципиальных позиций, на которых мы основывались, приступая к работе по созданию детского коллектива.
Во-первых, в отличие от подобного рода объединений по интересам, наш семейный клуб зарождался не на основе профильного, предметного интереса, а на основе нравственно-этической идеи, идеи дружбы, товарищества, уважения к себе и к другим.
Во-вторых, наш семейный клуб - это содружество детей и взрослых. Взрослые - это не только учителя, работающие с классом, но и социальные партнеры, и родители, которые активны, инициативны. В процессе совместной деятельности мы ищем разнообразные формы и методы, которые помогут нам раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, увидеть и показать его индивидуальность.
В-третьих, местом организации явился школьный класс. Именно в рамках класса, в рамках учебного урока дети имеют возможность постоянно общаться и соучаствовать в делах друг друга. Это позволяет создать определенный нравственный микроклимат.
В-четвертых, учителю предоставляется возможность в процессе работы на уроке и вне его постоянно варьировать, видоизменять, корректировать работу с детьми, делать ее более осмысленной и продуктивной. В совместной воспитательной деятельности классный руководитель и родители придерживаются следующих принципов:
1) Принцип самоактуализации.
2) Принцип успешности.
3) Принцип индивидуальности.
4) Принцип выбора.
5) Принцип доверия и поддержки.
6)Принцип единства воспитательных воздействий.
Изучение эффективности ВСК
Критерии | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
Воспитанность учащихся | Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» | Методика М.И.Шиловой «Изучение воспитанности учащихся» | Методика выявления коммуникабельности, педагогические наблюдение. |
Защищенность и комфортность ребенка в школе | Игра «Узнай свое поручение», Мастерская Общения «Давайте познакомимся» | Игра « Лидер», «Киностудия», педагогическое наблюдение | «Арбузник», «Волшебный стул» (Н.Е.Щуркова «Собрание пестрых дел») |
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе | Методика изучения удовлетво-ренности учащихся школьной жизнью А.А.Андреев | Методика изучения Удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов) | Методика Е.Н.Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельности в образовательном учреждении |
Сформированность классного коллектива | социометрия конкурс рисунков «Я в моем классе» | Методика «Наши отношения» (Составлена по книге ФридманЛ.М.) | Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин) |
Проявление индивидуальности(«лица») классной общности | Методика «Цвети-семицветик» | Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И.Рожковым, Ю.С. Тюнниковым и др.) | Игра «Магазин» ( подготовлена О.В. Соловьевым) |
На протяжении всех этапов реализации программы в семейном клубе осуществляется деятельность творческих рубрик:
Спортивная
Музыкальная
«Мы» (СМИ)
Самоделкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
воспитательного мероприятия игры «Созвездие».
Наиболее приемлемым средством формирования личности младших школьников является внеучебная деятельность, так как она может включать разные виды деятельности в более свободной форме, чем, например проц...
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
Цель: Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....