Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация самоподготовки
в условиях группы продленного дня
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки - привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:
- расширение границ учебной работы;
- углубление содержания учебных предметов;
- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
- закрепление и повторение изученного на уроках материала;
- упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
- развитие интереса к учению;
- приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
- формирование исполнительских навыков.
Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Образовательные функции:
1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.
2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические
процессы.
3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции:
1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.
3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.
По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.
Состояние учащегося на самоподготовке .
Характеристика состояния:
Активно-самостоятельное
Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние.
Зависимо-самостоятельное
Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.
Принудительно-исполнительское
Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.
Бесконтрольно-исполнительское
Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.
Самопроизвольное
Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: "хочу - учу, не хочу- не учу"; "нравится- работаю, не нравится- не работаю"; "легко - сделаю, трудно- не буду". Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.
Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.
Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами самоподготовки являются:
- подготовка детей к работе (организационный этап);
- самостоятельное изучение материала;
- самоконтроль и самооценка;
- заключительный педагогический контроль.
Методические пособия 80-х годов подробно рассматривали определенные группы требований, содействующих эффективности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
3. Чистота оконных стекол.
4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
6. Поддержание нормального температурного режима.
7. Регулярное проветривание классных комнат.
8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
11. Поддержание чистоты и порядка в классе.
12. Соблюдение школьниками личной гигиены.
13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
14. Проведение "физкультминуток".
15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
16. Устранение шумовых раздражителей.
17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке:
1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
К воспитательным требованиям относятся:
1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.
2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.
Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.
Предварительный просмотр:
Питание младших школьников
Как только ребенок пойдет в первый класс, многие родители сразу начинают к нему относиться как к взрослому. И, прежде всего, это относится к питанию младших школьников. Утреннюю кашу, привычную с детского сада, заменяют бутербродами, на обед вместо супа сосиски или пицца, если работают и мама и папа, а бабушка живет далеко. Детям младшего школьного возраста особенно вредно питаться всухомятку: растущему организму необходимы белки, жиры, углеводы в правильном соотношении и нужном количестве. Позаботьтесь о здоровом питании младших школьников!
ЗАВТРАК:
Накануне вечером спросите у ребенка, что он хотел бы съесть за завтраком. Если есть возможность, то выполните его желание. Не настаивайте, чтобы он съел сырники, если малыш хочет омлет или яичницу.
2 раза в неделю нужно обязательно давать творог — 6 ложек без верха (это около 100г), или стакан йогурта, кефира, простокваши или ряженки, а еще лучше — бифидок, либо 2 кусочка сыра, или 2 сырника, или порцию творожной запеканки.
2 раза в неделю ребенку нужно есть за завтраком 4-6 столовых ложек салата с растительным маслом, сметаной — морковный с яблоком, из свежей или квашеной капусты, свекольный, из редиски.
Не забудьте про каши — гречневую, овсяную (геркулес, мюсли), пшеничную (манную), пшенную, рисовую. Более полезно (хотя для нас это и непривычно) готовить каши на овощном отваре или с добавлением фруктов, овощей: натертой моркови, кабачков, тыквы, бананов, яблок, хурмы, ягод, сухофруктов. Можно варить кашу на воде, молоке с добавлением небольшого количества сахара, чтобы сладковатый вкус был едва ощутим. Порция каши небольшая — 5-6 столовых ложек.
В конце завтрака можно предложить бутерброд со сливочным маслом (икорным, селедочным, креветочным) и чашку какао, чая с молоком или слабый кофе. Иногда эти напитки можно заменять соками: овощным или фруктовым.
Если ребенок отказывается от завтрака, то поднимайте его на полчаса раньше. Обязательно нужно сделать зарядку под музыку, принять душ. Это поможет ему не только проснуться, но и возбудить аппетит.
Если ребенок капризничает, не настаивайте, чтобы он съел все. Пусть съест столько, сколько он хочет. Утром гораздо важнее мир, покой и хорошее настроение.
ВТОРОЙ ЗАВТРАК:
Второй раз дети, как правило, едят в школе. Это обычные типовые завтраки, но если ребенок отказывается от них, то сами позаботьтесь о питании. Дайте ребенку с собой банан или яблоко, 2-3 печенья или пирожок с овощной начинкой, сырок, бутерброд с сыром, отварным мясом или рыбой (но не с колбасой) и пакетик сока.
ОБЕД:
На первое 2-4 дня в неделю обязателен любой вегетарианский овощной суп, а в остальные дни — борщ или суп, приготовленные на нежирном бульоне: мясном или курином.
На второе 3-4 дня в неделю давайте отварную курицу или рыбу, а в остальные дни вареную говядину или нежирную свинину — 80-100г. Иногда можно обойтись сарделькой или сосиской, но они содержат значительно меньше белка, очень необходимого детскому организму.
На гарнир лучше всего овощи свежие или тушеные — любые салаты, квашеная капуста с яблоком, распаренным черносливом, изюмом, курагой, солянка, отварная фасоль или свекла, в которую добавить мелко толченые грецкие орехи и чеснок — 5-6 столовых ложек.
2-3 раза в неделю давайте отварной картофель, макаронные изделия, консервированный горошек.
На третье можно приготовить компот, кисель, морс, свежие фрукты.
Если ребенок сам разогревает себе обед, тогда позаботьтесь, чтобы это было безопасно для него. Заранее научите его пользоваться микроволновкой. Утром налейте порцию супа в специальную посуду для микроволновой печи, точно так же подготовьте и второе блюдо, порежьте хлеб, приготовьте напитки – все уберите в холодильник до его прихода из школы.
ПОЛДНИК:
Через 2-3 часа после обеда пусть ребенок съест яблоко, апельсин, 1-2 сырника, йогурт, стакан кефира, сока, компота, с булочкой или пирожком – что из этого ему захочется – тоже приготовьте заранее.
УЖИН:
На ужин лучше подходит творожное, молочное, овощное, фруктовое, яичное блюдо. Это молочная лапша, омлет с кусочком сыра, запеканка, бутерброд с маслом. Каши вечером лучше не давать — они хуже усваиваются.
Через 30 минут после ужина дайте ребенку чай, сок или кефир. Если он любит молоко, то его можно дать только через час после еды – оно лучше усвоится, когда одно.
Сладости в питании младших школьников:
На день достаточно 6-8 чайных ложек сахара, 1-2 конфеты. Халва, пирожные и торты только по праздникам – порция не должна превышать 2 пирожных или 140 г торта.
Старайтесь, как можно реже покупать детям газированную воду – она раздражает слизистую желудка и кишечника.
Подведем итог. В меню 7-9-летних детей должны быть ежедневно кисломолочные продукты и творог – источники кальция. Так как именно в это время у детей появляются постоянные зубы. А для роста нужен белок – натуральное мясо и рыба главные поставщики белка.
Предварительный просмотр:
РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Взрослые далеко не всегда уделяют должное внимание режиму дня школьников. И напрасно, ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и развития организма ребенка. В этот период развивается нервная деятельность, формируются основные черты характера, приобретаются необходимые в жизни знания и навыки, укрепляется здоровье.
Когда ребенок спит, учится, ест и отдыхает всегда в одно и то же время, то у него вырабатывается привычка к такому чередованию деятельности. Это чередование, повторяясь изо дня в день, создает систему условных рефлексов в коре головного мозга, внутренний стереотип. Благодаря внутреннему стереотипу, организм к определенному часу настраивается на ту или иную деятельность. При соблюдении режима дня, умственная деятельность школьника тоже будет более продуктивной.
Режим дня школьника должен быть построен с учетом его физиологических, возрастных и индивидуальных возможностей.
РЕЖИМ ПИТАНИЯ:
Важно соблюдать режим питания школьника. Если ребенка кормят, когда придется, то обычно он сам и не просит есть. А дети привыкшие обедать в одно и то же время, уже за 10-15 минут говорят, что хотят есть, т.к. у них выработался рефлекс на это время. И это вполне закономерно – в головном мозге возбуждается пищевой центр, пищеварительные железы выделяют соки, появляется аппетит, организм готов принимать пищу и усвоит он её наилучшим образом.
РЕЖИМ СНА:
То же самое происходит и с режимом сна школьника. Если дети ложатся спать всегда в разное время, то они долго не могут заснуть. А те, которые выработали привычку ложиться в одно и то же время, быстро засыпают. Говоря на языке физиологии, в клетках головного мозга к этому времени начинается сонное торможение.
Необходимо следить за продолжительностью сна: младшие школьники должны спать не меньше 10-11 часов.
Первоклассники и дети с ослабленным здоровьем должны ещё поспать после обеда 1 час в проветренном помещении.
Во сколько ложиться спать? Стоит повторить, чтобы дети быстро засыпали, они должны ложиться и вставать в одно и то же время.
Младшим школьникам нужно ложиться спать около 9 часов вечера.
Перед сном не следует есть, не заниматься подвижными играми. Можно спокойно погулять 20-30 минут, вымыть ноги и ложиться спать.
Школьники, у которых занятия в первую смену должны вставать в 7-7.30 утра, быстро подняться с постели, открыть форточку, сделать утреннюю зарядку.
Потом умыться и почистить зубы, причесаться, убрать постель, одеться и обязательно позавтракать перед уходом в школу.
Очень важно, чтобы в школе дети получали горячий завтрак.
По возвращении из школы можно поиграть или помочь по дому, пообедать и погулять 1 час.
После прогулки надо сразу садиться за уроки, а не откладывать их до позднего вечера.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Сколько времени должно уходить на выполнение домашнего задания?
Для младшего школьного возраста – 1-1,5 часа.
Взрослым нужно позаботиться о том, чтобы во время приготовления уроков ничто не мешало и не отвлекало их. Следите, чтобы ребенок не сидел больше положенного времени за уроками. У тех, кто подолгу делает домашнее задание, снижается успеваемость, ослабевает память и внимание, они мало бывают на воздухе, недостаточно двигаются, систематически недосыпают. К концу учебного года у таких детей развивается переутомление – слабость, сонливость или возбудимость, головные боли. Чтобы это предупредить, домашними заданиями нужно заниматься в определенные часы.
Младшим школьникам через 30-35 минут занятий необходимо делать короткий перерыв по 5-10 минут. В перерыве сделать несколько гимнастических упражнений, походить по комнате, глубоко подышать носом.
Рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Следите за тем, чтобы он не сутулился, сидел ровно и не слишком наклонял голову. Пока ребенок гуляет, комнату нужно хорошо проветривать.
ВНЕШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ:
Жизнь школьника, разумеется, не ограничивается только учебными занятиями. Дети с большим удовольствием занимаются в различных кружках, музыкальных и спортивных школах, посещают кино и театры. Это им необходимо для развития культуры и творческих способностей. Но внешкольные занятия тоже нужно подчинять режиму, чтобы они не были в ущерб здоровью.
Родителям нужно благоразумно относиться к урокам музыки, иностранного языка, танцам и другим занятиям, чтобы не перегружать ими своего ребенка. Если эти дополнительные занятия даются ребенку легко и вызывают у него большой интерес, то и времени на них уходит не слишком много. Но если они становятся для ребенка тягостным бременем и проводятся в ущерб режиму дня, то не мучайте своего ребенка, откажитесь от них.
ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ:
В режим дня школьника обязательно должно входить достаточное пребывание на открытом воздухе.
Младшим школьникам нужно ежедневно гулять по 3-3,5 часа.
Половину этого времени необходимо отводить физкультуре и спорту, подвижным играм.
В выходной день стараться, как можно больше времени проводить на воздухе. Организуйте всей семьей интересную экскурсию, поездку за город, покататься на лыжах – это хорошая зарядка на всю неделю. И тем более, детям очень нравится, когда родители проводят свободное время вместе с ними. Не лишайте их этого удовольствия, и ваши отношения станут крепче и теплее. Но также, нужно соблюдать умеренность в занятиях физическими упражнениями и спортом, не допускать переутомления, чтобы это не было в ущерб здоровью и успеваемости в школе.
РЕЖИМ ВЫХОДНОГО ДНЯ:
Режим выходного дня и в каникулы не должен сильно отличаться от режима в рабочие дни.
В выходной день также нужно вставать утром не позже 7.30, выполнять все утренние дела, как обычно, обед, ужин, сон – в привычное время.
Домашние задания выполнять лучше всего накануне выходного дня. А в выходной день, после ужина, еще раз нужно проверить свою готовность к завтрашнему учебному дню.
Режим дня младшего школьника:
7.00 – подъём.
7.30-8.30 – сделать утреннюю зарядку, умыться, убрать постель, позавтракать, одеться, дорога в школу.
8.30-12.30 – занятия в школе.
12.30-13.30 – дорога из школы, пообедать дома.
13.30-14.30 – дневной сон.
14.30-17.00 – выполнение домашнего задания.
17.00-18.00 – погулять на свежем воздухе.
18.00-19.30 – свободные занятия.
19.30-20.00 – ужин.
20.00-20.30 – приготовление ко сну, ночной сон до 7.00 утра.
Родителям нужно не забывать, что для соблюдения правильного режима дня школьника, требуется спокойная, здоровая обстановка в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
выступление на методическом объединении воспитателей гпд...
доклад "Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня"
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленног...
Методическая разработка.Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня.
Группа продленного дня в современной школе – одна из площадок для реализации положений ФГОС. Она является немаловажной составляющей школьной жизни. В образовательном учреждении роль группы продленного...
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
Выступление на ШМО...
Организации самоподготовки в условиях группы продленного дня
Доклад, в котором я представляю свой опыт работы по организации самоподготовки в условиях группы продленного дня....
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного ...
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка. Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе про...