Пути реализации патриотического воспитания детей в школе.
статья на тему

Варданян Мариа Араики

В данном докладе рассмотрены пути реализации патриотического воспитания детей в школе на уроках ОДНКНР и занятиях внеурочной деятельности духовно-нравственного направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути реализации патриотического воспитания детей в школе.

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определяет воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013 г., сказано: «…общеобразовательное учреждение должно воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности, таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Современным педагогам важно осознавать, что сегодняшняя школа решает актуальные проблемы воспитания и социализации школьников в условиях поликультурного и многоконфессионального российского общества, постоянно изменяющегося мирового сообщества. Она призвана активно культивировать внутри себя те общественные ценности и модели взаимоотношений, которые присутствуют в окружающем ребёнка мире, с которыми дети постоянно сталкиваются за порогом школы, к которым они должны быть готовы после её окончания. Совместное обучение школьников разных национальностей и разного вероисповедания в одном классе создаёт условия для воспитания толерантности и уважительного отношения к разным мировоззренческим позициям, воспитания патриотизма и гражданственности, формирования российской идентичности.

Известный российский учёный, историк Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, это важное качество, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно и связано с любовью к родителям. Подрастая, ребёнок начинает испытывать привязанность к знакомым людям, родной улице, селу, городу, и только взрослея, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.

Сегодня тема любви к Родине и ответственность за будущее народа приобретает особое значение. Воспитание патриотизма является одним из основных направлений системы государственной молодёжной политики.

Известно, что младший и средний школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Податливость, внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, раскрывают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования чувства патриотизма и уважения к национальным святыням.

Духовно-нравственное становление патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы, проводимой как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.   Немалую роль в этом процессе приобретают уроки предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», которые я преподаю в 4 и 5 классах.

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникла необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР). Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), на формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Необходимость формирования четкого ценностно-смыслового фундамента в течение школьного образования объясняется тем, что школа является единственной стадией общественного развития, которую проходит каждый гражданин.

При изучении предмета ОДНКНР необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Адыгея. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).

Можно выделить следующие цели НРЭО в контексте реализации предметной области ОДНКНР.

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой родине и накопление знаний о народах, проживающих в Республике Адыгея, Краснодарском крае и сопредельных территориях, историко-культурном наследии и традициях жителей многонационального региона.

2. Формирование элементарных представлений об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Адыгеи как части России.

Воспитательные:

1. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

2. Создание педагогических условий для позитивной этнической, региональной и культурной идентификации младших школьников.

3. Самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для младшего и среднего школьного возраста социальных ролях.

Развивающие:

1. Формирование элементарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве.

2. Формирование умений для оценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала нашей республики.

Опираясь на эти цели, при изучении предметной области ОДНКНР были отобраны факты и понятия, которые способствуют формированию патриотических чувств, расширению кругозора и создают условия для позитивной этнической, религиозной и культурной самоидентификации школьников: год рождения столицы республики (села, хутора); жители Адыгеи, прославившие свой край и Отчизну; знание культурных особенностей народов своей республики и народов-соседей, уважение к ним как условие жизни в многонациональном мире и др. Из блока целей НРЭО вытекает ведущий подход к образовательному процессу – краеведение. Это способствует наиболее полному осуществлению дидактических принципов: от простого к сложному, научности, доступности, наглядности, активности, сознательности, связи теории с практикой.

Методически правильное использование учителем на уроках местного материала развивает у учащихся логическое мышление, обеспечивает чувственно-эмоциональное развитие, открывает богатые возможности для патриотического, нравственного и эстетического воспитания; способствует формированию сознательного, действенного отношения к окружающему миру. Местный материал имеет большое общепедагогическое значение. Добытый методом наблюдений и самостоятельных работ учащихся, такой материал оживляет процесс воспитания на уроке и делает его интересным, помогает осмыслить новые научные понятия, изменяет качественную характеристику знаний и обеспечивает связь обучения с жизнью. Например, при изучении раздела «Нравственные ценности российского народа», были рассмотрены темы «Образы нартских богатырей», «Самоотверженный труд наших соотечественников», «Культурные традиции народов Адыгеи», при изучении раздела «Как сохранить духовные ценности» - тема «Хусейн Андрухаев – наш героический земляк» (об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов Адыгеи).

Как известно, патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, оно не наследуется, а формируется. И именно в семье закладывается социокультурное пространство, где осуществляется преемственность поколений, социализация и культурное развитие детей, которое включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Поэтому, насколько это возможно, провожу работу с родительской общественностью, направленную на формирование благоприятной среды в семье, необходимой для адекватного усвоения ценностных, этических и смысловых аспектов предметной области ОДНКНР. Это объясняется тем, что формирование ценностно-смысловой культуры школьников, патриотизма и уважения к отечественным традициям не может быть однобоким и изолированным в рамках школы, а тем более в рамках одного учебного предмета. Школьная и семейная «политика» должны максимально совпадать в этом направлении. Необходимо выстроить следующую смысловую линию изучения предметной области ОДНКНР: семейные ценности и семейная культура – культура родного края – основы духовно-нравственной культуры народов России – общечеловеческие ценности.

Знакомясь со славными страницами истории нашего Отечества на уроках, дети приходят к мысли, что освободительная война усиливает патриотические чувства человека. Отступают мелкие заботы, главной становится защита Родины. Вот пример детского сочинения, написанного совместно с родителями в рамках выполнения проекта «Правнуки Победы о своих прадедах» (тема урока  по ОДНКНР «Жизнь ратными подвигами полна»).

 «Мой прадедушка».

В нашей семье многие участвовали в Великой Отечественной войне. Мой дедушка рассказал мне про своего отца. И мне хочется рассказать о своём прадедушке – Козарезове Иване Григорьевиче. Он участвовал в боях, сражаясь за Родину. Прадедушка был старшиной 5 роты 545 стрелкового полка. В наступательном бою 7 сентября 1943 года под хутором Ленинский, находясь в боевых порядках роты, он обеспечил бесперебойную связь с взводами. С группой бойцов из пяти человек под командованием командира роты ворвался в траншеи противника и принял участие в уничтожении 55 солдат противника. После ранения командира роты проявил инициативу и принял на себя командование ротой. Был награждён орденом «Красная звезда».

Я горжусь своим прадедом, который спасал свою Родину от фашистов. Мы обязаны помнить, какой ценой досталась Победа, и чтить память наших прадедов-ветеранов.

Неоценимо значение занятий внеурочной деятельности для формирования патриотических чувств детей. В качестве примера методического решения патриотического воспитания приведу общую характеристику программы духовно-нравственного направления «Мир, в котором я живу», которая реализуется в начальных классах нашей школы.

Программа включает в себя следующие направления.

Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников (беседы «Биография и судьба», «Жил на свете человек», заочное путешествие «Наша республика в прошлом», «История хутора – история народа», трудовая акция «Помоги памятникам Отечества», беседа-исследование «О чём рассказала фотография» и др.).

Экскурсионно-краеведческое: воспитание потребности в изучении истории родного края, хутора, региона, в знакомстве с шедеврами народной и мировой культуры (посещение краеведческих музеев, экскурсии по патриотическим местам республики и др.).

Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучении произведений и творчества русских и адыгейских поэтов и писателей, воспитание музыкальной культуры, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания (проведение народных праздников, конкурс чтецов «С чего начинается Родина», конкурс патриотической песни «Дети поют о Великой Победе» и др.).

Экологическое: воспитание любви к родной природе, потребности в её защите от загрязнения, а также охрана и изучение природы родного края и посильное решение экологических проблем (акция «Поможем природе», операции «Очисти родничок», «Озеленение школьного двора», диспут «Как мы можем участвовать в охране природы», проект «Экологические проблемы нашего леса и пути их решения» и др.).

Физкультурно-оздоровительное: возрождение народных игр, развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины (конкурс «Вперёд, мальчишки!»,  соревнования «Школа безопасности» и др.).

Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи (информационный час «Так жили наши предки», фотовыставка «История нашей семьи в фотографиях», составление генеалогического древа «Моя родословная» и др.).

Гражданско-патриотическое: поддержание традиций родной культуры, формирование навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга (урок России, урок мужества, проект «Место подвига в наше время», ролевая игра «Наши права и обязанности», цикл бесед «Навечно в памяти народной», «Дети – герои Великой Отечественной войны» и др.).

Подобная система работы на уроках и внеурочных занятиях по патриотическому воспитанию, как показывает опыт, обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, включает ребёнка в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека, патриота своей страны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация патриотического воспитания в школе

Якутия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.Якутянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравстве...

Статья на тему "Патриотическое воспитание в начальной школе в условиях реализации ФГОС".

В статье раскрываются основные этапы работы в начальной школе по формированию патриоического воспитания в начальной школе"...

Работы по реализации регионального компонента «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2017 -2018 уч. год.

Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;Возраждение традиций казачества, патриотизма в еди...

Доклад по методическому объединению «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к в...

Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.

В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию  из  личного опыта  работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....

Патриотическое воспитание в начальной школе для детей с ОВЗ

Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическим коллективом - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании  обучающихся таких понятий как Ро...