Классный час "Что такое толерантность?"
классный час (3 класс) по теме

20 января 2011 года в 3 "А" классе был проведён классный час "Что такое толерантность?".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

   

Классный час «Что такое толерантность?»

подготовлен учителем начальных классов

Насоновой Я.В.

Цели:

Познакомить детей с понятием толерантность.

Научить ребят понимать друг друга.

                                                               Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Сегодня наш классный час посвящён тому, чтобы научить вас жить вместе, принимая друг друга такими, какие вы есть, учиться понимать друг друга.  Но сначала я расскажу вам легенду:

Старинная легенда

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Чёрный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой чёрный брат. Он чёрен, как южная ночь, и в ней, подобно звёздам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чёрнокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина… Кружатся в весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

Вам понравилась эта легенда? А о чем она, чему учит?  (ответы учеников).

Но все эти понятия можно объединить одним словом. Наверно, оно вам пока незнакомо, это слово  толерантность. Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы не раз услышите его.   И наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова, поэтому  мы и говорим сегодня об этом понятии.

Давайте посмотрим, что же обозначает это слово на разных языках мира.

Английский – готовность быть терпимым, снисходительным.

Испанский – способность принимать решения или мнения, отличные от собственных.

Китайский – принимать других такими, какие они есть,  быть великодушными по отношению к другим.

Арабский – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они сеть и прощать.

Русский -  умение терпеть (мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо.

Определения на разных языках в целом совпадают: снисходительность, великодушие, умение терпеть.

Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?   (ответы учеников).

Конечно, это слово терпимость.

А теперь давайте обратимся к примерам нашего класса. Приведите примеры нетерпимости в нашей жизни (ответы учеников).

А теперь попробуем разобрать ситуацию:

1. Представьте себе, вы идете по узкому тротуару и впереди вас медленно идут две старушки. А вы очень торопитесь. Вы вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как вы себя поведете в такой ситуации исходя из нашего понятии «толерантность»?

А) Попросите еще раз

Б) Оттолкнете и пойдете дальше

В) Протиснетесь между ними

Г) Другие варианты.

2. Представьте себе, что кто-то оскорбил вас, назвав дураком.

Вы реагируете:

А) Говорите «Сам дурак»

Б) Попросите этого человека извиниться перед вами

В) Пожалуетесь родителям

Г) Скажите этому человеку «Извините, я сам виноват»

Д) Другие варианты

Так что же такое толерантность? Объясните мне, как вы поняли, приведите свои примеры.

Раз вы поняли, давайте поиграем с вами в игру «Пойми меня», попробуем применить теоретические знания на практике.

Выйдите все к доске. Теперь молча без слов, только при помощи жестов или знаков попробуйте построиться:

--- по росту (отдельно мальчики, отдельно девочки)

Наблюдая за вами, я обратила внимание, как вы справлялись с заданием.

В нашем классе обучаются ребята разных национальностей. Для того, чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.

Давайте посмотрим, какой разный смысл бывает в одних и тех же жестах у народов разных стран.

1. Русский кивок «Да» в Болгарии будет воспринят как «Нет» и наоборот, жест «Нет» (поворот головы в разные стороны) будет воспринят как «Да».

2. В Японии жест приглашения совпадает с русским жестом «Прощай».

3. Если житель Саудовской Аравии дует на кончик пальца, то это означает требование тишины.

4. Не стоит протягивать деньги или подарок левой рукой жителям Ближнего Востока – это может нанести оскорбление человеку: у верующих в ислам левая рука считается нечистой.

5. У жителей Западной Европы поглаживание щеки означает «Ты мне надоел, уже борода выросла, пока тебя слушаю».

6. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец на нос.

7. Три пальца, сложенные щепотью и повернутые вверх, у жителей Ближнего Востока означают «Не торопись».

8. Поцелуй в макушку для жителя Саудовской Аравии означает извинение.

В нашем классе 33 человека, все мы разные. Кто может рассказать о своей Родине, о своей национальности? (Выступления учащихся).

        Символом толерантности является радуга. Давайте нарисуем её. (Выставка детских работ).

Итог.

Что нового вы узнали и чему научились на этом классном часе?



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное Окружное Управление образования

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 343

Анализ экспериментальной работы

ГОУ СОШ № 343

2010-2011 учебный год

                Тема ГЭП: «Психологическая поддержка атмосферы толерантности в общеобразовательной школе современного мегаполиса с учетом гендерной идентичности и этнокультурного своеобразия учащихся».

 

                                                                                                Научный руководитель:

                                                                                      доктор психологических наук, профессор,

                                                                                      зав.кафедры педагогической психологии

                                                                                      факультета «Психологии образования»

                                                                                      Московского городского психолого-                        

                                                                                      педагогического университета

                                                                                                                                      Гуружапов В.А.

Москва 2011

Тема ГЭП: Городская сетевая экспериментальная площадка  по теме:   «Психологическая поддержка атмосферы толерантности в общеобразовательной школе современного мегаполиса с учетом гендерной идентичности и этнокультурного своеобразия учащихся» работает на базе ГОУ СОШ № 343, ГОУ СОШ № 760.

Сроки: 2009-2012 уч.годы.

Научный руководитель: Гуружапов В.А., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета.

Директор ГОУ СОШ №343: Корнеева Жанна Алексеевна.

Заместитель директора по  экспериментальной работе: Гущина Светлана Игоревна.

Заместитель директора по  учебно-воспитательной работе – Сергеева Елена Петровна.

Научные консультанты: доктор психологических наук, профессор, зав. кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ Гуружапов В.А.; доктор медицинских наук, профессор НИИ гигиены РАМН Куинджи Н.Н.; кандидат медицинских наук Мирская Н.Б.; кандидат филологических наук, доцент факультета «Гендерных исследований» МГУ Костикова И.В.; доктор биологических наук, зав. кафедрой нейропсихологии и нейропедагогики Института образования взрослых РАО г. Санкт-Петербурга Еремеева В.Д.; доктор педагогических наук, профессор МПГУ Попова Л.В.; доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования АМО Базарный В.Ф. и другие.

Основание открытия экспериментальной площадки - приказ Департамента Образования города Москвы  № 1090 от 11.06.10 «Об изменении сети городских экспериментальных площадок в 2010-2011 уч.году» и приказ Восточного Окружного Управления Образования Департамента Образования города Москвы.

Цель инновационной деятельности:  Эффективно учить учащихся справляться с задачами настоящего дня, сочетая с подготовкой к будущей взрослой жизни полнокровную жизнедеятельность повседневности. Необходимые условия – развитие потенциала образовательной среды школы:

- Создание имиджа (неповторимого образа), уклада школы.

- Рациональное и грамотное обустройство учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих, здоровьеразвивающих  и психолого-педагогических технологий.

- Обеспечение принципа свободы, выбора и видов учебной деятельности.

- Создание и поддержка условий, способствующих развитию достоинства, доверия и творчества между всеми участниками образовательного процесса.

- Формирование психолого-педагогических условий развития ученического самоуправления, как средства формирующего толерантные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

- Создание школьного электронного виртуального образовательного пространства «Толерантность» по блочной схеме.

- Психологическая поддержка программ воспитания толерантности  в общеобразовательной школе современного мегаполиса, способствующих развитию достоинства, доверия и творчества между всеми участниками образовательного процесса.

- Формирование психолого-педагогических условий развития ученического самоуправления, как средства формирующего толерантные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Объект исследования:  Функционирование детско-взрослых толерантно организованных школьных сообществ в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школе современного  мегаполиса.

Предмет исследования:  Методы психолого-педагогической поддержки  участия мальчиков и девочек в детско-взрослых толерантно организованных школьных сообществах.

Гипотеза инновационной деятельности: Создание в школе атмосферы толерантности в значительной мере основывается на толерантно организованно школьных сообществах. Учебно-воспитательная работа по созданию и поддержки этих сообществ должна быть обеспечена грамотной, научно-обоснованной психологической поддержкой с учетом специфики современного московского мегаполиса и социальной ситуации развития мальчиков и девочек. Мы предполагаем, что психологическая поддержка должна быть направлена на индивидуальную работу с учащимися, целью которой является  улучшение взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса, снизить уровень возможных конфликтных ситуаций и повысить качество учебно-воспитательной работы в целом. Ядром этой работы является совместный анализ психолога с субъектами учебно-воспитательного процесса баланса взаимного тяготения и отторжения входящих в толерантно организованные школьные сообщества индивидов.

Направления экспериментальной и инновационной деятельности:

1. Провести анализ и типологизацию толерантно организованных школьных сообществ, формирование, развитие и совершенствование системы школьной психологической службы (формирование диагностического комплекса для решения проблем воспитания и обучение школьников; создание коррекционно-развивающего комплекса методик для работы с детьми, нуждающихся в психологической помощи и поддержке, организация и проведение просветительской работы с родителями обучающихся, организация и проведение работы с учителями и сотрудниками школы по развитию профессиональных компетенций, создание материально-технической базы кабинета психологии);

2. Формирование, развитие и совершенствование системы, обеспечивающей создание общешкольного электронного виртуального информационного образовательного пространства (компьютеризация и общешкольная локальная сеть, информационная электронная образовательная среда, включающая в себя интранет и интернет ресурсы, электронный журнал, сайт школы, школьное телевидение, школьное радиовещание, электронную базу данных образовательных ресурсов, компьютерную систему управления);

3.  Формирование, развитие и совершенствование воспитательной системы в школе (гражданско-патриотическое направление, нравственно-правовое направление, культурно-просветительское направление, физкультурно-оздоровительное направление, трудовое направление);

4. Формирование, развитие и совершенствование системы дополнительного образования (научно-технической направленности, художественно-эстетической направленности, культурологической направленности; естественнонаучной направленности, социально-педагогической направленности, туристско-краеведческой направленности. Их  программно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение);

5.Отработка модели психолого-педагогического внутришкольного мониторинга, определяющего степень толерантных отношений в образовательном учреждении.

6.Создание модели ученического самоуправления, как средства формирующего толерантные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Полученные результаты (продукты) исследовательской работы предполагается активно использовать в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений, входящих в состав экспериментальной площадки и в дальнейшем системы образования города Москвы

Используемые методики: Изучение методологических психолого-педагогических основ по теме эксперимента.

Методика определения уровня воспитанности Н.А. Капустина;

Методика определения степени обученности учащихся В.П.Симонова;

Методика коллективных творческих дел (И.П. Иванова, В. А.Караковского);

Школьный тест умственного развития ШТУР (к.п.н. Ю.В.Микадзе, О.Р.Маслов);

 Методика наблюдения «Дифференциация учителем приемов работы с мальчиками и девочками на уроке» (авторский коллектив школы 343)

Методика для определения социокультурной идентичности (ОСКИ).

Тест коммуникативных умений Михельсона.

Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).

Методика диагностики межличностных отношений Лири.

Опросник межличностных отношений (ОМО).

Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса.

Рисуночные тесты. «Как узнать самое себя».

Тест–опросник для выявления «противоречий» внутриличностного и профессионального характера.

Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела (форма С).

Научное консультирование по содержательным и технологическим вопросам.

Проведение регулярных коллективных обсуждений хода  исследовательской работы с целью обмена приобретаемого опыта.

Проведение ежегодных научно-практических конференций по итогам полученных результатов.

Тестирование обучающихся в соответствии с разрабатываемым мониторингом.

Системное обобщение получаемых в ходе эксперимента результатов.

Использование современных информационных технологий для обработки результатов внутришкольного мониторинга.

Предполагаемые результаты:  В результате экспериментальной работы предполагается получение следующих результатов:

1.Будут разработаны принципы организации работы  психолого-педагогической службы в школе, направленной на реализацию психологической поддержки атмосферы толерантности.

2.Будут разработаны и апробированы новые психологические технологии, направленные на реализацию психологической поддержки атмосферы толерантности в образовательном учреждении.

3.Будет создана  внутришкольная система психологического консультирования по вопросам толерантности.

4.Будет  отработана модель психолого-педагогического внутришкольного мониторинга,

5.Будут разработаны методические рекомендации по организации и проведению внутришкольного мониторинга, определяющего степень толерантных отношений в образовательном учреждении.

6.Будет создана и реализована  практическая  модель ученического самоуправления, как средства формирующего толерантные отношения между всеми участниками образовательного процесса

8. Будут подготовлены к публикации методические материалы об основных итогах, проведенных исследований.

9. Будет создано  информационно-электронное образовательное Интернет пространство (энциклопедия)  для всех участников ГЭП по теме исследования:

-нормативно-правовая база;

-методологическая база;

-дидактическая база;

-культурологическое наследие.

Повышение уровня работы ГОУ.

В результате организации ОЭР в образовательных учреждениях предполагается:

1.Углубление и расширение знаний участников (учителей) ОЭР в области методологических психолого-педагогических  и законодательно-правовых основ необходимых для организации образовательной деятельности с точки зрения формирования среды толерантности в образовательном учреждении.

2.Углубление знаний и  формирование особых практических умений у участников ОЭР (учителей, психологов…) по вопросам психологической поддержки, необходимой для создания в школе особой комфортной толерантной среды.

3.Целенаправленная работа по формированию у учащихся внутреннего индивидуального и коллективного сознания,  необходимости взаимного понимания и терпимости, как одного из главных условий  для успешности в сегодняшней учебе и будущей жизни.

4.Сформировать  в образовательном учреждении  осознанное, научно-обоснованное отношение к вопросам необходимости тесного взаимодействия администрации, учителей и психологической службы школы по вопросам психологической поддержки  атмосферы толерантности в образовательном учреждении.

5.Создать необходимые условия (среду) для реализации программ психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса направленных на формирование толерантных отношений в образовательном учреждении, как одного из важнейших условий создания здоровье сохраняющей и здоровье развивающей атмосферы в образовательном учреждении.  

6.Повышение эффективности учебно-воспитательной работы образовательного учреждения в контексте создания в школе более комфортных психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса.

Проблема, на решение которой направлена экспериментальная и инновационная деятельность, обоснование актуальности.

Стандарты общего образования 2-го поколения нацеливают педагогические коллективы на целенаправленное воспитание у школьников толерантности (понимания и уважения своеобразности окружающих людей) при условии сохранения своеобразия личного отношения действительности и национальной идентичности (любви к Родине, уважения к ее культуре и истории). В этой связи возникает проблема психологической поддержки программ воспитания толерантности  в общеобразовательной школе современного мегаполиса, какой является Москва, с учётом социальной ситуации развития учащихся, в частности с учетом гендерной идентичности и этнокультурного своеобразия учащихся.

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой – принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения.

В Москве проживает население более 170 национальностей. По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, значительно опережая европейские мегаполисы, что также определяет необходимость формирования толерантного сознания и поведения.

Толерантность - условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Чтобы достичь мира, люди должны стремиться к преодолению тенденций, подобных тем, которые мы определили как симптомы нетерпимости: агрессивного национализма, этноцентризма, эксплуатации, колониализма и расизма. Воспитание может помочь нам в этом.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей  школьного возраста определяют противоречия между:

-потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала школьного образовательного учреждения в формировании толерантности детей  школьного возраста;

-потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей  школьного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике школьных учреждений;

-необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе школьного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Международный демократический опыт утверждения и реализации идеи толерантности нашел свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятый ООН в 1948 году. Идеи гуманизма, братской терпимости, гарантии прав и свобод граждан провозглашаются в Конституции Российской Федерации 1993 года. Наиболее масштабное определение феномена толерантности дается в «Декларации принципов толерантности» (16 ноября 1995 года, Париж). Проблема толерантности рассматривается многими науками: философией, этикой, психологией, педагогикой. Исследование философского аспекта толерантности нашло отражение в трудах Д. Локка, И. Канта, А. П. Куницына, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, В. М. Золотухина и др. Вопросы этического и социокультурного аспектов рассматриваются в работах Г.А. Бакиевой, Д.В.Зиновьева, В. М. Золотухина, Г.У. Солдатовой, В.В. Шалина. Психологический аспект толерантности исследован А.Г. Асмоловым, Р. Бернсом, Л.С. Выготским, А.Б. Орловым, В.А. Кан-Каликом, К. Роджерсом, В.А. Петровским, А.Н. Леонтьевым, Л.А. Шайгеровой. Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях:

1) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Т.В. Болотина, Б.С. Гершунский, И.В. Крутова, М.С. Мириманова, Л. И. Семина, В.В. Глебкин, О.В. Гуткин, П.В. Степанов);

2) формирование межэтнической толерантности школьников (Г.Г. Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, З.Ф. Мубинова, Ф.М. Малхозова, Н.П. Магомедова, Н.В. Мольденгауэр, В.А. Тишков, Ф.М. Филиппов);

3) формирование толерантного сознания школьников и студентов (Г.В.Безюлева, Г.В. Скрябина, Г.В. Солдатова, О.Д. Шарова, Г.В. Шеламова).

Ценным для исследования проблемы является издание «Библиотеки психологии и педагогики толерантности» под редакцией А.Г. Асмолова.

Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А.Маслоу, К.Роджерса, Д.Фрейберга, С.Френе, Дж. Колта, С.Мадди. Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А.Маслоу основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать. Концепция «действенного воспитания» Д.Динкмейера и Г.Д.Мак-Кейема строится на уверенной коммуникации взрослого при разрешении проблемных ситуаций с детьми. Р.Дрейкурс называл мужественными людей, которые признают свое несовершенство. Сторонники экзистенциального подхода в педагогике, в частности Г.Куперсмит, С.Мадди полагают, что при взаимодействии с ребенком следует придерживаться трех ориентаций: принятие детей, установление для них определенных ограничений, уважение их инициативы и свободы внутри этих ограничений. Б.Э.Риэрдон разработана концепция по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у детей и педагогов.

В процессе работы предыдущего этапа  экспериментальной площадки по теме: «Психолого-педагогическая поддержка обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе» были обобщены и систематизированы результаты опытно-экспериментальной работы по организации УВП   с учётом гендерных особенностей мальчиков и девочек   и  их адекватной  самоидентификации, практическое применение которых позитивно отразилось на динамике всей учебно-воспитательной работы в школе. Вместе с тем, психологами было  отмечено, что при слиянии раздельных классов не редки случаи сложного построения взаимоотношений между мальчиками и девочками, что характерно и для традиционной формы обучения. Это свидетельствует о том, что проблема формирования  толерантности имеет в своей основе значительную гендерную составляющую. Соединение  гендерных и этнокультурных стереотипов поведения и восприятия действительности, создает особую социальную ситуацию развития учащихся, прежде всего в плане вхождения в толерантно организованные  школьные сообщества.  Эта проблема в целом может решаться комплексом мер по целенаправленному  формированию толерантного сознания у всех участников образовательного процесса, созданием системы психолого-педагогической поддержки и толерантной среды в образовательном учреждении. Вместе с тем, в учебно-воспитательном процессе существует моменты взаимодействия, которые связаны с преодолением внутренних предубеждений и провоцирующих конфликты переживаний, а потому требуют специального вмешательства психолога.

Возможные риски эксперимента:

  1. Неконтролируемые влияния семьи и внешкольного социального окружения учеников.
  2.  Возможное недостаточное материально-техническое обеспечение исследовательской работы.
  3. Профессиональные стереотипы и трудности ряда педагогов  в работе с современными мультимедийными технологиями

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:

 1.Создание Совета ГЭП.

2.Составление план-графика ОЭР ГЭП.

3.Определение индивидуальных опытно-экспериментальных заданий  образовательным учреждениям, входящим в состав ГЭП.

4.Периодическое представление отчета о проводимой работе в Совет ГЭП и оценка результатов ее эффективности.

5.Периодическое заслушивание участников ОЭР (обмен опытом) на совещаниях ГЭП.

6.Организация на базе образовательных учреждений, входящих в состав ГЭП «круглых столов» и учебных семинаров по вопросам ОЭР.

7.Выступления участников экспериментальной работы на городских и окружных научно-практических конференциях, семинарах, «круглых столах» по проблемам психолого-педагогической поддержки атмосферы толерантности в образовательных учреждениях, проводимых Департаментом образования города Москвы.                                                

8.Анализ социальной реализации выпускников,

9.Анализ спроса на образовательные услуги ОУ в системе образования округа.        

10.Контроль непрерывности профессионального роста и компетентности педагогического состава.

11.Организация и проведение ежегодных отчетных конференций образовательных учреждений, входящих в состав ГЭП.

12.Научно-методические публикации, отражающие результаты экспериментальной работы.

       Участники экспериментальной деятельности - учителя, психологи и валеологи ГОУ СОШ №343.

В экспериментальную группу учителей входят: директор ГОУ СОШ № 343 и учитель ИЗО Корнеева Ж.А., заместитель директора по учебно-воспитатетльной работе и учитель химии Сергеева Е.П., заместитель директора по экспериментальной деятельности и учитель начальных классов Гущина С.И., заместитель директор по воспитательной работе Саутенков А.В., учитель математики и информатики Малофеев С.А., учитель физической культуры Соколова Ю.Г, учитель начальных классов Насонова Я.В.

В экспериментальную группу психологов входят: доцент кафедры педагогической психологии МГППУ Мухортова Е.А., Барабанова В.В.

В экспериментальную группу валеологов входят: д.м.н. Куинджи Н.Н., к.м.н. Мирская Н.Б.

Анализ экспериментальной деятельности проведен на основе анализов работы методических объединений и учителей экспериментальной группы, психологов и валеологов, а также на основе изучения научных материалов В.А.Геодакяна, И.С.Кона, В.Е.Когана, В.Д.Еремеевой, Т.П. Хризман, В.Ф.Базарного, Н.Н.Куинджи и других. 

Психологическая служба школы, работая над проблемой «Психологическая поддержка атмосферы толерантности в общеобразовательной школе современного мегаполиса с учетом гендерной идентичности и этнокультурного своеобразия учащихся», провела анкетирование учащихся. Первоначально были исследованы особенности внимания и умственной работоспособности учеников 5 и 9 классов.     Подготовлен методический аппарат в виде пакета диагностических  методик по психологическому  сопровождению  толерантного обучения.

- Составлен обзор психолого-педагогической литературы по  проблеме формирования толерантности: понимание толерантности в отечественной и зарубежной психологии, развитие толерантного поведения, методы исследования толерантности, составление списка литературы по проблеме.

- Подготовка   материалов по проблемам толерантности (научно-теоретических,   научно-методических,     научно-практических)

- Проведена апробация диагностического инструментария изучения уровня и типов толерантности.

 Проведены мероприятия, с целью определения наиболее чувствительных и значимых кризисных явлений в школе и определения возрастных особенностей формирования толерантности.

- Проведено психологическое   обследование уровня толерантности  учащихся  в 1-х, 3-х, 5-х, 6-х, 7-х, 9-х классов школы (260 человек). Анализ результатов  исследования показал, что у большинства учащихся экспериментальных школ присутствует средний уровень общей и этнической толерантности, вместе с тем у многих учащихся  нет различения понятий толерантности и дружбы. По мнению учащихся учителя толерантны, а родители менее толерантны по сравнении с классными руководителями. Самой проблемой областью в сознании детей мегаполиса является этническая принадлежность своя и других детей.

- Проведено исследование уровня толерантности у учителей экспериментальных школ и школ г.Москвы, проходящих заочное обучения в МГППУ (70 испытуемых), . Предварительные результаты показали, что у учителей представления толерантности недифференцированы.

Поэтому стоит задача обучения учеников и учителей пониманию смысла толерантности и формированию толерантного общения участников общеобразовательного процесса.

В работе с учителями психологической службой школы уделялось особое внимание проблемам качества обучения мальчиков и девочек, изучались психологические показатели качества обучения. По Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту. Для этого любое образовательное учреждение стремится обеспечить необходимый уровень учебной мотивации, уровень здоровья и уровень развития обучающихся.

        Результаты исследования психологов ГОУ СОШ №343 показали, что учителя традиционно выделяют такие критерии качества образования, как знания, умения и навыки, удовлетворенность учебно-воспитательным процессом и межличностными отношениями, укрепление и сохранение здоровья, участие в олимпиадах и поступление в ВУЗы.

Посредством анкеты в 2010 – 2011 учебном году учителей спрашивали, что способствует и что препятствует успешности в образовательной деятельности, от чего зависит качество образования.

В первую очередь, учителями подчеркивались наличие или отсутствие положительной учебной мотивации (80% и 60%), заинтересованности в получении знаний для дальнейшего применения в профессиональной деятельности. В качестве факторов успешности учителями выделялись позитивное отношение родителей к школе,
благоприятные межличностные отношения в коллективе, материальное
обеспечение учебной деятельности, учет индивидуальных особенностей
учащихся. Безусловным препятствием учителя считали снижение авторитета и престижа школы и образования в целом (40%), недостаточное обеспечение материально-техническими средствами, ТСО (30%), отсутствие заинтересованности учителя в результатах труда, низкий уровень базовых знаний и психического развития учащихся (30%). Результаты опроса учителей показали преобладание традиционных взглядов на оценку качества образовательного процесса.

11 класс в 2010 – 2011 учебном году представлял собой смешанный класс, который образовался посредством объединения класса девочек и класса мальчиков, поэтому работа с данными учащимися строилась исходя из следующих целей и задач: ввиду слияния класса развитие индивидуальности каждого ученика, создавая условия для реализации возможностей и способностей; включение в индивидуальные образовательные траектории учащихся цикла специальных занятий по развитию способностей к взаимодействию.

Классным руководителем проводилась работа по формированию умений самоорганизации и самоконтроля в процессе учебной и трудовой деятельности; также воспитывались позитивные отношения в группе, основанные на взаимоуважении и помощи друг другу. Результатом данной работы стало повышение уровня вышеперечисленных показателей к концу учебного года.

В экспериментальном 11 классе уделялось внимание сформированности качеств выпускника у учащихся. Для этого проводилась работа психологами (анкетирование, индивидуальные беседы, групповые занятия) и классным руководителем.     Дополнительно психологами были проведены исследования отношение одиннадцатиклассников к ЕГЭ;

- изучение готовности выпускников школы к обучению в ВУЗе;

- изучение ценностных ориентаций учащихся девятого класса;

      - исследование особенностей этнокультурной толерантности у учащихся     шестых – седьмых классов контрольной группы;

- исследование уровня толерантности у учителей контрольной группы;

В рамках городской экспериментальной площадки были проведены круглые столы на базе школ, на которых был представлен, проанализирован и обобщен опыт работы.

Сентябрь - окгябрь

Участие в совещании с научным руководителем по планированию работы на 2010-2011 учебный год. Участие в подготовке предложений по диагностическим методикам.

Участие во встрече директоров  и участников экспериментальной работы школ, членов ГЭП.

Выявление сложившегося опыта и проблем толерантности в ОУ. Изучение сфер взаимодействия общения учеников и учителей в УВП.

Подготовка концепции и  компьютерной  платформы  для  создания информационно-электронного образовательного Интернет пространства  (энциклопедии).

Участие в проведение совещания психологов школ-членов ГЭП с целью и координации работы.

Выступление  на творческом совете по теме «Формирование толерантности»

Ноябрь-декабрь

Участие в подготовке «Дня Толерантности»  16 ноября

Планирование исследовательской работы по теме ГЭП

Сбор материалов компьютерной платформы для создания информационно-электронного образовательного Интернет пространства (энциклопедии) для всех участников ГЭП по теме исследования

Участие в совещании психологов.

Участие в совещание участников ГЭП: «Обсуждение результатов проведения дня толерантности в ОУ».

Подготовка методических материалов для выборочного обследования учащихся

Январь - февраль

Участие в семинаре-практикуме педагогов-психологов по методикам, используемым в ходе эксперимента.

Психологическое   обследование уровня толерантности  учащихся  в 3-х, 5-х классов школы. Анализ результатов  исследования.

Пилотажное  исследование  развития толерантности у учителей (контрольная группа.) Анализ результатов  исследования.

Март

Выборочное психологическое обследование учащихся 1-х классов на выявление и понимание особенностей общения и дружбы.

Психологическое обследование уровня толерантности  учащихся в 6-х,  7-х классов школы.

Анализ результатов  исследования.

Апрель - май

Подготовка материалов к педагогическому совету школы: «Психологическая поддержка атмосферы толерантности в общеобразовательной школе современного мегаполиса с учётом гендерной  идентичности и этнокультурного своеобразия учащихся»

Психологическое обследование уровня толерантности учащихся в 8-х,   9-х классов школы.

Анализ   результатов  исследования.

Подготовка пакета диагностических  методик по психологическому  сопровождению  толерантного обучения, отчёта о проделанной работе. Подготовка тренинга по формированию толерантного общения участников общеобразовательного процесса.

Участие в научных конференциях по теме ГЭП.

 В течение учебного года 

  • Сбор материалов компьютерной платформы для создания информационно-электронного образовательного Интернет пространства (энциклопедии) для всех участников ГЭП по теме исследования
  • Составление обзора психолого-педагогической литературы по  проблеме формирования толерантности: понимание толерантности в отечественной и зарубежной психологии, развитие толерантного поведения, методы исследования толерантности, составление списка литературы по проблеме.
  • Консультации учителей, учащихся по вопросам темы ГЭП.
  •  Участие в творческих семинарах по теме ГЭП
  • Подготовка   материалов по проблемам толерантности (научно-теоретических,   научно-методических,     научно-практических)
  • Подбор и апробация диагностического инструментария изучения уровня и типов толерантности.
  • Проведено пилотажное исследование в классах.
  • Участие в творческих советах по темам ГЭП.

           Расширению внешних связей экспериментальной площадки ГОУ СОШ №343 способствовало посещение учителями-экспериментаторами различных мероприятий всероссийского уровня.

В январе  2011 года представители ГОУ СОШ №343 директор Корнеева Ж.А. и Сергеева Е.П. посетили и приняли активное участие в международном педагогическом семинаре в Финляндии. «Школа и вуз в условиях непрерывного образования».  

На семинаре обсуждались вопросы, связанные с проблемами новых стандартов в учебном учреждении.

Учитель, преподаватель, мастер – «сокрытое сокровище».

«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века.

Непрерывное образование – «на протяжении всей общественной и личной жизни человеку есть чему поучиться».

Результат образования – это не только знания повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и многообразии природы, народов, культур, религий».

«Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических факультетов».

«В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Отдельная задача – привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования».

Необходимость формирования банков данных образовательных учреждений, предлагающих инновационные образовательные программы.

Целями семинара были:

- заложить основу сетевого взаимодействия участников семинара;

- познакомить с опытом проектирования модульных образовательных программ на базе кластер-технологий.

С целью повышения образовательного уровня учителя-экспериментаторы участвовали в работе семинаров, тематически связанных с экспериментальной и инновационной деятельностью школы:

23 ноября 2010 года представители ГОУ СОШ № 343: зам.директора по УВР Гущина С.И. и учитель начальных классов Насонова Я.В. посетили семинар «Системная комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников» проходившего на базе Школы здоровья № 306 СВОУО г.Москвы. Семинар проходил под  девизом  создание адаптивно-развивающей среды в школе. Роль индивидуализации и дифференциации обучения в повышении качества образования. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

25 ноября 2010 года в ЦО № 1840 ЦАО прошёл городской семинар по теме: «Система взаимодействия специалистов образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса школы». На семинары обсуждались темы: Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у школьников. Психологическое здоровье учителя.

26 ноября 2010 года состоялась Первая Всероссийская научно-практическая конференция: «Формирование культуры здоровья  у педагогов: теория и практика». На конференции обсуждались вопросы: «Здоровье педагога: проблемы и перспективы развития. О совершенствовании деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников. Управление здоровьем человека. Кабинет здоровья – новое здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни школьников. Конференция прошла в ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1061.

14 декабря 2010 года представители ГОУ СОШ № 343 приняли активное участие в городском научно-практическом семинаре: «Комплексная здоровьесберегающая технология успешности обучения и адаптации детей в системе непрерывного образования». Семинар проходил в ГОУ СОШ № 290.

2 февраля 2011 года состоялась презентация Ресурсного центра Центра образования «Гамма» № 1404. Темой презентации было: Формирование профессионализма учителя нового уровня на основе проектно-целевого подхода к управлению качеством образования в ЦО «Гамма» - путь развития школы.  Обсуждаемые проблемы: принципы партисипативного управления в развитии здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, формирование осознанного отношения к здоровью во внеурочное время, организация и психолого-педагогический мониторинг как элемент управления здоровьесберегающей деятельности.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью работы каждого педагога ГОУ СОШ №343, поэтому, исходя из решений педсовета 20 апреля 2011 года, было принято решение:

  1. Считать толерантность важнейшим профессиональным и необходимым личным качеством педагога, учитывая степень развития этого качества при аттестации педагога.
  2. Продолжить работу по совершенствованию урока с позиций формирования коммуникативных компетенций учащихся.
  3. Формировать уклад жизни школы, обеспечивающий защиту и реализацию права выбора, обстановку сотрудничества, экологию взаимоотношений, что возможно при развитом толерантном сознании всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  4. Формировать представление о мире не только средствами уроков, но и всей системой воспитательного процесса и созданием развивающей среды.
  5. Продолжить работу по наполнению и использованию единого электронного пространства по проблеме толерантности.

Продолжить исследование проблем:

  1. Повышение качества образования.

- повышение качества общеучебных достижений учащихся;

- повышение качества творческой и исследовательской деятельности учащихся;

- использование компьютерных и информационных технологий с целью повышения качества образования.

  1. Воспитательная работа.

- работа классного руководителя по созданию условий повышения качества социальных компетентностей учащихся;

- работа с детьми «группы риска» и учащимися, находящимися в социально опасном положении;

- взаимодействие школы и семьи как эффективный механизм воспитания личности.

  1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

- повышение качества оздоровительной работы в классном коллективе и образовательном учреждении;

- развитие спорта в образовательном учреждении.

Результаты экспериментальной работы ГОУ СОШ №343:

  1. Создано  экспериментальное внутришкольное (на базе № 343 и ГОУ СОШ № 760) электронное виртуальное образовательное пространство  «Толерантность» по блочной схеме.

В настоящее время электронное образовательное пространство состоит из 15 блоков и имеет объем  51 Гб:

Блок №1.  «Методологические материалы»,                                          

Блок № 2   «Исторические документы»;                                                  

Блок № 3   «Литературное наследие (стихи)»;                                      

Блок № 4    «Литературное наследие (проза)»;                                        

Блок №5 «Литературное наследие (пословицы, поговорки, крылатые выражения)»;                                                                                                           Блок № 6   «Музыкальное наследие (песни)»;                                        

Блок № 7   «Изобразительное наследие (художники)»;                                                

Блок № 8   «Традиции и обычаи»;                                                              

Блок № 9   «Народные промыслы»;                                                        

Блок № 10  «Художественные фильмы»;                                                

Блок № 11   «Документальные фильмы»;                                              

Блок № 12   «Психологический мониторинг»;                                      

Блок №13 «Методические разработки и рекомендации (психологический аспект)»;                                                                

Блок № 14 «Методические разработки и материалы (учебно-воспитательный аспект)»;                                                                                                      

Блок № 15    «Словарь толерантности»

          Формирование общешкольного электронного виртуального образовательного пространства по блочной схеме проекта  позволяет создавать добротный содержательный материал для углубленного изучения гендерной идентичности и этно-культурного своеобразия народов России.          Формируемое общешкольное электронное виртуальное информационное  образовательное пространство в проекте представляет собой  постоянно развивающуюся и пополняемую систему, найденными новыми материалами и документами, которые после их внесения на школьный  образовательный сервер становятся достоянием всех участников образовательного процесса школы.

           При организации сбора материалов и их дальнейшем использовании в учебно-воспитательном процессе школы активно используются современные компьютерные мультимедийные технологии (оборудование и программы).

         Создание электронного образовательного  пространства содействует:

- профессиональному развитию учителя, расширению его кругозора, обогащению арсенала методических средств обучения и воспитания с активным применением информационных технологий, усиливает  творческую составляющую его деятельности;

- существенному повышению качества образования обучающихся за счет большего интереса к изучаемому материалу, более глубокому и многомерному его освоению, существенного расширения самостоятельной работы обучающихся, возможностей более широких контактов с членами семьи и социальным окружением по изучаемым вопросам;

- повышению уровня толерантного сознания и поведения у обучающихся и учителей школы;

- эффективному освоению современных информационных технологий всеми участниками образовательного процесса образовательного учреждения.

Решаемая проблема – создание электронного образовательного пространства, относящегося к информации об интегративном освоении этно-культурного материала  и использовании его в воспитательной работе на уроках и во внеурочной работе со школьниками, предоставляет возможность реального применения   громадного и многообразного информационного материала для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Эта особенно важная  сегодня для нашей страны  проблема получает, таким образом, совершенно новые возможности для своего разрешения.

   Созданное школьное электронное виртуальное образовательное пространство предполагается разместить на сайте Департамента образования г. Москвы, который будет доступен для всех образовательных учреждений г. Москвы.

        Это соответствует также направлению создания информационно-электронного образовательного пространства  как инструмента развития обучающихся зафиксировано в проекте «Основных мероприятий Государственной программы развития Московского образования на период 2012 – 2016 годы» в пункте 1.1.2.3.

          Полученные результаты инновационной деятельности, представленные в виде школьного электронного виртуального образовательного  пространства, отображают информацию, позволяющую многопланово анализировать, собирать, исследовать и использовать полученную информацию в учебно-воспитательной работе школы по развитию толерантного сознания и поведения обучающихся.    

 2.  Подготовка методического аппарата в виде пакета диагностических  методик по психологическому  сопровождению  толерантного обучения, отчёта о проделанной работе.

- Составлен обзор психолого-педагогической литературы по  проблеме формирования толерантности: понимание толерантности в отечественной и зарубежной психологии, развитие толерантного поведения, методы исследования толерантности, составление списка литературы по проблеме.

- Подготовка   материалов по проблемам толерантности (научно-теоретических,   научно-методических,     научно-практических)

- Проведена апробация диагностического инструментария изучения уровня и типов толерантности.

3. Проведение мероприятий, с целью определения наиболее чувствительных и значимых кризисных явлений в школе и определения возрастных особенностей формирования толерантности.

- Проведено психологическое   обследование уровня толерантности  учащихся  в 1-х, 3-х, 5-х, 6-х, 7-х, 9-х классов школы (260 человек). Анализ результатов  исследования показал, что у большинства учащихся экспериментальных школ присутствует средний уровень общей и этнической толерантности, вместе с тем у многих учащихся  нет различения понятий толерантности и дружбы. По мнению учащихся учителя толерантны, а родители менее толерантны по сравнении с классными руководителями. Самой проблемой областью в сознания детей мегаполиса является этническая принадлежность своя и других детей.

- Проведено исследование уровня толерантности у учителей экспериментальных школ и школ г.Москвы, проходящих заочное обучения в МГППУ (70 испытуемых), . Предварительные результаты показали, что у учителей представления толерантности недифференцированы.

Поэтому стоит задача обучения учеников и учителей пониманию смысла толерантности и формированию толерантного общения участников общеобразовательного процесса.

 В результате экспериментальной работы предполагается получение следующих результатов:

1.Будут разработаны принципы организации работы  психолого-педагогической службы в школе, направленной на реализацию психологической поддержки атмосферы толерантности.

2.Будут разработаны и апробированы новые психологические технологии, направленные на реализацию психологической поддержки атмосферы толерантности в образовательном учреждении.

3.Будет создана  внутри-школьная система психологического консультирования по вопросам толерантности.

4.Будет  отработана модель психолого-педагогического внутри-школьного мониторинга,

5.Будут разработаны методические рекомендации по организации и проведению внутри-школьного мониторинга, определяющего степень толерантных отношений в образовательном учреждении.

6.Будет создана и реализована  практическая  модель ученического самоуправления, как средства формирующего толерантные отношения между всеми участниками образовательного процесса

8. Будут подготовлены к публикации методические материалы об основных итогах, проведенных исследований.

9. Будет создано  информационно-электронное образовательное Интернет пространство (энциклопедию)  для всех участников ГЭП по теме исследования:

-нормативно-правовая база;

-методологическая база;

-дидактическая база;

-культурологическое наследие.

Повышение уровня работы ГОУ.

В результате организации ОЭР в образовательных учреждениях предполагается:

1.Углубление и расширение знаний участников (учителей) ОЭР в области методологических психолого-педагогических  и законодательно-правовых основ необходимых для организации образовательной деятельности с точки зрения формирования среды толерантности в образовательном учреждении.

2.Углубление знаний и  формирование особых практических умений у участников ОЭР (учителей, психологов…) по вопросам психологической поддержки, необходимой для создания в школе особой комфортной толерантной среды.

3.Целенаправленная работа по формированию у учащихся внутреннего индивидуального и коллективного сознания,  необходимости взаимного понимания и терпимости, как одного из главных условий  для успешности в сегодняшней учебе и будущей жизни.

4.Сформировать  в образовательном учреждении  осознанное, научно-обоснованное отношение к вопросам необходимости тесного взаимодействия администрации, учителей и психологической службы школы по вопросам психологической поддержки  атмосферы толерантности в образовательном учреждении.

5.Создать необходимые условия (среду) для реализации программ психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса направленных на формирование толерантных отношений в образовательном учреждении, как одного из важнейших условий создания здоровье сохраняющей и здоровье развивающей атмосферы в образовательном учреждении.  

6.Повышение эффективности учебно-воспитательной работы образовательного учреждения в контексте создания в школе более комфортных психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса.

                                     

Приложение

Печатные работы по экспериментальной деятельности коллектива ГОУ СОШ №343 2007 – 2011 гг.:

«Материалы самообразования учителей ГОУ СОШ № 343»;

Сборник материалов семинара «Компетентностный подход как фактор повышения качества образования в школе будущего» (трансляция опыта работы учителей ГОУ СОШ №343).

Технологический пакет «Особенности психологической поддержки мальчиков и девочек при организации образовательного процесса в общеобразовательной школе».

Материалы производственной практики студентов МГППУ.

Публикации об экспериментальной деятельности коллектива ГОУ СОШ №343 2007 – 2011 гг.:

Корнеева Ж.А. Психолого-педагогическая поддержка раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе / Сборник статей «Из опыта работы экспериментальных площадок школ Восточного округа» - М., 2007.

Корнеева Ж.А., Беляева Н.А. Компетентностный подход как фактор повышения качества образования в школе будущего/ Сборник статей «Из опыта работы экспериментальных площадок школ Восточного округа» - М., 2008.

Материалы конференции: «Отбор эффективных форм и методов обучения   и   воспитания   на   основе   исследования   личности   ребенка» (трансляция опыта работы учителей ГОУ СОШ №343)/ Журнал «Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование» - М., №2, 2007.

Насонова Я.В. «Роль творческих заданий на уроках русского языка и чтения» Журнал «Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование» - М., 2007.

Соколова Ю.Г. Опыт работы учителя физической культуры в классах раздельного обучения/ Журнал «Физическая культура в школе». - №3, 2007.

Соколова Ю.Г. Гендерный подход к обучению физической культуре в общеобразовательной школе. /  ВОУО ДО г. Москвы ГОУ Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» - М., 2008.

Выставки и ярмарки:

Дни Московского образования на ВВЦ.

Ежегодные педагогические чтения.

Выставка школ экспериментальных площадок ВАО.

Взаимодействие с ВУЗами:

Московский государственный психолого-педагогический университет. Кафедра педагогической психологии факультета «Психология образования» - научное руководство экспериментальной деятельностью, производственная практика студентов.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Кафедра гендерных исследований - консультирование.

Московский институт открытого образования - консультирование,
подготовка кадров.        

Московский     государственный     педагогический     университет консультирование, педагогическая практика студентов.

Выполнение плана Научно-методического центра:

В соответствии с планом НМЦ учителя-предметники принимали участие в мероприятиях: конференциях, семинарах, консультациях, олимпиадах, конкурсах.

Заместитель директора по экспериментальной работе:                              Гущина С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....

Классный час "Такие разные профессии"

Классный час  "Такие разные профессии"...

Классный час " Такие разные профессии"

Данная подборка материала поможет учителю интересно провести классный час в рамках профориентационной  работы  среди младших школьников....

Классный час "Такие разные эмоции"

Развитие эмоционального интеллекта - важный аспект педагогической деятельности учителя начальных классов. Надеюсь, что этот материал поможет коллегам сделать первый шаг в работе с младшими школьниками...