Организация исследовательской деятельности младших школьников.
статья по теме
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Заместитель директора по УВР, учитель Грахова Т.В.
Дорога к истине берет начало из детства светлого,
Ведь ум детей пытлив и гибок.
И пусть им уготовано немало в жизни нового,
А также трудностей, ошибок…
Пусть первые шаги еще неловки-
Склоняются над книгами их детские головки.
Глаза блестят, и душу греет созвучных мыслей перезвон-
Ведь на пороге нового открытия: и ты, и вы, и он!
Для обучающихся начальной школы свойственны любознательность, желание узнавать новое о мире, жажда активной деятельности, как говорил К.Д. Ушинский: «Ребенок требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия.
По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач.
Отметим, что к этим требованиям подталкивает образование сама жизнь, само время все более интенсивной информатизации, быстрого поиска верных решений, выбора из множества альтернатив. Сейчас становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуется не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, - они необходимы каждому человеку.
Поэтому организация условий для исследовательской деятельности как нельзя лучше способствует выполнению этих требований ФГОС нового поколения и времени.
Исследовательская деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строится на базе исследовательского поведения.
Исследовательское поведение – важнейший источник получения ребенком представлений о мире. Доктор психологических наук А.И.Савенков рассматривает исследовательское поведение как «вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации».
В нашей школе исследовательская деятельность младших школьников осуществляется в направлениях:
- в рамках урока;
- во внеурочной деятельности (кружок «Младший школьник - юный исследователь»);
- во внеклассной работе (организация работы исследовательского общества обучающихся начальной школы).
Анализ программ начальной школы показывает, что исследовательская работа включается в содержание учебников, но, в основном, по окружающему миру, более всего и по многим предметам, по УМК Занкова Л.В.
В системе развивающего обучения все учебно-методические комплекты изначально строились так, чтобы линия развития навыков исследования была содержательно, а главное, методически выдержана. Поэтому сегодня используя УМК по системе Л.В. Занкова, учитель может обеспечить достижение планируемого результата в сфере воспитания исследовательского поведения.
Сам факт эффективного использования ребенком специальных знаний, а также общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как важнейший индикатор познавательной потребности.
Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующие:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов, оформлять работу;
- выступать, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, свой проект.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще сам стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Для обучающихся по другим программам и УМК, возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов наиболее интенсивно обеспечиваются в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Во внеурочное время в нашей школе организована работа кружка «Младший школьник - юный исследователь» на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (1 занятие в неделю, 33-34 занятия в год).
Цель программы:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Одним из эффективных путей организации исследовательской деятельности школьников является создание и дальнейшее развитие исследовательского общества.
Исследовательское общество является самостоятельным формированием, которое объединяет обучающихся начальной школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Его целью является: создание условий для формирования умений и навыков исследовательской деятельности, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Задачи:
- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как одном из ведущих способов учебной деятельности.
Основные направления работы:
- Включение в научно-исследовательскую деятельность способных обучающихся в соответствии с их интересами.
- Обучение младших школьников работе с научной литературой.
- Оказание практической помощи обучающимся в проведении исследовательской работы.
- Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.
- Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад.
Итогом деятельности в исследовательском обществе является научно-исследовательская конференция, на которой представляются проекты членов обучающихся.
В условиях нашей школы сначала проходит конференция на уровне начальной школы «Шаг в науку», где выступают все желающие, а жюри, состоящее из детей, родителей, учителей, определяет победителей - участников муниципальной конференции «Меня оценят в ХХI веке». В члены исследовательского общества принимают торжественно, вручают удостоверения, сертификаты участника, грамоты победителям.
Бланк жюри. Критерии оценки.
№ п/п | Фамилия, имя, класс | Общее впечатление | Полнота раскрытия темы | Речь | Источники информации
| Оценка иллюстративного материала | Ответы на вопросы
| Самостоятельность | Номинация |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы:
- Реализация нового образовательного стандарта: потенциал / системы Л.В. Занкова/ А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. - 2-е изд., перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И.Савенков - М.: Ось-89, 2006. – 480 с.
- Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2, 2007.
- Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. Журнал «Начальная школа» №6, 2008.
- Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...
Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"
В данной презентации представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...
Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».
Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию спос...
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...