Структура самоподготовки в условиях ГПД
статья на тему

Светлана Константиновна Соловьева

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В ее организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий уроков; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных учащихся с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми учениками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_samopodgotovki_v_usloviyakh_gpd_2_1.docx11.33 КБ

Предварительный просмотр:

Структура самоподготовки в условиях ГПД

Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу школьника под руководством воспитателя.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В ее организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий уроков; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных учащихся с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми учениками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего комплекса учебно-воспитательного процесса. Ее организация и проведение – самый ответственный и сложный момент, требующий и от учителя и от воспитателя большой слаженности в решении учебно-воспитательных задач, хорошо продуманной организации работы по развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся: умению работать с учебником, справочниками, различными учебными пособиями, умению организовать свой умственный труд.

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для

учащихся, узнать о трудностях, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе.

Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к учащимся. Внимательно наблюдая за работой учеников на уроках и во время самоподготовки, я совместно с учителем обсуждаю, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.

Я очень тесно сотрудничаю с учителем и поэтому, постоянно внимательно просматривая тематическое планирование по предметам, выясняю:

а)   какие темы наиболее трудны для учащихся, в чем именно;

б)  какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий  (например, прогулки и экскурсии в природу с указанием цели и конкретными пометками о том, на что обратить внимание у наблюдаемого объекта и по дороге к нему). Все эти данные находят отражение в моём календарном плане.

Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы учащихся необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим ученикам в процессе самоподготовки.

Иногда учителя дают учащимся большие и сложные задания, считая, что с помощью воспитателя они с ними справятся. Такие действия нельзя признать правильными с педагогической точки зрения. Учитель и воспитатель должны хорошо знать нормативные требования в определении трудности и объема домашнего задания. Самоподготовка учащихся во 2-м классе должна занимать не более 1,2 часа, в 3-4 классах – 1,5 часа. (Указанное время отводится для выполнения домашних заданий и не предполагает никаких разминок перед их выполнением (устного счета, общегруппового повторения правил и т.д.), дополнительных объяснений и инструктажей со стороны воспитателя по выполнению домашних заданий).

Нельзя допускать длительных занятий, так как они приводят к переутомлению, резкому снижению работоспособности детей, плохому качеству         выполнения домашних заданий, а кроме того, сокращают  время отдыха учащихся. Самоподготовку нельзя превращать в дополнительные уроки (объяснение учебного материала, опрос, выставление оценок всем учащимся за выполнение домашнего задания и т. п.).

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем на уроке. Поэтому за самоподготовку в равной степени несут ответственность как воспитатель, так и учитель, хотя он не всегда на ней присутствует.

Очень важно убедить учащихся, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

Большое значение для успешного проведения самоподготовки, особенно с учениками 2-го класса, имеет конкретная помощь.  Я внимательно наблюдаю за каждым учеником, поощряю старательность, указываю на недостатки, показываю правильные приемы работы, одного учу правильно сидеть за партой, другого – правильно держать ручку, третьего приучаю бережно обращаться с книгами и тетрадями.

В 3-4 классах во время выполнения домашних заданий я только в необходимых случаях оказываю помощь учащимся. Я приучаю школьников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий; к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется учить уроки.

Очень важно научить детей работать с учетом указаний различных памяток: «Как готовить уроки по русскому языку, математике», «Как решить задачу», «Как читать про себя» и др. Они помогают школьникам выработать определенную систему в последовательности выполняемых операций при подготовке домашних заданий (письменных и устных). Памятки должны быть не громоздкими, конкретными.   Я напоминаю детям, чтобы они не забывали приступать к подготовке заданий в таком порядке, как сказано в памятке. С новичками стараюсь постепенно усваивать памятку, чтобы выработать определенную систему работы над заданиями.

Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных и психологических особенностей высшей нервной деятельности или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, особенно устные, вместе со всем классом: им мешают другие ученики, они быстро утомляются, часто «отключаются» и в результате сами нарушают дисциплину; некоторые могут готовить устные предметы только вслух и т. д.

Я стараюсь  помочь таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учётом их особенностей, постепенно приучая к индивидуальной самостоятельной деятельности в коллективе.

Иногда школьники не успевают приготовить задания ко всем урокам в группе продленного дня, и задания по части предметов остаются для домашней работы – это отрицательно сказывается на отношении к группе со стороны самих детей и особенно родителей, которые заявляют: «В группу ходит, да и дома целый вечер сидит» и т. д. Заявления родителей в какой-то степени являются правильными.

В самом деле, почему ученик даже младших классов в большинстве случаев не успевает подготовить в группе задания ко всем урокам?

Если считать, что домашнее задание должно составлять 1/3 часть того, что сделано на уроке, то и на его выполнение должна пойти 1/3 часть времени от урока, а именно – 15 мин. На практике оказывается далеко не так: некоторые, особенно письменные, задания вместо 15 мин выполняются целых полчаса и больше. Поэтому, когда говорится об улучшении работы в группе продленного дня, то считается необходимым, прежде всего упорядочить систему домашних заданий.

Говоря о преодолении перегрузок домашними заданиями, имеется в виду не формальное уменьшение их объема, а улучшение самого урока, особенно повышение качества инструктажа по выполнению домашнего задания. Более четкую работу предстоит проводить учителю по индивидуализации домашних заданий.

Самостоятельная работа ученика – это самостоятельность его мысли, определенный настрой на работу, который воспитатель старается поддерживать и развивать.

С чего ученику начинать самоподготовку? В этом вопросе, как и во многих других, нельзя придерживаться шаблона, а надо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса и сложности задания.

В младших классах самоподготовку я начинаю с математики или письма (по вариантам). Но в любом случае  слежу за тем, чтобы дети начинали с повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к выполнению письменных заданий.

Место воспитателя в начале самоподготовки – у стола. Он должен убедиться, что все школьники включились в работу, приготовили учебные принадлежности и начали работать. Пока они выполняют задание по математике, я провожу индивидуальную работу с 1-2 учениками, намеченными по плану.

Выполнив задание по математике, учащиеся складывают свои тетради на  мой стол  и переходят к выполнению заданий по русскому языку, затем по устным предметам.

Закончив индивидуальную работу, я  начинаю вместе с игрушкой Фруктошей просмотр тетрадей по математике, по русскому языку, распределив их на три стопки: первая – тетради с заданием, выполненным без ошибок; вторая – тетради, в которых при выполнении задания допущены 1-2 ошибки, посильные для самостоятельного исправления самими учащимися; третья – тетради тех школьников, кому необходима работа над ошибками. Последнюю я провожу как групповую консультацию по математике и русскому языку – разбор типичных и единичных ошибок, повторение необходимых правил, анализ задач. В конце самоподготовки после взаимопроверки и моей проверки  заданий по устным предметам проводится подведение итогов работы по самоподготовке.

Очень полезно установить в группе такой порядок: выполнил задание, внимательно проверь сам и только после этого сдай тетрадь на просмотр воспитателю. Если позволяет время, можно рекомендовать взаимопроверку, т. е. любое задание учащиеся проверяют друг у друга. Мне приходится проявлять изобретательность и творчество в подборе занятия тем учащимся, которые раньше других выполняют домашнее задание. Одни могут найти дела по интересам, другие с удовольствием возьмут задание творческого характера и т. д. Но есть дети неорганизованные, которых трудно удержать за партой и даже в комнате, если они выполнили домашнее задание. Я умею занять делом и таких учащихся. Приходится подбирать необычное для них задание.

Например, вычислить периметр своей тетради и т. д. Это заставляет их вспомнить то, что требовалось от них для выполнения задания по математике, подумать, помыслить и т.д., т. е. не только закрепить свои знания, но и уметь применить их в практическом решении задачи.

Известно, что все дети, особенно младших классов, любят рисовать. Рисуя, ребенок отдыхает, с другой стороны, рисование дает возможность воспитателю занять детей, раньше других выполнивших задание, чтобы они не мешали работе других. Поэтому рисование рассматривается воспитателями 1-4 классов как поощрение за быстрое ихорошее выполнение домашнего задания.

Оно имеет большое воспитательное, и развивающее значение, особенно для учащихся 1 классов; способствует формированию зрительных восприятий и эстетических чувств, помогает развитию движений руки в целом и мелкой мускулатуры, что имеет очень важное  значение для выработки навыка правильного и красивого письма.

Наряду с альбомами для рисования я использую и альбомы для раскрашивания.

Изучив внимательно приведенную выше систему работы, можно заметить, что я во время самоподготовки предоставляю учащимся большую самостоятельность.

Организация подготовки домашних заданий требует особого внимания врачей, педагогов и воспитателей. Выполнение домашних заданий (самоподготовку) я провожу в условиях, отвечающих гигиеническим и педагогическим требованиям (чистое, хорошо проветренное помещение; мебель, соответствующая росту учащихся; оптимальная освещенность рабочих мест и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества процесса самоподготовки в условиях ГПД

Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников. Мотивационная функция фо...

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго ...

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

выступление на методическом объединении воспитателей гпд...

Структура самоподготовки

Выполнению  домашнего задания в группе продлённого дня уделяется большое внимание. Организация самоподготовки имеет свою структуру....

Организация самоподготовки в условиях Социально- Реабилитационного Центра для несовершеннолетних.

Организация самоподготовки  Цель: привить воспитанникам навыки самообразовательной работы.Задачи:Образовательные:1.   Расширение, закрепление и систематизация знаний, углубление со...

доклад "Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня"

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленног...

«Структура АООП НОО, условия ее реализации, результаты освоения. Требования к структуре АООП НО»

Требования к условиям реализации АООП НОО                               Требования к результатам освоения АООП НОО...