воспитательная система «Создание условий для самореализации младших школьников посредством приобщения к краеведческой культуре»
статья на тему
Важно, чтобы в школьной жизни ребенок нашел себе дело по душе, получил возможность закрепить на практике свои отношения с миром, проявить себя, пережить радость успеха и общественного признания и почувствовать уверенность в себе. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания школы личностного развития и самосовершенствования. Тем самым обеспечивается воспитание и развитие свободной, активной, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Решение данной проблемы я вижу в создании условий для самореализации младших школьников посредством формирования краеведческой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimova_vospitatelnaya_sistema_2.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» |
Конкурсная работа на грант главы города |
Номинация конкурса: «Воспитательная система классного руководителя» |
«Создание условий для самореализации младших школьников посредством приобщения к краеведческой культуре» |
Автор: Максимова |
г.Нефтеюганск 2006 |
ВВЕДЕНИЕ.
В программе развития МОУ «СОШ № 4» сформулирована цель начальной школы:
Построение образовательной среды, позволяющей обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие личности младшего школьника, имеющего навыки самостоятельности учебного труда, основы коммуникативной культуры.
Задачи начальной школы:
- Создание условий для овладения выпускником начальной школы основами функциональной грамотности.
- Вооружение выпускника начальной школы необходимым инструментарием познавательной деятельности, формирование навыков самостоятельности учебного труда (в том числе с использованием информационных технологий в образовательном процессе).
- Развитие ВПФ ребенка как предпосылки успешности учебной деятельности.
- Создание условий для развития интеллектуальных способностей каждого ученика, имеющего высокие учебные возможности.
- создание содержательных, организационных и методических условий для формирования коммуникативной культуры учащихся.
- Создание условий для самореализации личности.
Основные требования к выпускнику начальной школы (содержательно-целевые линии):
- Овладение учебным материалом в соответствии с требованиями к оценке качества учеников, оканчивающих начальную школу (никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности, лежащих в основе построения образа мира).
- Формирование учебно-познавательных действий ребенка (овладение системой операций, необходимых для успешной познавательной деятельности, базовыми общеучебными умениями и навыками, действиями самоконтроля).
- Психическая деятельность ученика, оканчивающего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией и внутренним планом действий (то есть осознавать, оценивать, планировать свою деятельность).
- Социально-психологическая ориентация в человеческой действительности.
- Волевая саморегуляция поведения (сознательный контроль собственных действий).
- Развитие произвольности психических процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь).
- Поддержка, закрепление и развитие усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей: уважение к другим культурам, языкам, традициям, религиям; проявление мировоззренческих установок на готовность к защите Отечества; значимость таких нравственных ценностей, как патриотизм, честь и честность, ответственность, умение противостоять негативным явлениям, способность к эстетическому восприятию.
Для достижения данных целей и задач необходимо построить воспитательную систему, направленную на личностный рост младшего школьника.
Основной целью любой воспитательной системы является развивающаяся личность ученика, поэтому существенные характеристики воспитательных систем будут сходными. Воспитательные системы — по происхождению искусственные системы, т.е. созданные человеком. Смысл их создания и существования — возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащегося. Самочувствие учащегося, создание условий для их полного самовыражения и развития творческих индивидуальностей составляют смысл функционирования любой воспитательной системы.
По мнению известного психолога Рутта, цель – это мечта, которая должна осуществиться к точно определённому сроку. Задачи – это шаги, по достижению данной цели. А вот количество данных шагов, их ширина, частота – это уже своего рода СИСТЕМА.
Моя воспитательная система основана на следующих идеях и принципах:
- идея взращивания человеколюбия и любочестия (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский);
- идея личностно-ориентированного образования на основе его дифференциации и индивидуализации (Л. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский);
- идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин);
- идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А. И. Щетинская).
Система соответствует цели и задачам программы развития нашей школы, реализуется в рамках приоритетного направления работы школы «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников».
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Родители первоклассников, ведя своих детей в школу 1-го сентября, полны ожиданий, волнений и надежд. Каждому из них хочется, чтобы их ребенок стал прилежным учеником, приобрел друзей, полюбил школу. К сожалению, их надежды не всегда сбываются, так как далеко не каждый ребенок способен успешно учиться. Первые трудности, неудачи в учебе, связанные с низким уровнем познавательной готовности к школе, служат причиной для разочарования родителей, влияют на развитие негативного отношения к учебе учеников, которые недостаточно успешны в школьном обучении. С этой проблемой сталкивается каждый учитель.
Так, например, у моих учащихся на момент поступления в 1-й класс были следующие показатели:
- У 30% детей преобладал игровой мотив деятельности.
- У 25% не сформирована позиция школьника.
- У 45% детей слабо развита мелкая моторика рук.
- 43% детей не умели действовать по правилу, ориентироваться на образец.
- У 40% детей низкий уровень развития речи.
- У 60% - слабо развит фонематический слух.
- У 35% - узкий кругозор.
- 32% детей имели высокий уровень школьной тревожности.
Проанализировав данные первичной диагностики, я пришла к выводу, что далеко не все дети моего класса смогут стать успешными в учебе. А это может стать причиной нежелания детей ходить в школу, разочарования родителей в своем ребенке, не оправдавшем их надежды. Постепенно такие дети переходят в группу риска. Передо мной встал вопрос, каким образом избежать этого, как создать условия для самореализации каждого.
Важно, чтобы в школьной жизни ребенок нашел себе дело по душе, получил возможность закрепить на практике свои отношения с миром, проявить себя, пережить радость успеха и общественного признания и почувствовать уверенность в себе. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания школы личностного развития и самосовершенствования. Тем самым обеспечивается воспитание и развитие свободной, активной, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Решение данной проблемы я вижу в создании условий для самореализации младших школьников посредством формирования краеведческой культуры.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
Цель:
Создание творческой образовательной среды для самореализации личности, т.е. создание для каждого ребенка условий, в которых он мог бы максимально проявить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности.
Задачи:
- Сформировать у младших школьников основы краеведческой культуры через внедрение интегрированного курса «Мой край».
- Создать условия для самореализации учащихся посредством приобщения к краеведческой культуре:
- Выявление склонностей, интересов, способностей учащихся моего класса;
- Предоставление возможностей для реализации и развития задатков и способностей учащихся в соответствии с их интересами, потребностями, психолого-физиологическими особенностями и объективными возможностями школы, семьи и города.
- Развитие познавательных способностей учащихся: умения анализировать явления, составлять целостное восприятие, устанавливать закономерности на примере растительного и животного мира, подтверждать правила примерами, проверять, доказывать правильность суждений.
- Развитие творческих способностей детей литературного и художественно-прикладного цикла через организацию выставок рисунков, поделок, тематических вечеров, этнографических праздников, театральных постановок, сбора краеведческого материала.
- Развитие коммуникативных качеств личности.
- Формировать эстетические и нравственные качества личности младших школьников.
- Способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классном коллективе, где у каждого ребенка будет своя, значимая для других, роль; повышение групповой сплоченности учеников.
ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:
Я считаю, что краеведение создает исключительно благоприятные условия как для самореализации личности, так и для формирования высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Одно из важнейших положений данного подхода– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов (Ю. Шесталова, Е. Айпина, А. Тарханова и др.), фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствует формированию нравственного сознания и поведения младших школьников. Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Земля, вода, растительный и животный мир – вот источник для поддержания жизненных и духовных сил югорских народов. Это единство с природой отражается в сказках, легендах, стихах, мудрых изречениях. В произведениях проходит установка на уважительное отношение не только к природе, но и на уважительное отношение людей друг к другу. Таким образом, изучение произведений местных авторов и коренного населения, народных традиций дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Изучение природы своего края способствует и эстетическому воспитанию, ведь красота окружающей природы, почувствованная детьми, побуждает их беречь её, создает условия действенной охраны и улучшения природы.
Краеведческий курс ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.
Краеведческий интегрированный курс способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей. Есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Краеведческая направленность способствует формированию творческой личности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Реализация данной воспитательной системы включает в себя следующие этапы:
- Начальный (аналитико-организационный) этап.
- Практический (накопительный) этап
- Практико-обобщающий этап.
Начальный (аналитико-организационный этап) – 1 год обучения.
Направления работы:
- Выявление на основе диагностических процедур способностей учащихся моего класса, склонностей к определенному виду деятельности, творческих задатков, уровня коммуникативных навыков детей.
- Формирование первоначального интереса к краеведению (как средству проявления своих способностей). Мотивация.
Средства реализации:
Для выявления склонностей, способностей и природных задатков используются следующие средства:
- Анкетирование родителей учащихся «Интересы моего ребенка».
- Изучение характеристик учащихся, предоставленных дошкольными учреждениями.
- Психолого-педагогическая диагностика учащихся (определение основного мотива деятельности, склонностей, интересов, развития познавательной сферы).
- Составление личных карт школьников. Формирование групп по интересам.
Для формирования мотивации и интереса к краеведению организована следующая работа:
- Формирование банка данных дидактических материалов и методических разработок краеведческой направленности.
- Проведение занятий краеведческого кружка «Югория» (программа прилагается).
- Театрализация сказок местных народов.
- Выставки детского творчества.
- Сотрудничество с родителями.
Результат:
На основании диагностики, анкетирования и наблюдения был составлен объективный портрет моего класса, определены склонности каждого ребенка и пути реализации природных задатков. Кроме того, для многих учащихся были сформулированы коррекционные задачи (например, развитие активности, преодоление стеснительности, развитие речи и пр.).
Имея объективную картину по большинству детей своего класса, я объединила детей в группы по интересам (исследователи родной природы; лекторы; художники; писатели; актеры и пр.). Работу краеведческого кружка строила исходя из реальных способностей каждого учащегося.
К концу 1-го года обучения из 32% учащихся, имеющих высокий уровень тревожности, осталось 4% (1 человек).
К положительным результатам данного этапа можно отнести и установление сотрудничества с родителями, которые стали активными участниками воспитательного процесса (изготовление костюмов, декораций, участие в постановках).
Практический (накопительный) этап – 2-3 годы обучения.
Направления работы:
- Развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через ведение занятий краеведческого курса. Максимальное предоставление каждому ребенку возможностей для реализации своего «Я».
- Формирование основ краеведческой культуры как особого взгляда мир.
- Организация работы по социальному проектированию.
Средства реализации:
- Продолжение работы краеведческого кружка «Югория».
- Установление внешних связей нашего классного кружка со школьными органами самоуправления и городскими организациями.
- Расширение возможностей для развития творческого потенциала учащихся через развитие дополнительного образования.
- Создание проектов учащихся исследовательской, творческой и социальной направленности.
Результат:
В результате реализации работы по вышеперечисленным направлениям были достигнуты определенные результаты работы. Установлены партнерские отношения со школьным историко-краеведческим музеем, городской библиотекой, центром по защите прав человека. Мои ученики – активисты библиотечного клуба «Муравейник», участники конкурса Недели детской книги (приз зрительских симпатий).
На базе нашего класса создан оркестр народных инструментов (руководитель Волошина С.Л., специалист детской музыкальной школы); кружок «Умелые руки» (учитель технологии); хореографический кружок (использование возможностей родителей); театральная студия. То есть появились возможности для реализации музыкальных, прикладных и сценических способностей детей.
Созданы детские проекты творческого, исследовательского и социально-значимого характера, в которые вовлечены все учащиеся моего класса:
- Организован детский центр подготовки и выпуска школьной телегазеты «Земля моя Югра». При подготовке к выпуску телегазеты дети выполняют функции сценаристов, редакторов, журналистов, телеведущих, актеров.
- Организован выпуск классного пресс-центра «Наш край на глобусе и карте» (реализация литературных и художественных способностей детей).
- Проект «Театр – малышам». Мы готовим литературные постановки, инсценировки сказок, краеведческие праздники для первоклассников.
- Индивидуальные исследования детей по тематике краеведческой направленности.
Практико-обобщающий этап – 4 год обучения.
Задачи данного этапа:
- Создание системы работы по формированию основ краеведческой культуры учащихся как средства самореализации ребенка.
- Обобщение опыта работы по данному направлению.
- Анализ достигнутых результатов. Соотнесение предполагаемого и реального результатов реализации данной работы.
Средства реализации:
- Формирование у детей потребности в передаче приобретенных знаний краеведческо-этнографической направленности (создание клуба экскурсоводов и юных исследователей). Дети подготовили ряд лекций о родном крае для одноклассников, а затем для учащихся других классов. Наиболее удачные детские лекции послужили основой виртуальной экскурсии «Моя Югра», которая с успехом проходит в школьном музее (1-е место на городском конкурсе экскурсоводов).
- Составление индивидуальных карт личного роста каждого учащегося.
- Создание методической копилки по краеведению.
- Диагностика достигнутых результатов: уровень креативного мышления; уровень развития познавательных способностей; сформированности жизненных ценностей; уровень сплоченности классного коллектива; психологическая атмосфера в классе; уровень удовлетворенности детей и родителей ОУ.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Конечным результатом реализации краеведческого курса для меня, как учителя, является создание системы работы с конкретным учеником. Этому способствуют занятия в краеведческом кружке, классные часы, внеклассные мероприятия, выставки рисунков и поделок, литературная гостиная, театрализация сказок народов Севера и фольклорных праздников коренного населения, использование возможностей городской библиотеки, расширение сети дополнительного образования и многое другое.
Безоценочная система кружковых занятий помогает снизить уровень тревожности ученика, тем самым формирует положительный опыт общения в ситуации урока и во внеурочной деятельности. Ребенок не боится высказывать свое мнение, рассуждать, он уверен в себе, что служит средством снижения уровня школьной тревожности.
Творческая деятельность учеников создает возможность для самореализации природных задатков и коррекции определенных видов деятельности, что не только повышает самооценку ученика, но и влияет на его успешность в учебе. В течение нескольких лет в рамках реализации краеведческого курса ребятам приходилось быть не просто учениками начальных классов, получающими определенный багаж знаний о родном крае, а этнографами, исследователями, экологами, писателями, художниками.
Изучая природу, культуру и историю родного края, ученики получили возможность овладеть навыками исследовательской работы. Детское исследование - это не просто доклад, списанный из книги, научной статьи, а свое субъективное видение мира. Качественным показателем формирования исследовательских навыков учащихся служит участие моего ученика, Просина Павла, в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» с работой «Изучение культуры, традиций и обычаев народов ханты и манси как один из шагов в укреплении дружбы народов», которая была удостоена диплома 2-й степени.
Далее рассмотрим количественные и качественные показатели, полученные в результате диагностик.
- Уровень развития познавательных способностей (аналогия, обобщение, классификация, выделение главного и пр.) по тесту Амтхауэра:
- 13% учащихся – очень высокий уровень.
- 61% - высокий уровень.
- 26% - выше среднего.
- Среднего и низкого уровня нет.
Нельзя сказать, что данный результат достигнут только благодаря системе воспитательной работы, направленной на максимальное раскрытие природных задатков личности. Можно долго спорить по поводу приоритета воспитания или обучения, если иметь в виду, что и тот, и другой термин может употребляться как в широком, так и в узком смысле. Если же следовать традиционному для российской культуры пониманию воспитания как механизма передачи жизненного опыта одним поколением другому, то тогда обучение – одна из форм воспитания, которая отвечает за интеллектуальное развитие человека посредством упорядочивания передачи информации.
В то же время, необходимо заметить, что аспект развития познавательных способностей ребенка посредством формирования краеведческой культуры отражен в задачах моей работы. Ведь первоначально, при обосновании актуальности своей системы, я опиралась на недостаточный уровень интеллектуально-познавательной готовности 35% учащихся моего класса к школьному обучению.
- Диагностика творческого потенциала, проведенная школьным психологом во 2-м полугодии 4-го класса, показала, что 16% учащихся имеют высокий уровень развития творческого мышления, 56% - выше среднего, 16% - средний уровень, 12% - ниже среднего (что является одним из наиболее высоких показателей по начальной школе). Достижению данных результатов способствовало максимальное раскрытие потенциала каждого ребенка в свойственной для него сфере деятельности.
- Диагностика коммуникативных способностей учащихся (проведенная школьным психологом по запросу) показала, что 40% детей обладают высоким уровнем коммуникативных способностей, 60% - средним, низкий показатель отсутствует. Что также является показателем результативности реализации системы, если учитывать, что первоначально 32% учащихся моего класса испытывали трудности в общении.
- Сформированность жизненных ценностей (как одного из показателей сформированности нравственных качеств личности) отслеживается нами при помощи методики М. Рокича. Данная диагностика показывает, что среди наиболее значимых качеств личности дети указывают справедливость, честность, ум; а среди жизненных ценностей – семью, Родину, знания, класс.
- Диагностика психологической атмосферы в классе показывает, что в течение всех 4-х лет она является благоприятной (81%). Характерные взаимоотношения – увлеченность общим делом, сотрудничество, взаимопомощь.
- Индекс групповой сплоченности в течение 2-х последних лет повысился от среднего (0,5) к высокому (0,7). В классе отсутствуют отверженные, пренебрегаемые (данные социометрии).
- Кроме того, данные анкетирования родителей и детей показывают высокий уровень удовлетворенности общеобразовательным учреждением (коэффициент 3,4, что является высоким показателем). Родители являются первыми помощниками учителя в организации работы с классом, активными участниками школьных дел.
Если же говорить о качественных показателях, то, прежде всего, необходимо отметить, что мои дети любят школу. Это не пустые слова. За 4 года учащиеся выбывали из класса только в связи с переездом в другой город. Мои дети и их родители – активные участники всевозможных школьных дел.
Также можно отметить познавательную активность детей, проявляющуюся как на уроках, так и в индивидуальной работе, в воспитательных мероприятиях (благодарственные письма из городской библиотеки).
Самое главное, что каждый из моих воспитанников представляет собой уникальность и самоценность для окружающих. Каждый реализовал свои интересы и способности в том или ином виде деятельности, получив при этом общественное признание (например, Ишимов Анатолий – летописец собственного рода, Лисак Иван – признанный мастер карандаша и красок, Гришин Александр – певец и актер; все это компенсирует недостаточную успешность в учебе этих ребят, не является причиной формирования комплексов неоправданных надежд родителей).
К показателям результативности можно отнести:
- Диплом 2-й степени в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» Просина Павла («Изучение культуры, традиций и обычаев народов ханты и манси как один из шагов в укреплении дружбы народов»).
- 1-е место в городском конкурсе экскурсоводов школьных музеев Коновалова Кирилла и Просина Павла (виртуальная экскурсия «Моя Югра»).
- Приз зрительских симпатий на открытии Недели детской книги.
- Диплом участников городской декады технологии за поделку «Стойбище ханты» (Ушакова Настя, Трескина Ксения).
- Участие Ишимова Анатолия в городской конференции «Мое родословное дерево».
- Участие 100% учащихся моего класса в городском смотре художественной самодеятельности, посвященном 75-летию Ханты-Мансийского автономного округа.
- 100% занятость учащихся моего класса в учреждениях дополнительного образования.
- Комфортность детей в школе.
- Основным качественным результатом реализации данной системы является ученик, для которого главными жизненными приоритетами являются школа, ученический коллектив и знания.
Легко заметить, что связующими звеньями выстроенной системы является познавательная деятельность детей, направленная на освоение культурного наследия, пробуждение к знанию как к самостоятельной ценности, и, наконец, ролевая игра, как способ приобщения к культуре, что имеет для меня исключительно важное значение.
Истинно эффективную педагогическую систему, т. е. систему, сознательно рассчитанную на результат и дающую высокий результат, невозможно понять, пока не рассмотришь и не исследуешь ее внутренние логические связи. «...Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет других воздействий, – писал В. А. Сухомлинский, – любая закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других закономерностей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.
Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства. Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА
Одной из форм, которая формирует нравственные ценности и творческое мышление, это организация школьного «Пресс-центра» и издание школьной газеты. Такая форма работы, помогает р...
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....
Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"
Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....
Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности
Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности...
Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника"
Доклад "Создание условий для самореализации личности младшего школьника"...
Мастер-класс «Создание условий для самореализации школьников через групповую работу»
Мастер-класс "Создание условий для самореализации школьников через групповую работу"...