тема самообразования
методическая разработка (3 класс) на тему
тема самообразования "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чутеевская средняя общеобразовательная школа»
Янтиковского района Чувашской Республики
Выполнила: Гурина Алина Васильевна
учительница начальных классов
МБОУ «Чутеевская средняя
общеобразовательная школа»
Янтиковского района
Чувашской Республики
Тема:
«Здоровьесберегающие технологии в начальных классах»
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан.
Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Поэтому учителю надо обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на уроках, и в общей программе работы школы.
В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника – утрата интереса ребёнка к учёбе, столь явного в начальных классах. Ученик, для которого посещение школы – тяжёлое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.
Здоровье учащихся и его охрана
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Существует более 300 определений здоровья. Из них можно выделить основные, где здоровье определяется: 1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 2) как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм (жизнеспособность); 3) как целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды.
Представление о здоровье как триединстве здоровья физического, психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимость комплексного подхода.
По данным академика Ю.П.Лисицина, среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни.
По полученным предварительным данным диспансеризации, проведённой в 2002г. Министерством здравоохранения, около 60% учащихся страдают теми или иными хроническими заболеваниями, часто несколькими, т.е. почти 2/3 сидящих за партами наших школ – больные дети! Но и оставшуюся треть школьников трудно отнести к категории здоровых. Вспомним известную шутку «Здоровый человек – это недостаточно обследованный человек».
В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003 г. введена в действие программа «Здоровый ребёнок». В 2002г. появился совместный приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения №176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации», в котором был намечен ряд конкретных мер по активизации работы школ по охране и укреплению здоровья учащихся.
Программа «Здоровье» начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы.
Программа «Здоровье» (1-4 классы)
Раздел 1 Самопознание
Знание своего тела
Части тела, их функциональное предназначение
Внутренние органы и их предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
Самопознание через ощущение, чувство и образ
Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.
Раздел 2 Я и другие
Правила межличностного общения: предупредительность, представления себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи – семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
Раздел 3 Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
Гигиена тела
Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Гигиена полости рта
Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы, Прикус и вредные привычки, нарушающие его.
Факторы риска развития стоматологических заболеваний, Уход за зубами.
Гигиена труда и отдыха
Периоды изменения работоспособности. Режим дня.
Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.
Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т. д.
Представление об «активной» защите – иммунитете.
Раздел 4 Питание и здоровье
Питание – основа жизни
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение, Режим питания, Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма пищи в разных странах.
Правила поведения за столом.
Гигиена питания
Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
Раздел5 Основы личной безопасности и профилактика травматизма
Безопасное поведение на дорогах
Основные ситуации – «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части улицы», «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж\д путей.
Бытовой и уличный травматизм
Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки.
Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами.
Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасности открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей и т. д. Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
Поведение в экстремальных ситуациях
Экстремальная ситуация в деревне, в городе.
Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре. Вызов экстренной помощи: 01, 02, 03, 04, службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.
Раздел 6 Культура потребления медицинских услуг
Выбор медицинских услуг
Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.
Обращение с лекарственными препаратами
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Раздел7 Предупреждение употребления психоактивных веществ
Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.
Что такое алкоголь и чем опасно его употребление.
Гигиенические условия обеспечения учебного процесса
Условия освещённости
Учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещённости рабочего места приводит к прогрессивному ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости.
Расположение классных помещений таково, что дневной свет падает на парты слева. Учитель должен не только вовремя включать искусственное освещение, но и следить за тем, чтобы и в этом случае рабочие места школьников были правильно освещены.
Воздушно-тепловой режим
От температуры в помещении и других характеристик воздуха, который окружает человека, которым он дышит, во многом зависят как актуальное психофизиологическое состояние (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т.п.), так и риск ухудшения здоровья. Обеспечить оптимальные микроклиматические условия помещений можно только при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления, правильной их эксплуатации.
Воздействие шума
Слабый уровень звукового фона в жизненном пространстве человек не воспринимает – но он ему просто необходим. Абсолютно бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном. Но вот сильный шум повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии – риск развития астеноневротических состояний, депрессии, хронической усталости и т.п.
Санитарно – гигиеническое состояние школы
Оно включает соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.п.
Для повышения влажности воздуха в помещении с ПК следует применять увлажнители воздуха, заправляемые дистиллированной или прокипяченной водой. Помещение с ПК перед началом и после каждого урока должны быть проветрены. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:
1-х классов – 10 минут
2-4 - х классов - 15 минут
Требования к школьной мебели
Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребёнка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям.
Двигательная активность учащихся
Она складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Двигательная активность младших школьников должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить к их переутомлению.
Основная ответственность за восполнение двигательной активности учащихся в школе ложится на уроки физкультуры. Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Время начала физкультминутки выбирает сам учитель,
ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение урока проводится 1-2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.
Примерный комплекс упражнений физкультминуток (ФМ) (разработан в Научном центре здоровья детей РАМН)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1.Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле.1-голову наклонить вправо; 2- и.п.; 3-голову наклонить влево; 4-и.п.; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
2.И.п. – сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо; 2-и.п.; 3-поворот головы налево; 4.и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1.И.п.- стоя, руки на поясе. 1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза, Темп средний.
2. И.п.-стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. – сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия напряжения с мышц туловища
1. И.п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 – то же в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п.- стойка, ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 – и.п.;5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма
1.Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. – сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо; 2-и.п.; 3-поворот головы налево; 4-и.п.; 5-голову наклонить вперёд.; 6-и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2.Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п.- сидя, руки подняты вверх; 1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3.Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п.-стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1-повернуть туловище направо; 2-повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4.Упражнение для мобилизации внимания.
И.п.- стоя, руки вдоль туловища; 1-правую руку на пояс; 2-левую руку на пояс; 3-правую руку на плечо; 4-левую руку на плечо; 5-правую руку вверх; 6- левую руку вверх; 7-8- хлопки руками над головой; 9-опустить левую руку
на плечо; 10-правую руку на плечо; 11-левую руку на пояс; 12-правую руку
на пояс; 13-14- хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп-1 раз медленный; 2-3 раза-средний; 3-4-быстрый; 1-2-медленный.
Корригирующие упражнения для нормализации осанки
1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
2. Ходьба обычная, следя за осанкой.
3. Ходьба на носках, руки за головой.
4. Ходьба на пятках, руки на поясе.
5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.
Упражнения стоя
1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка – выдох). То же самое другой ногой.
2. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох; 3-4 – и.п. – выдох.
3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперёд или в стороны на счёт 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и.п.
4. И.п.- ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
5. И.п.- ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперёд с прямой спиной.
6. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в и.п. – выдох.
Упражнение для глаз
Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение делать регулярно.
Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько раз – против часовой стрелки.
После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.
Анкеты, тесты, материал для карточек и плакатов
« Каким ты выглядишь в глазах других»
(взято из: Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М.,2000)
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Мой любимый цвет-
а) красный или оранжевый;
б) белый;
в) чёрный;
г) темно-синий;
д) жёлтый;
е) коричневый, серый или фиолетовый;
ж) зелёный.
2. Когда я иду на вечеринку,
а) я надеваю яркую, броскую одежду, с шумом захожу в комнату и надеюсь, что все обратят на меня внимание;
б) надеваю что-нибудь особенное, но захожу тихо и надеюсь увидеть кого-нибудь из знакомых;
в) надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.
3. Когда я ложусь спать, я лежу
а) на спине;
б) на животе;
в) на боку;
г) закрыв рукой голову;
д) с головой под одеялом
4. Я хожу
а) большими, большими шагами;
б) маленькими, быстрыми шагами;
в) не очень быстро, голова вперёд;
г) не очень быстро, голова вниз;
д) медленно.
5. Обычно я чувствую себя лучше всего
а) сразу после того, как проснусь;
б) днём;
в) поздно вечером.
6. Если происходит что-нибудь смешное
а) я громко смеюсь;
б) я тихо смеюсь;
в) я смеюсь про себя;
г) я широко улыбаюсь;
д) я немного улыбаюсь.
7. Когда я разговариваю с людьми
а) я стою со скрещёнными руками;
б) держу руки впереди себя;
в) одну или обе руки держу на боку;
г) дотрагиваюсь до собеседника;
д) дотрагиваюсь до своего лица или волос;
е) люблю держать в руках какой-нибудь предмет (например, карандаш).
8. Когда я расслабленно сижу на стуле
а) держу колени, ноги рядом;
б) сижу нога на ногу;
в) вытягиваю ноги перед собой;
г) одна нога подо мной.
Ключ к тесту. Баллы.
Вопрос 1: а-6; б-2; в-7; г-3; д-5; е-1; ж-4.
Вопрос 2: а-6; б-4; в-2.
Вопрос 3: а-7; б-6; в-4; г-2; д-1.
Вопрос 4: а-6; б-4; в-7; г-2; д-2; е-1.
Вопрос 5: а-2; б-4; в-6.
Вопрос 6: а-6; б-4; в-3; г-5; д-2.
Вопрос 7: а-4; б-2; в-5; г-7; д-6; е-1.
Вопрос 8: а-4; б-6; в-2; г-1.
Результаты
42 и более баллов.
Окружающие тебя люди считают, что тебя люди считают, что ты самоуверенный человек, который любит находиться в центре внимания. Они восхищаются тобой, иногда завидуют, некоторые боятся. Тебе нелегко завязать дружбу.
От 35 до 41 балла.
Окружающие находят тебя интересным человеком, с которым можно предпринять много весёлого. Что ты сделаешь в следующий момент – нельзя предсказать, поэтому с тобой интересно. Многие хотели бы видеть тебя своим лидером.
От 27 до 34 балла.
Тебя считают очень дружелюбным человеком. С тобой общаются, потому что ты приветлив и весел. Многие хотели бы дружить с тобой.
От 20 до 26 баллов.
Считают, что ты осторожен и практичен. Большому количеству знакомых ты предпочитаешь несколько хороших друзей. Друзья доверяют тебе, а ты -им.
Менее 20 баллов.
Окружающим кажется, что ты скромный и обеспокоенный человек. Некоторые считают, что ты слишком переживаешь из-за мелочей. По их мнению, ты очень осторожен; прежде чем что-либо предпринять, ты всё тщательно обдумываешь.
«Как ты заботишься о своей коже»?
(Взято из: Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. Санкт-Петербург, 2000)
Литература
1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997г.
2. Ослепительная улыбка на всю жизнь// Педагогика здоровья/ Под. ред. В.Н.Касаткина. М., 1999г.
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. Санкт-Петербург, 2000г.
4. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М.,2000г.
5. Соковня И.И. «Социальное взросление и здоровье школьников» - М.,2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
Презентация для работы Школьного методического объединения по теме: "Система работы педагога над темой самообразования"
Презентация начинается с высказывания Дисверга: "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развиты...
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»
Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...