"Мой край родной - мой Дагестан !"
план-конспект занятия на тему

Белова Лариса Николаевна

Внеклассное мероприятие проводилось в 3-4 классах начальной школы (возраст 9-10 лет). Цель мероприятия: знакомство учащихся с географическим расположением республики, ее природными богатствами, растительным и животным миром. Дети работают по карте и атласам, что способствует развитию познавательных интересов, умений и навыков, прививает любовь к родному краю,чувство дружбы и толерантного отношения к людям разных национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moy_kray.zip2.82 МБ

Предварительный просмотр:

             

                   МКОУ « Степновская  основная  общеобразовательная  школа»  

                             с. Степное  Кизлярский  район Республика Дагестан

                                      Внеклассное мероприятие на тему:

                                      «Мой край родной – мой Дагестан»

                                               (заочное путешествие)

                                            для учащихся 3-4 классов

                                                               Подготовила  Белова Лариса Николаевна                                                                                              

                                                                       учитель начальных классов

                                       

       Внеклассное мероприятие на тему  «Мой край родной – мой Дагестан!»

                                                     (Заочное  путешествие)

Цели:  

  • Познакомить учащихся с республикой Дагестан, с природными богатствами, достопримечательностями;
  • Воспитывать любовь к родному краю, бережное  и чуткое отношение к природе, чувство гордости и патриотизма;
  • Прививать чувство дружбы, доброго отношения к людям разных национальностей, развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление.

Оборудование:   карта Республики Дагестан, атласы Республики Дагестан,  картинки с изображением животных, гербарий, музыкальный центр,   фонограмма песни « Наш край»,  аудиозапись  дагестанской мелодии;  презентация.

                                                         Ход мероприятия

1. Вступление

         Мероприятие  начинается  с прослушивания песни «Наш край»                                                                ( муз. Д. Кабалевского ,    сл.  А. Пришелец)

Учитель :  Ребята, какое чувство вызвала у вас песня?  О чем в ней говорится? Что объединяет людей,  живущих  в нашем селе, республике, стране?  ( Мы все – россияне, наша Родина – Россия) (слайды 1-2)

- Ребята, что такое Родина?  Как  вы понимаете это слово?   (Ответы детей)

Учитель:      Родина. Это самое великое, самое дорогое, что есть у человека. Это родители, друзья, родной дом, своя школа. Наша Родина – великая страна Россия. На одном краю России начинается утро, а на другом уже наступил вечер.  На севере России земля покрыта снегом,  реки, озера – льдом , а на юге в это время  поют птицы, цветут сады, ярко светит солнце.  Наша страна объединяет  более ста народов.  Вот какая наша необъятная Родина – Россия!

  У каждого человека, живущего в России, есть своя малая  Родина. Вы, ребята, родились и растете в славном и прекрасном крае – многонациональном  Дагестане.

2.Сообщение темы.

Учитель:     Ребята, вы догадались , какая тема нашего мероприятия? Да, мы сегодня будем говорить о нашей малой родине и  совершим небольшое  путешествие по нашей республике Дагестан.   Дагестан – это древнее название нашего родного края. Дагестан означает «Страна гор».  «Даг» - гора,  «стан» - страна. На языках народов Дагестана слово «Дагестан»  звучит удивительно красиво.  Попробуйте произнести это слово на своем родном языке, внимательно прислушайтесь к родной речи ваших друзей, и вы убедитесь, как даже одно слово «Дагестан»  сближает людей разных национальностей.

1. Ученик   ( читает стихотворение Расула Гамзатова «Мне ль тебе Дагестан мой былинный…»

                   Мне ль тебе Дагестан мой былинный,

                   Не молиться,

                  Тебя  ль  не любить,

                 Мне ль в станице твоей журавлиной

                 Отколовшейся птицею быть?

                 Дагестан,  все  что люди мне  дали,

                 Я по чести с тобой разделю,

                 Я свои ордена и медали

                 На вершины твои приколю.

                Посвящу тебе звонкие гимны

                 И слова, превращенные в стих,

                Только бурку лесов подари мне

                И папаху вершин снеговых!

3.География

Учитель: Где находится твой Дагестан? -  спросили у одного горца.

               - Над и под крылом орла, - ответил горец.

Находясь за пределами республики, нашим землякам не раз приходилось отвечать на вопрос о том,  где находится Дагестан, вышесказанными словами горца.  (слайд 3)

- Ребята, посмотрите на карту Дагестана. Назовите его географическое положение.

2.Ученик :  Дагестан находится на материке Евразия, на стыке границ частей света Европы и Азии. Большая часть  республики расположена на северо-восточных склонах Большого Кавказского хребта. Другая, малая часть, раскинулась вдоль побережья Каспийского моря.

Учитель : Ребята, вы, наверное,  редко выезжаете из своего села,  района,  за пределы республики. И  думаете,  что Дагестан очень  маленький. Но это не так.  Это самая большая республика Северного Кавказа. По  числу жителей более двух  миллионов  человек, и по территории – 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем  площадь Армении, Эстонии, Молдавии и даже таких государств Европы,  как   Дания, Швейцария,  Бельгия, Албания и другие.  Дагестан – самая южная окраина России, которая  сегодня к тому же является приграничной  частью страны.

- Посмотрите на карту и скажите, с кем граничит наша республика?

3.Ученик:  По суше и Каспийскому морю Дагестан граничит  с Азербайджаном,  Грузией, Казахстаном,  Туркменистаном  и Ираном. А также соседями являются Чеченская Республика, Калмыкия  и Ставропольский  край.

4.Ученик:  Пешеход,  делающий  40 км  в сутки, может обойти всю границу  республики  в течение 42 суток.

5. Ученик:  ( читает стих-е  Александра Задорожного (Васильченко)  «Ах, Дагестан!Страна прекрасных гор...»)  

                              «Ах,  Дагестан! Страна прекрасных гор,

                               страна ветров, озёр великих.

                              Так удивительно широк её простор,

                              приветливы людские лики.

                              Кто побывал один лишь только раз.

                             Увидев красоту земную,

                             оставит память в сердце тот Кавказ,

                             который манит, радует, чарует ».

                                                                               А.Задорожный

Учитель:  В Дагестане всего 10 городов. Назовите их.  

 ( Дети называют города  и показывают  их  на карте)

Дети:   Махачкала,   Дербент,  Кизляр,  Хасавюрт,  Буйнакск,  Каспийск,  Кизилюрт,  Избербаш, Южно- Сухокумск  и  Дагестанские  Огни.

Учитель: Какой город является столицей Дагестана?

( г. Махачкала,    промышленный и культурный центр, транспортный узел,  морской порт. До 1922г. назывался  Петровск   Порт, с 1922г  переименован в город Махачкала, в честь дагестанского революционера Махача  Дахадаева)

Учитель:  В республике 42 муниципальных  района, 1618 населенных пунктов и поселков городского типа.

Учитель: В каком районе мы с вами, ребята, живем? В каком селе? Что вы знаете о своей маленькой родине?   (Ответы детей)

6.Ученик: Мы живем в Кизлярском районе,  в селе Степное.  Кизлярский  район  расположен в северной части Дагестана. Граничит  с Тарумовским районом,  с  Бабаюртовским,  с  Чеченской Республикой и  с Каспийским морем.

             В 2014 году  11октября  Кизлярскому  району исполнилось 85 лет. Это один  из важнейших этапов  в истории всего кизлярского народа. Кизлярщина всегда славилась своей богатой историей, культурными традициями. Жители с. Степное и   Кизлярского района  в  основном  занимаются  сельским  хозяйством . Это  и разведение крупного и мелкого рогатого скота, и рыболовство, и виноградарство, а также занимаются выращиванием бахчевых культур, зерновых культур, развито садоводство и овощеводство.

7.Ученик: ( читает стих-е  кизлярского поэта  Валерия  Данилова «Родные места»)

                     У берегов  каспийских,

                     Где небеса так низки,

                     Есть край родной и близкий

                     Тебе, мой друг, и мне.

                     Живем здесь не напрасно мы,

                     Зовемся мы кизлярскими,

                     И дарим дни прекрасные

                     Родимой стороне.

Черняевка,  Крайновка,

Некрасовка,  Цветковка

И даже  Лопуховка –

Родные все места.

Степное,  Аверьяновка,

Речное  и  Кохановка…

Здесь жили мы веками

                       И будем жить всегда! ( слайды 4-9)

4.Богатства родного края

Учитель: Ребята, на столах у вас лежат атласы. Откройте страницу 8. Давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми и минеральными источниками богат наш край.

( Дети работают в парах с атласами и картой,  ископаемые выписываются на доске.)

Дети:  Широкое распространение имеют пески, гравий,  известняки,  галечник. Имеются также каменный уголь, железная руда, торф, сера, нефть.

Учитель:  На территории Дагестана выявлено множество минеральных источников, большая часть которых представлена сероводородными  и соляно-щелочными составами. Встречаются содовые, углекислые, железистые, йодо- бромные и другие источники. Большинство  из них используются в виде ванн для лечения  многих болезней.

- Богат наш Дагестан животными и растениями. Чтобы узнать, какими, воспользуемся картой природных зон и атласами. Откройте страницы  24-25. ( Далее дети работают по карте, называют, а учитель показывает картинки с изображением  животных )

Животные : Звери -  дагестанский тур, сайгаки, кабаны, лисы, волки, шакалы, косули, барсуки, медведи, олени и другие . Птицы – пеликаны, фламинго, фазаны, цапли, лебеди, дрофы, кулики и  другие.

В Каспии насчитывается 76 видов  рыб. Из них 46 видов являются промысловыми. Реликтовыми рыбами Каспия являются осетровые рыбы. Это и белуга, осетр, севрюга, лосось и др.

Растения: Солодка, ковыль, чабрец, полынь, барбарис, шалфей. Множество лекарственных растений – подорожник,  мать-и-мачеха, ромашка, хмель, шиповник,  крапива,  лопух  и др. (Используется  гербарий ).

-     Природа, как вы видите,  много дала нашему краю. А как люди относятся к ней? К сожалению, многие нерадивые  туристы и жители республики  варварски обходятся с природой. Откройте атлас на странице 26-27, найдите карту «Редкие и исчезающие виды животных и растений». Здесь перечислены животные и растения, которые находятся под особой охраной. Назовите некоторые из них.

5.Чудеса  света  Дагестана

 Учитель:      

         Дагестан   называют  «музеем под открытым небом»,  «географической лабораторией», « геологическим музеем».  И   это вовсе не  преувеличение,  так как  Республика Дагестан  может похвастаться  альпийскими лугами,  березовыми  рощами, живописными долинами, …   Здесь воочию  можно увидеть  реликтовые леса  на Гунибском  плато, побывать  в субтропическом  заповеднике  в дельте реки Самура, узнать, что Гимринский  каньон  второй в мире по глубине (после Колорадского в США), а Кумторкаминский  бархан Сары – Кум  (252метра)  самый  высокий в Европе.

      Говоря о чудесах дагестанской  земли  хочется  рассказать о некоторых   уникальных  памятниках природы. Чудом из чудес является малоизвестная   Карадахская  теснина.   Ее так и называют –  «Ворота  чудес». Расположена она между Гунибским  и  Хунзахским районами.  По дну теснины течет небольшая речушка.  Попавшему сюда  из ущелья  кажется,  что он оказался  в очень  узком  тоннеле  или  холодильной  камере. Только представьте себе:  мрак  и  прохлада,  тишина, нарушаемая лишь журчанием  речки,  эхо  даже  от  шепота,  отполированные водой камни,  редкие лучи солнца,  проникающие сквозь  почти сомкнутые верхушки скал…  ( слайд 10)

       Одной из  самых  известных   в Дагестане   является пещера  Дюрк.  (слайд 11)                             Она находится на окраине  аула  Хустиль Табасаранского района, на  отвесном   склоне  на высоте 400 метров. Ведет туда очень  узкая  тропа.  В пещере  Дюрк  два зала – один над  другим.   Верхний зал побольше, его высота  около 7-8 метров, а ширина  4,5 метра.  Пещера эта сухая,  а стены гладкие. Считалось, что именно здесь проходили религиозные обряды, хранились древние книги на неизвестном языке,  меч арабского предводителя и даже  древнейший  экземпляр  Корана.

           А вот еще один пример того, что Дагестан недаром называют не только страной гор, но и преданий. Здесь есть даже свои Ромео и Джульетта. Над Гунибом высится скала, имеющая поэтическое название «Спящая красавица»  ( слайд 12).  Народная  легенда гласит, что давным-давно красавица ханская дочь полюбила, как водится, себе неровню – бедного чабана. Речи о браке и быть не могло, ведь хан обещал свою дочь в жены юноше из богатого и знатного рода. По существующим обычаям, дочь не могла перечить отцу. От безысходности девушка бросилась вниз с Гунибской скалы. Ее бедный возлюбленный,  узнав  об этом, прыгнул вслед за ней. С тех пор и хранит  гора  над Гунибом очертания  прекрасного женского лица,  а Кегерское плато – лик несчастного юноши.

          Есть на земле Дагестана  «поэтическая  скала ».  Не удивляйтесь! Ее вершины четко воспроизводят профиль поэта А.С.Пушкина. ( слайд 13) . До чего же это интересно  и необычно! Но нашлись люди,  для которых подобные вещи – сущая ерунда. Они начали разработку камня на скале и успели немного повредить уникальные очертания, но, к счастью, вовремя вмешалась избербашская организация охраны природы,  и расхищение природного чуда было предотвращено.

            И как можно не упомянуть такой райский уголок, как Самурский лес – единственный субтропический лиановый лес  в России  (слайд 14).  Он находится в дельте  второй по величине реке Дагестана – Самуре. Лес состоит из множеств а различных деревьев, растущих так густо, что и днем здесь царит  полумрак (граб кавказский, дуб  черешчатый, ольха бородатая, грецкий орех и многие другие, обвитых лианами  сасеяпариля,  лесного винограда, ломоноса восточного, плюща). Интересно, что некоторые из лиан – вечнозеленые, так что этот лес прекрасен в любое время года.

       - Ребята, посмотрите и  насладитесь красотой   нашего родного края  (просмотр слайдов  15-24  под  дагестанскую музыку ) .   Конечно, удивительно много интересного, таинственного и захватывающего на древней Дагестанской земле. Для туристов с  лихвой хватило бы лишь одного теплого моря с горами, города -музея  Дербента, многочисленных санаториев и турбаз. Но щедрый  горный край не поскупился на памятники, как  на  нерукотворные, так и на созданные  трудолюбивыми руками знаменитых местных умельцев.

6. Дружба  народов  Дагестана

        Учитель:   Самое дорогое и великое богатство Дагестана – дружба между народами. На территории республики проживает  более  ста наций  и народностей, в том числе более 30 коренных народностей и этнически групп, говорящих на разных языках. Из них 14 основных народов:  кумыки, даргинцы,  лакцы, русские, аварцы, азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, ногайцы, цахуры, агулы,  рутульцы , таты, чеченцы.                                                     Языком межнационального общения является русский язык.  Проживая вместе, дагестанцы  приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции. Они научились совместно обрабатывать землю, производить продукты животноводства  и земледелия. Они создавали искусные изделия из глины, камня, дерева, шерсти, металла. У каждого народа есть свои прославленные аулы. Андийцы и хунзахцы славятся как мастера по производству бурок из войлока.  Кубачинцы  и гоцатлинцы  превосходные ювелиры. Жители Кубачи,  Харбука, Казанища, Гамсутля, Гоцатля, Согратля, Кулда и Кази-Кумуха считаются лучшими оружейниками. Селения Испик,  Балхар, Сулевкент  известны как центры изготовления гончарных изделий. В Южном Дагестане ткут  паласы, ковры.                  Есть  аулы  известные своими  канатоходцами,  танцорами,  музыкантами, поэтами, писателями, сапожниками, кузнецами. Всех и  не перечислишь. Народы  Дагестана никогда не ссорились между собой и никогда не давали себя в обиду. Добрый друг находил в Дагестане мир и добро. Враг получал отпор дружных народов Дагестана.

6.Ученик :   ( читает  стих-е Дмитрия Калюжного)   ( Слайд 25)

Лезгин, Рутулец, Табасаран,  Агулец,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
Цахурец,  Лакец, Кумык, Аварец,
В лезгинском танце как орлы парят.
В единстве духа множество народов,
Крепка их дружба, твердостью скалы.
В сердечном братстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын- Калы. 
Гостеприимства долг, для горца важный,
Он никогда его не нарушал.
Частицу сердца навсегда оставил каждый,
Кто на Кавказе щедром побывал.
И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог когда, из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.

Учитель: Наше  путешествие по любимому краю подошло  к концу. Что нового узнали? Что почувствовали?  Ребята,  эта не последнее  наше путешествие, так как  еще много интересного вам предстоит узнать о  своей малой родине. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были дружными и добрыми, всегда уважали друг друга. И я думаю, что пройдет несколько лет и вы внесете свой маленький вклад в развитие нашего родного Дагестана и нашей великой России!

До свидания! До  новых встреч!

Литература:

1.Ш.А. Мирзоев.  Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 4 класса. – Махачкала: Лотос, 2009г

2.Зикрула Ильясов. Дагестан: Цифры и факты. – Махачкала:  Дагестанское книжное издательство, 2005г.

3.С.Д.Алиев, Ю.Ю. Батий, М.С.Саидов.  Люби, изучай свой край  (Дагестан в вопросах и ответах). – Махачкала: Дагучпедгиз, 1989 г.

4.Г.И.Магомедов, М.И. Шурпаева. Литература народов Дагестана: Книга для чтения в начальных классах городских школ.Ч.1-я. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2009г.

5.А.П.Задорожный (Васильченко). «Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор…». – Стихи.ru – национальный сервер.

6. Дагестан (Дмитрий Калюжный) / Стихи.ру - национальный сервер...

stihi.ru2008/04/26/1832

7.http: wikitravel.org.ru.Дагестан

8.К.И.Пашаев,  А.М. Дагаев и др. Атлас  Республики  Дагестан. География.9класс. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2005г.

9. http://iplayer.fm/q/дагестанская+зурна/page/5/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

"Алтайский край-мой край родной".

Материал  об Алтайском крае....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Край родной , родимый край.

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким

Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...

Люблю тебя, мой край родной Дагестан.

Дагестан - прекрасный край наш родной....

Приморский край -мой край родной!

Презентация к классному часу...