Инновационные технологии в воспитательной системе лечебно - профилактического учреждения "Детский санаторий для школьников".
статья на тему
Внедрение инновационных технологий в воспитательную систему детского санатория для школьников, при оптимальном сочетании лечебной реабиллитации, образовательной деятельности и воспитательного процесса в условиях лечебно - профилактического учреждения.
Сообщение на методическом объединении ГКУЗ ДС№9 "Детский нефрологический санаторий №9 ДЗМ".
Старший воспитатель Меркулова Елена Восильевна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tekhnologii-doklad.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в воспитательной системе лечебно- профилактического учреждения «Детский санаторий для школьников».
ФИЛИАЛ ГКУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»
Старший воспитатель Меркулова Елена Васильевна.
Доклад на методическом объединении воспитателей.
Идея оптимального сочетания лечения, учебы и воспитания ребенка в условиях здравницы легла в основу внедрения инновационных технологий в воспитательную систему детского санатория для школьников. В условиях лечебно-профилактического учреждения с краткосрочным пребыванием детей, где постоянно сменяется детский коллектив, интеграция оздоровительных мероприятий и полноценного учебно-воспитательного процесса сложна, при этом опыт работы доказывает, что эффективность лечебно-восстановительного процесса напрямую зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация не только благоприятствует медицинской реабилитации, но и сама становится пусковым механизмом коррекции физического здоровья ребёнка.
Инновационные технологии легли в основу системообразующих видов деятельности в воспитательной системе санатория: оздоровительной, досуговой, учебной и жизнедеятельности временных детских коллективов.
В нашем санатории за учебный год проходит лечение более 500-т воспитанников, все они очень разные и по социальному статусу (дети – сироты, социальные сироты, дети, находящиеся под опекой, дети – инвалиды, дети из семей иммигрантов) и по учебной подготовке, обладают различной степенью адаптации, поэтому воспитатель выбирает более целесообразные технологии воспитания. На первое место выходит личность ребёнка и его деятельность.
Таким образом, мы выделили приоритетные технологии:
- Личностно-ориентированные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Арт-технологии;
- Игровые технологии;
- Ток-шоу технологии;
- КТД;
- Ситуативные технологии;
Личностно-ориентированные технологии направлены на реализацию сущностной природы воспитанника, для которой важна ценность жизни, любовь к другим людям, позволяющая ребёнку выходить за пределы своих возможностей.
При внедрении личностно-ориентированных технологий в воспитательный процесс, воспитателю необходимо:
1) постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как способ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, ценностные ориентации;
3) постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной творческой деятельности, которая обеспечивает прогрессивное развитие ребёнка;
4) своевременно проявлять и устранять причины, которые могут воспрепятствовать достижению цели, оперативно изменять тактику воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств;
5) максимально опираться на собственную активность воспитанников;
6) объединять воспитание с самовоспитанием школьника;
7) развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, диагностировать потенциальные возможности и ближайшие перспективы развития. Жизнь не стоит на месте, меняется воспитательная среда школьников, поэтому воспитатель и сам должен быть в курсе всех нововведений в образовании, политики, искусства, общей культуры, быть примером человеческих достоинств и ценностей.
Этапы личностно-ориентированной технологии:
1. Диагностика личности ученика (выявления индивидуальных особенностей, уровня воспитанности и общего развития): потребности, интересы, ценностные ориентации; культура поведения и общение; условия семейного воспитания и т.п..
2. Выявление и уточнение учеников, которые требуют особого внимания (сироты, из неполных семей, склонные к девиантному поведению, находящиеся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и т.п.).
3. Диагностика воспитательного процесса: уровень воспитанности и общего развития учеников; система учебной работы в классах, занятость в разных видах внеурочной воспитательной деятельности, эмоциональные реакции воспитанников на воспитательные мероприятия, педагогические требования; характер сотрудничества субъектов воспитания; причины конфликтов, которые возникают.
Подходы педагога в личностно-ориентированной технологии:
- любовь к ученику, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, чуткость, умения видеть и чувствовать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
- благосклонность к диалоговым форм общения , умение говорить по-товарищески (без "сюсюканья" и без панибратства), умение слушать;
- уважение достоинства и доверие, понимания интересов воспитанника, его ожиданий и устремлений;
- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
- признание права на волю поступка, выбора, самовыражение;
- поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах; признание равноправия школьника в диалоге и решении собственной проблемы;
- готовность и способность быть на стороне воспитанника.
Под здоровьесберегающими технологиями в условиях детского лечебно-профилактического учреждения понимается комплекс мероприятий, обеспечивающий укрепление здоровья и реабилитация после длительной болезни детей и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Основными факторами лечебной реабилитации являются:
режим;
диетотерапия;
бальнеотерапия;
лечебная физкультура;
фитотерапия (лечебными травами);
физиотерапия: электросветолечение; ингаляции; электросон; массаж и др;
медикаментозное лечение.
Весь лечебно-оздоровительный процесс проходит под контролем лабораторных исследований.
В части воспитания культуры здоровья педагоги пропагандируют здоровый образ жизни, создают оптимальные условия организации учебного и воспитательного процесса: начало занятий -зарядка, в середине -динамические паузы; большая перемена – это второй завтрак и прогулка на свежем воздухе; дифференцированные домашние задания. Поддержание гигиенических условий в учебных классах и в комнатах отдыха, чередование различных видов учебной и игровой деятельности, эмоциональная разрядка в течение всего дня, стимулирование активной познавательной деятельности и развития в целом, развитие творческих способностей и умений каждого, создание ситуаций успеха, благоприятный эмоциональный фон радости от пребывания ребёнка в санатории.
В санатории проводятся:
- “Дни здоровья”;
- Декады здоровья;
- Викторины, конкурсы;
- устные журналы по здоровьесбережению;
- теоретические занятия, беседы, семинары;
- занятия по теме “Основы формирования культуры безопасности ”;
- мониторинг уровня изменения физического, эмоционального здоровья и двигательных качеств учащихся;
- оформление наглядного материала (выставки, стенды, плакаты).
Арт-технологии наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Арт - технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство является не целью, а только средством познания. Воспитанник полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Арт -занятие часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться. Возможно использование нескольких технологий одновременно: рисовать и петь, лепить и раскрашивать, танцевать под свою мелодию, сочинять и показывать сказку и др.
Арт – технологии имеют несколько направлений:
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия,
имаготерапия (театральное действие),
кинезитерапия (движение танца).
В основе изотерапии лежит особая цветовая система, ребёнок с помощью цвета показывает своё эмоциональное состояние и его возможно корректировать в течение дня. Изотерапия позволяет развивать художественное воображение ребёнка, тесно связана с музыкальной терапией и игровой: рисование под музыку, перед рисунком проиграть ситуацию и т.д..
В качестве тем для рисунков можно использовать множество понятий и объектов: «Я дома», «Автопортрет», «Мои родители», «Мои увлечения», «Я в будущем», «Что живёт на земле?», «Что плавает в воде?», «Мой город», «Дерево», «Мой дом» и т.д., фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Главное средство реализации данного метода – сказки. Сказки специально подбираются, компонуются в группы по возрасту, по определённой проблеме. Способы сказкотерапии:
1. Чтение и обсуждение содержания.
2. Придумывание собственной сказки или старой сказки на новый лад.
3. Рисование, аппликация сказки (арттерапия).
4. Театрализация, декламация по ролям (инсценировка).
Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти».
Игровые технологии. Сущность игрового метода заключается не в противопоставлении игры труду, а в их синтезе. Поэтому игра может быть включена в любой вид деятельности.
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.
Игра – это - то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Ролевая игра требует определенных педагогических усилий, педагогического мастерства. Ролевая игра может выступать как игровое общение. Это сюжетные игры типа «Магазин», «Школа», «Больница» , «Путешествие» и т.д. Здесь главное - не результат, а сам процесс игрового взаимодействия участников.
Ролевая игра может быть использована и как способ организации неигровой деятельности. Например, отряд на какое-то время объявляется экипажем космического корабля, вырабатываются «инструкции» по выполнению ряда задач.
Дети, прошедшие через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности.
Ребенок проигрывает «примеривает» не использованные, не выбранные возможности.
Ток-шоу технологии - это диалоговые занятия с делением участников на три группы: «Сцена», «Зал», «Ведущий», при чём разбор ситуации происходит по строго задуманному плану, главные герои(сцена), имеющие противоположные точки зрения, поддерживаются своими группами из зала, рефери – ведущий.
Ток – шоу технология - работа со словесным поведением воспитанников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: если в группе возникают ссоры или непонимание между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Принцип технологии:
1. ведущему необходимо дать возможность высказаться противоборствующим сторонам, задать участникам разных мнений вопросы, уточняющие детали;
2. независимым экспертам привести доводы большинства случаев, аналогичных данному;
3.воспитатель занимает нейтральную позицию, но поддерживает обе стороны;
4. ведущий предлагает поразмыслить над причинами ситуации и о прогнозе при различных исходах;
5.выноситься заключение и правила, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Темы ток – шоу: «Дать сдачу – это правильно?», «Зачем богатые учатся?», «Компьютерные игры, зло или благо?» и т. д.
КТД – коллективно- творческое дело на основе деятельностного, творческого и коммуникативного подхода. Это дело обычно организуется на весь детский коллектив, не зависимо от возраста. Оно общественно – значимо для каждого и для коллектива в целом. Оно творческое, потому что воспитанники вместе с воспитателями ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.
Задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
- обучение правилам и формам совместной работы;
- становление и развитие временного детского коллектива;
- развитие личности и творческого потенциала каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- развитие коллективного творчества;
- реализация коммуникационных потребностей детей.
Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе. В повседневной жизни нашего санатория технология КТД используется на заключительных праздниках каждой смены: конкурсно – развлекательные и нравственно - познавательные программы «Зимние узоры», «День защитника Отечества», «Девичник», «КВН ко Дню смеха», «День памяти», «Дети – будущее Земли» и т.д..
Ситуативные технологии - разрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами или для профилактики возникновения, каких – либо ситуаций. Воспитатель предлагает проиграть ситуацию, и посмотреть на неё со стороны. Воспитанникам предлагается побыть и в роли одной стороны и в роли другой стороны, проговорить те или иные тексты, чаще непривычные. Например: побыть в роли учителя, мамы, воспитателя, водителя автобуса и т.д., предложить ситуацию из жизни или ответить на вопросы детей, «А если?...». Также возможно рассматривание картинок с различными готовыми ситуациями и вариантами поведения в них, перед ребёнком ставиться проблема выбора, чаще применяется для индивидуальных консультаций.
Использование инновационных технологий позволяет решать специфические задачи социально – педагогической поддержки детей с ослабленным здоровьем:
* обучение больного ребенка способам защиты от состояния ущербности;
* формирование потребности в здоровом образе жизни и необходимых навыков и привычек; приобщение к культуре быта;
* создание условий для содержательного межличностного общения;
* формирование опыта творческой деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей обучаемых;
* ликвидация пробелов в знаниях учащихся, формирование умений и навыков, необходимых для продолжения обучения в своих постоянных учебных коллективах.
Литература
1. Хрипкова А.Г. Внутришкольная среда и здоровье школьника // Биология в школе. 1996.
2. Баранова Н.А., Баранов А.Е. Воспитательная система детского лечебно-профилактического учреждения: социально- педагогическая реабилитация детей с ослабленным здоровьем. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998.
3. Лебедев В. И. Учебно-воспитательный процесс в детском санаторно-оздоровительном учреждении. М., 2001.
4. Орехова, В.А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
6. Советова, Е.В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитательная система «Создание условий для самореализации младших школьников посредством приобщения к краеведческой культуре»
Важно, чтобы в школьной жизни ребенок нашел себе дело по душе, получил возможность закрепить на практике свои отношения с миром, проявить себя, пережить радость успеха и общественного признания и почу...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе.
Сообщение на ШМО классных руководителей. Из опыта работы....
Применение инновационных технологий в воспитательной работе
Применение инновационных технологий в воспитательной работе...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе
В статье дается описание инновационных воспитательных технологий и способы их применения...
Инновационные технологии в воспитательной работе
…Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы ру...
Инновационные технологии в воспитательной работе
(Слайд 2) …Творчество есть необходимое условие существования, и все, что ...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным.
Реализация программы социальной активности обучающихся «Орлята России» в МБОУ «СОШ № 9», г. Зима (2022-2023гг)...