Пожары - большая беда для человека.
план-конспект занятия по теме

Морозова Светлана Николаевна

Внеклассное мероприятие по технике безопасности. Можно провести в оздоровительном лагере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozharnaya_bezopasnost.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЖАРЫ - БОЛЬШАЯ БЕДА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожаров;

           учить детей соблюдать правила пожарной безопасности,

           давать оценку поступкам и делать выводы.

Оборудование: несколько примеров с описанием случаев пожаров из СМИ, сюжетные картинки с опасной ситуацией пожаров, детские рисунки на противопожарную тематику, плакаты с пословицами и поговорками об огне, игрушечный телефон.

                                                   

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1. Изучение темы.

  1. Вступительное слово учителя.

  В жизни человека огонь играет исключительную роль. Нам трудно сейчас представить свою жизнь без огня. Приведите примеры, когда огонь нам помогает. (Дети отвечают.) Верно, огонь – это помощник в обогреве наших домов, приготовлении пищи, развитии науки и техники. Все связано с огнем.

  Долгие годы, миллионы лет, потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.

   В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен.  Но если дать ему волю, то добро превращается в зло.

   Все вы, ребята, не раз видели, как по дороге проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?

   Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар  в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. В нашей стране от детских шалостей с огнем ежегодно гибнет много людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и все, что создано руками человека, - все уносит пожар за несколько часов. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам сказанное не относится, - вы лично спичками не играете и друзьям своим это не позволяете делать. А количество пожаров растет. Отчего же происходят пожары?

  1. Примеры нескольких случаев с пожарами.

   Послушайте невыдуманные истории, о которых было написано в газетах.

 - Десятилетний Андрей шел к маме на работу и на улице увидел бочку с какой-то жидкостью. Он открыл бочку и бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги. За его жизнь несколько дней боролись врачи районной больницы.

- Павел, играя в кладовой со спичками, зажигал и бросал их в коробку с игрушками. Коробка загорелась, и пожар распространился по всей квартире. Мальчика спас сосед.

-Девятилетняя Надя зажигала у елки бенгальские огни. Искры попали на вату, произошел пожар. Сгорела часть комнаты. К счастью, дома были взрослые.

- Семилетний Артур решил поиграть со спичками. Взрослых не было дома. Мальчик погиб.

 А ведь всех этих случаев могло бы не быть, если бы дети соблюдали  простые правила пожарной безопасности. Вот они:

- Нельзя играть со спичками.

- Не оставлять без присмотра включённые электроприборы.

- Самостоятельно не зажигать газовую плиту, не пытаться растапливать печь.

- Нельзя разжигать костер без взрослых.

- Не оставлять незатушенных  костров.

- Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках.

- Нельзя играть с бензином, керосином и другими легковоспламеняющимися жидкостями.

- Не сушить бельё над плитой.

  1. Загадки.

А сейчас, ребятки, поднимите руки те, кто любит отгадывать  загадки!  

  • Без рук, без ног, а на гору ползет. (Огонь)
  • В кармане спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол полетел. (Огонь)
  • Красный кочеток по жердочке бежит. (Огонь)
  • Красная корова всю солому поела.(Огонь)
  • Красный бык стоит, дрожит, черный  - на небо бежит. (Огонь и дым).
  • Я не сам по себе, а сильнее всего, и страшнее всего, и все любят, и все губят меня. (Огонь)
  • Шипит и злится,

     Воды боится,

     С языком, а не лает,

     Без зубов, а кусает. (Огонь)

  • Это темный-темный дом,

     Сто сестричек жмутся в нем.  

               И любая из сестер

                Может вспыхнуть как костер. (Спички)

Молодцы!

  1. Демонстрация сюжетных картинок с опасной ситуацией пожаров.

При показе картинок каждый случай обсуждается по вопросу: правильно ли дети поступили или нет и почему?  Что могли бы нарисовать вы?

Ребята совместно с учителем подводят итог, как нужно себя вести, чтобы не попасть в беду.

  1. Продолжение беседы-рассказа.

Учитель. Есть, ребята, шалости, переходящие в хулиганство и даже преступление, которое ведет к наказанию. Бывают случаи, в Петров день, например, когда ради развлечения взрослые и подростки зажигают «домовухи», пускают горящие самолетики, кидают в костер шифер, стекло, баллончики от аэрозолей, поджигают двери, заборы, почтовые ящики, сено, солому, дрова… Они совершенно не думают, к каким серьезным последствиям могут привести такие «развлечения». А последствия могут быть самые трагичные.

  1. Рассказы детей о пожарах, которые они видели.

Вопросы.

- Были ли вы свидетелями пожара?

- Какова была причина пожара?

- Где у вас дома хранятся спички?

- Разрешают ли вам взрослые включать газ, электроприборы?

   Дети дают оценку поступкам, делают выводы.

  1. Дидактические игры.

  1. Ребята, нам пришли телеграммы от сказочных героев. Давайте послушаем их советы.

Чебурашка.

   Огонек всегда такой –

   И хороший, и плохой:

   Он и светит, он и греет,

   И проказничать умеет.

Крокодил Гена.

   Трое маленьких зайчат

   С огоньком сидят, шалят.

   Им, зайчатам, невдомек,

   Что опасен огонек.

Карлсон.

   Возле газовой плиты

   Расшалился – жди беды.

   Лучше даже и не стой

   Перед газовой плитой.

Кот Леопольд.

   Каждый знает, что утюг –

   Добрый, но серьёзный друг.

   Тот, кто с утюгом знаком,

   Не играет с утюгом.

Знайка.

   Кто науку изучает,

   Так приборы не включает:

   Перегретая розетка

   Загорается нередко.

Вини – Пух.

   Чайник всё кипел, кипел

   И весь выкипеть успел.

   И от злости поволок

   Чёрный дым под потолок.

Степашка.

   « У окна, -  сказала мать,-

   Калорифер не включать!»

   « Поздно, -  зайка говорит, -

   Занавеска – то горит!»

Почтальон Печкин.

   Если загремит гроза,

   В страхе закрывать глаза

   Неразумно и смешно –

   Надо закрывать окно.

Пёс Шарик.

   Взгляд лесничего суров.

 - Здесь не место для костров! –

   Погасить велел костёр

   И закончил разговор.

Мальвина.

   Чтобы выросла пшеница,

   Нужно много потрудиться.

   И огня не разжигай

   Там, где зреет урожай.

Конёк – Горбунок.

   Сено вспыхнет непременно

   От соседа-огонька…

   А не дашь бурёнке сена,

   Не получишь молока.

Старичок – Лесовичок.

   Побежал, как ручеёк,

   В старой травке огонёк.

   Разве скажет кто – нибудь,

   Где он свой окончит путь?

Учитель. Какие же советы нам дают наши  друзья?

Учащиеся повторяют отдельные высказывания.

  1. Следующая игра называется «Дополни рассказ». Команды мальчиков и девочек получают карточку с рассказом. Ваша задача: придумать начало и конец этого рассказа. На подготовку отводится 1 минута.

… Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчишки не растерялись…

…И вот огонь добрался до окна - загорелись шторы. Но подружки не растерялись…

  1. А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко!»

   Где с огнем беспечны люди,

   Там взовьется  дыма шар,

   Там всегда грозить нам будет … (злой пожар).

   Раз, два, три, четыре –

   У кого пожар в … (квартире)?

   Дыма столб поднялся вдруг.

   Кто не выключил … (утюг)?  

   Красный отблеск побежал.

   Кто со спичками … (играл)?

   Стол и шкаф сгорели разом.

   Кто сушил белье над …(газом)?

   Столб огня чердак объял.

   Кто там спички … (зажигал)?

   Побежал пожар во двор.

   Это кто там жег … (костер)?

   Пламя прыгнуло в листву.

   Кто у дома жег … (траву)?

   Кто бросал в огонь при этом

   Незнакомые … (предметы)?

   Помни каждый гражданин,

   В «пожарку» звонят … (01).

   Дым увидел – не зевай

   И пожарных … (вызывай)!

   Молодцы!

  1. Рассказ о действиях в случае пожара.

   Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в обращении с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все их выполняют. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

   Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:

  • Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение.
  • Нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть.
  • Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим.
  • При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем двигаться к выходу вдоль стены.
  • Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.

    Например: « Пожар в Ровенской школе по адресу: Белевский район, поселок Ровно, улица Центральная. Горит электропроводка в спортивном зале. Сообщила Морозова Светлана Николаевна.»

  Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

    Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно – возгорание произошло в зале от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным.

   - Знаете ли вы, как правильно звонить в пожарную часть?

 Прежде чем вам представится такая возможность, ознакомьтесь, ознакомьтесь с планом.

  1. Адрес
  2. Объект (что горит – квартира, склад, школа…).
  3. Что конкретно горит.
  4. Номер дома.
  5. Номер квартиры.
  6. Есть ли опасность для людей.
  7. Фамилия.

  Один из учеников «звонит» по телефону и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось: называет адрес, где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому. Все это нужно сообщить быстро, четко, без запинок. Остальные дети анализируют действия звонящего.

  1. Итог занятия.

Учитель. Пожар легче предупредить, чем погасить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Дорогие ребята, где бы вы не находились, всегда и везде помните о првилах пожарной безопасности.

  1. Практические действия. Отработка действий (учебная тренировка) по эвакуации:

1 – подвести учащихся к плану эвакуации на случай пожара, объяснить порядок эвакуации;

2 – провести тренировку по эвакуации из данного помещения; при проведении тренировки обратить внимание на то, чтобы учащиеся шли вдоль стены спокойно, организованно, без паники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа«Искру тушим до пожара, беду отводим до удара»!

Цель мероприятия - коррекция страха огня и пожара у детей. Задачи: Продолжить учить детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта. Фор...

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Методическая разработка познавательно – игровой программы по противопожарной тематике...

КВН «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара»

КВН Тема: «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара» проводится в начальной школе. Цель:Сформировать у детей понятие «пожарная безопасность»;Дать общее представление о назначении (функциях) огня;Р...

"Маленькая спичка - большая беда".

Познакомить детей дошкольного возраста с  основными правилами пожарной безопасности....

Занятие с элементами тренинга «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»

Цель:систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.Задачи:1.Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; воспитание чувство самосохранения.2.Формирование умения п...

познавательный час правовой направленности "Большие права маленького человека"

Мероприятие проводится с целью формирования знаний о правах школьников, закрепления знаний об основных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конституция ...