Формирование коммуникативных УУД в воспитательной работе с учащимися начальной школы.
статья на тему
В 2011 году вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, который определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Особый интерес представляют коммуникативные учебные действия, т.к. коммуникация - это основа социального взаимодействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД в воспитательной работе с учащимися начальной школы.
Зайцева Л.А., Силко А.В., Поверенова О.А., Фроленкова А.Г.,
учителя начальных классов ГБОУ гимназии №148 имени Сервантеса
Калининского района Санкт-Петербурга
В 2011 году вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, который определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Особый интерес представляют коммуникативные учебные действия, т.к. коммуникация - это основа социального взаимодействия.
План воспитательной работы мы проектируем совместно с родителями, используя технологию проектирования плана воспитательной работы класса:
- Выявление интересов учащихся и проблем, волнующих родителей
- Анализ выявленных интересов и проблем
- Создание творческих групп родителей
- Определение каждой группой круга мероприятий по своему направлению
- «Корректировка» мероприятий родительским комитетом и учителем
- Составление плана по четвертям совместно с родительским комитетом
- Проверка результативности
Создание плана воспитательной работы начинается с анкетирования родителей и учащихся. Основная идея анкетирования учащихся - выявить взаимосвязь между значимостью для ребёнка какого-либо события и степенью его участия в его подготовке и проведения. Кроме того, анкета позволит очертить круг наиболее значимых для учащихся партнёров (взрослые, ровесники), а также наиболее интересные для учащихся направления деятельности.
Анкета ярких впечатлений.
1.Какие события в твоей жизни запомнились больше всего?
- в школе
- в классе
- вне школы
- в семье
2. Кем ты был в этих мероприятиях?
- организатором
- участником
- исполнителем
- наблюдателем
3.Кто был вместе с тобой во время этих событий? (Какие впечатления остались у вашего ребенка после этих мероприятий?)
- друзья из твоего класса
- друзья из школы
- друзья не из школы
- учитель
- родители
другие люди
4. Каких событий в школе должно быть больше?
Был сделан вывод: мероприятия, придуманные и проведенные вместе с родителями, где дети являются организаторами и активными участниками, оставляют наиболее яркие впечатления и у детей, и у взрослых.
На первом родительском собрании состоялось ознакомление с результатами анкетирования, был очерчен круг проблем, волнующих родителей. Каждая группа предложила мероприятия по определенному направлению и объяснила их значимость. Таким образом, был получен определённый набор целей и форм деятельности. Родители сами выбрали мероприятия, организацию и проведение которых они могли бы взять на себя.
Далее родительский комитет вместе к классным руководителем проанализировал предложенные мероприятия, связал их с реалиями школы, определил сроки и назначил ответственных. Так сложился план работы!
Для того чтобы проверить эффективность разработанной технологии, был проведен конкурс рассказов и рисунков « Самые интересные моменты четверти». Сравнив результаты опроса среди детей и взрослых, мы с родительским комитетом составили план работы на следующую четверть.
При создании плана воспитательной работы приоритетными были мероприятия, в которых дети учились договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща.
Примером такого мероприятия может служить традиционный праздник «Масленица». В ходе подготовки к празднику была придумана технология подготовки к мероприятию, инициированному родителями.
- Идея
- Приглашение к сотрудничеству
- Создание творческой группы
- Планирование мероприятия совместно с учителем
- Распределение ролей
- Проведение мероприятия
- Проверка результативности
Идею возобновить празднование Масленицы предложили родители, т. к. им хочется, чтобы дети знали традиции своего народа, чувствовали свои корни.
Подготовка к празднику началась с выбора творческой группы. На интернет - странице нашего класса родители разместили красочную афишу, предлагающую принять участие в празднике. Откликнулось много желающих, из которых была создана творческая группа по подготовке к мероприятию. В ее задачи входило разработать сценарий масленичной недели, провести мастерскую по изготовлению чучела Масленицы, подобрать песни для разучивания, игры и организовать чаепитие с блинами.
После разработки плана мероприятия вместе с учителем были распределены роли по интересам. Одни подбирали песни, другие узнавали о традиционных уличных играх, делились рецептами блинов. Вместе с родителями дети также активно готовились к празднику.
Самым запоминающимся моментом был мастер – класс по изготовлению чучела Масленицы.
В определенный день дети и родители вышли во двор школы с песнями и шутками. Родители организовали игры: перетягивание канатов, подкидывание блинов на сковородке и др. Кульминацией стало сжигание чучела. Потом все вернулись в класс и пили чай с блинами.
По окончании Масленичной недели была подготовлена выставка творческих работ «Моя Масленица».
В конце учебного года в «Анкете ярких впечатлений» «Масленица» была отмечена всеми участниками.
Во время подготовки и проведения праздника участники вырабатывали и принимали коллективные решения, учились предотвращать и преодолевать конфликты, влияли на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.
В план работы были включены не только развлекательные мероприятия, но и такие, которые были направлены на формирование общечеловеческих ценностей: доброты, справедливости, толерантности.
Исходя из всего этого, родилась идея социально-значимого проекта «Доброта». С этим предложением классный руководитель обратился к родителям учеников. Главной задачей было изменение нейтрального, а порою и равнодушного отношения успешных детей к сверстникам из неблагополучных семей.
Рядом с гимназией №148 имени Сервантеса есть Центр социальной помощи семье и детям Калининского района. В этом учреждении содержатся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
На собрании родителям было предложено включить в план воспитательной работы отдельное направление - тематические встречи с детьми из Центра, что подразумевало регулярное посещение, а не разовую акцию помощи.
Было бы здорово, если бы ребята не только познакомились с детьми из приюта, но и сумели помочь, а ещё лучше - подружиться. Родители охотно поддержали эту инициативу. Мы вместе составили план наших действий.
Технология мероприятия, инициированного учителем
- Появление проблемы
- Выявление единомышленников, возникновение идеи, формулировка цели
- Привлечение родителей в качестве помощников
- Составление плана мероприятий и поиск форм работы
- Реализация задуманного
- Анализ деятельности и появление школьного проекта «Доброта» по инициативе учащихся
В начале проекта по реакции ребят можно было разделить на две группы:
- охотное желание прийти на помощь
- кого-то мучило сильное любопытство: как выглядят дети из семей алкоголиков и наркоманов
С такими разными намерениями и отправились ребята в приют
Поначалу стеснялись все - и гимназисты, и малыши, к которым пришли опрятные дети, одетые в нарядную школьную форму. Постепенно напряжение ушло само собой. Вместе сели пить чай. С собою в тот день гимназисты принесли школьные принадлежности: тетрадки, краски, пеналы, даже портфели. Хозяева угостили своим скромным полдником. Так почти в домашней обстановке неспешно прошли дружеские «посиделки».
Под Новый год четвероклассники собрали сладости и зимнюю одежду и вновь отправились в приют. Здесь состоялся самый настоящий праздник. Школьники подготовили стихи и песню. А малыши спешили порадовать своими танцами. К тому времени между ними уже возникли и личные симпатии. Один из гимназистов подружился с малышом и видел в нём сходство со своим братишкой. Этот ученик уже приносил подарок конкретному ребёнку.
Когда наступили затяжные зимние каникулы, ребята решили не забывать малышей. Ведь как раз в новогодние праздники чувствуют себя одиноко те, у кого нет настоящей семьи, любящих родственников. И на Рождество гимназисты вновь прибыли в Центр. Там состоялась творческая мастерская по изготовлению рождественских открыток. Гимназисты помогали малышам вырезать из бумаги ангелочков. Потом были посиделки с чаем и конфетами и трогательное расставание.
К весне о посещении детей из Приюта узнали коллеги - учителя начальной школы. Третьеклассники вместе со своим классным руководителем решили присоединиться к столь благородному делу.
И вот уже ученики двух классов пришли в приют на Масленицу. Вновь не с пустыми руками, а с познавательными рассказами о народных традициях этого праздника, с блинами, которые напекли сами ребята.
Весною дети из Центра были приглашены на спектакль нашего школьного театра. Так постепенно вся гимназия, а не только четвероклассники приобщалась к дружбе с ребятами из приюта. Желающих помочь эти детям становилось всё больше. Ко Дню Победы состоялся совместный конкурс рисунков на асфальте. А потом уже всей школой собирали ребят в лагерь - ученики гимназии принесли летние вещи, игрушки, спортинвентарь для ребят. Так классный проект перерос в общешкольный.
Участие ребят в социально-ориентированном проекте способствовало формированию коммуникативных УУД. Дети учились понимать взгляды своих сверстников, с уважением относиться не только к своим, но и к чужим интересам. И более того, многие смогли изменить своё отношение к проблеме благодаря тому, что активно включились в процесс взаимодействия с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Какова эффективность этих технологий покажет время. Применение этих технологий убедило нас, что создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное прививание навыков эффективного сотрудничества, послужит мощным противодействием негативным личностным проявлениям у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы для учащихся начальной школы.
Программа воспитательной работы для учащихся начальной классов .Срок реализации-4 года....
Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе
В данной статье содержатся рекомендации по обучению русскому языку учащихся начальной школы. Данная статья включает материал по нахождению способов взаимодействия с окружающими, практическое овла...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Формирование коммуникативной культуры...
Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе для учащихся начальной школы
Название проекта: Защитники ОтечестваКраткая характеристика проекта: проект направлен на патриотическое воспитание младших школьниковНаправление воспитания.6 формировать в детях любовь к родине...
Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка в начальной школе (УМК Кузовлев В.П.)
Методическая разработка...