Классный час "Наши права и обязанности"
классный час (1 класс) на тему

Штенская Наталья Сергеевна

Цель классного часа: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция»,; рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с использованием игровых ситуаций (сказочных персонажей).

Задачи:

1. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.

2. Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся младших классов; развивать коммуникативные качества учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_prava_i_obyazannosti.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новиковский филиал МБОУ КСОШ

Классный час «Наши права и обязанности»

разработала

учитель начальных классов

Н.С.Штенская

Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция»,; рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с использованием игровых ситуаций (сказочных персонажей).

 

Задачи: 

1. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.

2. Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся младших классов; развивать коммуникативные качества учащихся.

Ход мероприятия

         1 этап. «Конвенция» - основной документ о правах ребенка.

Цель: познакомить детей с основным документом, гарантирующим права детей – «Конвенция о правах ребенка».

 

В-ль:

- Ребята, сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах. Как вы думаете, какие права должен иметь ребенок? (ответы детей).

- Сейчас вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Но о детях заботятся не только в семье. Существует Организация Объединенных Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Так вот в 1989 году эта организация приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показывает копию документа).

Конвенция это соглашение, договор, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка.

- Ребята, а гражданами какой страны вы являетесь? (ответы)

Так вот, наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах. И вот мы с вами  на примере сказочных персонажей посмотрим, какие права вам гарантирует наше правительство.

 

2 этап. «Право на имя».

Цель: рассмотреть на примере  Дюймовочки и Буратино первое право ребенка – право на имя. Познакомить с первым документом ребенка – свидетельством о рождении.

В-ль:

- Ребята, внимательно послушайте отрывок из известной вам сказки: «…И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали … Дюймовочка».

- Слово Дюймовочка это что?  (Ответы детей (имя)).

- А как назвал Папа Карло мальчика, которого он выстругал из полена? (Ответы детей).

- Буратино – это что? (имя)

- Ребята, как вы думаете, о каком праве мы сейчас говорили? (Ответы детей).

В-ль:

- Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» говорится о том, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. Назовите, пожалуйста, ваши имена. (дети по очереди называют свои имена).

-  Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает св-во о рождении). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая заботится о его благополучии.

Итак, первое право, которое имеет каждый ребенок – право на имя.

 

3 этап. «Право на жизнь».

Цель: познакомить детей с правом на жизнь на примере сказки «Колобок» и обратить внимание на то, что каждый, в том числе и ребенок, должен стремиться защищать себя и свою жизнь.

 

В-ль:

- И снова слушаем отрывок из сказки. Если вы почувствуете, что герою сказки угрожает опасность, тихонько поднимите руку.

(Воспитатель читает отрывок из сказки «Колобок» - сцена встречи Колобка с Лисой).

- Какая опасность угрожает Колобку? Какое право нарушила Лиса? (ответы детей).

- Да, ребята, лиса нарушила право, которое имеет каждый человек, и оно также записано в Конвенции – это право на жизнь.

- А в каких сказках, которые вы знаете, также нарушается это право? (ответы детей «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»),

- Каждый человек должен сам стремиться защищать себя и  свою  жизнь, в том числе и дети: прежде всего не впускать никого чужого в дом, не вступать в доверительные разговоры с незнакомыми людьми, соблюдать правила дорожного движения, не играть с огнем и др.

- Ребята, на примере Колобка с каким правом мы познакомились? (ответы детей – право на жизнь).

Физминутка

4 этап. «Право на свое мнение»

Цель: на примере персонажей из сказки «Федорино горе» познакомить с правом на свое мнение и необходимости его высказывать.

Стук в дверь. В классе появляются «тарелки», «корыто», «кочерга» (дети).

- Откуда вы ,гости, милые?

- Из сказки «Федорино горе».

- Что же с вами случилось?

Вед: и ответило корыто:

Корыто: «На Федору я сердито».

Вед: и сказала кочерга:

Кочерга: «Я Федоре не слуга».

Вед: и тарелки вьются-вьются,

А Федоре не даются:

Тарелки: «Лучше в поле пропадем,

А к Федоре не пойдем!»

«Да, - промолвил медный таз, -

Поглядите вы на нас:

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты».

Вед: и ответила посуда (хором):

«было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она.

Оттого-то мы от бабы

Убежали как от жабы,

И  гуляли по полям,

По болотам, по лугам,

А к неряхе - замарахе,

Не воротимся!»

В-ль:

-Ребята! Жалко вам посуду? Обратите внимание, что посуда тоже имеет право выражать свое мнение. И она высказала его, поступила так, как сочла нужным.

- Изменилась ли Федора после того, как посуда высказала ей свое мнение? (ответы детей)

Входит Федора:

- «Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!».

В-ль:

- О каком праве мы сейчас говорили?

 

5 этап. «Право на образование»

Цель: предлагая детям разгадать ребус и самостоятельно сформулировать следующее право – право на образование, обратить внимание на их главную задачу – хорошо учиться.

 

Перед детьми на доске вывешены плакаты с изображением ситуаций связанных с образованием

( Буратино идет в школу; мама учит сына читать; дети сидят за компьютером и др.)

Детям предлагается составить рассказ по картинкам.

Далее, обобщить сказанное одним словом, зашифрованном в ребусе.

             ,

О Б  1  (сова)  Н И Е

В результате получили слово «ОБРАЗОВАНИЕ». Каждый ребенок имеет право на образование, он учится в школе, пишет, читает, играет с друзьями. У детей есть и «волшебные друзья», которые помогают им развивать свое мышление и сообразительность, помогают им учиться (загадки).

 

 

 

Загадки

 

1.     Стоит дом:

Кто в него войдет,

Тот и ум приобретет     (школа)

 

2.     Тридцать три сестрички

          Ростом невелички.

          Если знаешь их секрет,

То найдешь на все ответ.   (буквы)

 

3.     Грамоты не знаю,

А весь век пишу.          (ручка)

 

4.     Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.    (книга)

 

5.     до чего же, скучно, братцы,

          На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный …    (ранец)

В-ль:

- Ребята, назовите ваших «волшебных друзей». (ответы)

- Они любят, чтобы дети бережно обращались с ними (книга, ручка, карандаши и т.д.)

В-ль:

- Итак, о каком же праве мы сейчас говорили? Ребята, вы имеете право на образование и ваша задача хорошо учиться.

 

6 этап. Подведение итогов.

В-ль:

- Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как вы усвоили свои права, о которых мы сегодня говорили. (детям раздаются карточки с заданием, один ребенок отвечает у доски).

Соедините линиями, какое право - к какой сказке относится:

«Право на жизнь»                         «Дюймовочка»

 

«Право на образование»          «Красная Шапочка»

 

«Право на имя»                                 «Федорино горе»

 

«Право на свое мнение»                    «Буратино»

 

       В-ль:

- Ребята, с какими правами мы сегодня познакомились? А как называется документ, в котором они записаны? (ответы). А еще в Конвенции записаны и другие права, но с ними мы познакомимся на следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час. Права и обязанности ребёнка

Знакомство детей с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН. Способы их реализации...

Классный час "Права и обязанности ребёнка"

Методическая разработка ко Дню Конституции....

Классный час " Права и обязанности первоклассника"

Классный час знакомит детей с правами и обязанностями....

Классный час " Права и обязанности детей"

Классный час о правах и обязанностях обучающихся...

Классный час «Права и обязанности».

Классный час «Права и обязанности»....