Применение инновационных технологий в воспитательной работе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье дается описание инновационных воспитательных технологий и способы их применения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_vyst_primenenie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_vospitatelnoy_rabote.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»
Выступление на МО классных руководителей
«Применение инновационных технологий в воспитательной работе »
Классный руководитель
0 А класса
Лебедева Лариса Евгеньевна
Смоленск 2021
…Творчество есть необходимое
условие существования, и всё,
что выходит за пределы рутины и
в чём заключена хоть йота нового,
обязано своим происхождением
творческому процессу человека…
Л.С. Выготский
Вступление
На практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово «технология». Оно образованно от латинских слов «техне» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука.
Инновация рассматривается как результат творческого процесса. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств. Инновации в воспитании – это системы долгосрочные, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков позволяющих нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- диагностирование
- целеполагание
- проектирование
- конструирование
- организационно- деятельностный компонент
- контрольно- управленческий компонент.
Основная часть
Современные технологии – это игровые, информационные,
здоровьесберегающие, шоу-технологии, коммуникативные, коллективно-творческие дела.
В основе их лежит определённая направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату.
Инновационные технологии:
- коллективно творческое дело
- информационно-коммуникативные
- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальные марафоны)
- социальное проектирование
- организационно-деятельностные игры
-технология исследовательской деятельности
- технология проектов
- технология дидактической игры
- здоровьесберегающая технология
- личностно-ориентиованная технология
- экологообразовательные
- кейс-технологии
- арт-технологии
- шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
- групповая проблемная работа (разработка проектов)
- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
- диалог «педагог-воспитанник»
- тренинг общения
- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, имеющих ярко выраженную учебно-познавательную направленность. Виды педагогических игр:
- деловые (моделируют управленческие или производственные ситуации; цель – обучение принятию решений, усвоение или закрепление учебного материала);
- имитационные (моделируют деятельность какой-либо организации или подразделения; цель – формирование практических умений и навыков);
- операционные (моделируют рабочий процесс; цель – отработка конкретных специфических операций);
- игры исполнения ролей (моделируют «пьесу ситуации»; цель – отработка тактики поведения, выполнения обязанностей конкретного лица);
- «деловой театр» (инсценировка ситуации; цель – выработка навыков позитивного общественного поведения);
- психодрама и социодрама (социально- психологический «театр»; цель – развитие «человеческих» качеств личности).
Шоу-технологии – деление участников на выступающих и зрителей; соревноваться на сцене; заготовленный организаторами сценарий. Структура: запуск, задания- конкурсы, финал. Три основных психологичкских механизма: эмоциональное заражение, соревновательность, импровизация.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога. Цель здоровьесберегающей технологии- обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов, и всё это независимо от возраста, пола, болезни, чувств, переживаний. Термин «арт - терапия» (лечение искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. К формам арт-терапии относятся: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (театральное действие), кинезитерапия (движение танца), библиотерапия, фототерапия.
Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. К основным задачам социального проектирования относятся: повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации, формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе, закрепление навыков командной работы, совершенствование полезных социальных навыков и умений.
Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) - основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа выявления проблем поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Цели, достигаемые при использовании кейс- технологии: интеллектуальное развитие обучаемых, осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций, приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений, формирование готовности к оценке и принятию решений, обеспечение повышения качества усвоения знаний за счёт их углубления и обнаружения пробелов, развитие коммуникативных навыков. Кейс-метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность метода – создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, учебный материал подаётся в виде проблем (кейсов). Виды кейсов:
- ситуации-иллюстрации представляет ситуацию и поясняет причины её возникновения, описывает процедуру её решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ её решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие;
- ситуации-упражнения описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретённые теоретические знания;
- ситуации – оценки описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и её решения;
- ситуации – проблемы представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
Технология коллективной творческой деятельности, основными этапами которой являются:
- подготовка педагога к проведению КТД (традиционное: ориентация педагога на развитие коллектива; личностно ориентированное КТД: ориентация педагога на развитие индивидуальности воспитанников);
- коллективное целеполагание и планирование (традиционное КТД: социальные основания дела, акцент на групповой работе; личностно ориентированное КТД: дело как потенциал личностного развития, индивидуальных вкладах, на авторство идей);
- подготовка дела (акцент на дружной групповой работе; личностно ориентированное КТД: акценты на добровольность принятия ролей, поручений);
- проведение дела ( традиционное КТД: участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана; личностно ориентированное КТД: структура дела выбирается с учётом самоопределения воспитанников в отношении ролей, поручений);
- коллективное подведение итогов (традиционное КТД: основные вопросы – критерии: Как мы организовали дело? Как мы проявили свою коллективность?; личностно ориентированное КТД: вопросы –критерии, акцентирующие значимость дела для понимания и развития себя как индивидуальности);
- последействие (традиционное КТД: закрепление коллективного успеха, преодоление препятствий в развитии коллектива; личностно ориентированное КТД: закрепление индивидуального успеха, преодоление препятствий в развитии личности). Выделяются виды КТД: познавательные дела, трудовые дела, художественные дела, спортивные дела, экологические дела, досуговые дела. Содержание КТД предполагает: создание условий для творческого развития личности ребёнка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создание условий для личностного и профессионального самоопределения, профилактика асоциального поведения.
Применение на практике
Показатели нового качества воспитательного процесса:
- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с школьниками;
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование и умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
- развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально- творческой деятельности и творческой активности учащихся;
- развитие способности свободного культурного общения.
Вывод. Благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у обучающихся, и у их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий в воспитательной работе.
Сообщение на ШМО классных руководителей. Из опыта работы....
Применение инновационных технологий в воспитательной работе
Применение инновационных технологий в воспитательной работе...
«Применение современных технологий в воспитательной работе»
В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования. Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединен...
Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной работе
Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе....
Инновационные технологии в воспитательной работе
…Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы ру...
Инновационные технологии в воспитательной работе
(Слайд 2) …Творчество есть необходимое условие существования, и все, что ...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным.
Реализация программы социальной активности обучающихся «Орлята России» в МБОУ «СОШ № 9», г. Зима (2022-2023гг)...