Экологическая тропа
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Беркутова Галина Ивановна

Путешествие по тропе осенью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

        Цель: активизировать познавательную деятельность, расширять объём природоведческих знаний, развивать сообразительность, любознательность, внимание, воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её.

       Оборудование: листья деревьев, лопаточки , грабли для чистки родника.

                                                  Ход занятия.

                                 Станция «Школьная аллея».

Учитель. Сегодня мы отправляемся на осеннюю экскурсию по нашей экологической тропе.

1. Чтение стихотворений. Беседа.

 Ученик 1.   На одной планете

                    Дружно жили дети.

                    Не разоряли гнёзда птиц

                    Ради нескольких яиц.

                    Не ловили по дубравам

                    Рыжих белок для забавы.

                    Травку не топтали, рек не загрязняли!

                    Все старательно, с умом,

                    Берегли свой общий дом

                    Под названием Земля,

                    Где живём и ты, и я!

Учитель. Хотелось бы вам быть такими детьми?

Ученик 2.   Хозяйка белочка в лесу

                   Орехи собирала.

                   Она в лесу том каждый сук

                   И каждый кустик знала.

                   Однажды в лес

                   Противный тип

                   Пришёл с большой котомкой.

                   Небрежно сбил ногою гриб

                   И выругался громко.

Ученик 3.  Стал гнуть орешину – сломал,

                  Зажал под мышкой ветви,

                  Нашёл один орех – сорвал,

                  Сорвал второй и третий…

                  Отбросил куст

                  И, как медведь,

                  Пошёл себе довольный,

                  А бедной белке и смотреть

                  На это было больно.

Учитель. Давайте вспомним правила поведения в природе. Мы с вами пришли в гости и вести должны прилично.

2. Игра «Правила вежливости».

      (Учитель читает предложения. Если смысл предложения не верен, то дети  сидят, а если верен – они встают).

- Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

- В лесу можно поиграть: листья побросать, венки сплести, букеты цветов нарвать. Подумаешь, в лесу много зелени – ещё вырастет.

- Наконец – то в лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.

- В лесу не шуметь, а то вы не узнаете ни одной его тайны.

- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

- Звери всякие нужны, звери всякие важны. У каждого из них своя роль в природе. Не пугайте животных!

- Пришли на луг, нарвите большие букеты цветов. Порадуйте мам.

- Не ловите бабочек. Они нужны цветущим растениям.

- Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Ими питаются дикие животные.

- Хорошо разжечь в лесу или в парке костёр!

- Не разоряйте муравейник! Муравьи – санитары леса.

- Диких животных нельзя приносить домой – они могут погибнуть в неволе.

3. Наблюдения над погодой и природой.

- Какой сегодня день?

- Какого цвета небо? Почему?

- Какое сейчас время года?

- Какие растения растут на аллее школы?

- Погуляйте по аллее, посмотрите внимательно вокруг. Что ещё интересного заметили?

                                       Дополнения учителя.

Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы. Осень подкрадывается незаметно: всё короче день от утренней до вечерней зари, не сходят росы, посвежело, набегает вей - ветерок. Облачность ещё лёгкая, небо редко заволакивается тучами.

Вдруг захолодало. Стынет река. Холодная земля – на ней не поваляешься. Днём ещё пригревает скупое солнышко. Но набегут тучи – зачастят дожди – водолеи, и чем глубже осень, тем чаще дожди.

По утрам и вечерам над землёй стелется густой туман. Воздух остывает. Съёживаются продрогшие поля. Тонким ледком покрываются лужицы. Осень готовится к зиме.

4. Игра «Угадал – беги».

    (Учитель читает загадку, учащиеся должны угадать и подбежать к «отгадке» - дереву или кустарнику).

Ствол белеет, шапочка зеленеет,

Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.  ( берёза )

Весной растёт, летом цветёт,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается,

А цветок – то медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа. ( липа )

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила,

Платье снять забыла.  ( рябина )

Стоит зелёный кустик

В красный горошек.

А тронешь – укусит.  ( шиповник )

Стоят дома высокие, этажи несчётные,

Шпили колючие под тучами летучими.  ( ель и сосна )

5. Игра «Угадай, с какого дерева лист?

     Учитель. Какую окраску приобрели листья деревьев? Зачем осень перекрашивает листья? Кто знает? Почему они опадают? Чтобы узнать это, послушайте, что произошло однажды осенью.

                                             Сказка «Маринка и деревья».

     Жила девочка Маринка и очень любила она ходить в зелёный лес. Но вот наступила осень, листья стали желтеть и падать. Стало Маринке грустно, и она решила помочь деревьям. Взяла девочка клей, нитки и побежала к своему старому любимому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и ей послышалось, что зашушукались листья над головой:

- Что ты нам спать мешаешь?

- Я не хотела вас будить, я  листочки вам приклеиваю.

- Эх, добрая душа! Дни всё короче, света всё меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зелёные зёрнышки, живые заводики исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зелёных зёрнышек, но остались жёлтые, красные, Оранжевые. Вот листья и разукрасились. Потом они высохнут и опадут.

- Кто же вас кормить будет всю зиму?- заволновалась Маринка.

- А мы ни есть, ни пить не хотим. Зимой так спится хорошо! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

- А я-то думала, что лисья ветер сбрасывает.

- Можно и без ветра, - прошептал тополь. – Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни воду, ни соки. Растёт перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвётся он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза накроют.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям жить своей жизнью

.

 - Есть ли ответы на мои вопросы в сказке?

6. Сбор листьев для гербария и природного материала для уроков технологии.

                                       Станция «Родничок».

1. Измерение температуры воды.

2. Наблюдение за жизнью животных и растений около воды и в воде.

3. Чистка родника.

МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением ряда предметов

Курского муниципального района ставропольского края

Экскурсия во 2 – а классе.

                                       

                                                                          Учитель Беркутова Г.И.

Октябрь 2009года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....