Технологическая карта урока чтения "Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове" УМК "Школа России" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шаландина Юлия Алексеевна

Цель урока:. формирование у обучающихся умения проводить звуковой анализ слова и умения выявлять особенности произнесения гласных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЧТЕНИЯ

Дата: 10.04.2024г

Школа: МБОУ СОШ №1

Класс:

Урок: 3

Студент: Шаландина Юлия Алексеевна

Группа: 301

Учитель: Верхорубова Елена Владимировна

Методист:

Время:9:45-10:25

    Кабинет: 201

Тема урока: «Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:. формирование у обучающихся умения проводить звуковой анализ слова и умения выявлять особенности произнесения гласных звуков.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. научить отличать понятия «гласный звук» и «согласный звук».

2. научить работе со схемами и звуками в слове.

3. научить проводить звуковой анализ слова и выделять гласные звуки в слове.

Предметные:

1. научатся различать согласные и гласные звуки,

2. научатся различать звук и букву.

3. формирование умения в звуковом анализе слова.

4. развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами.

Личностные:

1. положительное отношение к процессу познания, к языковой деятельности;

2. развитие умения выказывать своё мнение.

 

Регулятивные: 

1. уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

2. принимать и сохранять цель и учебную задачу;

3. вносить соответствующие коррективы;

4. понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.  

Коммуникативные: 

1. умение выражать свои мысли и планирование сотрудничества;

2. развитие умения слушать и понимать других.

Развивающие:

1. развивать внимание, умение анализировать полученный материал.

2. развивать умения безошибочно писать под диктовку.

3. развивать память и логику.

Воспитательные:

1. воспитывать уважение друг к другу и окружающим.

2. воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

3. воспитывать культуру поведения в классе на уроке.

УМК: Азбука 1 часть, презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

М: демонстрация

П: презентация слайдов

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Создаёт  условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок чтения.

Использование метода "Улыбнемся друг другу"

- Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Проговаривают стихотворение, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку.

Самоконтроль готовности.

Эмоциональный настрой на работу.

УУРД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

УУПД: уметь выделять существенную информацию.

УУЛД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Презентация с картинкой для поднятия настроения.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Внешний контроль

Ф

М: репродуктивный

П: дидактическая игра

М: беседа

 П: игра, ответы на вопросы.

Подвод к теме урока, разминка.

- А теперь, ребята, делаем глубокий вдох носом, задерживаем дыхание; выдохнем через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

Составление рассказа по сюжетному рисунку.

–  Откройте учебник на странице 14-15. Рассмотрите рисунок. Задайте вопросы по рисунку соседу по парте.

Проверка результатов.

– А теперь придумайте рассказ «Лето
в деревне».

Составление предложений по схемам.

- Далее продолжить предложение и составить предложения по схемам. (учебник с.14-15)

Человек ухаживает за…

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, внимательно слушают ответы товарищей, совместно строят высказывания на заданную тему, составляют из них рассказ.

Составляют предложения по схемам.

УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

УУПД: развитие умения  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

УУЛД : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Презентация

Учебник

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: практический.

П.: составление плана.

Постановка проблемы цели урока.

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

– Из чего состоят слова?

- Можете предположить, что мы сегодня будем изучать на уроке?

– Верно, сегодня мы узнаем, какие бывают звуки. Проведем звуковой анализ слова. Выделим гласные звуки в слове.

Постановка цели урока.

Отвечают на вопросы.

- Из предложений.

- Из слов.

- Из звуков.

- Звуки в словах и их разбирать.

УУПД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме.

УУЛД: развитие  умения

выказывать своё отношение; осознавать успешность своей деятельности.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М: словесный, беседа.

П: схема.

Ф М: беседа.

Новый материал.

На доске рисунок с изображением аиста.

– Давайте произнесем слово аист хором.

– Запишем схему этого слова:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/13/s_59b94c14f0417/687477_1.png

Звуко-буквенный анализ слова аист

– Сколько слогов в этом слове?

– Произнесите первый слог.

– Сколько звуков вы слышите?

– Произнесите второй слог.

– Сколько в нем звуков?

– Произнесем этот слог протяжно, замедленно.

– Какой первый звук?

– Какой второй?

– Какой третий?

– Сколько же всего звуков
в слове?

– Сколько в первом слоге?

– Сколько во втором?

Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

– Какой слог ударный?

Представление
о гласных и согласных звуках

– Произнесите слово аист.

– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука.

[т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными.

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.

Работа со звуковой схемой

Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].

Слушают новый материал. Попутно задают вопросы.

Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводят заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Анализируют слово с опорой на его модель:

- Произносят хором слова аист. Записывают схему.

– Два.

– Один звук.

– ист.

– Три

– иииссст.

– [иии].

– [ссс].

– [т].

– Четыре.

– Один.

– Три.

- Первый.

Протяжно произносят первый слог.

Определяют количество слогов, называют ударный слог, определяют количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделяют и называют звуки в слове по порядку.

Произносят слово аист.

Высказывают свои предположения

Наблюдают за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявляют различия. Называют особенности гласных и согласных звуков.

Слушают объяснение учителя, работают со звуковой схемой

Различают графические обозначения гласных и согласных звуков, используют их при моделировании слов

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

УУРД: выстраивать последовательность учебных операций.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;

Доска, картинки и схемы

Презентация

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

Ветер дует нам в лицо

(Руками машем себе в лицо),

Закачалось деревцо

(Руки вверх и качаемся),

Ветерок все тише, тише

(Медленно приседаем),

Деревцо все выше, выше

(медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).

Выполняют упражнения динамической паузы, повторяют движения за учителем.

Фоновая музыка

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М: беседа.

П: ответы на вопросы.

М: практический, схема.

Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15)

– Какое дерево склонилось над прудом?

– Произнесите первый звук.

– Что можете о нем сказать?

– Посчитайте, сколько слогов

в слове ива?

– Произнесите второй слог.

– Сколько звуков вы слышите в этом слоге?

– Какой гласный?

–В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/13/s_59b94c14f0417/687477_2.png

При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.

Аналогичная работа проводится со словом осы.

Принятие учебной задачи.

Внимательно слушают вопросы учителя, осмысленно отвечают на них.

– Ива.

– [и].

– Он гласный.

– Два.

– ва.

– Два.

– Звук[a]. 

Учатся работать со знаково-символическими средствами. Слушают объяснение учителя.

Наблюдают, как гласный образует слог. Делают вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги. Учатся выполнять слого-звуковой анализ слова.

УУПД: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

УУРД: ответственно выполнять свою работу.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: репродуктивный.

П: ответы на вопросы, схема.

Внешний контроль

Проверка знаний.

Учитель показывает картинку с изображением кур.

– Кто это?

– Сколько слогов в слове куры?

– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласных

звуков услышали? Назовите их.

– Произнесите первый слог.

– Что можете о нем сказать?

– Произнесите второй слог.

– Что можете сказать о нем?

– Составим схему данного слова на карточке на вашем столе:

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/13/s_59b94c14f0417/687477_3.png

– Поставьте ударение.

– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

- Проведите аналогичную работу со словом гуси на следующей карточке.

– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы?

– Куры.

– Два.

Произносят слоги протяжно.

– Два.

– ку.

– Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.

– ры.

– Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.

– Ударение падает
на первый слог.

Анализируют слово куры. Соотносят рисунки и схемы, называют, что изображено на предметной картинке, соотносят звуковую форму слова и его модель. Выполняют работу со словом «гуси»

Анализируют, сравнивают, делают выводы

– Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.

УУПД: обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в заданиях;

УУРД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

УУКД: умение работать в группах , выслушивать мнение товарищей; 

инициативное сотрудничество в поиске информации.

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

П.: ответы на вопросы.

М: практический.

Внешний контроль

Закрепление знаний.

Слого-звуковой разбор слова голуби.

– У вас на партах лежат карточки со схемой. Сравните схему слова голуби со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие.

Проверка результатов.

Выполнение парной работы.

Проверка результатов. Сравнивают схемы слов, устанавливают черты сходства и различия

– Сходство: все слоги-слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три слога.

УУРД: проявление самостоятельности и инициативы.

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

УУКД: умение выражать свои мысли, управлять поведением

партнёров,

планирование сотрудничества.

УУЛД: оценка своих и чужих поступков.

УУКД: умение строить высказывание с учётом норм языка.

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа.

П.: ответы на вопросы.

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- А теперь подведём уроки, ребята. Какую тему сегодня изучали?

- Достигли ли цели урока?

- Что мы сегодня узнали?

Использование метода «Солнышко и тучка».

- А теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас на партах есть цветные листочки: один жёлтый со счастливым солнышком (если вы довольны своей работой на уроке), а второй голубой с тучкой (если не довольны) Поднимите нужный листик.

- Хорошо, спасибо, ребята! 

- Вы большие молодцы. Хорошего вам дня и солнечного настроения!

Ответы детей

Фиксируют изученный материал на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Высказывают свое мнение.

Оценивают свою деятельность.

УУПД: уметь формулировать выводы.

УУЛД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

УУРД: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Раздаточный материал для оценки продуктивности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте/ письмо по теме «Гласные звуки [й\' о], [\'о], буквы Ё,ё»

Цель урока: совершенствование знаний о букве Ё ,ё; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:формировать умение сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой...

Технологическая карта урока русского языка «Значение слова» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения самостоятельно толковать значение слова и выделять слова с общим элементом значения.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока обучение грамоте «Ударные и безударные гласные звуки. Проверочный диктант».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков.Задачи урокаДидактические:проверить полученные знания;уметь наблюдать за гласн...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению) Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение чтению)Тема: «Гласный звук [и], буквы И, и»...

Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление о ...

Технологическая карта урока русского языка «Устаревшие слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах.Дидактические задачи урока:1. Сформировать знание о понятии «устаревшие слова».2. Научить определять устаревшие сл...