Фольклорная программа
план-конспект занятия на тему

Матвеева Светлана Германовна

Рождество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvo.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

        МКОУ Савинская ООШ

        Учитель: Матвеева Светлана Германовна

                     Фольклорная программа

Тема : « Пришли святки , а за ними и колядки.»

Цели : познакомить детей с народными обычаями , связанными с празднованием Рождества Христова ( святки , колядки ), развивать творческие способности детей , воспитывать бережное отношение к прошлому своего народа .

    Рождество Христово – один из главных праздников , отмечаемых на Руси с х века 7 января ( 25 декабря по старому стилю ) . В старину время от      Рождества до Крещения ( 19 января ) называли святками.

    Святки – один из самых весёлых периодов  в жизни русской детворы. Этот праздник сопровождается множеством обрядов . Молодые особенно любили святки с их играми , песнями , обходами домов , посиделками , гаданиями.

    У славянских народов широко распространено распевание праздничных песен , колядование . Колядовщики ходили по дворам с большой самодельной звездой , исполняли различные песнопения , посвященные Рождеству .

Зал оформлен под русскую избу ( печь , лавки , стол ).Дети находятся за дверью, они одеты в народные костюмы . У одного шест со звездой , у другого – мешок для угощений , которыми их одарят хозяева ( хозяева будут родители , которые пришли на праздник ).

   Дети за дверью начинают исполнять песню “Ой вы сени”. Всей толпой входят в зал . Прямо у входа стоит большой мешок , в котором находится девочка – коляда . Мешок завязан лентой и украшен мишурой . Допев песню , дети замечают мешок .

   Ребенок ( 1) : Ой! Откуда здесь такой большой мешок?

   Ребенок ( 2 ): С чем мешок – то?

   Ведущий : А давайте развяжем , да посмотрим!

Развязывают мешок , из него выскакивает девочка Коляда в белой рубахе , в белом платке с вышивкой.

   Коляда: Я Коляда , гостья жданная , гостья в каждом доме желанная. Каждый год издалека прихожу, прямо с неба по золотым мосточком перехожу. Всем , кто меня встретит , да приветит Добра пожелаю , да во всем помогаю .

   Ведущий: Пойдем с нами по дворам колядовать. Там живут люди богатые. Все добро гребут лопатами! Глядишь и нам чего – нибудь достанется.

   Коляда: Идем с Богом!

 Дети идут колядовать к зрителям – родителям, которые заранее подготовили угощения, зная, что так положено по сюжету праздника. Ребята подходят к первому дому поют “Коляда”

                  Коляда, коляда! Дай нам пирога!

                  Или хлеба ломтика,

                  А не дашь пирога

                  Мы корову за рога!

По окончании песни хозяева одаривают детей пряниками, конфетами, которые они складывают в мешок. После этого колядовщики хвалят хозяев этого дома.

   Ребенок: У хозяюшки во дому , чтоб велись ребятки , цыплятки, утятки , да поросятки.

   Ребенок: Счастье, да любовь! Хлеб да соль! Да совет на долгий век! ( кланяются )

Дети идут с песней ‘Коляда” к следующему дому. Там их одаривают щедрые хозяева. Дети их благодарят.

   Ребенок: С Новым годом! С Новым счастьем, хозяева!

   Ребенок: На Новый год, на новое счастье уродись пшеничка! На поле -копнами, на столе - пирогами. (кланяются )

   Ведущий: Мало мы наколядовали! А куда пойдем? Как будем праздник праздновать?

   Ребенок:  А давайте пойдем к Иванову двору !

Дети с Колядой идут к следующему дому. Один из зрителей мужчина.     Ребенок говорит: Уж ты дядюшка, ты Ванюшка!

                                 Подзолоченый усок,

                                 Каждый русый волосок!

                                 Подавай, не ломай!

                                 Целый рублик нам давай!

  Дети: ( хором ) Многие вам лета!

  Хозяин бросает монетки, слышится их звон.

  Ведущий: ( удивленно ) пятачок за это?

  Дети корят его , поют корительную.

  Ведущий: Да это и вовсе не Иванов двор? Только ворота схожие. Это жадного Тимофея двор. Пойдемте отсюда.

Дети уходят и подходят к дому бабушки Варварушки.

  Ребенок: Уж ты, бабушка , ты красавушка!

                    Подавай, не ломай,

                    Нам калачиков давай!

Дети ( хором ) : А не дашь хлеба,

                              Стащим с печки деда!

Бабушка угощает лакомством.

Ребенок: Сколько в лесу осинок –

                  Столько вам и свинок!

                  Сколько в лесу пеньков –

                  Столько вам светлых деньков!

Все кланяются.        

  Ведущий: Ну полно нам тут колядовать, пора  уж и праздник встречать. Айда в дом, вон как вьюга задувает!

Дети с песней идут в дом, рассаживаются на лавочки, начинают разглядывать.

  Ребенок: А что в мешке – то? Давайте посмотрим! (развязывают мешок)

  Ребенок: Ох, и щедро нас угостили!

  Ребенок: И конфет дали!

  Ребенок: И пряников медовых!

  Ребенок: И лепешки сладкие положили!

  Ребенок: Смотрите – ка , а дядька Василий и про денежки не забыл!

  Девочка: Да ладно вам, ребята! Давайте веселиться! ( девочки поют частушки )

  Ребенок , перебивая пение: Хватит петь – то ! Засиделись совсем!

Звучит наигрыш кадрили. Мальчики приглашают девочек на кадриль ( 3 – 4 пары)

  Девочка ( после кадрили ): Давайте – ка в игры играть!

Хоровод игра “Бояре “( стенка на стенку с выбором невесты проводится 2 – 3 раза)

Игра “Селезень”

После игр девочка говорит: Что с ногами не пойму?

                                                     Вправо , влево носятся,

                                                     Не стоят они на месте.

                                                    Так в кадриль и просятся!

  Мальчик: Эх, руби сосны , руби ель.

                   Начинается кадриль!

Финальная пляска “Прялица “

  Ведущий: Ну что ж, не красна изба углами, а красна пирогами.

Просим всех гостей дорогих к русскому самовару. Да вместе с нами гостинцев откушать.

  Дети с песней ‘’Пролетел соколок’’ уходят из зала , уводят за собой зрителей. В зале красиво украшены столы. Дети вместе с родителями устраивают чаепитие.

        Учитель Матвеева Светлана Германовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрально-фольклорного кружка "Ладушки" (1-ый год)

Отработав в школе 25 лет, я и не предполагала, что класс, который я набрала в 2010 году, поможет мне воплотить в жизнь давнюю мечту: организация школьного театра. 2010 год. Вновь беру первоклашек! Кто...

Программа фольклорного кружка "Наши истоки"

Программа содержит тематическое планирование....

Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...

Сценарий фольклорно-этнографической программы "Горница".

Данное мероприятие было проведено в музее русского быта для дошкольников и обучающихся начальных классов....

Фольклорная программа

Осенние посиделки...