Внеклассное занятие "Моя семья" по рассказу современного писателя Сергея Махотина "Про Мишу и словарь Ожегова"
план-конспект занятия на тему
Внеклассное занятие представлено в форме деловой игры для учащихся 8-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект внеклассного занятия по рассказу Сергея Махотина "Про Мишу и словарь Ожегова" | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия «Моя семья»
по рассказу Сергея Махотина
«Про Мишу и словарь Ожегова»
(деловая игра для учащихся 8-10 лет)
Рассказ
Однажды Миша взял словарь Ожегова и вычеркнул из него наречие «сейчас» и частицу «же» заодно.
Конечно, портить книги нехорошо. Видела бы мама, закричала бы: «Прекрати сейчас же!» И папа бы не утерпел: «Поставь сейчас же словарь на место!»
Но было уже поздно. С этого дня никто Мише не приказывал гневным голосом:
– Сейчас же садись за уроки!
– Домой сейчас же!
– Сейчас же брось повторять глупости за Виктором Степанычем!
– Сейчас же унеси из дома этого грязного щенка!
Без этого «сейчас бы» все приказы превратились в просьбы. Просьбы выполнять не обидно.
В конце концов, родители догадались, в чем дело, и восстановили словарь русского языка.
Но было опять поздно. Миша вырос и сам уже мог безнаказанно орать на собственных детей.
Мог, но не стал.
Конспект занятия
Семья – это начало всех начал для ребенка.
Народная мудрость.
Цель:
– воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости – важнейших нравственных качеств младшего школьника;
– создание в семье здоровой нравственной атмосферы, не допускающей лицемерия, лжи, нечестности, фальши в отношениях.
Дидактический материал:
Карточки с поговорками и пословицами о семье (вывешены на доске в классе).
– Коли вся семья вместе, так и душа на месте.
– Каково на дому, таково и самому.
– Семья в куче – не страшна и туча.
– Согласную семью и горе не берет.
– Не будет добра, коли в семье вражда.
– В семье разлад, так и дому не рад. И т. д.
Текст рассказа Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова» (у детей на столах).
Ход занятия:
Вступительное слово учителя:
Сегодня на нашем внеклассном мероприятии мы с вами постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имеем мы с вами самое главное в жизни – семью.
Работать мы будем необычно – в группах, и я посмотрю насколько слаженно, активно и творчески вы умеете работать.
Представим, что вы ученые – исследователи и ваша группа – это исследовательское бюро. А каждое исследовательское бюро выберет себе руководителя.
(Ребята совещаются в группах, выбирая руководителя.)
– Чем занимаются исследователи?
(Ответы детей.)
Работа с пословицами.
Неслучайно народная мудрость богата высказываниями о семье. В этом мы сейчас убедимся, вспомнив пословицы и поговорки о семье. А я посмотрю, какая группа ученых – исследователей назовет больше.
(Дети называют пословицы и поговорки.)
– Молодцы! Как много поговорок и пословиц вы назвали. Готовясь к сегодняшней встрече, я тоже подготовила несколько пословиц и поговорок народов разных стран мира.
(Вывешиваю карточки.)
– Давайте, объясним их смысл. Каждая группа выберет понравившуюся пословицу. Прошу руководителей исследовательских бюро взять карточку для обсуждения в группе.
(После обсуждения кто-то из группы объясняет смысл.)
– Молодцы! Все быстро справились с этим заданием. Это говорит о том, что вы понимаете, как много значит семья в жизни каждого из нас.
Семья – это…
– Подумайте, с чем можно ассоциировать семью?
(Ответы детей.)
– С солнцем – оно дарит свет и тепло всему живому, как семья, а его лучики – члены семьи.
– Цветок – ромашки, его белые лепестки – это родственники, а серединка желтая, как солнышко и др.
– Сейчас, работая в группах, сделайте рисунок и напишите, пожалуйста, на лучиках, или на лепестках, как вы понимаете, что такое семья. Семья – это…
– Судя по вашим ответам можно сделать вывод: семья – это любовь, мир, дом, тепло, счастье, взаимопонимание и т.д. (Учитель читает ответы учащихся.)
– В каждой группе звучало слово дом. Я согласна с вами.
– Семья- это дом.
Нарисуйте, пожалуйста, под солнышком или рядом с цветком дом.
(Учащиеся рисуют.)
– Какая погода бывает на улице?
– В природе бывает различная погода, а какая погода в вашем доме? Изобразите на рисунке.
Работа с текстом.
– А сейчас я прочитаю рассказ Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова», а вы внимательно слушайте.
(Чтение текста учителем или самостоятельное чтение детьми)
Работа над содержанием текста.
– О ком этот рассказ?
– Что в нем сказочное, а что правдивое?
– Понравился ли вам Миша?
– Чем он вам понравился?
– А какая погода в доме Миши? Почему?
– Что было неприятно слышать Мише? Почему?
– Что решил сделать Миша?
– Что произошло, когда мальчик вычеркнул из словаря наречие «сейчас» и частицу «же»?
– Какова основная мысль рассказа?
(Ответы детей.)
– Нарисуйте ту погоду, которая соответствует атмосфере в доме Миши.
(Ребята рисуют.)
– А теперь посмотрите на оба рисунка и ответьте, какая погода чаще всего бывает в вашей семье?
(Ответы учащихся…)
– Может быть, вас что-то встревожило, чего бы не хотелось встречать или слышать в вашей семье, в близком окружении? Напишите мини – сочинение.
(Дети пишут.)
– Что нужно сделать, с вашей точки зрения, чтобы сохранить ясную погоду?
(Ответы учащихся…)
– Теперь давайте подумаем, что нужно сделать тем, у кого пасмурная или дождливая погода, чтобы ее улучшить? Подумайте, посовещайтесь.
(Работа в группах. Ответы детей – представителей групп.)
– Теперь вы видите, что от каждого из вас будет зависеть «погода» в вашей семье? А что делать Мишиной семье?
(Ответы детей.)
Педагогические ситуации для обсуждения.
– Конечно, мы с вами стремимся к идеальной «погоде» в доме, но в каждой семье бывают проблемы, которые омрачают жизнь всех ее членов. Иногда эти проблемы не зависят от нас, но очень часто мы становимся их источником.
– Давайте представим себе такие ситуации:
Ребенок не выучил уроки до прихода родителей с работы.
Дети не убрались в своей комнате.
Сын получил двойку.
Дочь потеряла мобильный телефон.
– Давайте разыграем мини-сценки. Для этого в каждой группе решите, кто будет играть роль родителя, а кто – роль ребенка.
(Инсценировка.) Был показ агрессии, безразличия, подкупа, компромисса, помощи.
– Как вы думаете, какой подход наиболее правильный и почему?
(Учащиеся отвечают на вопросы.)
– А сейчас давайте подумаем над «рецептом семейного счастья» и попытаемся составить его в своих исследовательских бюро.
(Представители групп зачитывают «рецепты семейного счастья»)
– А сейчас я предлагаю письменно ответить на пять вопросов. (Приложение. Анкета.).
Подведение итогов.
– Дорогие мои ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали, многое обсудили, давайте вспомним, что?
– А что вам особенно запомнилось? Понравилось?
И еще я для вас приготовила сердечки, на которых вы напишите пожелания своей семье. Важно написать его с душой, с любовью в сердце. (Дети пишут.)
Ваши пожелания непременно сбудутся, но многое будет зависеть и от вас. Помните об этом, ребята.
Литература:
И.И. Тихомирова «Психология детского чтения от А до Я», Москва «Школьная библиотека» 2004 г.
Справочники классного руководителя за 2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку:"Путешествие в страну "Словария".
Тема: " Путешествие в страну "Словария" (звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова)....
Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»
Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...
Внеклассное занятие "Любимые герои самого смешного писателя"
Внеклассное занятие по литературному чтению о творчестве Н.Н.Носова...
Внеклассное занятие по литературному чтению во 2 классе «Веселый день с Сергеем Михалковым»
Внеклассное занятие по литературному чтению во 2 классе «Веселый день с Сергеем Михалковым»направлено на формирование интереса к чтению, развитие логического мышления, внимания,...
Внеклассное занятие "Словарь Донского казачества"
Работа со словарями:- Большой толковый словарь Донскогог казачества- Русско-донской словарь...
Внеклассное занятие по русскому языку «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества....
Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 класс
Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 классЦели:1.Разширить знания в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и ...