Классный час: "Наши права и обязанности".
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Воскресенска Московской области.
Разработала Фатеева И.Н.
учитель начальных классов
(КРО 7 вида)
Цель:
- Добиться осознания и осмысления новой информации, применить её, проверить уровень усвоения.
- Обобщить знания воспитанников об основных правах ребёнка;
- Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
- Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Оборудование:
- Карточки с ситуациями и заданиями.
- Компьютер, интерактивная доска.
- Кроссворд.
- Песни для прослушивания: «Антошка», «Голубой вагон», «Чему учат в школе».
- Анкета для закрепления материала.
Ход мероприятия.
- Приветствие (все встают в круг):
- Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем:
- Кто родился зимой, летом, весной, осенью,
- Кто пришел с хорошим настроением.
- Скажем «Здравствуйте» руками!
- Скажем «Здравствуйте» глазами!
- Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
- Станет радостно кругом!
- Мы собрались, здесь, за круглым столом для серьезного разговора. Ребята, кто знает, что такое круглый стол?
1. Тему разговора обсуждают все присутствующие
2. Отвечают на вопросы, не перебивая друг друга.
3. Каждый высказывает своё мнение по данной теме.
- Но, сначала, я предлагаю прослушать стихотворение.
- После чего, я задам вопрос, на который вы попытаетесь ответить.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней для страны - ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!!!
- Как вы понимаете последние слова? - Каждый ребёнок может надеяться на то, что будет иметь права.
- Сейчас мы с вами заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности (кроссворд на интерактивной доске):
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (П о р я д о ч н о с т ь).
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. (Сп р а в е д л и в о с т ь)
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Ра з у м
н о с т ь)
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
(В о с п и т а н н о с т ь)
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……(О б я з а н н о с т и)
1.П | ||||||||||||||
2. | Р | |||||||||||||
3. | А | |||||||||||||
4.В | ||||||||||||||
5.О |
|
2. Основная часть.
А) - Наш разговор о том, какие права ребенка вы знаете, как вы их понимаете. - Что такое право?
- Право – это норма и правила поведения в обществе.
Заглянем в толковый словарь Ожегова. Право - это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
- Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?
- Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.
- Как называется самый первый документ, который выдают родителям при рождении ребёнка? Свидетельство о рождении.
- О каком праве он вам напоминает? Право на имя.
- Какое право может обозначать сердечко? Право на любовь и заботу.
- Что значит забота? Тебя любят, за тобой смотрят, ухаживают.
- Кто о вас заботится? Дома - родители, в школе - все сотрудники школы.
- Что может обозначать домик? Право на имущество.
- Можно ли брать чужую вещь без разрешения? Нельзя брать чужую вещь без разрешения, это может привести к плохому последствию.
- Как вы думаете, для чего я вам показываю закрытый конверт? - О каком праве может идти здесь речь? Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом.
- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? Право на учебу.
- Вспомним права учащихся. Обратите внимание на интерактивную доску.
ПРАВА УЧАЩИХСЯ
1.Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.
2.Равное отношение, понимание со стороны сотрудников школы.
3.Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
4.Обучение по индивидуальным учебным планам (в рамках государственных стандартов).
5.Дополнительная помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
6. Участие в управлении школой (через ученические органы) и на представительство в Совете школы.
7.Получение оценки в соответствии со своими знаниями и умениями.
8.Право знать о поставленных ему оценках, как за устные, так и за письменные предметы.
9.Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
10.Перевод в другое образовательное учреждение, реализующую образовательную программу соответствующего уровня.
11.Не быть униженным и оскорбленным.
12.На ознакомление с ходом и содержанием учебного процесса.
13.Право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
14.На условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
15.Быть выслушанным сотрудниками школы.
16.Получить защиту в случае унижения (физического, морального).
17.Учащиеся имеют право на отдых в перерывах между уроками, в каникулярное время.
18.На личную собственность, личную неприкосновенность.
19.На получение медицинской помощи
20.Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях.
- Посмотрите, вы все такие разные, но каждому из вас принадлежат одинаковые права.
- Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности?
- Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.
- Какая самая главная обязанность у вас в семье? - Помогать родителям.
- А у вашего папы? - Работать, содержать семью, воспитывать детей.
- У кого больше всего обязанностей? - У родителей.
- А какие обязанности существуют у учеников? - Учиться, выполнять правила поведения в школе.
- А откуда вы это знаете? - Из устава школы.
- Вспомним обязанности школьника! Посмотрите на интерактивную доску.
ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.Приходить в школу за 10-15 минут до начала занятий.
2.Переобувать сменную обувь.
3.Выполнять домашнее задание.
4.Приносить на занятия все необходимые принадлежности.
5.Запрещается курить, употреблять наркотики и алкогольные напитки в школе и на ее территории.
6.Нельзя приносить в школу ножи, спички, газовые баллоны, огнеопасные вещества.
7.Нельзя жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
8.Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
9.Нельзя ходить в столовую в верхней одежде, с рюкзаками и ранцами.
10.Бережно относиться к школьному имуществу.
11.Нельзя нарушать устав школы.
12.Уважать сотрудников школы и родителей.
13.Уважать права других, толерантно относиться к критическим замечаниям, уметь признавать и исправлять свои ошибки.
14.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы, школьной территории.
15.Уважать право собственности.
16.Нельзя без разрешения классного руководителя или дежурного администратора уходить из школы в урочное время.
17.В случае пропуска занятий, учащийся должен предъявить педагогам записку от родителей. В случае пропуска занятий более трех дней, учащиеся обязаны предоставить справку из поликлиники.
18.Соблюдать правила техники безопасности.
19.Обучающие не освоившие образовательную программу предварительного уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
- Вместе с общими для всех учащихся правами и обязанностями существуют свои школьные права и обязанности, которые указаны в Уставе нашей школы (работа с интерактивной доской).
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
1.Серьезно относиться к учебе, показывать наилучшие результаты.
2.Выполнять устные и письменные распоряжения администрации, сотрудников школы.
3.Уважать учителей их опыт и знания.
4.Уважать ценности, приоритеты, традиции школы.
5.Уважать человеческое достоинство и права других учеников.
6.Систематически работать над расширением своего кругозора.
7.Не допускается употребление нецензурных выражений, брани.
8.Запрещается причинять вред школьному имуществу, библиотечному фонду, интерьеру, фасаду школы.
9.Запрещается без разрешения брать как школьное, так и личное имущество других учеников. Уважение права собственности.
10.Запрещается применение физической силы для выяснения отношений.
- Какое же поведение должно быть на занятиях в школе? Посмотрим на доску.
ПОВЕДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ
(Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий)
1.Учащийся должен приходить на урок с первым звонком, не опаздывать.
2. К началу занятий ученик должен подготовить все необходимое. Приготовить заранее сделанное домашнее задание.
3.Когда педагог входит в класс, ученики встают, приветствуя педагога.
4.Во время занятий нельзя шуметь, отвлекаться, отвлекать других, выкрикивать, ходить по классу.
5.На поставленный вопрос педагога, нужно поднять руку и после этого дать ответ.
6.Во время урока, ученик может задать вопрос учителю, если он не понял материал во время объяснения (предварительно подняв руку).
7.Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.
8.Во время урока нельзя пользоваться мобильными телефонами, плеерами.
9.Время перемены – личное время каждого учащегося.
10.Во время перемены нельзя толкаться, бегать, кричать, драться, употреблять нецензурную речь.
11.Нельзя раскрывать окна сидеть на подоконниках.
12.Запрещается предпринимать какие либо действия, которые могут привести к травме.
- Всё это мы знаем и выполняем. А теперь вспомним обязанности дежурного по классу (работа с интерактивной доской).
ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ПО КЛАССУ
- В обязанности дежурного входит:
- помощь педагогу в подготовке к следующему уроку;
- после окончания учебного дня ученики приводят кабинет в порядок;
- учащиеся проводят посильную уборку помещения (поливают цветы, вытирают с доски).
- А как же должны вести себя учащиеся в столовой.
- Повторим (работа с интерактивной доской).
ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СТОЛОВОЙ
1.Нельзя заходить в столовую в верхней одежде;
2.Перед приемом пищи следует вымыть руки.
3.Нельзя разговаривать во время еды.
4.Выносить еду из столовой запрещается.
5.После принятия пищи дежурные убирают посуду, ставят на место стулья.
6.Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.
- Молодцы! А теперь обратите внимание на столы, перед вами лежат памятки с рекомендациями к внешнему виду, прочитайте их. Я думаю, что все ученики нашего класса выполняют эти правила. Эти памятки вы можете взять себе.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ
1.В школу учащиеся должны приходить чистыми и опрятными.
2.Спортивный костюм предназначен только для занятий физической культурой.
3.В школе все ходят в сменной обуви.
4.В верхней одежде ходить по школе не разрешается.
5.На торжественные мероприятия учащиеся должны приходить в праздничном виде.
6.На школьные вечера учащиеся должны приходить в праздничном виде.
3.Закрепление.
- Анализ ситуаций:
- Мы повторили права и обязанности. А умеем ли мы их различать? (Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо проанализировать).
1 ситуация:
Командир: - Алёша, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Алёша: - Ванька, не имеешь права! Конвенцией ребенка запрещен труд ребенка!
2 ситуация:
Серёжа: - Вика, Я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
3 ситуация:
Светлана Александровна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к математике!
Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!
4 ситуация:
Первоклассник (обращаясь к учителю): - Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи в чем дело.
Первоклассник: - Он поставил мне подножку.
Рома: - А он не имеет право унижать мое достоинство, показывая мне рожицы.
- А теперь, я предлагаю выполнить такие задания: (делю класс на 2 группы, по 4 человека). Прежде чем выполнить задание почитайте внимательно, а затем, обсудив в группе, выберете того, кто даст правильный ответ.
Задание группе № 1: Выбери предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Серёжа убирает свою комнату.
-После того, как ребята закончат 9 классов, они пойдут учиться дальше.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
Задание группе № 2: Определи, что является обязанностью школьника.
-Школьник обязан выполнять все требования учителя.
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию.
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе.
- Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе.
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
- Молодцы! Справились с заданиями. А теперь я предлагаю прослушать детские песенки и определить, о каких правах можно говорить.
- Музыкальная минутка
«Антошка»- право на труд.
«Голубой вагон»- право на отдых.
«Чему учат в школе»- право на образование.
4. Заключительная часть.
- О чём сегодня говорили? - О правах и обязанностях.
- Что такое права? Права – это нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми.
- Что такое обязанности? Обязанности – это выполнение норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
- Чем отличаются права и обязанности? - Права должны знать, а обязанности должны выполнять.
- Предлагаю проверить ваши знания, заполнив анкету (каждому ученику раздается анкета).
АНКЕТА
Фамилия________________________
- Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?
А) Да, существуют.
Б) Затрудняюсь ответить.
В) Не существуют.
- Разрешено ли нам нарушать права других людей?
А) Да, конечно разрешено.
Б) Разрешено только в редких случаях.
В) Абсолютно запрещено.
- Кем были созданы права человека?
А) Народом.
Б) Государственной властью.
В) Сотрудниками милиции.
- Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?
А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.
Б) Это право доступно для каждого ребенка.
В) Ни один ребенок не имеет такого права.
- Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это …
А) Право учащихся.
Б) Обязанность учащихся.
В) Ни то и не другое.
- Наше занятие закончилось. И чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни, помните такие слова – обращение к каждому:
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте.
- Тема, которую я затронула на классном часе, злободневна. Учащимся необходимо знать права и обязанности, чтобы выполнять нормы поведения в обществе. Знания есть, но многие их них не могут применять их в повседневной жизни. Классный час строился с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Интерес у ребят уже был, и моей целью стало этот интерес поддержать, соблюдая технологическую цепочку данного типа занятия. Решению поставленных задач способствовали разнообразные методы и приёмы: словесные, игровые и практические. Данные методы и приёмы очень действенны и эффективны в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Классный час прошел в оптимальном темпе. Прослеживалась логическая связь между этапами. Классный час начала с приветствия, затем предложила начать серьёзный разговор за круглым столом, объяснила, что это такое. С помощью работы над кроссвордом определили тему занятия. Актуализация знаний и формирование представлений выполнялись по степени нарастающей сложности, что было обусловлено планом содержания. Использовала разные формы организации деятельности: индивидуальную, групповую, коллективную. Мыслительная деятельность проявлялась в умении правильно найти ответ на поставленный вопрос, высказать своё мнение, выслушать одноклассников. Были включены такие задания: работа с интерактивной доской, работа с карточками, работа в группах, прослушивание песен. Финальным аккордом была анкета, воспитанники ещё раз проверили свои знания по данной теме. Проекция на будущее прозвучала в стихотворной форме, обращением к каждому. Классный час носил воспитывающий характер. Ребята были активны, свободно выражали свои мысли, чувства. Осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход в процессе занятия. Тема раскрыта, задачи реализованы. Классный час способствовал умственному, нравственному и духовному развитию учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Устав школы.
- Конституция Российской Федерации. ООО «Издательство «Айрис – пресс»», 113184, Москва, ул. Б.Полянка, д. 50,
- Конвенция по правам ребёнка.
- 2012 издательский дом «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).
Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....
Классный час "Наши права и обязанности"
Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...
классный час "«Наши права и обязанности»
Классный час-исследование, можно провести во-2-4 классах.цель: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным ...
Классный час "Наши права и обязанности"
Сценарий классного часа, приложения...
Классный час. Наши права и обязанности.
Цель - на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка; формирование коммуникативной компетентности; культуры участия в интеллектуал...
Классный час "Наши права и обязанности"
Цель классного часа: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция»,; рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с ис...
Классный час. Наши права и обязанности.
Классный час. Наши права и обязанности....