Богатство и выразительность русского языка
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Крайнова Ирина Александровна

Проект по литературному чтению для учащихся 2 - 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.odt15.92 КБ

Предварительный просмотр:

           Методический паспорт учебного проекта.

Проект:  Богатство и выразительность русского языка.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2-4 начальной школы

Количество учащихся: 7

Время работы над проектом:  сентябрь 2011-12 уч. г.

Форма работы: учебно-внеурочная.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

Планируемый результат:

 по окончанию поисково-исследовательской работы, дети изготавливают «Словарь устаревших слов».

Цели:

Образовательная:

 учить детей работать самостоятельно по теме, способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка.

Воспитательная:

воспитывать уверенность в своих силах, уважение и любовь к родному языку.

Развивающая:

развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, умение предъявлять свою работу другим.

                                                    Ход занятия:

    Ребята! Готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я , друзья!

Мы хороший дружный класс,

все получится у нас!

1 слайд.

Тема сегодняшнего занятия «богатство  и выразительность русского языка».

Язык — важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры. Русский язык — один из богатейших и выразительных языков мира.

2 слайд.

К.Г.Паустовский сказал:

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов... С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.»

русский народ сложил много пословиц, поговорок, песен, сказок, которые дошли до сегодняшних дней.

3 слайд.

Русская народная песня «Не летай, соловей»

не летай, соловей, у окошечка,

ты не пой, соловей, громки песенки,

не буди , соловей, мово батюшку.

А мой батюшка не спит,

кругом чинится,

обо мне молодой, красной девице,

что наедут на двор злые вороги,

увезут они меня в чужу сторону.

  1. все ли слова в этой песне вам понятны?
  2. Какие слова не понятны?
  3. Почему они нам не понятны?(устаревшие слова)
  4. что же означают эти слова?
  5. А где можно узнать толкование слов? (в толковом словаре)
  6. один из таких словарей — толковый словарь В.И.Даля.

4 слайд.

  1. скажите, ребята, зачем знать значение устаревших слов, если в современной речи они не употребляются?

Где еще мы можем встретить устаревшие слова?(в пословицах, поговорках, загадках).

5 слайд.

Я колобок, колобок!

По амбару метен, по сусекам скребен,

на сметане мешан, на окошке стужен.

  1. есть ли здесь устаревшие слова?

Чужбина — калина, Родина — мать.

  1. какое слово не часто можно слышать? Что оно значит?

От частого сита редкие пироги.

Сердита матка, да прикрыла деток

до красного дня пуховым одеялом. (снег и земля)

(незнакомым словам дается толкование).

  1. вот сколько новых слов мы встретили. Как богат наш язык! Мы говорим не только для того,  чтобы передать собеседнику информацию, с помощью слов мы передаем оттенки мыслей и чувств, каждое  новое слово по-своему  передает наше отношение к происходящему.
  2. Мы с вами тоже провели поисковую работу и создали «Словарь устаревших слов». Сейчас каждый из вас расскажет какие слова нашел и что они означают.

(выступления детей).

Молодцы! Вы хорошо поработали. Скажите, а надо ли создавать такие словари? С какой целью они создаются? ( чтобы помнить, знать, любить свой народ, культуру своего народа, беречь все что создано народом, свои корни).

6 слайд.

И.С.Тургенев

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

а теперь давайте отдохнем и поиграем в русскую народную игру «игровая».

( дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят слова:

у дядюшки Трифона было семеро детей,

семеро сыновей.

Они не пили, не ели, друг на друга смотрели,

разом делали как я!

Ведущий показывает движения, все повторяют. Кто не успел, тот ведущий).

  1. давайте продолжим работу. На занятии мы узнали много новых слов, повторим их.

7 слайд.

Давайте допишем их в наш словарь. ( по одному слову).

Вот наш словарь готов. Свяжем его ленточкой.

Скажите, ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие?

Чем?

Какое чувство осталось у вас на душе от этой работы?

У меня тоже осталось радостное светлое чувство и я хочу поделиться с вами своей радостью. Я дарю вам солнечных зайчиков.

А вы хотите поделиться радостью с гостями? Подарите им солнечных зайчиков.

На этом наше занятие закончено. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Богатство русского языка"

Урок русского языка во 2-м классе "Богатство русского языка"Цели:Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.Совершенств...

Презентация "Богатство и разнообразие русского языка"

Даныый материал поможет более ярко и красочно рассказать ученикам младшего звена о русском языке...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...