Открытый урок во 2 классе по теме "Состав слова".Технологическая карта урока.
план-конспект урока (2 класс) на тему

чаусова Лариса Игоревна

Урок разработан в ссответствии с ФГОС и, надеюсь,кому-то поможет в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта урока124 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.
Анализ слов по составу (морфемный разбор)

ФИО (полностью)

Чаусова Лариса Игоревна

Место работы

МОУ гимназия № 24 г. Люберцы

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский  язык

Класс

2

Тема урока в теме

Анализ слов по составу (морфемный разбор)

Базовый учебник

Русский язык 2 класс ( 1 часть) Л.Я Желтовская,

О.Б. Калинина

Цели  урока:

  • повторение, обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Состав слова», а именно: 
  • умение отличать однокоренные слова по двум признакам (смыслу и общей его частью – корню);
  • совершенствование  словаря учащихся;
  • обучение подбору родственных слов, образованию новых слов с помощью приставки и суффикса;
  • воспитание зрительного и слухового внимания к слову, различение и понимание лексических  оттенков слова;
  • умение работать в коллективе;
  • расширение кругозора детей и развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

              Обучающие:

  • Повторить признаки родственных слов;
  • проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
  • совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

              Развивающие:

  • развивать память и орфографическую зоркость;
  • развивать умение разбирать слова по составу;
  • развивать умение образовывать новые слова;

               Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать активность и аккуратность у учащихся.  

Оборудование: компьютер, нетбуки, проектор,  VEB-camera,презентация.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение  материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод обучения; репродуктивный метод; словесно-наглядный; проблемно-поисковый (эвристический);  самостоятельная работа.

Методические приемы:  рассказ учителя, беседа; проблемные вопросы; прием слушания, рассматривания; прием словесного описания;  творческие задания; практические упражнения.      

Педагогические технологии:

1.    Информационно-коммуникационная.

2.   Элементы технологии проблемного обучения.

3.    Элементы игровой технологии.

4. Технология деятельностного подхода.

5. Элементы дифференцированной технологии.

6.   Здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за партой. Закройте глаза и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе. Открывайте глаза. Как вы думаете, теперь вам будет легче работать? Настроились на работу? Очень хорошо. Открываем тетради и записываем дату, классная работа.

Слушают, настраиваются на рабочий лад.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Проверка домашнего задания.

2. Словарный диктант.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Ребята, давайте расскажем нашим гостям, какую тему по русскому языку мы сейчас изучаем? Какое задание вы выполняли дома?

- -Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Над какой частью слова вам пришлось потрудиться? Пока мы проверяем домашнее задание, 2 ученика поработают за нетбуками, и мы, таким образом, проверим их знания.

-Меняет ли окончание значение слова?

  стр.31 в р.т., упр.4.Для проверки используется veb-camera и 1 работа ученика.

-Мы изучаем части слова.

-Над окончанием.

-Нет, не меняет значения слова, только его форму. Окончание необходимо для связи слов в предложении.

Учащиеся сличают свою работу с образцом, вносят исправления, если это необходимо.

2 ученика работают за нетбуками по карточкам:

Вставьте пропущенные буквы.

П…ложил, з…работал, п…дтолкнул, н…падал, чудесн… рощ…, рыж… волосы, скрипуч… дер…во.

III. Постановка учебной задачи.

1Анализ слов по составу.

2. Объяснительный диктант, минутка чистописания.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

-Ребята, вспомните, какие значимые части слова вы знаете?

-Что значит разобрать слово по составу?

-Какова цель нашего сегодняшнего урока?

-Для этого нам придется активно поработать на уроке.

-Начнем с объяснительного  диктанта, в котором все буквы будем писать очень красиво.

Больш…е лыж…, тр…скучие м…розы, в с…сновом л…су.

-Ребята, какой значимой части слова не было в нашем диктанте?

-Приставка, корень, суффикс, окончание.

-Это значит находить части слов и выделять их.

-Мы будем закреплять знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова.

Учащиеся по одному человеку выходят к доске и записывают по 1 словосочетанию. Объясняют орфограммы, выделяют значимые части слова.

-Приставки.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- составление плана и последовательности действий.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

-Докажите, что приставка образует новые слова. Для этого выполните упражнение 8 на стр. 89.

-Теперь посмотрим, какие значения могут придавать словам суффиксы.

-Образуйте новые слова при помощи суффиксов. (На интерактивной доске написано задание)

-еньк-

Дуб, береза

-к-

рука, морковь

-тель-

Учить, водить

-н-

Мороз, холод

-як-,-ак-

Море, рыба

-ист-

Машина.

Ученики работают в парах. Выясняют, какие значения приобретают слова в зависимости от выбранной приставки.

Ученики « цепочкой» подходят к доске и образуют слова.

Делают вывод о значении суффиксов.

V. Первичное закрепление нового материала.
 

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Ребята, давайте еще раз проговорим, с чего мы начинаем разбор слова по составу.

-Найдите в упражнении 2 стр. 96 слово, которое соответствует схеме в), выпишите и разберите его.

-Почему у этого слова нулевое окончание?

Ученики ,используя памятку(висит на доске) проговаривают план разбора слова по составу.

Выполняют упражнение самостоятельно и затем проговаривают полученный результат вслух (слово- дошкольник).

-У этого слова нулевое окончание, потому что это слово мужского рода.

VI.Психофизическая тренировка. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.(по выбору учителя может использоваться один из видов разгрузки).

Коммуникативные:

- умение слушать  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Вы много уже сделали на уроке, пора нам и отдохнуть. ( презентация слайд № 1. Под расслабляющую музыку следят глазами за порхающей над цветами бабочкой).

Релаксируют, отдыхают.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе.

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Сейчас проведем игру-соревнование между рядами. Задание: написать за 2 минуты, как можно больше слов  с данными корнями. Вы передаете листок с заданием  друг другу, и каждый  пишет свое слово. Слова не должны повторяться. Победит тот ряд, который быстрее и правильнее и больше придумал слов. Чтобы правильно выполнит эту работу, нужно помнить о лексическом значении однокоренных слов. В путь!

- Подводим итоги игры. Победила дружба. Вы все справились с заданием.

1 ряд получает листок с корнем       -воз-

2 ряд-с корнем – ход-

3 ряд- с корнем - лёт-

Выполняют задание и затем один из учеников с каждого ряда зачитывает получившиеся слова.

VIII. Этап разъяснения домашнего задания.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог.

Сейчас я поиграю с вами в новую для вас игру, которая поможет вам выполнить домашнее задание.

Прочитайте задание к упражнению № 3 стр. 97.

Домашнее задание у вас будет упр. 4 стр.97.

Выполняют упражнение с помощью учителя.

IX. Рефлексия деятельности (итог урока).

Регулятивные:

-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач.

-Ребята, для чего мы изучаем состав слова?

Какие задания вам больше всего понравились? 
-Оценки за урок получают :…………… .
- Давайте оценим свои успехи магнитиками. Прикрепите магнитики на лесенку успеха возле смайликов.

-все хорошо понял (а)

- есть над чем поработать

- я в начале пути.

-Спасибо вам за урок. До свидания!


-Мы изучаем состав слова, для того, чтобы не делать ошибок в разных частях слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Состав слова. Распознание значимых частей слова.(технологическая карта урока)

Урок направлен на обобщение знаний о частях слова в занимательной форме....

Технологическая карта урока 3 класс "Главные части слово и словосочетания"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК Планета Знаний "Главные части слово и словосочетания"с презентацией урока....

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Стальное колечко” (1 урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и определен...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Части речи. Повторение". Технологическая карта урока

Краткое описание: Работа  в  малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка.В ходе урока дети закрепляют умения определять изученные части речи и их признаки....

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"(3 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов   с безударными  гласными в корне.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление ...