"Богатство русского языка"
план-конспект занятия на тему
Занятие посвящается крылатым выражениям и фразеологизмам, которые появились много лет назад и до сих пор живут в разговорной речи, делая ее богатой и выразительной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatstvo_russkogo_yazyka.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА»
Задачи:
1.Развитие творческих способностей, логического мышления детей.
2. Повышение интеллектуального и культурного уровня.
3. Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету.
4. Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения.
5. Формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
Воспитатель. Это занятие посвящается крылатым выражениям и фразеологизмам, которые появились много лет назад и до сих пор живут в разговорной речи, делая ее богатой и выразительной.
Вам известно такое выражение «шиворот навыворот»? Что оно обозначает? Когда его употребляют в речи? А теперь послушайте историю этого выражения.
Ученик 1. Сейчас выражение «шиворот-навыворот» звучит вполне безобидно, означая, что кто-то оделся или надел что-либо наизнанку, наоборот. А раньше оно связывалось с позорным наказанием.
Пойманного преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу.
Во времена царя Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать вывернутую наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником - шиворотом. Наказывали еще и тем, что сажали в таком виде на коня, лицом к хвосту. Опозоренного боярина в таком виде возили по всему городу под смех уличной толпы.
В конце концов, выражение «шиворот-навыворот» стало означать «сделать или сказать что-либо наоборот, перепутать».
Воспитатель. Предлагаю несколько вопросов, для того чтобы выбрать лучшего знатока русских крылатых выражений.
1. Определите, о каких устойчивых выражениях идет речь.
Дело идет с трудом, еле ладится. (В час по чайной ложке.)
Очень быстро бежать. (Мчаться во весь опор.)
Ничего не действует на кого-либо. (Как с гуся вода.)
2. Послушайте рассказ А. Шибаева и найдите в нем 10 устойчивых выражений, пословиц и поговорок.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа. А Саша стучит...
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..
Стучит.
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал.
Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему свое время.
Зачем молоток унесла?
- Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана, что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
3. Как можно озаглавить этот рассказ?
Воспитатель. А теперь послушайте о том, как возникли некоторые выражения в нашем языке.
Ученик 2. Мы говорим: «Как пить дать, это случится». В старинные времена любому прохожему - будь то добрый молодец или нищий - нельзя было отказать в просьбе испить водицы. Стало быть, «как пить дать» издревле означало «обязательно», «непременно» В этом значении это выражение дошло и до наших времен.
Ученик 3. Мы говорим: «Непутевый он человек». Давным - давно при князьях были разные должности, или по - старорусски «пути». Кто-то имел путь псарный, т. е. сворой «заведовал», кто—то путь конюший, кто-то столоначальный. А вот бедные люди были «без пути», без выгодной должности, значит, «беспутевые», «непутевые». Богатые презирали их, потому и сегодня про человека, не нашедшего своего места в жизни, говорят «непутевый».
Воспитатель. А вот следующий текст послушайте и объясните, откуда появилось выражение «волка ноги кормят»?
Ученик 4. Все знают, что волки - хищники. У этих животных мощные челюсти, острые клыки, а самое главное, у них крепкие ноги. В отличие от других хищников волки редко нападают из засады. Они рыскают по лесу в поисках своей добычи. А уж если волк ее обнаружил, то может преследовать свою жертву сколько угодно долго.
Поэтому и появилось выражение «волка ноги кормят».
Воспитатель. И вновь игра. Используя предложенную пару слов, восстановите фразеологизм.
Шапка - вор. (На воре шапка горит.)
Вода – глядел. (Как в воду глядел)
Палец – небо. (Пальцем в небо)
Душа – пятки. (Душа в пятки).
Подведение итогов конкурса «Лучшего знатока крылатых выражений»
Чтец 1
Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
-Выучи русский язык!
Чтец 2
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Чтец 3
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо-
Не скудела в наши дни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Богатство русского языка».
Внеклассное занятие по русскому языку...
Богатство и выразительность русского языка
Проект по литературному чтению для учащихся 2 - 4 класса...
Урок русского языка "Богатство русского языка"
Урок русского языка во 2-м классе "Богатство русского языка"Цели:Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.Совершенств...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"
На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....
Буклет "Лексическое богатство русского языка"
В буклете дается краткая лексическая характеристика слов русского языка....
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с прогр...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...