ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
статья на тему
Выступление на заседании школьного методического объединения классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mm2.rar | 10.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Обросова Наталья Геннадьевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
выступление на заседании
школьного методического объединения
классных руководителей
Из опыта работы
Обросовой Натальи Геннадьевны,
учителя начальных классов
Губкин
2007 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы с родителями
- Родительские собрания.
- Общешкольные и общественные конференции.
- Индивидуальные консультации педагога.
- Посещение на дому.
Рекомендации по проведению родительских собраний
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
- Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Родительские конференции
Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе.
В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтение в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:
- Когда он родился, то ...
- Самым интересным в первые годы жизни в нем было ...
- О здоровье можно сказать следующее ...
- Когда вопрос встал о подготовке к школе, то мы ...
- Его отношение к школе было ...
- В первые годы учебы он учился в основном ...
- Ему нравились такие предметы, как ...
- Отношения с первой учительницей были ...
- Общаясь с одноклассниками ...
- Трудности в воспитании связаны с ...
- Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ...
Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
- Тематические консультации.
- Родительские чтения.
- Родительские вечера.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.
Примерная тематика консультаций для родителей
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
- Плохая память ребенка. Как ее развить?
- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудно-1 в воспитании.
- Наказания детей. Какими им быть?
- Тревожность детей. К чему она может привести?
- Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
- Грубость и непонимание в семье.
- Талантливый ребенок в семье.
- Друзья детей - друзья дома или враги?
- Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми, тематические вечера). Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров
- Год рождения ребенка, каким он был, этот первый год?
- Первые книжки ребенка.
- Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
- Друзья моего ребенка.
- Праздники нашей семьи.
- «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
- День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
- Песни, которые пели мы и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Советы педагогам и родителям
Если:
- Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
- Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится понимать других.
- Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
- Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить людей в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия с родителями
Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....
Из опыта работы: «Использование активных форм взаимодействия с родителями»
Материал представлен из опыта работы учителя начальных классов Менщиковой Анны Сергеевна. Когда учитель набирает новый класс, всегда волнуют вопросы: а что представляют собой будущие ученики и и...
Формы взаимодействия с родителями
Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в...
"Активные формы взаимодействия с родителями - одно из условий развития эффективности воспитания"
Отчет о работе с родителями за 2014 - 2015 уч.год...
Выступление по теме "Формы взаимодействия с родителями"
Собран материал по теме "Формы взаимодействия с родителями" ....
Нетрадиционная форма взаимодействия с родителями. Вечер совместных игр «Доставим детям радость».
Это развлечение детям очень понравилось.так получилось,что в этот день один мальчик был именинником, поэтому в программу развлечения мы включили приход Петрушки с подарком. Он играл с детьми, ка...
формы взаимодействия с родителями
кое- что о формах взаимодействия с коллективом родителей...