Богатство и выразительность русского языка
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методический паспорт учебного проекта.
Проект: Богатство и выразительность русского языка.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2-4 начальной школы
Количество учащихся: 7
Время работы над проектом: сентябрь 2011-12 уч. г.
Форма работы: учебно-внеурочная.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Планируемый результат:
по окончанию поисково-исследовательской работы, дети изготавливают «Словарь устаревших слов».
Цели:
Образовательная:
учить детей работать самостоятельно по теме, способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка.
Воспитательная:
воспитывать уверенность в своих силах, уважение и любовь к родному языку.
Развивающая:
развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, умение предъявлять свою работу другим.
Ход занятия:
Ребята! Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я , друзья!
Мы хороший дружный класс,
все получится у нас!
1 слайд.
Тема сегодняшнего занятия «богатство и выразительность русского языка».
Язык — важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры. Русский язык — один из богатейших и выразительных языков мира.
2 слайд.
К.Г.Паустовский сказал:
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов... С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.»
русский народ сложил много пословиц, поговорок, песен, сказок, которые дошли до сегодняшних дней.
3 слайд.
Русская народная песня «Не летай, соловей»
не летай, соловей, у окошечка,
ты не пой, соловей, громки песенки,
не буди , соловей, мово батюшку.
А мой батюшка не спит,
кругом чинится,
обо мне молодой, красной девице,
что наедут на двор злые вороги,
увезут они меня в чужу сторону.
- все ли слова в этой песне вам понятны?
- Какие слова не понятны?
- Почему они нам не понятны?(устаревшие слова)
- что же означают эти слова?
- А где можно узнать толкование слов? (в толковом словаре)
- один из таких словарей — толковый словарь В.И.Даля.
4 слайд.
- скажите, ребята, зачем знать значение устаревших слов, если в современной речи они не употребляются?
Где еще мы можем встретить устаревшие слова?(в пословицах, поговорках, загадках).
5 слайд.
Я колобок, колобок!
По амбару метен, по сусекам скребен,
на сметане мешан, на окошке стужен.
- есть ли здесь устаревшие слова?
Чужбина — калина, Родина — мать.
- какое слово не часто можно слышать? Что оно значит?
От частого сита редкие пироги.
Сердита матка, да прикрыла деток
до красного дня пуховым одеялом. (снег и земля)
(незнакомым словам дается толкование).
- вот сколько новых слов мы встретили. Как богат наш язык! Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, с помощью слов мы передаем оттенки мыслей и чувств, каждое новое слово по-своему передает наше отношение к происходящему.
- Мы с вами тоже провели поисковую работу и создали «Словарь устаревших слов». Сейчас каждый из вас расскажет какие слова нашел и что они означают.
(выступления детей).
Молодцы! Вы хорошо поработали. Скажите, а надо ли создавать такие словари? С какой целью они создаются? ( чтобы помнить, знать, любить свой народ, культуру своего народа, беречь все что создано народом, свои корни).
6 слайд.
И.С.Тургенев
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
а теперь давайте отдохнем и поиграем в русскую народную игру «игровая».
( дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят слова:
у дядюшки Трифона было семеро детей,
семеро сыновей.
Они не пили, не ели, друг на друга смотрели,
разом делали как я!
Ведущий показывает движения, все повторяют. Кто не успел, тот ведущий).
- давайте продолжим работу. На занятии мы узнали много новых слов, повторим их.
7 слайд.
Давайте допишем их в наш словарь. ( по одному слову).
Вот наш словарь готов. Свяжем его ленточкой.
Скажите, ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие?
Чем?
Какое чувство осталось у вас на душе от этой работы?
У меня тоже осталось радостное светлое чувство и я хочу поделиться с вами своей радостью. Я дарю вам солнечных зайчиков.
А вы хотите поделиться радостью с гостями? Подарите им солнечных зайчиков.
На этом наше занятие закончено. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Богатство русского языка».
Внеклассное занятие по русскому языку...
Урок русского языка "Богатство русского языка"
Урок русского языка во 2-м классе "Богатство русского языка"Цели:Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.Совершенств...
Презентация "Богатство и разнообразие русского языка"
Даныый материал поможет более ярко и красочно рассказать ученикам младшего звена о русском языке...
Конспект урока по русскому языку на тему "Сравнение как одно из выразительных средств языка"
УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»
Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...