Организация исследовательской деятельности младших школьников
методическая разработка по теме

Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. По новым образовательным стандартам вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии и индивидуализации личности, а также в формировании мотивации к получению знаний. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. Также в процессе познавательной деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности младших школьников

                                                                Л.Н.Колпащикова,

                                                                               учитель высшей категории,

                                               МКОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»

  Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  1. анализировать свои действия;
  2. самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  3. отличаться мобильностью;
  4. быть способными к сотрудничеству;
  5.  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

  Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

   По новым образовательным стандартам вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии и индивидуализации личности, а также в формировании мотивации к получению знаний. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Слайд 1.

Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. Также в процессе познавательной деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки.

   Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими учеными.    Слайд 2.

Китайская мудрость гласит: Я слышу – я забываю, я вижу – я усваиваю, я делаю – я усваиваю.

    Этому способствует исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе.

Изучив материалы по данной теме (см. Список литературы), я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи. Слайд 3-4.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

    За тридцать два года педагогической деятельности у меня сложился свой стиль и взгляд на работу с младшими школьниками. Это – возраст, когда дети готовы к открытию мира, они хотят учиться, но учиться активно, интересно, в деятельности добывая что-то новое. Учитель стремится создавать все необходимые условия, чтобы на уроках и во внеурочной деятельности рождались открытия.

   Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеурочную деятельность, защиту проектов и рефератов при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе в том, что в ней могут принимать участие как сильные, так и слабые учащиеся. Просто уровень исследования будет другим.

    В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности, но вполне возможно. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Слайд 5.Приведу пример приемлемого для первоклассника задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы З, С». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы З, подчеркните – С. Выясните, какая буква чаще встречается. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

  С большой увлеченностью я вместе с детьми работаю на уроках окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова. На этих уроках очень легко организовать исследовательскую деятельность. Цель этих уроков – научить учащихся делать открытия. Начинается эта работа в первом классе. Слайд 6-7, 8-9.

  В течение первого месяца уроки окружающего мира провожу в форме экскурсий-исследований в лес, в сад, на пришкольный учебно-опытный участок. Учу детей наблюдать, сравнивать явления, факты, делать выводы, начинаю развивать интерес к природе. Первые экскурсии так и называются «Что у нас над головой и под ногами?», «Что растет на клумбе?», «Что общего у разных растений?». На экскурсиях находим разные по форме и окраске листья, учимся их сравнивать и находить отличительные признаки: например, найти сходство и различия у листьев березы и осины; учу их разглядывать в плывущих по небу облаках образы разных животных.

     Перед каждой экскурсией подбираю загадки, пословицы, стихи, прошу детей выучить стихотворения, чтобы по ходу урока они могли их прочитать. Стихи помогают учащимся дать поэтическое описание природы, в образной форме обобщить наблюдения.

    На уроках дети учатся задавать вопросы, рассуждать. Первая тема так и называется: «Учимся задавать вопросы». Вопрос направляет учеников на поиск ответа, приобщает к умственному труду. Использую прием «Попробуй узнать сам», то есть спросить дома, в библиотеке, а потом рассказать в классе. В процессе такой работы у детей расширяется словарный запас, они не боятся задавать не только  вопросы, но и правильно на них отвечать; у них увеличивается интерес к изученному материалу. Большинство ребят торопятся в библиотеку за интересной книгой о природе, а за тем делятся впечатлениями с друзьями, родителями.

  Работа по стандартам второго поколения предполагает исследовательскую и проектную деятельность по всем образовательным областям начальной школы, а особенно по окружающему миру. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Например: самый первый проект «Моя малая родина». Слайд 10,11.

  Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Мы знакомились с улицами нашего села, памятниками, жизненно важными объектами, с красивыми уголками природы. Результатом этих исследований стал фоторассказ «Моя малая родина», который был оформлен в рабочих тетрадях и в классном уголке.  Эта работа является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основана на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования. Позже мы продолжим работу над этим проектом: будем изучать растительный и животный мир нашего края, культурное наследие и известных людей нашего села, разработаем проекты мест отдыха и развлечений  и, возможно, кто-то из детей будет самостоятельно работать над проектом “Малый уголок великой России”.

Следующим  проектом в нынешнем учебном году стал проект «Моя семья». Этот проект долгосрочный, работать над ним можно в течение года, но некоторые дети вместе с родителями уже представили свои работы: некоторые в рабочих тетрадях, некоторые в отдельной папке. Очень интересна, богата по содержанию работа Копа Егора, которую они выполняли всей семьей.

Также на уроках окружающего мира мы уже в первом классе проводим очень много практических работ, основным методом которых является также исследовательская деятельность. Вот пример такого урока.   Слайд 12.

Тема урока: Откуда берутся снег и лед?

Цели и задачи урока: 

1. Познакомить  детей со свойствами снега и льда, учить сравнивать, анализировать, делать выводы.  

2.Обобщить, систематизировать  знания  о зиме, её характерных признаках,  явлениях  природы.

3.Развивать словарный запас, логическое мышление, внимание.

4.Развивать  интерес к  познанию окружающего мира.

5.Воспитывать любовь к природе, аккуратность.

6. Формировать умение работать в группе.

 Оборудование:

  1. Учебник
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Стаканчики со льдом и снегом, теплая вода.
  4. Листы цветной бумаги.
  5. Презентация «Откуда берутся снег и лед».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы: коллективная, групповая.

Методы: практический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Средства: задания исследовательского характера.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Посмотрите на доску. Что вы там видите? (на доске снежинки двух цветов).

- Почему снежинки вас встречают? Приложение слайд 13

- Какое время года на слайде? По каким признакам вы определили, что это зима?

- Подойдите к доске и выберите снежинку, которая вам понравилась. Сядьте за тот стол, где лежит конверт такого же цвета.

- Сегодня мы будем учиться работать коллективно, в группе. Будем работать дружно, прислушиваться к мнению каждого участника группы.

2. Актуализация знаний. Приложение слайд 14

- К нам сегодня на урок пришел гость. Отгадайте кто это:

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза- угольки,

Руки- сучки,

Холодный, большой-

Кто я такой?  (снеговик)

Приложение слайд 15-21.

-Ребята, снеговик принес с собой зимние загадки и просит нас отгадать их.

1 загадка: Дел у меня немало-

                   Я белым одеялом

                   Все землю укрываю,

                   В лед реки убираю,

                   Белю поля, дома,

                  А зовут меня …(зима)

2 загадка: Невидимкой, осторожно

                  Он является ко мне,

                   И рисует, как художник,

                   Он узоры на стекле. ( мороз)

3  загадка: Дунул ветер, и мороз
                  Снег нам с севера принёс.
                  Только вот с тех самых пор
                   На стекле моём ... (узор)

           4 загадка:  Он все время занят делом,

                    Он не может зря идти.

                    Он идет и красит белым

                    Все, что видит на пути. (снег)

5  загадка: С неба звезды падают,

                   Лягут на поля.

                   Пусть под ними скроется

                   Черная земля.

                   Много-много звездочек,

                   Тонких, как стекло;

                   Звездочки холодные,

                   А земле тепло!  (снежинки)

6 загадка: Без досок, без топоров,

                   Через речку мост готов,

                   Мост - как синее стекло:

                   Скользко, Весело, тепло. (лед)

7 загадка: Зима на крыши серые

                  Бросает семена-

                  Растит морковки белые

                  Под крышами она. (сосульки)

  - Ребята, а какое время года подарило нам эти загадки?

3. Постановка учебной задачи.

- Каждая группа откроет конверт, достанет буквы. Задание: составьте зимнее слово.

(1 группа – лед, 2 группа – снег)

- Какие вопросы у вас появились в связи с этими словами? (дети задают разные вопросы: что такое снег, что такое лед, откуда берутся снег и лед?) Приложение слайд 22

   - Ответы на эти вопросы мы сегодня постараемся найти, работая группами. – Прежде чем ответить на вопрос: “Откуда берутся снег и лёд?” Снеговик предлагает изучить свойства снега и льда. Посмотрите,  у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька. Приложение слайд 23.

– Проведём ряд опытов, чтобы выявить свойства снега и льда. А поможет нам в этом учебник страница 68 и дружба. Затем сравним ваши предположения с выводами, которые мы сделаем в конце нашей работы.

         - Первая группа будет изучать лед, вторая – снег.

    4. Открытие нового знания.  

 У каждой группы есть план работы. Читаем и работаем по плану.

а) Практическая работа. Приложение слайд 24-31.

У каждой группы блюдца со снегом и льдом. На столах – слова-помощники:

Тают, вода, бесцветный, прозрачный, непрозрачный, рыхлый, хрупкий, белый.

  1. Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку. Ямку (карандашом втыкают в снег). Попробуйте воткнуть в лёд. Снег сжать в комочек. Он сжимается.

Вывод: Снег рыхлый. 

        Проверка льда на хрупкость. Разбить молотком (учителю).

Вывод: Лёд хрупкий.

  1. Рассмотрим второе свойство.
  1. Какого цвета снег? (Сравнить с листом белой бумаги).
  2. А лёд? Сравнить с листами цветной бумаги.

Сравнение кусочка стекла и льда.

  1. Что заметили?

Вывод: Снег белый. Лёд бесцветный.

  1. А теперь положите на газету тонкий слой снега и попробуйте прочитать текст (не видно). Посмотрите на газету через кусочек льда. Текст виден.

Вывод: Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными).

  1. Что скажете о снеге? (Непрозрачный).
  2. Что скажете о льде? (Прозрачный).
  1. Рассмотрим ещё одно свойство.

К учителю подходит один ученик. На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой. Ученик на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой.

  1. А теперь положи снег в один стакан с водой, а лёд – в другой стакан с водой.
  2. Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Отчет каждой группы.

  1. Делаем вывод. Распределим свойства по группам.

Снег

Лёд

Белый

Бесцветный

Непрозрачный

Прозрачный

Рыхлый

Хрупкий

Тают

  1. Молодцы! Снеговик благодарит вас и дарит свои портреты.

5. Первичное закрепление. Приложение слайд 24-31.

Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи.

6. Физкультминутка. Приложение слайд 32.

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

8. Беседа о том, откуда берутся снег и лед.

- Сравните свойства льда и снега. Чем они различаются? А чем похожи?

Приложение слайд 33.

Таким образом, можно сделать вывод, что в тепле лед и снег превращаются в воду, а  на холоде вода превращается в снег и лед. Тоже самое происходит и в природе. Как только станет на улице  холодно, вместо дождя на землю начнет падать снег,  замерзнет вода.

Приложение слайд 34.

-На слайде вы видите снежинки. Так они выглядят под микроскопом. Снежинки образуются из водяного пара высоко в небе. Сначала они имеют форму шестиугольника. Пока они падают с неба на землю, они растут. Одни растут в длину, у других из шести углов начинают расти отростки-иголочки и шестигранник превратится в шестиугольную звездочку. Говорят, что одинаковых звездочек не бывает. Каждая имеет свою уникальную красоту.

9. Самостоятельная работа.

Работа в тетради:

- На стр.20, задание 1 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.

   7. Самопроверка по эталону. Создание ситуации успеха. Приложение слайд 35.

- Проверьте правильность выполнения работу по слайду и оцените с помощью сердечек. Зеленое сердечко – нет ошибок, справился без затруднений; красное сердечко ошибок нет, но было трудно, синее сердечко – я ошибся, но разобрался, в чем моя ошибка.  

В задании №2 вам нужно дорисовать вторую половинку снежинку.

10. Беседа о снеге и льде в природе.

  1. Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
  2. А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим. Приложение слайд 36.
  1. Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур. Приложение слайд 37-38.
  2. Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.

11. Итог урока.

  1. Итак, подведём итоги. Отгадайте кроссворд

н

е

г

о

в

и

к

2.м

о

р

о

з

3.л

ё

д

и

м

а

1. Меня все растили                2.Без рук рисует,

Из снега слепили                Без зубов кусает.

Холодный, большой –                         (Мороз)

Кто я такой? (Снеговик).

                

                        3.Прозрачен как стекло,                4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка

                        А не вставишь в окно.                Тряхнёт перинки – над миром пушинки?

                                                (Лёд).                                                        (Зима).

  1. Какое ключевое слово получилось? (вода)
  2. Почему? (Снег и лёд образуются при замерзании воды).
  3. Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)
  4. Назовите основные свойства снега и льда.
  5. Какие слова закрыли снежинки?

- Давайте сравним наш вывод с выводом учебника.

12. Рефлексия. Приложение слайд 37-38.

- Выберите фразу и закончите ее.

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

  Во втором и третьем классе также провожу уроки-экскурсии, практические работы, опыты, в ходе которых мои ученики постоянно в поиске, они размышляют, задают вопросы, учатся делать теоретические выводы, объяснять материал, используя научную терминологию. Новый материал не преподношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию. Например, при изучении темы «О молниях, змеях, собаках…» объясняем с научной точки зрения, почему возникает молния, проводим опыты, слушаем аудиозапись грома. На этом уроке учащиеся делают маленькое открытие: оказывается, и гром, и молния, и грибы, и змеи могут быть опасны.

   На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом. 

  В третьем классе работа над проектом более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

   В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

    Благодаря такой работе, большинство учащихся умеют задавать вопросы, давать определение понятиям, наблюдать, классифицировать, анализировать материал, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи, пользоваться научной литературой. Книги из серии «Я познаю мир», «Почемучка» стали настольными книгами моих учеников, а исследовательская деятельность – одним из эффективных способов, позволяющих помочь учащимся увидеть и оценить учебные успехи.

  Поэтому в третьем и четвертом классе предлагаю учащимся, которые хорошо владеют речью, умением заинтересовать слушателей своими сообщениями стать членами клуба «Хочу все знать». Приложение слайд 40, 41

  Цель создания клуба: включить учащихся младшего школьного возраста в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус к исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Научить учащихся слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде таблиц, схем, диаграмм, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.

2. Формировать умение в постановке  задач, выдвижении гипотезы, планировании деятельности по заданной теме.

3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

4. Формировать у учащихся мотивацию к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами  природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении.  

Занятие клуба «Хочу всё знать»

Тема: «Выбор темы исследования».

Цели: рассказать, какие бывают темы для исследования; учить выбирать тему для исследовательской деятельности; формировать умение слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения; формировать положительную мотивацию к исследовательской деятельности; стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении.

Оборудование: компьютер; проектор; презентация; памятки «Как выбрать тему исследования», «Цель, задачи, гипотеза исследования», «Методы исследования; папки для сбора материала по исследовательской деятельности.

Ход занятия.

  1. Постановка задач.

- Очередное занятие нашего клуба посвящено выбору темы исследования. Мы повторим методы исследования, вспомним, что такое цель, задачи исследования, узнаем темы исследовательской работы, научимся выбирать тему, и, может быть, кто-то из вас уже сегодня определится, что ему интересно, выбрав тему из тех, которые я предложу я, а кто-то, может быть, уже определил тему сам и поделится своими планами.

2. Актуализация знаний.

- У каждого из вас есть папка, в которую вы будете собирать информацию по выбранной теме.

Какие методы исследовательской деятельности вы знаете?

А) Подумать;

Б) Прочитать книги по теме исследования;

В) Найти информацию в сети Интернет;

Г) Понаблюдать;

Д) Провести эксперимент;

Что такое цель, задачи, гипотеза исследования?

Цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим.

Задачи исследования. Задачи исследования уточняют цель. Задачи описывают основные шаги исследования.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов предположим, допустим, возможно.

Выводы. Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итог.

3.Введение в тему занятия.

- Сегодня я хочу помочь вам в выборе темы ваших будущих исследовательских работ.

Памятка.

Как выбрать тему исследования?

Ответь на вопросы:

Что тебе интересно больше всего?

Чем ты хочешь заниматься в первую очередь (историей или литературой, математикой или познавать природу).

Что позволяет тебе получать хорошие отметки в школе?

Чем чаще всего ты занимаешься в свободное время?

Что из изученного в школе тебе хотелось бы узнать более глубоко?

4. Работа над обзором тем исследовательских проектов.

Тема исследовательской работы «Ухо как орган восприятия информации».

На уроке окружающего мира мы говорили об инструментах, которыми пользуется человек, при изучении природы. Выяснили, что самыми первыми инструментами можно назвать органы чувств человека или органы восприятия: ухо, нос, язык, кожа, глаза. Мы решили побольше и подробнее изучить один из органов восприятия – ухо.

Тема исследовательской работы «Глиняная игрушка».

В настоящее время в нашей стране широко развивается туристический бизнес. Когда гости или туристы приезжают в Россию, чаще всего на память они покупают или им дарят произведения народного искусства – деревянные резные игрушки, кукол в национальных костюмах, глиняные свистульки, точеных матрешек и т. д.

Каждый район, область, город имеет свое лицо, свои образцы народного искусства, которые выражают душу народа, его стремления, особенности культуры. Поэтому очень важно возрождение старых традиций и создание новых.

Мы тоже хотим сделать глиняную игрушку, отличную от всех известных, которая понравилась бы нашей детворе, несмотря на засилье китайских штамповок.

Цель нашей работы – изучить технологию изготовления глиняной игрушки, опробовать на практике и придумать неповторимый образ глиняной игрушки.

Тема исследовательской работы «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Вы узнали, кто это?

(Домашние животные: собака, кошка, корова, овца, коза.)

Как люди должны к ним относиться?

Как можно сформулировать тему этого исследования?

Тема исследовательской работы «Детская косметика».

У нас началась сразу битва за мнение,

Как выглядеть будешь среди всех ребят?

Вот взрослым везет, а у нас все скромнее,

Им можно накраситься, нам – не велят!

Ну как тут возможно произвести впечатление?

Один раз надела кольцо – пришлось снять,

Ни губы накрасить – одно огорченье,

Накраситься хочется – вам не понять!

Твердят кругом: «Рано! Не надо! Не стоит!»,

То дедушка, бабушка, мама умоет,

То полотенцем утрусь я сама,

Если вдруг мама пришла раньше срока.

Решили всем классом исследовать тему:

«Косметика детская: против и за».

А в чем актуальность? Зачем это нужно?

А вред организму? Пути нет назад!

5. Обобщение.

Тем для исследования очень много, только нужно уметь замечать все вокруг себя, стремиться узнавать новое и иметь желание докопаться до истины. Вот еще несколько тем: «Герои живут рядом», «Природа и человек», «Деревья нашего края», «Что в имени тебе моем?», «Исторические и культурные памятники района».

6. Итог занятия.

- Кому понравились темы, которые мы сегодня рассмотрели?

Кто захотел выбрать одну из них для исследования? Вы можете предложить свою тему. Работать над проектом можно группой, если ваши интересы совпадают.

7. Домашнее задание.

- К следующему занятию постарайтесь сформулировать цель, задачи, выдвинуть гипотезу исследования, составить план своей работы и сделать первые заметки по каждому этапу исследования своей темы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

    Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми стали самостоятельно изготовленные книжки-малышки по теме «Береги зрение!», газета «Если хочешь быть здоров», «Режим дня», учащиеся выполнили самостоятельные исследования по темам «Шоколадная страна», «Животные рядом с человеком», «Собака – друг человека».
С данными работами мои ученики выступали на уроках, классных часах, принимали участие в районном конкурсе «Первые шаги в науку» в 2009, 2010, 2011 годах и стали призерами, заняв почетное второе место.

    К организации исследовательской деятельности с детьми начальной школы нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроиться. На первых порах придется взять на себя большую часть работы. Но не надо бояться трудностей, и работа станет интереснее.
Помните, что дети должны идти «рядом», а не «позади», ищите истину вместе с ними.

Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Слайд 42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Организация исследовательской деятельности младших школьников.Заместитель директора по УВР, учитель Грахова Т.В. Дорога к истине берет начало  из детства светлого,Ведь ум детей пытлив ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию спос...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...