Программа формирования классного коллектива
статья (1 класс) на тему
Современные школьники познают мир по- иному. Исследования показали, что лишь 20% информации усваивается из средств массовой коммуникации.Откуда же современные дети черпают остальные 80% информации? Ответ прост: по каналам межличностного общения.таким образом,сегодня общение по-прежнему остается основой человеческого познания. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе.Коммуникативные навыки -то понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция программы:
Человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там абсолютная тьма. С этими качествами человек никогда не заблудится в окружающем мире.
( народная притча).
В связи с внедрением ФГОС сформулированы изменённые цели образования и воспитания .Результатами образования, сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование коммуникативной компетенций.
Коммуникативная компетентность- это способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Нет сомнения, что одной из характеристик личности ученика является его коммуникабельность и владение культурой слова, устной и письменной речью и, самое главное гармоничное строение своих отношений с окружающими людьми.
В работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся возраст 6-10 лет является самым продуктивным периодом для развития коммуникативных способностей.
Для начальной школы проблема развития коммуникативных умений актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Наиболее благоприятной для формирования коммуникативных навыков, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
Цель программы:
- Формирование классного коллектива и создание в нём эмоционально-благоприятной атмосферы общения.
- Развитие коммуникативной компетенции в свете новых требований к воспитательному и образовательному процессу.
Задачи программы:
- Организовать работу по дальнейшему сплочению коллектива на основе сотрудничества и коллективного общения
- Формировать у детей культуру общения в системе учитель- ученик, ученик-ученик, взрослый- ребёнок.
- Воспитывать у учащихся эмоционально- эстетическую отзывчивость, духовно- нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативных умений
Пути реализации программы:
Прогнозируемые результаты:
К концу 4 класса ученики видятся личностью:
- духовной;
- активной и инициативной;
- творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
- способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
- способной к саморазвитию, самовоспитанию.
- свободно владеющей всеми видами общения;
- коммуникабельной.
К концу 4 класса классный коллектив представляется так:
- коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
- коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
Тематика классных часов
№ | Тема раздела | Тема классного часа | Содержание |
1. | «Друг познаётся в беде» | 1. Нет друга- ищи, а нашёл- береги 2. От улыбки станет всем светлее 3. Дружба начинается с улыбки 4. Легко ли быть настоящим другом 5. Учимся слышать и слушать другого 6.Старый друг лучше новых двух 7.Составление кластера «Я и мои друзья» 8.Я+ТЫ=МЫ 9.Верность другу, слову и обещанию 10.Вот, что значит настоящий друг | Воспитание у детей чувства товарищества и позитивных межличностных отношений |
2. | «Учимся общаться» | 1. Общение. Умение слушать. 2.Как преодолеть трудности общения? 3.Как я справляюсь со своим гневом? 4. Как я разрешаю конфликты? 5. Полезные привычки 6. Учимся прощать 7.Стремись делать добро 8.Ты не один на свете 9.Волшебные слова 10.Утешение | Развитие духовного здоровья воспитанников и анализ уровня социализации каждого воспитанника в коллективе. |
3. | «Весёлый этикет» | 1.Вежливая просьба 2.В общественном транспорте 3.Приветствия 4.Поведение в кафе 5. Поведение в театре 6.Разговор на улице с незнакомцем 7.Разговор с младшим. Как сильный со слабым 8.Обращение к взрослому знакомому 9.Разговор по телефону | Развитие основ культуры общения- соблюдение этических норм речевого поведения |
Коммуникативные тренинги
№ | Тема | Содержание |
1. | «Комплимент» | Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление позитивных межличностных связей в коллективе с помощью игровых упражнений. Содержание: Упражнение «Ах, какой ты молодец – раз!» Упражнение «Доброта» Упражнение «Комплимент в диалоге» Упражнение «Нравится – не нравится» Упражнение «Комплимент» |
2 | «Диалог в семье» | Формирование понятий «сотрудничество», «согласованность», «семейная атмосфера» и др.; развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого. Содержание: Упражнение «Мяч – кому хочу» Упражнение «Азбука качеств» Упражнение «Обмен ролями» |
Психологические тренинги
Цель: гармонизация личности ребёнка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
- познакомить с разными эмоциональными состояниями: злость, обида, интерес.
- развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения;
- сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций;
- развивать у детей навыки самоконтроля.
Тема психологического тренинга
«Волшебная страна чувств»
Упражнение «Слуга по имени Злость»
Упражнение «Слуга по имени Интерес»
Упражнение «Слуга по имени Обида»
Упражнение «Слуга по имени Вина»
Работа с родителями
Задачи :
- формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса;
- психолого- педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания младшего школьника;
- создание системы психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные и групповые консультации и беседы;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- совместные творческие дела и праздники;
- информационные уголки для родителей.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ
Название мероприятий |
Заседание общешкольного родительского комитета |
Организационное родительское собрание по теме: «Организация воспитательного процесса в МОУ СОШ №70 и классном коллективе» |
Посещение родительским комитетом семей учащихся класса с целью обследования жилищно- бытовых условий. |
Проведение родительских собраний, с целью информирования о учебно- воспитательном процессе в классе |
Взаимодействие с родительским комитетом |
Организация дней открытых дверей, посещение уроков, занятий объединений дополнительного образования родителями. |
Организация лекториев и групповых занятий по вопросам воспитания детей:
|
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания детей. |
Работа с родителями по предупреждению правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися. |
Школа этикета для родителей. |
Проведение совместных внеклассных мероприятий |
Благоустройство и утепление классной комнаты. |
Заседания родительского комитета. |
Вовлечение родителей в подготовку и участие в классных и общешкольных мероприятиях: праздниках, экскурсиях, вечерах, походах и т.д. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам обучения и воспитания. |
Поощрение родителей учащихся за активное участие в жизни школы и класса |
Создание классного портфолио |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1. Физическое и психическое развитие ребенка. Режим дня
2. Умеем ли мы общаться со своими детьми?
3. Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты его учебной деятельности
4. «Мы вместе» Собрание по итогам года и планирование работы на следующий
5.Новые стандарты в обучении и воспитании. Как помощь детям адаптироваться к ним.
6. Первые проблемы в общении в подростковом возрасте».
7. Поговорим о способностях. Каждый ребенок уникален по-своему
8. «Ждёт нас что-то новое, ждут нас перемены»
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:
Предмет изучения | Методы и приёмы изучения |
Педагогическое изучение семьи |
|
Самочувствие ребёнка в классном коллективе. Уровень развития классного коллектива |
|
Изучение интересов и потребностей учащихся |
|
Изучение уровня воспитанности, личностного роста обучающегося |
|
Изучение уровня коммуникативных навыков учащихся |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в формировании классного коллектива
Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....
Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...
доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"
Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование классного коллектива"
Цель Программы:w Создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, свое...
Программа формирования классного коллектива
программа по формированию классного коллектива...
Программа «Формирование классного коллектива через сотрудничество с родителями»
Программа «Формирование классного коллектива через сотрудничество с родителями» для учащихся с 1-4 классы составлена на основе программы МАОУ "Средняя школа №8 с углубленн...
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива
Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива (зарождение классного объединения)....