Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности"
классный час (4 класс) на тему

Цыганок Татьяна Николаевна

 

Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

«Семья и семейные ценности»

Тема: «Семья и семейные ценности».

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

-Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца классного часа сохранится прекрасное настроение.

 2. Определение темы занятия.

По загадкам прошу отгадать тему нашего классного часа.

Кто на кухне с поварёшкой,
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?                                                                                                                                                       Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее?
И кому в семье почёт?   (бабушка)

С кем же я ходил на пруд?                                                                                                                                        Там у нас рыбалка,                                                                                                                                              Только рыбы не клюют,                                                                                                                                          Что, конечно, жалко!                                                                                                                                                Дня четыре или пять                                                                                                                                                   Не приносим рыбы…                                                                                                                                              Скажет бабушка опять:                                                                                                                                                         «И на том спасибо»!    (дедушка)

Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,                                                                                                                                                Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет, 
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?   (мама)   

Он всё может, всё умеет,                                                                                                                                          Всех храбрее и сильнее,                                                                                                                                      Штанга для него как вата,                                                                                                                                 Ну, конечно, это - …      (папа)

Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).

- Кто догадался: о чём пойдёт речь?  Кто сможет сформулировать тему нашего классного часа?  (тема классного часа  «Семья»).

-А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы проводите каникулы: как отдохнули, где побывали и с кем. ( рассказы детей о своем отдыхе).

 3. Работа по теме. 

1) - Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о свом отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).

- Совершенно верно, люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.

- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).

Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники,но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.

-А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).

 Так что же такое семья? (дети высказывают мнения)

 - «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».                                                                                        - «Семья – это родные друг другу люди».                                                                                                                       - «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

- В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,                                                                                                                               Ты в жизни моей, надёжный причал.                                                                                                             Родительский дом!                                                                                                                                                               Пускай много лет                                                                                                                                                   Горит в твоих окнах добрый свет.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

- Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады  (учащиеся распределяются).

- При строительстве дома необходимо  соблюдать  ряд требований:

·        Начало и конец работы по команде.                                                                                                   ·        Согласие и несогласие движением руки.

- Правила понятны?                                                                                                                                           (Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это…  .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».                                                         - «Семья – это…   .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете  предложить  для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

- Все бригады готовы, осталось только построить дом.  

- Строительство дома начинается с фундамента.

 I бригада

 «Прораб» зачитывает ответы:  Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

 - Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

 II бригада

«Прораб» зачитывает ответы:  Семья – это…  (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

 - Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости  семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

 III бригада.

«Прораб»  зачитывает ответы:  понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

  IV бригада расскажет нам «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

 Можно быть:  быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе,  любить свою семью.

Нельзя:  огорчать; ругаться;  предавать; грубить;  повышать голос;                                                                     быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду;  бездельничать, когда взрослые трудятся.                                                                                                                                                                               - Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

 2) -Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».                                                                                                                                                                  Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске таблички со словами:

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

-Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы. 

- Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.

«Какой хороший вечер»                                                                                                                                       Какой хороший вечер!                                                                                                                                     Как хорошо быть вместе!                                                                                                                                                   С газетой папа дремлет.                                                                                                                                           Готовит мама ужин.                                                                                                                                                 Под крышкой пар в кастрюле                                                                                                                                   Насвистывает песню.                                                                                                                                                 Глаза мои закрылись                                                                                                                                                                                Раскрыть бы их пошире.                                                                                                                                                       Глядеть бы удивлённо.                                                                                                                                                Да открывать мне лень их.                                                                                                                                                    Весь мир исчез.                                                                                                                                                                                Лишь мама                                                                                                                                                                       Посередине мира.                                                                                                                                                        И я уже уснувший                                                                                                                                                                  У мамы на коленях.

- Хотелось ли вам жить в такой семье?  Почему? 

- Выберите слова, которые  «живут» в такой семье?   

- Закончите пословицу о семье:    

Где любовь да совет, там и горя … (нет)                                                                                                                     Где мир и лад, не нужен и … (клад)                                                                                                                      Лучший клад, когда в семье … (лад)                                                                                                                                    В гостях хорошо, а дома … (лучше)                                                                                                                            В своём доме и стены … (помогают)                                                                                                                             В семье разлад, так и дому … (не рад)                                                                                                                      Доброе братство лучше … (богатства)                                                                                                                         Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

  3) - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

-А как вы называете своих родителей? Вот как звучат слова «мама и папа» на татарском и башкирском языках.                                                                                                                                                Татарский – Эткэй, Энкей                                                                                                                                Башкирский – атай, асай

 

4) -Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

 5)  –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

- А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

 4. Физкультминутка.

-Давайте и мы с вами немного отдохнем.                                                                                                                 1,2,3,4,5,                                                                                                                                                                          -Начинаю я считать.                                                                                                                                                Мама, папа, брат, сестра,                                                                                                                                                                          А мизинчик – это я!

 6) – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились  благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

 5. Обобщение.

- Много серьёзных слов было сказано о семье.                                                                                                                        И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку  и в серьёз».                

1. Какое выражение стало символом большой семьи:                                                                                                                а) Трое в лодке;                                                                                                                                                                             б) Четверо за компьютером;                                                                                                                                       в) Пятеро в ванной;                                                                                                                                                        г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?   (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?  (о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?   («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?   (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?   (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

6. Творческая работа.

-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья».

 7. Итог.

-Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»...

Методическая разработка тематического классного часа«Семья и семейные ценности»

Цели и задачи:- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;- формирование духовных и н...

Методическая разработка тематического классного часа "Семья и семейные ценности"

Данный тематический классный час был проведен в 1 классе. Цель классного часа - определить понятие семья и счастливая семья....