Программа внеурочной деятельности по пожарной безопасности для младших школьников на 2014 – 2015 учебный год «Огонёк»
рабочая программа (1 класс) на тему

Курчавова Наталья Викторовна

В программе представлена работа дружины юных пожарных в начальной школе на учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dyup.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа

детский-сад №14 III – IV вида

Согласовано:

Зам. директора  по УВР

___________ Т.Н.Коренькова

«___» ______________ 2014 г

Утверждаю:

Директор МС(К)ОУС(К)НШ-Д/С№14

______________________Т.Б.Ершова

 «___» ____________________ 2014 г

Приказ №_____  от _______________

Программа внеурочной деятельности

по пожарной безопасности

для младших школьников

на 2014 – 2015 учебный год

«Огонёк»

                                                                                                            Составила: воспитатель

                                                                                                            Курчавова Н.В.

Кыштым

2014 год


Пояснительная записка

Программа курса по пожарной безопасности рассчитана для 1-4 классов.

Программа составлена на основе нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013);
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 г. «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 12.12.2011г. №22540);
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 04.02.2011г. №19707);
  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010г. №189 (зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
  7. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от25.08.2014г. №01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014 -2015 учебный год»;
  8. Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 11.08.2014 г. № 03-02/6217 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году»;
  9. Программы С(К) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад - начальная школа) Л.И. Плаксиной и В.З.Денискной;
  10. Положение об организации внеурочной деятельности в МС(К) НШ-Д/С№14«Алёнушка» утвержденная  директором (Ершовой Т.Б.) от 27.08.14;
  11. Положение о портфолио учащихся начальной школыутвержденная  директором (Ершовой Т.Б.) от 02.09.14;
  12. Устав МС(К)ОУС(К)НШ-Д/С№14«Алёнушка»;
  13. Приказ  директора МС(К)ОУС(К)НШ-Д/С№14«Алёнушка» Т.Б.Ершовой от 04.09.2014г. №93 «Об утверждении учебного плана и рабочих программ на 2014-1015»;

Программа «Огонёк» по содержательной, тематической направленности является социально - педагогической;  по функциональному предназначению - общеразвивающей; по форме организации -  групповой; по времени реализации — годичной.

Основные цели

  • формировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
  • Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим;
  • Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;
  • Обучить детей методам обеспечения личной безопасности.

Основные задачи

  1. Изучить правила пожарной безопасности и действия  на случай возникновения пожара;
  2. Выявить основные причины и обстоятельства  возникновения пожара;
  3. Стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной;
  4. Развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  5. Формировать у детей научно обоснованной системы понятий основ пожарной безопасности;
  6. Формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных пожароопасных ситуациях;
  7. Формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Теоретической основой данной программы являются:

-  Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

      Реализация программа позволит:

  • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  • сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

      Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

      В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

      Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

      На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестра, фельдшер или врач), а также родителей учащихся (представителей МВД и МЧС России – спасателей, пожарных и др.)



2. Ценностные ориентиры содержания курса

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
  • Признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
  • Основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);


3. Содержание изучаемого курса

1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

  • Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации
  • Профилактика опасных ситуаций
  • Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению
  • Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
  • Встреча с сотрудником ОГПН «Люди огненной профессии»
  1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.
  • Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома
  • Как себя вести, когда ты дома один
  • Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома
  • Электричество как источник возможной опасности
  • Газ как источник возможной опасности
  • Причина возникновения пожаров в доме (помещении)
  • Дым и опасность
  • Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме
  • Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.
  • Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров
  • Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах
  • Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения
  1. Основы здорового образа жизни.
  • Спортивная - игра «Рыцари огня»
  • Экскурсия в пожарную часть №38, П/Ч №117.
  • Тренировочный урок по эвакуации детей из помещения
  • Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
  • Курение и его влияние на состояние здоровья .
  • Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека
  1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
  • Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Ожоги 
  • Как уберечься от ожогов
  • Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
  • Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений
  • Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление.
  • Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

4. Планируемые результаты программы курса «Огонёк»

Личностными результатами по пожарной безопасности являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами по пожарной безопасности являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами по пожарной безопасности являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области пожарной безопасности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.



5. Учебно – тематический план

№ п\п

Тема занятий

Кол-во часов

Примечание

11

Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации

1

22

Профилактика опасных ситуаций

1

33

Как себя вести, когда ты дома один

1

44

Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома

1

55

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Ожоги 

1

66

Как уберечься от ожогов

1

77

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

88

Электричество как источник возможной опасности

1

99

Газ как источник возможной опасности

1

110

Огонь и человек

1

111

Причина возникновения пожаров в доме (помещении)

1

112

Дым и опасность

1

113

Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме

1

114

Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

1

115

Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров

1

116

Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах

1

117

Страх, навыки безопасного поведения

1

118

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения

1

119

Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений

1

220

Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление.

1

221

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

1

222

Опасная высота - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках

1

223

Спортивная - игра «Рыцари огня»

1

224

Просмотр тематических фильмов

1

225

Экскурсия в пожарную часть №38, П/Ч №117.

1

226

Тренировочный урок по эвакуации детей из помещения

1

227

Встреча с сотрудником ОГПН «Люди огненной профессии»

1

228

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1

229

Курение и его влияние на состояние здоровья .

1

330

Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека

1

331

Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению

1

332

Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

1

333

Повторение пройденного материала

1

334

Обобщение пройденного материала

1


6. Мониторинговая карта

Выявление активных и способных детей проводится в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Исходя из наблюдений и рекомендаций составляются списки учащихся и проводится дальнейшая работа согласно плану программы.

Способами определения результативности программы являются:

1.Констатирующая диагностика, позволяющая выявить способности на начало занятий.

2.Динамическая диагностика

3.Констатирующая итоговая диагностика

4.Портфолио учащегося.

В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы предусмотрено в форме аналитической справки по итогам проведения школьных и городских конкурсах и соревнованиях по пожарной тематике, а также по количеству грамот и дипломов в портфолио.



7. Методическое и материально - техническое обеспечение

Принципы и методы обучения младших школьников по пожарной безопасности
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам пожарной безопасности должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам пожарной безопасности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Метод обучения — это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися.
При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.
Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся.
Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала.
На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций.
Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике пожарной безопасности, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.
Количество учебных часов, на которое рассчитана программа курса — 34часа.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы контроля ЗУН:
Ø беседа;
Ø фронтальный опрос;
Ø индивидуальный опрос;
Ø практикум;
Ø тестирование.

Материально-техническое обеспечение реализации программы курса.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие учебного кабинета. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, разноуровневых заданий, лото, кроссвордов. Так же может быть использована компьютерная программа  что позволяет информационный материал передавать учащимся в качестве средства самостоятельной подготовки.

Условия реализации программы.

Для занятий по программе «Огонёк» необходимы следующие средства и материалы: бумага формата А4, фломастер, маркер, краски, ауди-, видеозаписи, тексты художественных произведений,  иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, плакаты, видеофильмы, интернет, презентации, проектор, костюмы для театрализации, декорации и др.

Кадровое обеспечение реализации программы курса: необходимы для образовательного процесса концертмейстер, художник-оформитель.

8. Список литературы

  1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959. – 206 с.
  2. Ахачанок А. Юный пожарный. – М.: Россельхозиздат, 1971. - 45 с.
  3. Берегите народное добро от огня. Методические рекомендации для проведения бесед на противопожарные темы. - Пенза, 1977
  4. Биляева Л., Табоко А. Игра?.. Игра! – М.: Молодая гвардия, 1988. - 25 с.
  5. Бородкина Н.И., Лепехин А.Н. Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности. М.: "Стройиздат", 1991.
  6. Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. – М.: Стройиздат, 1982. – 25с.
  7. Горбачева Л.А. "Занятия с учащимися по правилам пожарной безопасности".- Свердловск, 1991.
  8. Данченко С.П. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для учащихся 1 – 4 классов. – СПб: ООО «Гелиос - Медиа», 2004. – 36с.
  9. Иванов А.Ф. Пожарная техника. - М.: Стройиздат, 1988. – 488 с.
  10. Мирюков В.И., Швецов В.Д., Тихомиров Л.Я. Пособие по обучению жителей городов правилам пожарной безопасности. – М.: "Стройиздат", 1991.
  11. Обухов Ф.В. Советская пожарная охрана.- М.: "Россельхозиздат", 1987.
  12. Попок Е.Л. Чтобы не было пожара: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985
  13. Попок Е.Л. Осторожно - огонь! - М.: Россельхозиздат, 1991 - (Моя профессия)
  14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное  образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под ред. В.А.Горского. –М.:Просвещение, 2010.
  15. Противопожарная работа в школах и дошкольных учреждениях. – Киев: Радяньска школа, 1984. – 34 с.
  16. Смирнов В.А. Дружины юных пожарных. - М.: Россельхозиздат, 1986. -43 с.
  17. Федеральный закон о пожарной безопасности. – М., Стройиздат, 2002.

Шувалов М.Г. Основы пожарного дела. - М.: Стройиздат, 1983.

  1.  www.spas-extreme.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Уроки безопасности"

Структура программы соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов, тематического планирования по годам обучения, списка литературы для учителя....

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"...