«Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность».
статья на тему

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»

Выступление на тему:

«Способы формирования у обучающихся

умения самостоятельно контролировать и оценивать

 свою деятельность».

Подготовила:

учитель начальных классов

Залыгаева Ольга Михайловна

Петровск

2014 г.

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

Самоконтроль у школьника - это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.

 Самооценка у школьника - это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.

Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.

   Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:


1)  Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
2)  Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
3) Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

 Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

-  сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

самоконтроль, саморегуляция

б) елочку из треугольников:


самоконтроль, саморегуляция


в) узор из геометрических фигур:

самоконтроль, саморегуляция

г) композицию:

самоконтроль, саморегуляция


самоконтроль, саморегуляция
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

самоконтроль, саморегуляция

Задания легко видоизменяются.
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра "Лесенка".

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

самоконтроль, саморегуляция

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.

3. Игра "Число-контролер".
Ученики получают карточки с примерами:

самоконтроль, саморегуляция
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

Во 2 – 3 классах ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля.

Например:

  • предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
  • карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
  • математические диктанты с использованием копирок.

В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.

При поведении творческих самостоятельных работ я использую:

- мозговая атака; методика “Бортовой журнал” ;

- составление схемы-коллажа;

-самоконтроль по собственной инициативе.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Заключение

Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

  Третьему этапу можно посвятить третий   и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.

Данные  подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.





Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»

Выступление на тему:

«Способы формирования у обучающихся

умения самостоятельно контролировать и оценивать

 свою деятельность».

Подготовила:

учитель начальных классов

Залыгаева Ольга Михайловна

Петровск

2014 г.

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

Самоконтроль у школьника - это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.

 Самооценка у школьника - это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.

Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.

   Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:


1)  Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
2)  Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
3) Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

 Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

-  сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

самоконтроль, саморегуляция

б) елочку из треугольников:


самоконтроль, саморегуляция


в) узор из геометрических фигур:

самоконтроль, саморегуляция

г) композицию:

самоконтроль, саморегуляция


самоконтроль, саморегуляция
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

самоконтроль, саморегуляция

Задания легко видоизменяются.
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра "Лесенка".

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

самоконтроль, саморегуляция

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.

3. Игра "Число-контролер".
Ученики получают карточки с примерами:

самоконтроль, саморегуляция
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

Во 2 – 3 классах ученикам предлагается:

- сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля.

Например:

  • предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
  • карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
  • математические диктанты с использованием копирок.

В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.

При поведении творческих самостоятельных работ я использую:

- мозговая атака; методика “Бортовой журнал” ;

- составление схемы-коллажа;

-самоконтроль по собственной инициативе.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Заключение

Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

  Третьему этапу можно посвятить третий   и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.

Данные  подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя

Формирование у учащихся уменийсамостоятельно работать с текстом и контролировать себя  Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя...

«Составление интеллект- карт как способ формирования универсальных учебных умений»

Главное достоинство этого метода - его универсальность. Он может быть использован не только любым учителем-предметником, но и в обычной жизни. Интеллект - карты сегодня составляют предприниматели, пре...

Способы формирования у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность

Моя деятельность заключается в том, что всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ «НАВЫК» И «УМЕНИЕ» В СВЕТЕ ФГОС НОО

Статья была написана для выступления на МО учителей начальной школы....

Разработка урока. Математика 4 класс "Формирование у обучающихся умений самооценки, взаимооценки при изучении темы «Сочетательное свойство сложения» "

Разработка урока. Математика 4 класс "Формирование у обучающихся умений самооценки, взаимооценки при изучении темы «Сочетательное свойство сложения» "...

Формирование у обучающихся умений самооценки, взаимооценки при изучении темы «Сочетательное свойство сложения»

Формирование у обучающихся умений самооценки, взаимооценки при изучении темы «Сочетательное свойство сложения»...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)

Одну из важных  ролей в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся....