Люблю тебя, мой край родной Дагестан.
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Дагестан - прекрасный край наш родной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._lyublyu_tebya_moy_kray.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Многопрофильная гимназия №38»
Урок по музыке в 4 классе
Тема урока
«Люблю тебя, мой край родной»
Учитель музыки
МОУ «Многопрофильная гимназия №38»
Мусаев И.Н.
Махачкала 2011 г.
Тема урока: Люблю тебя, мой край родной
Цели и задачи:
- Образовательные:
А) Знакомство детей с историей муз.культуры Дагестана
Б) Расширение знаний о возможностях композиторской и народной музыки.
В) Знакомство с понятием «самодеятельный композитор»
- Развивающие:
А) Развитие у детей интереса к Дагестанской музыке.
Б) Развития у детей чувства, вкуса и воображения.
В) Стимулировать творческое отношение к видам деятельности.
- Воспитательные:
А) Воспитание эмоционального отклика на звучавшую музыку и видео материал.
- Здоровьесберегающие:
А) Игровые упражнения, на создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движения.
Б) Смена музыкального материала.
Визуально-музыкальный ряд:
- Портреты композиторов Дагестана.
- Даг.муз инструменты.
- Флаг и Герб Дагестана.
- Текст песни «Утро».
- М. Кажлаев «Снова в горы».
- С. Агабабов «По горным дорогам».
Необходимое оборудованеие:
Компьютер, проектор, экран, муз.центр, фортепиано, карточки, оркестр детских муз.инструментов.
Ход урока:
I. Орг. Момент:
Дети входят в класс под музыку М. Кажлаева «Снова в горы» и становятся на свои места.
Учитель. Ребята, как вы уже догадались, мы продолжаем знакомиться с музыкой страны гор. Но в начале давайте с вами поздороваемся: ведь традиция приветствовать друг друга и желать добра – древний дагестанский обычай.
II. Муз. приветствие:
III. Повторение пройденного материала:
Учитель. Давайте вспомним, какие национальности проживают в Дагестане?
Ученики. Аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, кумыки, табасаранцы, агульцы, ногайцы, азербайджанцы и.д.р.
Учитель. На прошлом уроке прозвучала главная песня нашей республики. Назовите, что является главной песней страны?
Ученики. Гимн
Учитель. Правильно это гимн. Кто является автором Гимна Дагестана?
Ученики. Ширвани Чалаев
Учитель. Перед вами карточки – подсказки, которыми вы можете пользоваться в течение урока. Кто будет активно отвечать и внимательно слушать, то в конце урока получит красную звездочку.
Учитель. А что еще на прошлом уроке мы слушали?
(Ответы детей)
Учитель. Сейчас проведем викторину. Я включаю запись, а вы должны отгадать, какой инструмент звучит. Услышав тембр инструмента, поднимаем карточку, затем карточку убираем в сторонку. Садитесь по удобнее. Итак….
Викторина.
- Зурна 6. Чунгур 11. Кеманча
- Дудук 7.Чагана
- Агач-кумуз 8.Тар
- Пандур 9.Гармошка
- Саз 10. Барабан
Учитель. А сейчас физ.культ минутка. Все вместе стоя повторяем за мной музыкально – ритмические движения.
IV. Новый материал:
Учитель. А сейчас будем знакомиться с народной музыкой и композиторской. Как вы понимаете народная музыка и композиторская музыка?
(ответы детей)
Народная музыка это музыка, которую сочинил народ, и передавался из поколения в поколение, из уст в уста. Композиторская музыка-это музыка, которую сочиняет композитор. Дагестанская музыка очень разнообразная. У каждого народа своя музыка, свои танцы, песни.
Но было в Дагестане такое время, когда не было в нашем крае ни одного музыкального учебного заведения, не было композиторов. Все песни, танцы, наигрыши – это результат народного творчества – талантливых певцов, музыкантов и ашугов. Многие их сочинения история не сохранила, потому что записью народной музыки никто не занимался.
Профессиональная музыка в Дагестане начала свою историю с 20-30х годов, когда в Махачкалу после окончания Ленинградской консерватории вернулся композитор и педагог Готфрид Алиевич Гасанов. Именно Гасанов впервые собрал, записал и издал отдельной книгой народные песни нашего края.
Послушайте лезгинскую народную песню «Чи мани» в обработке Г.Гасанова.
Название песни переводится с лезгинского «Наша песня»
Легкая танцевальная музыка. В песне поется о любви к своей родине.
Песня, которую сейчас вы услышите не народная. Сочинил ее известный не только в Дагестане, но и за пределами нашей республики композитор М. Кажлаев.
(Учитель исполняет произведение)
Какая прозвучала музыка? О чем были слова в этой песне? Как бы вы назвали эту песню? Каков характер и настроение музыки?
Ученики. Торжественный, героический, широкий. «Клятва моему Дагестану»
Учитель. Послушаем песню, которую сочинил С. Агабабов. Называется «По горным дорогам»
Слушание.
Учитель. Чем это песня отличается от песни, которую сочинил М. Кажлаев?
(ответы детей)
Учитель. В песне М. Кажлаева поется о клятве своему народу, а в песне С.Агабабова о любви к девушке.
А сейчас вы услышите в моем исполнении кумыкский свадебный танец в обработке Наби Дагирова «Сюйдюм таякъ».
«Сюйдюм таякъ» это палочка, которую парень протягивает девушке и таким образом приглашает ее танцевать. Танец продолжается до тех пор, пока музыка не закончится.
Это народный танец. Наби Дагиров сделал красивую обработку этого танца. Садитесь поудобнее.
Кумыкский свадебный танец «Сюйдюм таякъ» Обр. Н. Дагирова.
Слушание
Понравилась ли вам музыка?
Какой характер в танце?
Какой танец хочется исполнить?
(ответы детей)
Учитель. А давайте попробуем сыграть на детских муз инструментах.
1.Барабан 4. Металлофон
2.Тарелки 5. Кселофон
3.Треугольник 6. Бубен
4. Металлофон 7. Дудук
Учитель. Молодцы! Исполняли очень хорошо, но не возможно, слушая такую музыку усидеть на месте. Я приглашаю вас танцевать.
Учитель. Кроме тех композиторов, о которых мы говорили сегодня на уроке, есть и другие. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Сейфулла Керимов, Магомед Гусейнов, Магомед Касумов, Рамазан Фаталиев, Аида Джафарова, Валерий Шаулов, Заур Джанаев. С их музыкой мы будем знакомиться на следующих уроках.
Вот и познакомились с народной и композиторской музыкой.
А еще есть «самодеятельные композиторы». У них нету композиторского образования, но они любят, сочинят песни. Давайте вспомним песню, «композитора самодеятеля», которую на прошлом уроке мы разучивали.
Кто этот самодеятель?
Ученики. Ольга Батырбекова.
(Повторение слов в ритме без музыки)
Прежде чем начнем петь, давайте распоемся. Все встали, подтянулись, сделали глубокий вдох через нос, выдуваем воздух через рот. Молодцы!
Распевка нужно, для того, что бы смягчить голосовой аппарат, для легкого исполнения песни.
Распевка
№1 Протяжная распевка. ( Ма-ми-мо-му.., Да-де-ди-до-ду...)
№2 Распевка на стаккато. ( Ле-ле-ле...)
Вот мы с вами подготовили голосовой аппарат для пения. А сейчас сели как исполнители, ровно, выпрямили спинки, красиво и нежно исполняем песню.
Чтобы было интересно слушателю, разнообразим исполнение. Начинает петь солист, припев подпевают все.
Песня «Утро»
- Горные тропинки путника зовут
Стелятся травинки, родники поют
Выйду на рассвете раннею весной
Заполощет ветер, листья надо мной.
- Прямиком с крылечка, только перейду.
Мост над бурной речкой, в горы попаду,
Погляжу, как дышат, горные луга,
Как свой круг опишет, ястреб пустельга.
- Вот он машет, машет, золотым крылом,
Будто вот, вот скажет, полетим вдвоем
Вот он выше, выше, а из вышины,
Льется еле слышно, песня тишины.
Беседе по тексту, объяснение незнакомых слов.
Учитель. Ребята вы хорошо отвечали на вопросы, играли на детских муз.инстр, пели и танцевали. Услышали народные и композиторские песни о родине, о любви к своему родному краю. Было много сказано о Дагестане. Познакомились с композиторами Дагестана. Узнали, какие народные инструменты распространены в Дагестане, услышали их тембр.
Как бы вы назвали сегодняшний наш урок? Какое название вы бы дали? (ответы детей)
Тема сегодняшнего урока называлась «Люблю тебя, мой край родной»
Итог урока:
Учитель: Близится к концу наш урок. Давайте подведем итоги.
Что узнали нового на сегодняшнем уроке?
С музыкой, каких композиторов встречались?
Чем отличается народная музыка от композиторской музыкой?
(Ответы детей)
Ребята молодцы мне очень понравилось, как вы отвечали, играли, пели и танцевали. Как я обещал, сейчас, я дам звездочки отличившимся детям на сегодняшнем уроке.
Д/З.
Записать в тетрадь название народных песен, своей национальности.
Выход из класса под музыку М. Кажлаева «Снова в горы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Урок по кубановедению в 1 классе.Тема: Люблю тебя, мой край родной. Цели- ориентиры:Личностные.1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать ф...
Люблю тебя, мой край родной! Сочинение
Краевой конкуурс сочинений "Люблю тебя, мой край родной!"...
Сочинения "Люблю тебя, мой край родной!"
сочинения учащихся 2 класса о родном крае...
Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"
Классный час посвящён дню образования села. Целью является приобщение учащихся к истории родного края, к событиям, людям, явлениям своей малой Родины....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"
Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной" (О Смоленской области). В дополнение есть презентация о родном крае, но без музыки....
Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"
Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной!". Имеется презентация о родном, Смоленском крае....