Технологическая карта урока чтения "Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове" УМК "Школа России" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель урока:. формирование у обучающихся умения проводить звуковой анализ слова и умения выявлять особенности произнесения гласных звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЧТЕНИЯ
Дата: 10.04.2024г Школа: МБОУ СОШ №1 Класс: 1А Урок: 3 | Студент: Шаландина Юлия Алексеевна Группа: 301 Учитель: Верхорубова Елена Владимировна Методист: | |
Время:9:45-10:25 | Кабинет: 201 |
Тема урока: «Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока:. формирование у обучающихся умения проводить звуковой анализ слова и умения выявлять особенности произнесения гласных звуков.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. научить отличать понятия «гласный звук» и «согласный звук». 2. научить работе со схемами и звуками в слове. 3. научить проводить звуковой анализ слова и выделять гласные звуки в слове. | Предметные: 1. научатся различать согласные и гласные звуки, 2. научатся различать звук и букву. 3. формирование умения в звуковом анализе слова. 4. развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами. Личностные: 1. положительное отношение к процессу познания, к языковой деятельности; 2. развитие умения выказывать своё мнение.
Регулятивные: 1. уметь слушать в соответствии с целевой установкой; 2. принимать и сохранять цель и учебную задачу; 3. вносить соответствующие коррективы; 4. понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи. Коммуникативные: 1. умение выражать свои мысли и планирование сотрудничества; 2. развитие умения слушать и понимать других. |
Развивающие: 1. развивать внимание, умение анализировать полученный материал. 2. развивать умения безошибочно писать под диктовку. 3. развивать память и логику. | |
Воспитательные: 1. воспитывать уважение друг к другу и окружающим. 2. воспитывать умение слушать и слышать друг друга. 3. воспитывать культуру поведения в классе на уроке. |
УМК: Азбука 1 часть, презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой М: демонстрация П: презентация слайдов | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок чтения. Использование метода "Улыбнемся друг другу" - Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Проговаривают стихотворение, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку. Самоконтроль готовности. Эмоциональный настрой на работу. | УУРД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; УУПД: уметь выделять существенную информацию. УУЛД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку | Презентация с картинкой для поднятия настроения. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Внешний контроль Ф М: репродуктивный П: дидактическая игра М: беседа П: игра, ответы на вопросы. | Подвод к теме урока, разминка. - А теперь, ребята, делаем глубокий вдох носом, задерживаем дыхание; выдохнем через рот, задувая воображаемое пламя свечи. Составление рассказа по сюжетному рисунку. – Откройте учебник на странице 14-15. Рассмотрите рисунок. Задайте вопросы по рисунку соседу по парте. Проверка результатов. – А теперь придумайте рассказ «Лето Составление предложений по схемам. - Далее продолжить предложение и составить предложения по схемам. (учебник с.14-15) Человек ухаживает за… | Выполняют артикуляционную гимнастику. Работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, внимательно слушают ответы товарищей, совместно строят высказывания на заданную тему, составляют из них рассказ. Составляют предложения по схемам. | УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; УУПД: развитие умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; УУЛД : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Учебник |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы М: практический. П.: составление плана. | Постановка проблемы цели урока. – Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? – Из чего состоят слова? - Можете предположить, что мы сегодня будем изучать на уроке? – Верно, сегодня мы узнаем, какие бывают звуки. Проведем звуковой анализ слова. Выделим гласные звуки в слове. | Постановка цели урока. Отвечают на вопросы. - Из предложений. - Из слов. - Из звуков. - Звуки в словах и их разбирать. | УУПД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы. УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме. УУЛД: развитие умения выказывать своё отношение; осознавать успешность своей деятельности. | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: словесный, беседа. П: схема. Ф М: беседа. | Новый материал. На доске рисунок с изображением аиста. – Давайте произнесем слово аист хором. – Запишем схему этого слова: Звуко-буквенный анализ слова аист – Сколько слогов в этом слове? – Произнесите первый слог. – Сколько звуков вы слышите? – Произнесите второй слог. – Сколько в нем звуков? – Произнесем этот слог протяжно, замедленно. – Какой первый звук? – Какой второй? – Какой третий? – Сколько же всего звуков – Сколько в первом слоге? – Сколько во втором? Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого. – Какой слог ударный? Представление – Произнесите слово аист. – Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего? – При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука. [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными. Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными. Работа со звуковой схемой Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом. На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т]. | Слушают новый материал. Попутно задают вопросы. Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводят заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализируют слово с опорой на его модель: - Произносят хором слова аист. Записывают схему. – Два. – Один звук. – ист. – Три – иииссст. – [иии]. – [ссс]. – [т]. – Четыре. – Один. – Три. - Первый. Протяжно произносят первый слог. Определяют количество слогов, называют ударный слог, определяют количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделяют и называют звуки в слове по порядку. Произносят слово аист. Высказывают свои предположения Наблюдают за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявляют различия. Называют особенности гласных и согласных звуков. Слушают объяснение учителя, работают со звуковой схемой Различают графические обозначения гласных и согласных звуков, используют их при моделировании слов | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. УУРД: выстраивать последовательность учебных операций. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; | Доска, картинки и схемы Презентация |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. Ветер дует нам в лицо (Руками машем себе в лицо), Закачалось деревцо (Руки вверх и качаемся), Ветерок все тише, тише (Медленно приседаем), Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх). | Выполняют упражнения динамической паузы, повторяют движения за учителем. | Фоновая музыка | |||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа. П: ответы на вопросы. М: практический, схема. | Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15) – Какое дерево склонилось над прудом? – Произнесите первый звук. – Что можете о нем сказать? – Посчитайте, сколько слогов в слове ива? – Произнесите второй слог. – Сколько звуков вы слышите в этом слоге? – Какой гласный? –В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так: При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием. Аналогичная работа проводится со словом осы. | Принятие учебной задачи. Внимательно слушают вопросы учителя, осмысленно отвечают на них. – Ива. – [и]. – Он гласный. – Два. – ва. – Два. – Звук[a]. Учатся работать со знаково-символическими средствами. Слушают объяснение учителя. Наблюдают, как гласный образует слог. Делают вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги. Учатся выполнять слого-звуковой анализ слова. | УУПД: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения - корректно и аргументированно высказывать своё мнение. УУРД: ответственно выполнять свою работу. | Учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф М: репродуктивный. П: ответы на вопросы, схема. Внешний контроль | Проверка знаний. Учитель показывает картинку с изображением кур. – Кто это? – Сколько слогов в слове куры? – Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласных звуков услышали? Назовите их. – Произнесите первый слог. – Что можете о нем сказать? – Произнесите второй слог. – Что можете сказать о нем? – Составим схему данного слова на карточке на вашем столе: – Поставьте ударение. – Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге. - Проведите аналогичную работу со словом гуси на следующей карточке. – Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? | – Куры. – Два. Произносят слоги протяжно. – Два. – ку. – Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным. – ры. – Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным. – Ударение падает Анализируют слово куры. Соотносят рисунки и схемы, называют, что изображено на предметной картинке, соотносят звуковую форму слова и его модель. Выполняют работу со словом «гуси» Анализируют, сравнивают, делают выводы – Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог. | УУПД: обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в заданиях; УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. УУКД: умение работать в группах , выслушивать мнение товарищей; инициативное сотрудничество в поиске информации. | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф П.: ответы на вопросы. М: практический. Внешний контроль | Закрепление знаний. Слого-звуковой разбор слова голуби. – У вас на партах лежат карточки со схемой. Сравните схему слова голуби со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. Проверка результатов. | Выполнение парной работы. Проверка результатов. Сравнивают схемы слов, устанавливают черты сходства и различия – Сходство: все слоги-слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три слога. | УУРД: проявление самостоятельности и инициативы. - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; УУКД: умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества. УУЛД: оценка своих и чужих поступков. УУКД: умение строить высказывание с учётом норм языка. | Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа. П.: ответы на вопросы. Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - А теперь подведём уроки, ребята. Какую тему сегодня изучали? - Достигли ли цели урока? - Что мы сегодня узнали? Использование метода «Солнышко и тучка». - А теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас на партах есть цветные листочки: один жёлтый со счастливым солнышком (если вы довольны своей работой на уроке), а второй голубой с тучкой (если не довольны) Поднимите нужный листик. - Хорошо, спасибо, ребята! - Вы большие молодцы. Хорошего вам дня и солнечного настроения! | Ответы детей Фиксируют изученный материал на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Высказывают свое мнение. Оценивают свою деятельность. | УУПД: уметь формулировать выводы. УУЛД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. УУРД: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | Раздаточный материал для оценки продуктивности на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме"
Урок разработан по УМК Перспектива...
Технологическая карта урока обучение грамоте/ письмо по теме «Гласные звуки [й\' о], [\'о], буквы Ё,ё»
Цель урока: совершенствование знаний о букве Ё ,ё; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:формировать умение сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой...
Технологическая карта урока русского языка «Значение слова» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения самостоятельно толковать значение слова и выделять слова с общим элементом значения.Задачи урока:Дидактические:1....
Технологическая карта урока обучение грамоте «Ударные и безударные гласные звуки. Проверочный диктант».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков.Задачи урокаДидактические:проверить полученные знания;уметь наблюдать за гласн...
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению) Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению)Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»...
Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление о ...
Технологическая карта урока русского языка «Устаревшие слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах.Дидактические задачи урока:1. Сформировать знание о понятии «устаревшие слова».2. Научить определять устаревшие сл...