Конспекты занятий в кружках по организации исследовательской деятельности младших школьников
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Коврина Татьяна Анатольевна

Представленные конспекты помогут учителю начальных классов довести до детей поятия "задача", "проблема", 2актуальность" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Природа и искусство. Что такое проблема Постановка проблемы. Определение объекта исследования

Цель: дать понятие «проблема»

Задачи: формировать умение работать с источниками информации

Развивать речь учащихся, умение работать в группах

Воспитывать интерес к искусству, уважительное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку

Содержание занятия

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Проверка готовности рабочего места

2. Актуализация изученного

Какое понятие рассматривали на прошлом занятии?

- Куда совершали путешествие?

- Что такое «экология»?

Фронтальная беседа

2. Целеполагание

 Экологическая сценка Ребенок и Мотылек

 Ребенок: - Мотылек, как же так?

 Целый день ты летал и совсем не устал?

 Расскажи, как живешь? Что ты ешь, что ты пьешь?

 Где твой мир? Где твой дом?

 Расскажи обо всем.

 Мотылек: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.

 Я летаю весь день в голубых небесах.

 Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

 Мне еда и питье ароматы цветов.

 Но живу я недолго не более дня.

 Будь же добрым со мной и не трогай меня!

- Куда продолжим свое путешествие?

Чтение стихотворения (инсценировка)

Л1, Л2

3. Работа над усвоением нового материала

1. Рассказ учителя

Книга природы открывается для всех, но по настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык.

 Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда.

 А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

2. Работа по презентации

3.Поработайте в группах и предложите  свое определение понятия «Проблема»

Проблема- это затруднение, неопределенность

  4. Задание для умения видеть проблемы.

   1 «Посмотри на мир чужими глазами».

    Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, утром же пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

   Предложим детям продолжить рассказ.

Представьте, что

1. ….ты просто гуляешь во дворе с друзьями.

Как ты отнесешься к появлению первого снега?

2. ….представь себя водителем грузовика, едущего по дороге,

3……лётчиком, отправляющимся в полет

4…..мэром города

5…..вороной, сидящей на дереве

6….зайчиком или лисичкой в лесу.

Вывод: можно смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

Просмотр презентации

Работа в группах

Группы получают листки, на которых пишут определение «проблемы»

Запись в тетрадь

Работа в группах

К13

П – умение работать с источниками информации

П17

Л6

К8

5. Подведение итогов занятия

- Какое понятие сегодня раскрывали?

- Что являлось источником информации?

- Куда совершили заочное путешествие?

В общении человека с природой много различных проблем. Очень важно, чтобы вы ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для всех богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

 

Фронтальная беседа

К13

Р15

6. Рефлексия

«Лесенка»

Самооценивание

Р14

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

К-1 – выражать в речи свои мысли и действия;

К -2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

К -3 – задавать вопросы;

К -4 – использовать речь для регуляции своего действия.

К -5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

К -6 – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;

К -7 – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

К -8 – принимать участие в работе парами и группами;

К -9 – воспринимать различные точки зрения;

К -10– воспринимать мнение других людей;

К -11 – понимать необходимость использования правил вежливости;

К -12 – использовать простые речевые средства;

К -13 – контролировать свои действия в классе;

Р-1  – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р-3– различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

Р-4– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Р-5 – выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

Р-6 – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Р-9 – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Р-10 – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Р-11 – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Р-12 – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Р-13 – проговаривать вслух последовательность производимых действий,составляющих основу осваиваемой деятельности;

Р-14 – осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

Р-15 – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

Р-16 – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

П-1 – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

П-2 – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

П-3 – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

П4 – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

П-5 – осуществлять синтез как составление целого из частей;

П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

П-7 – устанавливать причинно-следственные связи;

П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

П-9 – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

П-10 – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

П-11 – устанавливать аналогии;

П-12 – владеть общим приёмом решения предложенных задач.

П-13– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

П-14 – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

П-15 – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

П-16 – осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

П-17– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

П-18 – произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Л-2 - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

Л-3- готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни,

Л-4 - способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи,

Л-5 - соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Л-6 – интерес к учебному материалу;

Л-7 – представление о причинах успеха в учебе;

Л-8 – общее представление о моральных нормах поведения;

Л-9 – уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Организация исследовательской деятельности младших школьников.Заместитель директора по УВР, учитель Грахова Т.В. Дорога к истине берет начало  из детства светлого,Ведь ум детей пытлив ...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...