Конспект внеклассного мероприятия "Живая вода"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного
мероприятия
«Живая вода!»
Лихицкая Н.Н.
Олейник О.Б.
учителя начальных классов
МБОУ «ООШ №7»
Старый Оскол – 2013г.
Пояснительная записка
Цель: расширить представления детей о роли воды для человека.
Задачи: расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе; прививать стремление к бережному отношению водных ресурсов Земли
Метод проведения: словесно - наглядный, проблемно – поисковый, творческо-деятельностный.
Оборудование: классная доска, таблица «Круговорот воды в природе», плакат «Живая вода», детские рисунки, магнитофон, одноразовые стаканчики, родниковая вода.
Возраст обучающихся: 9 - 10 лет.
Условия для проведения: классный кабинет
Методические советы на подготовительный период.
Дети, под руководством учителя разучивают стихи, танцевальные движения, проводят исследовательскую работу, рисуют , формулируют правила поведения в природе, подбирают фотографии и иллюстрации, Продумывают и готовят костюмы капелек. Желательно подготовить дополнительное музыкальное сопровождение, которое создаёт определённое настроение, а также заполняет случайные паузы. Учитель, с помощью родителей, организует закупку одноразовых стаканов и привоз родниковой воды для питья.
План проведения урока
1.Вступительное слово учителя.
2.Выступление девочек – капелек.
3.Викторина «Где есть живая вода»
4.Рассказ о значении воды для человека.
5.Массовая подвижная игра «Речка».
(Питьё родниковой воды)
6.Родники. Фрагменты исследовательских работ обучающихся.
7.Загрязнение воды. Экологическая проблема.
8.Рефлексия.
9.Танец «Ручеёк»
Внеклассное мероприятие «Живая вода!»
Цель: дополнить представления детей о роли воды для человека.
Задачи: расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к водным ресурсам.
Ход занятия:
На доске: Мы слишком равнодушно иногда
глядим, как льется, плещется вода.
Не потому ли, что вода — река
и озеро. И даже облака!
И мы сполна лишь в черный час беды
осознаем величие воды.
(Читает подготовленный ученик под запись журчания воды)
Учитель: Вода – самое обыденное и в то же время самое удивительное вещество на нашей планете. Она обладает рядом необычных, неожиданных свойств. Даже сама обыденность воды необычна. Никакое другое вещество не встречается на Земле в таких количествах, да еще одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном!
Ученик: В природе путешествует вода,
Она не исчезает никуда:
То в снег превратиться, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся,
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница - наша ВОДА!
(Под музыку появляются три танцующие девочки-капельки )
1 капелька:Вода - прекрасное творенье
Нас окружающей среды,
Источник силы, вдохновенья,
Источник жизни и хвалы.
2 капелька: Животворящая святыня ...
Ведь без нее земля пуста,
Как обожженная пустыня
И как алтарь без божества.
3 капелька: Храни природу, человек,
Жизнь в озере и в океане,
Покой прудов теченье рек,
Глоток воды в своем стакане!
Учитель: Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Ты хранишь в себе информационную память глубин веков, которую только начал понимать человек. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, – ты жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Ты создаешь неповторимый облик нашей голубой планеты, делаешь ее такой красивой! Ты – самое большое богатство на свете! Сегодня у нас в гостях “Капельки”. Они помогут нам больше узнать о воде.
1капелька: Мы водяные капельки. Из таких же, как мы капелек, состоят ручьи и родники, моря и океаны, реки и озера, тучи и облака. Мы пришли к вам, чтобы провести по всем местам, где есть вода. Давайте отгадаем наши загадки и вспомним, где же есть вода:
(Капельки по очереди загадывают загадки)
1.Долговязый Тимошка
Бежит по дорожке. (Дождь)
2.Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Туча).
3.Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
4. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река).
5.Бегу я как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по лесенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
6. В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой,
Бьет ключик из земли студеный.
Кипит, играет и спешит,
Стеклом расплавленным бежит. (Родник.)
Учитель: Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Человек обойдётся без нефти, алмазов, изобретёт новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.
Ученик: Известный французский писатель – лётчик Антуан – де Сент Экзюпери, самолёт которого потерпел аварию в пустыне Сахара, - писал так: «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»
Учитель: Если в округе бьет из-под земли родничок, люди предпочитают брать воду в нем, а не из водопровода, потому что она намного чище и вкуснее. Когда-то эта вода попала на землю в виде дождя, но просачиваясь через грунт, она профильтровалась, очистилась. Представьте себе родник. Родники – это маленькое чудо природы. Их называют алмазными бусинками России.
(Звучит медленная мелодия)
Ученик: Родничок пропах землёй, травой и хвоей,
И в жаркий полдень холоден всегда,
А опустишь руку в голубое-
Заласкает светлая вода.
Учитель: А сейчас мы немного отдохнём, попьём родниковой воды и поиграем.
Массовая подвижная игра « Речка»
Петляет речка на лугу, (движение руками -ножницы)
Колечко сделала, дугу, (руки вверх - кольцо, наклоны в стороны)
Бежит по камушкам, спешит, (волнообразные движения руками)
И к морю путь ее лежит. (Развести руки перед собой)
Ученик: Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.
Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из - под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.
Ученица: Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!
Ученик: Ничего нет в мире лучше, чем в палящий летний зной,
Людям знать на всякий случай, где звенит родник живой.
Учитель: Ребята, ваши одноклассники занимались исследовательской работой, и сейчас они расскажут нам о местных родниках.
Ученица: В 2009 году вновь благоустроили территорию и дорогу к святому источнику у села Бабанинка Старооскольского городского округа. Молебен и чин освящения надкладезной сени и вод источника были проведены протоиереем Алексеем Зориным первого Старооскольского благочиния. Источник освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение при большом стечении верующих и мирян прибывших со всей округи и Старого Оскола. Согласно преданию у источника была явлена икона Божией Матери Знамение после чего сюда стали приходить и приезжать не только местные паломники. Источник расположен в лесу.( фото источника)
Ученик: Родник Николая. Находится на территории Старооскольского района, в 6 км от села Знаменка. Охраняется в качестве гидрогеологического памятника природы федерального значения. Родник представляет собой карстовый источник пресной воды, выход которого приурочен к карстовой воронке размером 1,5 кв. м. Когда-то вода в нем фонтанировала на высоту до 3,5 м; в последнее время этого не наблюдалось. Вместе с несколькими безымянными родниками он дает начало речке Потудань.(фото родника)
Учитель: Обуховская криница - единственный сохранившийся на территории города родник, расположен в урочище на правом берегу реки Котел. (фото родника)
Ученица: В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный
Ученик:Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах
Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.
Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник... И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова...
Учитель: Ребята, а везде ли вода чистая и её можно пить. Всякая ли вода пригодна для жизни?
(Ответы детей )
(Капельки одевают кокошники с «грязной» каплей)
1 капля: Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая…
Но мы ее любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
2 капля: Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь зеленая,
И хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.
Учитель: Как вы думаете из какого родника эти капельки?
Дети: Из загрязненного родника
Учитель: Почему вода может быть загрязнена?
Дети: Предприятия спускают в реки неочищенные стоки, люди моют машины около водоемов, оставляют мусор на берегах.
Капелька:Помогите, ребята, сохранить родник, сберечь меня и моих сестер чистыми и живыми.
Ученик: Люди, прозрейте! Протрите глаза! И вы увидите глаза любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера, ленты рек, ширь полей и дали водных просторов.
Прислушайтесь! И сквозь рев моторов вы услышите журчанье ручьев, шелест трав, неповторимую звенящую тишину природы.
Ученица: А ветры дуют – дуют, а время мчится – мчится.
Круговорот в природе, все вращается – кружится.
Вода дана для жизни, все в жизни из воды.
Так береги природу, живое защити!
Учитель: Ребята, а как мы будем беречь воду?
(Ответы детей)
Ученик: Заповедный исток есть у каждой реки.
Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земля раскрывает.
Ученик: Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Учитель: Народная мудрость гласит: Родник — не просто источник питьевой воды, это — живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим, так давайте будем беречь водные ресурсы земли не только для себя. Но и для потомков.
А завершит наше мероприятие танец «Ручеёк» в исполнении Капелек.
Методические советы организаторам и постановщикам.
Данный урок лучше проводить в кабинете класса с использованием доски, магнитофона. Эстетическое оформление кабинета, фотографии и картинки воды в разных состояниях, звуки журчащей воды – способствуют эмоциональному настрою обучающихся. Здесь же можно оформить стенд «круговорот воды в природе», выставку рисунков.
Чтецов и участников выбрать с хорошими речевыми данными. С помощью родителей подготовить костюмы для танцующих девочек, одноразовые стаканы и родниковую воду.
Методические советы на период ближайшего последствия
При подведении итогов мероприятия следует обратить внимание на практическое решение данной экологической проблемы.
Организовать выступление перед обучающимися среднего звена и воспитанниками детского сада.
Выпустить листовки «Берегите воду» и развесить их в своём микрорайоне.
Организовать уборку участка берега близлежащего водоёма .
Список литературы:
1 Анненкова, Ю.П. «Души прекрасные порывы» г. Аткарск, 2005 г
2. Интернет ресурсы
3. Орлова, Л. «Тайный код воды» г. Минск: Современный литератор, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «ВОДА И ЖИЗНЬ. ОХРАНА ВОДЫ»
Данный классный час позволил учащимся ещё раз почувствовать сопричастность к Международной проблеме охраны жизненно важного ресурса и драгоценного дара природы России- воды....
Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"
Конспект урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств во...
Конспект внеклассного мероприятия «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ»
Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; рассказать о целебных свойствах воды....
Конспект внеклассного мероприятия "Внутренние воды Челябинской области" (4 класс)
Цель: Формирование представлений обучающихся о внутренних водах нашего края.Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.Планируемые результаты: Личностные: - воспитывать чувство от...
Конспект внеклассного мероприятия «Внутренние воды Челябинской области» (4 класс)
Название кружка: «Юный краевед»Направленность внеурочной деятельности: ОбщекультурнаяКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: «Внутренние воды Челябинской области&ra...
Конспект внеклассного мероприятия "Внутренние воды Челябинской области" (4 класс)
Цель:Формирование представлений обучающихся о внутренних водах нашего края.Воспитание бережного отношения к природе и любви к родному краю.Планируемые результаты:Личностные:- воспитывать чувство ...
Конспект внеклассного занятия "Вода и мыло"
Конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха. Направлен на развитие гигиенических навыков детей начальных классов....