Реализация патриотического воспитания в школе
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Пермякова Валентина Алексеевна

 

  • Якутия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
  • Якутянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
  •   В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере общих духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mladshikh_uchashchikhsya.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

МР «Усть-Алданский улус (район)

МУ «Улусное управление образования»

МБОУ «Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №1 имени Г.В.Егорова».

Реализация программы:

 «Патриотическое воспитание младших учащихся»

(2009-2014уч.г)

                                                                     Работа классного руководителя

                                                3 «В» класса МСОШ №1

                                                                    Пермяковой Валентины Алексеевны

с.Борогонцы.

Реализация данной программы предполагает:

Систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и Якутии, уважительное и бережное отношения к памятникам культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; интерес к познанию, бережное отношение к результатам труда,  честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность.

Содержание программы

  • Образовательная – содержит идеи и закономерности, характеризующие особенности Якутии
  • Ценностная – изучение и  сохранение ценностей родной культуры и природы,
  • Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений

Актуальность проблемы

  • Якутия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
  • Якутянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
  •   В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере общих духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма  (воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).

Задачи:

  • Изучение природы, истории и культуры родного края.
  • Воспитание и развитие уважения и интереса ко всем национальностям
  • Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития.

  • 1 класс «Мой дом – моя семья» 2008-2009уч.г.
  •   2 класс «Моя школа. Моё село» 2009-2010уч.г.
  •   3 класс «Мой улус-Усть-Алдан» 2010-2011уч.г.
  •   4 класс «Якутия – моя родина» 2011-2012уч.г.

Исследовательская деятельность

  • направлена на добывание знаний по истории республики, улуса и села, с помощью семьи
  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
  • Деловые игры, беседы;
  • Рефераты;
  • Доклады;

Содержание программного материала


1 класс.«Мой дом – моя семья» 2008-2009уч.г.

1. Беседы: «Моя семья», «Любимые занятия моей семьи», «Что такое свободное время», «Как помочь старшим», «Я и мои друзья».

2.Классный час: «Моя малая Родина», «Что такое традиции». Дедушка Тарабукиной Марийки Семен Ильич Черноградский ознакомил с гербом и флагом республики провёл беседу о Дне Республики.

 3.Через уроки национальной культуры дети ознакомились с природой родного края, с обязанностями по дому, о правилах личной гигиены, о распорядке дня, об уходе за домашними животными и растениями. Каждый ученик принёс в школу комнатное растение. Весной на подоконнике класса посадили рассаду цветов и помидоров для школы.

4.Через уроки ОБЖ, Час здоровья учились вести себя с общечеловеческими нормами. Ознакомились ПДД, ПБ. Учились как  вести себя за столом, как правильно пользоваться столовыми приборами. Фельдшер школы Анастасия Фёдоровна провела беседу о гриппе, о личной гигиене. Соблюдают чистоту и порядок в своей комнате, бережно относятся  к вещам, учили  уход за домашними животными и растениями.

5.Проведены беседы и разговоры  на темы: Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Учили уважительно относится  к друзьям, близким, соседям. Помогают  родителям, заботятся  о младших, выполняют посильную работу по дому.

6.Посещение учителем дома. Ребята показывали   приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми.

Итог первого года обучения 2008-2010уч.г.

Вся работа была направлена на изучение семьи, семейных отношений, традиций. Посетила дома учащихся, выявила трудных семей, где злоупотребляют спиртными. С этими семьями провела отдельные беседы, каждый день имела связь по телефону, по необходимости, в каждую неделю, в каждый день посещала дома. Добилась, чтоб дети посещали школу, не пропускали занятия. Одного ученика определила с социальным педагогом школы в Социальный центр. Именно в семье формируются привычки и жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне. Поэтому с родителями имею крепкую связь.

 Родители помогали всем классом социальным семьям, где имеют по5-6 детей, учебными принадлежностями, иногда продуктами. Был выпушен первый журнал класса на тему: «Прощай, букварь!» В классе проведена первое слушание мини-рефератов на тему: «Моё любимое животное», «Это интересно», где участвовали 18 детей, из 20-ти. Учились выступать перед родителями и классом. На ежегодном традиционном празднике  «Смотр песни и строя» за костюм заняли 1 место. Праздник всем понравился учили военные песни, научились маршировать.

2 класс. «Моя школа. Моё село»2009-2010уч.г.

На данной ступени работа велась  по двум направлениям «Моя школа» и «Моё село». Содержание работы «Моя школа» включает в себя следующие темы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия,  активное участие в делах школы.

По второму направлению «Моё село»: история жизни с. Борогонцы и близлежащих сёл: Чаран, Мая5ас и интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе,  помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.

Итог второго года обучения 2009-2010уч.г.

Этот год был юбилейным: 50 лет образования наслега Мюрю, 65-лет ВОВ, 205 лет с.Томтор. Были проведены НПК наслега, улиц с.Борогонцы, где мои ученики активно участвовали.

Проведены улусные, республиканские конкурсы рисунков, сочинений, рассказов. Борисова Маша – 1 место в улусе, республике сочинение на тему: «Тыама алдьархайа» напечатан в книге «Мы наследники ВОВ»; 1 место-НПК наслежная «В.Д. Лонгинов аатынан уулусса». Черноградский Айыллаан НПК наслежная: «Муру нэьилиэгин киэн туттуута В.В. Румянцев» - 2 место, НПК улусная «Мин таайым Кыайыыны уьансыбыта» - 1место. Иванова Женя наслежная НПК «Мин олорор беьуелэгим –Мындааба» - 4 место. Приняли участие Протопопов Коля «Мин уулуссам Н.Н.Окоёмов аатынан», Гоголева Юля «Мин эбэм Кыайыыны уьансыбыта». В классе все защищали реферат на тему: «Мой родной край», «Кинилэр Кыайыыны уьансыбыттара». Всем классом ходили в кино местной студии о войне «Кыраммыт кырдьык», участвовали на обсуждение фильма. Это был трогательный фильм, где многие не удержали слёз. Кино был снят по рассказу  «Харах уулаах кырдьык» Веры Ивановны Васильевой, бабушки Маши Борисовой. Участвовали на параде 9 Мая с. Борогонцы. Несколько раз были в улусном музее: «Томтор хайдах этэй?», «История аласа Мюрю», «Фронтовые письма», «Спортсмены Усть-Алданского улуса», «Бултуур тэриллэр». Были на экскурсии: «Геройдар аллеялара», «Алаас Мюрю», «Стадион Майа5атта», «Бастакы паарка». Родители класса участвовали в конкурсе родактива школы и заняли 2 место.  Функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны.  Родители мои первые помощники. В осенней ярмарке мои родители стали победителями номинации «Самый доходный класс». Преподаватель юннатской станции Туйаара Григорьевна проводит раз в неделю кружок «Наш удивительный  мир», где учащиеся знакомятся с животными и растениями родного края. В этом разделе изучали истории школы, села.

3класс. «Усть-Алданскийулус»2010-2011уч.г.

Задачи:

1.      Воспитание любви  к родным местам, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2.     Развитие творческой активности.

3.     Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала:

Усть-Алданский улус, исторические памятники,  музеи, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, фольклор, традиции и обычаи. Правила поведения в музее, театре. Активное участие в районных творческих конкурсах.

Итог третьего года обучения 2010-2011уч.г.

        В этом году  стали активнее участвовать во всех мероприятиях школы, улуса, республики. Участвовали на улусном НПК «Бурцевские чтения» - 5 учащихся. Из них Гоголева Юля заняла 3 место за доклад «Мы учительская семья»; Тарабукина Марийка – 2 место за доклад «Эьэм – ветеран спортсмен». В смотре  песни и строя за костюм заняли 1 место. Участвовали на конкурсе юннатской станции «Моё приусадебное хозяйство» - 2 учащихся заняли призовые места, на викторине о растениях занял 2 место Гоголев Сеня. Приняли участие в республиканском конкурсе по Тюркологии. Черноградский Айыллаан, Тарабукина Марийка – стали номинантами «Юные исследователи». Гоголев Коля участвовал с отцом на выставке прикладного творчества, занял 1 место за работу «Жаворонок». Ученица класса Пермякова Дайаана  на улусном  конкурсе сочинений «Мой класс» заняла 1 место. По сюжету этого рассказа сняли фильм «Сырдыгынан сыдьаайар оскуолам» и участвовали в 3 Республиканском фестивале ученических фильмов  «Школа глазами ребёнка», где заняла 1 место и награждена Грамотой и телевизором. На  республиканском конкурсе  фольклорных коллективов участвовали двое учащихся из класса, заняли 3 место. Родители помогают в работе класса, проводят работу по туелбэ, организовали посещения музея, библиотеки. В осенней ярмарке внесли крупную сумму денег, за эти деньги приобрели для класса линолеум. Родители проводят беседы, викторины, конкурсы в классе. Туйаара Григорьевна второй год проводит кружок в классе «Наш удивительный мир», Татьяна Павловна проводит кружок «Логика».

4класс. «Якутия–частицаРоссии»2011-2012уч.г.

Задачи:

1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории  Якутии, традициям и обычаям народов севера.

2.Содержание программного материала: Якутия – наша народы, населяющие Якутию, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

3.Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

4.Якутия – частица России. История Якутии в истории России. Культурные памятники Усть-Алданского  улуса. Административное деление Якутии. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли Олонхо.

Основные мероприятия по реализации программы (1-4 класс)

Название мероприятия

Форма

классы

Алаас Мюрю, Уус-Алдан, Якутия моя

Праздник

1,2,3,4.

День матери        

утренник

1.2.3.4

День семьи        

Обмен опытами

1.2.3.4.

Праздник игры и игрушки        

Выступления учащихся

1

Праздник урожая        

Игра-соревнование        

Выставка, игра-соревнование

2

Как украсить дом к Новому году.        

Урок творчества        

2

Из бабушкиного сундука.

Праздник-выставка.

2.3.4.

Красота родной природы        

Конкурс рисунков

1.2.3.4.

Папа, мама, я – спортивная семья.        

Спортивный праздник.

2.3.4.

История школы        

Экскурсия в школьный музей.

3.4.

Сельские профессии        

 

4.

Вот моя деревня, вот мой   дом родной. Интересные люди села.

беседа

1.2.3.4.

уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.

Тимуровский выход

4.

Приветствие ветеранов

концерт

1.2.3.4.

Береги природу.        

Конкурс плакатов, рисунков

2.3.4.

Фольклор, традиции, обычаи.        

Устный журнал.

1.2.3.4.

Государственные символы Якутии

Классный час

1.4.

История моей семьи.

Проектная деятельность

4

Фольклор, традиции, обычаи.        

Устный журнал.

1.2.3.4.

Государственные символы Якутии

Классный час

1.4.

История моей семьи.

Проектная деятельность

4

Народные промыслы

экскурсия

4

Экологические проблемы

беседа

3.4.

Природа моего улуса

 

3

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Использованная литература

1.Жирков Е.П. Как возродить национальную школу.-М.1992г.

2.Журнал «Классный руководитель» за 2006- 2008г

3.Журнал классного руководителя.- Волгоград  2006г

4.Работа классного руководителя.- М.2005г-2008г.

5.Внеклассная работа в школе. – М. 2007г.

6.Патриотическое воспитание в школе. – М.1980г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведении месячника военно-патриотического воспитания в школе на тему "Вернуть нельзя, забыть невозможно"

В феврале 2011года в МБОУ "Красноануйская ООШ" прошел месячник военно-патриотического воспитания. Педагогами школы были проведены классные часы, беседы, утренники, вечера, "Зарнички" и "Зарницы"...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.

Интегрированный урок  по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов  по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»

Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала».   На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...

Статья «Реализация патриотического воспитания через создание казачьих кадетских классов посредством организации внеурочной деятельности».

Идея организации кадетского (казачьего) класса, сегодня можно уже сказать с уверенностью, успешно сочетается на практике с внедрением идей нового ФГОС. Особый акцент программы второго поколения сделан...

Пути реализации патриотического воспитания детей в школе.

В данном докладе рассмотрены пути реализации патриотического воспитания детей в школе на уроках ОДНКНР и занятиях внеурочной деятельности духовно-нравственного направления....

"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе в свете реализации ФГОС"

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания отв...

Выступление на педсовете. Тема: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в школе в свете реализации ФГОС"

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой и семьёй ФГОС ставят задачу воспитания отв...