Подвижные игры в группе продлённого дня
статья на тему

Бойцова Галина Дмитриевна

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно.
Статья о важности и пользе подвижных игр для учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_v_gruppe_prodlyonnnogo_dnya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

        Подвижные игры в группе продлённого дня.

              Игра -- уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.

Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные различия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые и дети, в таких, к примеру, вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, регби, шахматы и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре.

              Игра –сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостность бытия человека. При изучении игры исследователи сталкиваются с ее непостижимым богатством, многомерностью проявлений, зыбкостью границ игры и не-игры, хрупкостью, эфемерностью ее феномена как первоисточника досуга и человеческой культуры в целом. Значение игры в формировании личности. Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе. Другая трактовка природы, игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания. Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

                   Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

                  Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.

                  Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.

                 В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для детей младшего школьного возроста.

                Игра - отражение жизни. Здесь все "как будто", "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

               Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

              Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные,

музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они очень нужны и по-своему полезны детям. Но особое место занимают подвижные игры.

              Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.

             Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей, внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительными для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников. Современные решения по оптимизации процесса проведения игры продленного дня .На сегодняшний день существует ряд серьёзных проблем, оказывающих влияние на качественную сторону работы школ с продлённым днём. Среди них можно назвать проблему организации предметно-пространственной среды (наличие специально приспособленных для работы группы помещений)[1]. Педагоги-воспитатели работают с детьми, как правило, в том же учебном кабинете, где в первой половине дня проходят уроки. Однообразная казённая обстановка приводит к быстрой утомляемости школьников, к снижению работоспособности, отрицательно сказывается на общем настроении, психологическом самочувствии, на отношении к школе. Задача воспитателя на малом жизненном пространстве (помещение класса, группы) создать максимально благоприятные условия для занятий, общения, отдыха детей, чтобы пребывание в школе в течение полного дня не превратилось для ребёнка в тяжкую обязанность. Решая эту задачу, педагоги сталкиваются с объективными трудностями. Это, прежде всего, бедность материально-вещной среды учебных кабинетов, помещений, приспособленных для занятий группы продлённого дня, не учитывающих специфику работы воспитателя с детьми в послеурочное время. Часто педагогу не по силам что-то в этой ситуации изменить кардинально, потому что эти изменения требуют дополнительного школьного пространства, материальных средств.

               Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей.

               Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.

              Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.

              Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.

              Необходимый подбор игр для детей младшего школьного возраста обеспечивает правильность общего развития и роста ребенка. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.

              В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач.

             Подвижные игры можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.

             К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий ( «Охотники и утки», «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч»)

             Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой ( спортивные игры по упрощенным правилам).

            Третья группа игр –игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой).

            Младший школьный возраст( 1- 4 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа перебежек («День и ночь», «Вызов номеров», и др.). У школьников в этом возрасте преобладает предметно образное мышление. Игры носят сюжетный характер, представляя участникам возможность драматизации, проявления творческой активности. Предлагаемая практическая работа "Составление сценария игры-путешествия с элементами изменения предметно-пространственной среды" поможет воспитателям группы продлённого дня через привычное, повседневное привести ребят к необычному, изыскать резервы в уже имеющейся предметно-пространственной среде, наполнить её новым содержанием, новым духом, вызвать неподдельный интерес детей к происходящим изменениям, проявить творчество, смекалку. Игра проходит в течение учебной недели или двух-трёх дней, исходя из возможностей и желания педагога и его воспитанников. Примерные задания для составления сценария игры спланировать :

* куда будет путешествие (конечный пункт назначения и промежуточные остановки в ходе путешествия)

* когда (в какой учебный период времени)

* к какому событию приурочено (происходящему в школе, классе, группе; в стране, в мире)

* на чём будет совершено импровизированное путешествие (вид транспорта или сказочные средства передвижения)

Спроектировать (на время игры) изменения предметно-пространственной среды.

Цель: создать соответствующий игровой фон и при этом сохранить нормальные условия для работы, отдыха, занятий детей.

Содержание возможных изменений:

* нетрадиционная расстановка ученических столов, стульев, другой мебели

* рациональное включение в игровой процесс пространства классной доски, стен, подоконников, пола

* функциональное использование с новым игровым наполнением школьных помещений (столовая, спортивный зал, библиотека), территории вокруг школы

* временное наполнение помещения класса (группы) непривычными предметами, вещами, сопровождающими игру-путешествие.

Включить в недельный план-сетку работы воспитателя дела, мероприятия, которые будут проводиться с детьми в рамках путешествия.

Наполнить все режимные моменты содержанием игры (обед, прогулка, самоподготовка).

Продумать, как постоянные и временные поручения, которые есть у детей, ввести в контекст игры.

Придумать атрибуты, которые будут сопровождать игру-путешествие и помогать в решении всех тех задач, которые стоят перед воспитателем и детьми в ежедневной работе (закрепление санитарно-гигиенических навыков, правил культуры поведения, межличностного общения; отработка учебных умений; профилактика травматизма; укрепление здоровья детей; развитие познавательной, эмоциональной сфер; формирование способности к творчеству; создание условий для реализации потребности ребёнка в самовыражении, в самоутверждении).

Определить, в какой форме будет проходить подведение итогов игры для детей, воспитателя.

Для детей каждая встреча с игрой — это праздник. А вот будет ли этот праздник ярким и веселым, зависит от педагога, организатора, их профессиональной подготовленности, эрудиции, компетентности, от того, насколько будет проявлена инициатива и творчество с их стороны. Учитель должен владеть умением воспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого участника игры давали возможность проявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу. Игра является методом физического развития детей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования педагогического мастерства самого учителя. От умения руководителя «подать» игру, создать настроение, объяснить и провести ее с занимающимися зависит эффект, который предопределяет педагогической задачей.

         От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 1984г.

2. Бальсевич В.К. "Здоровье в движении" М. "Советский спорт", 1988г.

3. Богословский В.П. "Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию", М.Просвещение, 1984г. Журналы "Легкая атлетика" 1985-1988гг.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, М.Фис.1970.

5. Каменцер М.Г. Урок после урока. М. "Физкультура и спорт".1972.

6. Кузнецова В.И. Развитие двигательных качеств школьника, М, Просвещение, 1967

7. Лупандина Н.А. Развитие основных движений школьников. ФИС, М, 1962.

8. Очерки по теории физической культуры (составитель и общ. редакция Матвеев П.П.) Фис, 1984г.

9. Подвижные игры Л.В. Былеева, И.М. Коротков. "Физкультура и спорт". 1982г.

10. Спортивные и подвижные игры. П.А. Чумакова "Физкультура и спорт". 1970г.

11. Газман О.С. О понятии детской игры/ Игра в педагогическом процессе – Новосибирск, 1989.

12. Каменский Я.А. Великая дидактика/ Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М:Просвещение,1981.

13. Карпова Е.В. Дидактическая игра в начальный период обучения. – Ярославль, 1997.

14. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. – Педагогические сочинения. М.,1959, т.6.

15. Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие – М.:Педагогика, 1984

16. Минскин Е.М. 'Игры и развлечения в группе продленного дня' - Москва: Просвещение, 1983 - с.192

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000.

18.Подвижные игры Л.В. Былеева, И.М. Коротков. "Физкультура и спорт". 1982г.

19.Спортивные и подвижные игры. П.А. Чумакова "Физкультура и спорт". 1970г.

20. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – М.: Просвещение, 1981.

21. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 1950.

22. Эльконин Д.Б. Психология игры, - 2-е изд. – М.,1999.


[1] Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продлённого дня. М., 2004. с.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в группе продлённого дня

В  материале подобраны считалки и подвижные  игры для детей 1-2 классов.Материал будет интересен для воспитателей ГПД, учителей начальных классов, воспитателей детских садов....

Учебно-методическое пособие. Подвижные игры в группе продлённого дня.

1.Народные игры2.Игры с мячом3. Игры со скакалкой4. Игры с обручем5. Эстафеты...

Подвижные игры в группе продлённого дня.

Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, несколько подвижных игр в ГПД....

Подвижные игры в группе продлённого дня

Подвижные игры в группе прдлённого дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей....

Подвижные игры в группе продлённого дня

В данном материале представлены доступные и популярные подвижные игры, которые можно проводить в группе продлённого дня, на перемене....

Подвижные игры в группе продлённого дня и их значение

Статья о важности активного отдыха в ГПД,...