Организация внеурочной деятельности с детьми с ЗПР
учебно-методический материал на тему

Щербакова Валентина Анатольевна

Выпускная квалификационная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organiz._vud_s_detmi_s_zpr.rar135.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Щербакова Валентина Анатольевна

(ГБОУ СОШ № 508 с углубленным изучением предметов

образовательных областей «Искусство» и «Технология»

Московского района Санкт-Петербурга)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития.

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………..………………....….2

Глава 1. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития.……….……7

1.1 Нормативно-правовая база……………..………….…………...….....7

1.2 Основные принципы работы с детьми с ОВЗ ……………....…..…..9

1.3 Психологические собенности детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………….10

1.4  Что такое «внеурочная деятельность», принципы, направления..13

Глава 2. Практические аспекты работы с детьми с задержкой психического развития………………………………………….……...……..20

Заключение……………………………………………………………….. 25

Список использованной литературы…………………………………. 28

Приложения……………………………………………………………….31

Введение

 «Младенец непригляден, даже уродлив, он вопит и гадит,

но он обречен на рост и в обозримом будущем он обречен

занять свое место в структуре человечества».

Братья Стругацкие

Нередко качая  своего малыша в колыбели, мать пела или рассказывала, каким сильным и смелым будет ее сынок, когда вырастет. Каким он будет великим врачом и будет лечить людей, или строителем, и будет строить дороги или дома. Он будет успешным бизнесменом и хорошим мужем. А если девочка, – то какой хозяйкой хорошей она будет, умной, доброй, нежной и т. д.  Еще с давних времен наши предки воспитывали своих детей с младенчества, зарождая в них, и можно сказать, программируя их на определенные нормы поведения, стиль жизни. Это и есть истоки социализации. Что бы понять, что такое социализация – обратимся к словарю:

«Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». (БЭС – большой энциклопедический словарь).

Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.
                                                                                                               Д. Медведев.

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».  

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.  К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе. Для ребенка есть первичная и вторичная социализация. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. В идеале эмоционально здоровой семьи ребенок начинает процесс социализации еще с утробы: он слышит и привыкает к голосу матери и отца, чувствует эмоции, поведение, дальше в младенчестве, мама общается с малышом, учит его, пока он подрастает, идет в школу – там новые люди, новые нормы общения, модель поведения.

К сожалению, не всем детям так легко социализироваться в жизни, занять свою нишу, приносить пользу обществу. Есть определенная категория детей, которая не может этого сделать. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), или попросту как их называют дети – инвалиды, но они не виноваты в том, что они такие, и не нам их судить. Это дети, которые имеют какие либо физические, либо умственные недостатки. Главным социализирующим фактором для них является семья. Задача родителей научить и помочь адаптироваться к современной жизни, жизни в обществе, тем самым максимально снизить эмоциональный  дискомфорт. По возможности обучить ребенка полезному ремеслу, труду. И, главное, не унижать и не умолять его достоинства, относиться «на равных». Дети – инвалиды это просто особенные люди, которые ждут от нас понимания и уважения.

Поэтому каждого ребенка приучают с раннего возраста к творческой деятельности и труду. Стараются активизировать его эмоциональные, физические и творческие ресурсы. Стараются проводить массовые мероприятия, которые позволяли бы ребенку «быть в людях», «репетировать» его будущую жизнь, находиться в «реальных» условиях и адекватно оценивать себя и свои возможности с внешним миром. Задача окружающих: правильно оценивать ситуацию и относиться к таким детям как к равным, в то же время с пониманием и готовностью помочь в любую минуту.

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования. 

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

Л. И. Швецова.

  Актуальность моей работы состоит в том, что в настоящее время большинство учеников не справляются с учебной программой. Это ни для кого не секрет.  Наиболее многочисленную группу составляют школьники с задержкой психического развития и с речевыми нарушениями. Как помочь учиться «особенным детям», как правильно организовать педагогу свою работу с такими детьми – вот проблемные вопросы, на которые предстоит ответить.

Цели моей работы: выявить особенности работы с младшими школьниками с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи. Задачи моей работы раскрыть особенности программы универсальных учебных действий для детей с ОВЗ.

Актуальность темы связана с тем, что в современном мире, в котором доступность качественного образования является базой самореализации и полноценности гражданина, его достойного социального положения, образовательная реабилитация представляет собой важный аспект интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Существует насущная необходимость обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья, развития их умений и навыков с целью интеграции их в общественную жизнь. Для реализации политики инклюзии (включения их в самостоятельное обслуживание своей жизнедеятельности, устранение барьеров и предоставление возможностей для самореализации, предоставления им равных прав и возможностей), практики получения образования на всех возрастных этапах становятся ключевыми, что подтверждают как эксперты, так и сами представители данной социальной группы и их родители. Совокупность мероприятий образовательной реабилитации направлена на воспитание и обучение в первую очередь детей c ограниченными возможностями, получение ими необходимого уровня  общего, а также специального образования, в особенности для того, чтобы люди имеющие «ограниченные возможности» раскрыли их «дополнительные возможности». Общемировая практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволила разработать наиболее эффективную модель инклюзивного образования (модель полноценного включения). Согласно этой модели ребенок, имеющий любую степень официально установленной инвалидности или просто страдающий рядом осложняющих жизнь недугов, имеет право на обучение вместе с другими сверстниками, что подразумевает активное включение в образовательный процесс и социальную активность.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. 

Глава 1. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития

1.1 Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 30.08.2010 г. № 889, 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.11 № 2357)
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»
  8. Квалификационный справочник 2014г.
  9. Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  10. Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
  11. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.
  12. Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
  13. Приказ   Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 N 164, от 31 августа 2009 N 320, от 19 октября 2009 N 427)
  14. Письмо комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности» от 15.09.2014 № 03-20-3717/14-0-0.
  15. Письмо Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0.
  16. Письмо Комитета по образованию «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0.
  17. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года.
  18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  19.  Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
  20. Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

1.2 Основные принципы работы с детьми с ОВЗ:

  1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса -  в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
  2. Принцип дифференцированной помощи -  необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
  3. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
  4. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
  5. Принцип наличия обратной связи.
  6. Уважения и признания партнеров.
  7. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
  8. Принципы инклюзивного образования:
  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

1.3 Психологические собенности детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала.  Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса  массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре.                                                                    Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной  деятельности.

            Характерные особенности детей с ЗПР

 Снижение работоспособности;

  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивое внимание;
  • Недостаточность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии мышления;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Своеобразное поведение;
  • Бедный словарный запас слов;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • Слабая техника чтения;
  • Трудности в счёте и решении задач по математике.

Н. Я. Семаго и М. М. Семаго среди детей, традиционно относимых к группе «задержки психического развития» выделяют две различные подгруппы. К истинно задержанному развитию, понимаемому как замедленный темп формирования различных характеристик когнитивной и эмоциональной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности, авторы относят детей с гармоническим и дисгармоническим инфантилизмом. Другими специалистами такие варианты ЗПР могут быть охарактеризованы как ЗПР конституционального или соматогенного генеза. Прогноз развивающей и коррекционной работы у этих детей относительно благоприятный, особенно в отношении детей с гармоническим инфантилизмом.

Продуктивное (творческое) мышление в дошкольном возрасте не сформировано, начальная стадия его формирования приходится на младший школьный возраст, при этом компоненты такого мышления развиваются неравномерно. В целом по уровню сформированности мышления дети с ЗПР одного возраста также неоднородны. Меньшая часть из них, по результатам исследования мыслительной деятельности, близка к детям с нормальным развитием. У большинства наблюдаются в разной степени особенности мышления, приведенные выше (Лубовский, 1979).

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

Тенденции развития ребенка с задержкой психического развития те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены (Стреблева, Венгер и др., 2002).

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с задержкой психического развития все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность (Аксенова, Архипов и др., 2005).

Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения» (Выготский, 1956).

Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению такого ребенка в общем развитии и тем самым создает основу для его социальной адаптации. Важным направлением является совершенствование эмоционально-волевой сферы ребенка, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей в образовательном учреждении и вне его. Мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой стороны единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Выготского, основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Рассматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л. С. Выготский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только ее характером, но и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают (Выготский, 1956).

Для осуществления интегрированного воспитания и инклюзивного обучения необходимо у детей с дошкольного возраста строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой их жизненной позиции должна стать толерантность. Проблема воспитания толерантности зависит от эффективности интеграции ребенка с ограниченными возможностями в культуру сверстников, под которой понимается определенная система ценностей при усвоении опыта и предполагаются социальные правила общения в разных сферах жизни ребенка: в семье, школе, на улице и т. д., что позволяет формировать активную жизненную позицию в сообществе (Шипицина, 2010).

1.4  Что такое «внеурочная деятельность», принципы, направления

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Для социализации этих детей в обществе учителя организовывают мероприятия, направленные на взаимодействие детей  с внешним миром. В школе есть как учебная деятельность – уроки, так и внеучебная (внеурочная) деятельность.

Обучение и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в нашей работе вдвойне. И важной составляющей в этом процессе является организация внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

 Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты.

«Внеурочная (внеучебная) деятельность  учащихся – деятельностная организация на основе вариативной  составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования».

Функции внеурочной деятельности обучающихся:

  • Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
  • Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
  • Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
  • Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
  • Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

Виды и формы внеурочной деятельности: 

  • игровая,
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение,
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество,
  • социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Направления внеурочной деятельности

Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности производит большой воспитательный эффект.

        Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Система внеурочной деятельности обучающихся должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.

Инновационно-образовательная модель внеурочной деятельности.

Реализация данной модели осуществляется в процессе разработки и апробации инновационных программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эта модель реализуется на основе научно-методического сопровождения разработки содержания и методического инструментария программ курсов внеурочной деятельности со стороны специалистов муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования.

Модель внеурочной деятельности, реализуемая в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении, общеобразовательном

учреждении, в котором созданы специальные (коррекционные) классы или осуществляется интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья следует детально представить в пояснительной

записке основной образовательной программы.

  Целесообразно предложить модель организации внеурочной деятельности, основанную на методе проекта (организация проектной деятельности обучающихся).

  Содержание проектной деятельности определяется в соответствии с основными направлениями развития личности (общекультурное, духовно-

нравственное и др.). Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности с выделением приоритетных среди них.

  Каждый проект должен иметь свои целевые установки, формы организации деятельности детей, а также формы представления результатов проектной деятельности. Проекты могут быть реализованы последовательно или параллельно в течение учебного года. Сроки реализации проектов определяются в зависимости от их содержательного наполнения.

  В проектную деятельность может быть включен класс, одновозрастная группа детей из числа обучающихся одной параллели классов, а также разновозрастная группа детей.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Роль педагога в проектной деятельности

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. 

 Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Глава 2. Практические аспекты работы с детьми с задержкой психического развития

Из опыта работы.

С детьми c ОВЗ я работаю третий год. Опыт работы у меня с двумя категориями детей: с нарушениями слуха и с ЗПР. Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 2-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное.  Год она училась,  как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. С родителями девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща.

Хочется отметить, что Лида (так зовут девочку, о которой идёт речь) быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивала правила выделения границ предложения.

Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Лиды, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за чрезмерного внимания со стороны учителей.

В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:

 

1.      индивидуальный подход;

2.      предотвращение наступления  утомляемости;

3.      активизация познавательной  деятельности;

4.      проведение подготовительных занятий;

5.      обогащение знаниями об окружающем мире;

6.      коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7.      проявление педагогического такта.

           

Для детей с ЗПР организуются  коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

                                   (К. Д. Ушинский)

Сейчас Лида в 5-ом классе. Это самый добрый человечек, которого я знаю. Чаще на её лице улыбка, она очень любит делиться всеми своими радостями и невзгодами. Она старательная девочка и делает значительные успехи в обучении. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. По математике имеет тоже неплохие вычислительные навыки: лучше всего у неё получается решать примеры и текстовые задачи в рамках школьной программы.

При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё везде: и на уроках (технология, ИЗО), и во внеурочное время. Дополнительно она посещает изостудию, поёт в хоре. Любит участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны.

В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым.

Хочется отдельно сказать о семье ребёнка. Это родители, которые всё время отдают детям (у девочки есть сестра): интересуются делами и успехами своих детей, читают вместе книги, говорят о событиях в стране и мире, следят за здоровьем детей, организуют их свободное время.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить  интересы,  склонности,  способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;
  • формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;
  • предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • владение комплексом диагностических методик;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);
  • поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
  • признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;
  • систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

    Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога,  психолога,  логопеда  в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Заключение

Педагоги имеют абсолютное влияние на маленьких детей, и если они ясно выразят, что является приемлемым или неприемлемым, то дети на это обязательно отреагируют. Даже очень маленькие дети в состоянии принять такие правила и сделать их своими. Вы не можете заставить детей быть близкими друзьями со всеми, но вы можете научить их быть терпимыми, добрыми и уважать чувства других, а также поддерживать друг друга, как в классе, так и за его пределами. Дети хотят иметь гармоничную и счастливую атмосферу, так как они много времени проводят в классах и чувствуют себя комфортно в такой атмосфере. Это относится также и к тем детям, которые плохо себя ведут. Даже дети с трудным поведением, которые уже получили душевную травму из-за того, что произошло в их жизни раньше, могут расцвести в благополучной атмосфере взаимопомощи. Это основная задача инклюзивного образования и нас – педагогов.

 Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья  не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов. 

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в нашей школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха. 

Свою задачу мы видим в том, чтобы преодолеть, насколько это возможно, с учётом состояния здоровья детей и их места жительства ограничения в общении, творческой самореализации учащихся, активизировать деятельность детей и родителей, расширять круг их интересов. 

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны. 

Большое внимание уделяется родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. 

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным. 

Правильно организованная внеурочная деятельность обязательно принесёт свои положительные результаты и эффект.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Мы делаем всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.

Список использованной литературы

  1. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
  2. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  6. Поливанова К.Н.  Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010г
  8. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: первое сентября, 2010.
  9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В, Егоркина и др.] под ред. А.Б. Воронцова. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2010.

Электронные ресурсы:

  1. ФГОС  –  http//standart.edu.ru/
  2. Социальная сеть работников образования – http//nsportal.ru/
  3. Метод проектов – http//letopisi.ru/
  4. Википедия – http//ru.wikipedia.org/
  5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
  6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
  7. http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm 
  8. Школьный портал    http://WWW/ portalschool.ru
  9. Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов//Указ Президента РФ от 17 декабря 2008 года №1792. [Электронный ресурс] URL: garant.ru/products/ipo/prime/doc/6295499/ (дата обращения: 02.03.2013)
  10.   Федеральный Закон от 24 ноября 1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  (Ст. 11).  [Электронный ресурс]  URL: www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok (дата обращения: 29.02.2013)
  11. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195 – ФЗ «Об основах  социального обслуживания населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 10, 25 июля 2002 года и 10 января 2003 года (Ст.8). [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/105642/ (дата обращения: 29.02.2013)
  12. Протянуть руку помощи инвалидам. [Электронный ресурс] URL: http://www.dislife.ru/flow/them/11189/ (дата обращения: 31.02.2013)
  13. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html  (дата обращения: 10.02.2013)
  14.   Федеральный Закон от 24 ноября 1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  (Ст. 11).  [Электронный ресурс]  URL: www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok (дата обращения: 29.02.2013)
  15. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195 – ФЗ «Об основах  социального обслуживания населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 10, 25 июля 2002 года и 10 января 2003 года (Ст.8). [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/105642/ (дата обращения: 29.02.2013)
  16. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 02.03.2013)
  17. Официальные сайты организаций : www.voi.ru; www.vos.org.ru; www.vog.su(дата обращения: 02.03.2013)
  18. Сестринский О.В. Закон и НКО в современной России. Правовые аспекты создания и деятельности некоммерческих организаций. М., 2007. - С. 6.
  19. Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии: монография / под ред. Д.В. Зайцева, В.Н. Ярской. Саратов:Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. – С. 53
  20. Федеральная целевая программа Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы // URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Passport/View/2011/392/ (дата обращения: 04.04.2013)

Приложение 1


http://armschool7.ru/inkl/image005.jpg

     Приложение 2

«Разве нельзя воспользоваться особенностями чувств ребёнка, разве обучение ребёнка, развитие его души должны быть разительным исключением из правила «Все согласно с природой…»? Нельзя ли повернуть ребенка к жизни, позволив ему спрашивать и постепенно развивать ум так, чтобы он сам захотел познать корень знаний? Так поступать можно и должно.»

Януш Корчак

«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения».

                              К.Д.Ушинский

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».  

                     (Адольф Вильгельм Дистервег)

Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!

В.Альфиери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация внеурочной деятельности в работе с одарёнными детьми"

«Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности творчества». Л.С. Выготский...

Организация внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, на...

Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "

Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....

Особенности организации внеурочной деятельности с детьми ОВЗ

Презентация выступлений на тему:"Особенности организации внеурочной деятельности с детьми ОВЗ"...

Проектная работа на тему"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Проектная работа на тему:"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья" направлена на исследование, изучение и обобщения опыта организации внеуроч...

Организация досуга во внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассматривается досуговая деятельность, как актуальная форма организации внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Опубликован детский досуг ...