Внеклассное занятие по русскому языку «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»
классный час (4 класс)

Звягинцева Татьяна Борисовна

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyati.docx33.14 КБ
Файл rabochiy_list_pro_dalya.docx169.32 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Внеклассное занятие по русскому языку

«Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»

для 4 класса

Звягинцева Татьяна Борисовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Белогорск «Школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов»

учитель начальных классов

        г. Белогорск, 2021 год

2. Пояснительная записка

2.1. Тема: «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля» Актуальность: Владимир Иванович Даль был очень талантливым человеком. Его биография настолько интересна и захватывающа, что по ней можно снять фильм. О многочисленных его талантах учащиеся почти не слышали, а ведь их, оказывается, великое множество. Его словарь уникален тем, что в нём можно узнать не только значение слово, но и позволяет получить информацию о быте, поверьях и приметах тех мест, где зародились эти слова.

2.2. Целевая аудитория занятия: 4 класс, 9-10 лет.

2.3. Внеклассное занятие, посвящённое празднованию Дня словаря, отмечаемого 22 ноября.

2.4. Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества. 
Задачи:
-  создать условия для самореализации обучающихся при работе со словарем;

-  поддерживать самостоятельную работу обучающихся со словарями с целью получения ими новых знаний;

-   способствовать повышению интереса к изучению русского языка, формированию представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознанию национального своеобразия русского языка.

2.5. Планируемые результаты:

Предметные: учиться использовать информацию толкового словаря для
расширения речевого запаса.

Метапредметные УУД:

  • коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;
  • регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности, действовать по заданному плану;
  • познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с толковым словарём;
  • личностные: готовность к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.6. Форма проведения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

2.7. Технологии: технология проектной деятельности, технология коллективного взаимодействия, технология ИКТ, технология интерактивного обучения.

2.8. Ресурсы: Образовательные ресурсы и оборудование:

- Ноутбук, проектор, экран.

- Рабочий лист  (Приложение №1)

     - Словари:

« Толковый словарь живого великорусского языка», Даль В.И.

Интерактивный материал:

Презентация

3. Основная часть.

1Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

-Скажите, что у меня в руках? (копилка)

- Что означает слово «копилка»?

- Как вы думаете, зачем я её сегодня принесла к нам на урок?

- Правильно, это копилка знаний.

- Адольф Дистеверг говорил « Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь»

- Сегодня мы должны будем с вами наполнить копилку новыми и интересными знаниями, которые мы сможем применять не только на занятиях, но и в жизни.

2. Вводная часть. 

 Посмотрите на доску и составьте из букв слово (на доске карточки с буквами). Назовите тему нашего занятия.

с  о  л  р  ь  в  а

Ответы учащихся  СЛОВАРЬ

- Что такое словарь?

Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованием или переводом на другой язык.

- Правильно! Как вы уже поняли, наше занятие посвящено словарю. Дело в том, ребята, что 22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля.

А кто это такой?

-Правильно это создатель уникального «Толкового словаря».

- Кто знаком с его словарём и почему он уникален?

- 22 ноября отмечается  всероссийский День словарей и энциклопедий. 

- А что вы знаете о жизни Владимира Ивановича Даля?

-Хотели бы узнать больше о его жизни и его великом творении «Толковом словаре»?

-Тогда начинаем наше занятие. И пополним нашу копилку знаний. Работать мы будем на рабочих листах. В них будем отмечать важную и интересную информацию.

3. Основная часть

-Давайте сначала познакомимся с биографией Владимира Ивановича. Интересные для вас факты из его жизни записывайте в рабочий лист.

- Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года на Украине в местечке Луганский завод, Екатеринославской губернии. Отец его, датчанин, служил доктором. Мать была немкой и увлекалась языками (знала 5 языков!).

  Владимир Иванович получил домашнее воспитание. Когда ему исполнилось десять лет, был отдан в морской корпус и по окончании курса  направился на службу в Черноморский флот, но вскоре перешел в Балтийский флот. В речи сослуживцев, он нередко замечал неизвестные ему слова. Так, например, Владимир Даль записал заинтересовавшее слово «замолаживать». Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Так, Владимиру Ивановичу в голову пришла идея записывать слова в блокнот и разъяснять их, тем самым он положил начало составления своего толкового словаря. Служба на флоте для Владимира Ивановича быстро закончилась. Выйдя в отставку, первое время Владимир Даль давал частные уроки, занимался репетиторством.

  В 1826 году оставил службу и поступил в Дерптский университет, на медицинский факультет, где учился вместе с Пироговым и Иноземцевым. Окончив университет со степенью доктора медицины, по случаю турецкой войны в 1829 году зачислился доктором в полк, участвовал в походах на Дунай и в Польше.

  Свои литературные опыты Владимир Иванович начал, еще служа во флоте; сочинял народные сказки и рассказы для моряков. В 1833 году в журнале были опубликованы его «Русские сказки», написанные простым, доступным языком. Вместо истинной фамилии автора стоял псевдонимом — Казак Луганский.

Литературное дело привлекало писателя, и именно ему он отдал предпочтение, завершив врачебную службу.

В Петербурге он устроился сотрудником нескольких журналов, в которых вскоре появились его «Были и небылицы», полные юмора рассказы, «Солдатские досуги» и т.д. Скоро имя самобытного писателя стало известно всей России.

    В 1837 году на руках Владимира Ивановича умер смертельно раненый  А.С. Пушкин, смерть которого Даль описал в «Московской медицинской газете». Известно, что Владимир Иванович подсказал Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с подписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин». В.И. Даль находился у постели смертельно раненного Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.

  В 1839 году Даль занялся составлением «Толкового словаря живого великорусского языка» и посвящает себя научной деятельности.

   В 1841 году Владимир Иванович снова поступил на службу при министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 год он управлял удельной конторой в Нижнем Новгороде, а затем окончательно оставил службу и поселился в Москве.

В 1861 году вышло его знаменитое сочинение «Пословицы русского народа», которое представляет истинную сокровищницу изречений, оборотов, словом разнообразного богатства русского языка.

Владимир Иванович Даль, написал рассказ в стихах «Таблица умножения», который вошёл в сборник «Солдатские досуги». В нём 38 двустиший, где первая строчка – это пословица, поговорка, житейские наблюдения, а вторая – таблица умножения. Слайд

В 1862 году был напечатан и «Толковый словарь» (в 4-х частях).

   Умер Владимир Иванович в Москве, на 71-м году жизни, вскоре после ухода любимой супруги. Он был один из самых уважаемых русских литераторов. Работы Даля исключительно важны и достойны всяческого внимания.  Природа наделила его чутким умом. Вид деятельности не смущал его: медик, собиратель, естествоиспытатель, лингвист, сказитель, администратор и, наконец, выдающийся писатель. Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, четкий слог и живость изложения делают сочинения В.И.Даля историческими. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.

- Что интересного вы узнали из жизни Владимира Ивановича? Прочитайте факты из его жизни, которые вы записали.

- Как уже было сказано, главной работой Владимира Ивановича, был толковый словарь, который известен нам с детства. Над ним он работал 53 года.

-Скажите, а почему Даль свой словарь назвал «толковым»? Что значит это слово?

- Назван он так потому, что он не только даёт значение слову, но и объясняет, растолковывает смысл слова.  

- Полное название словаря «Толковый словарь живого великорусского языка».

-Посмотрите на книжную полку в вашем рабочем листе. Напишите полное название этого словаря на макете книги.  

- Как вы понимаете слова «живого»?

- Назван он «живым», так как  дает обозначения словам из реальной жизни.

-Запишите в рабочем листе.

-Как вы думаете, какую цель ставил перед собой Владимир Иванович, прежде чем создать словарь?  Запишите её в рабочем листе.

- Создавая «Толковый словарь», он хотел познакомить нас с красотой и богатством народного языка. Создавал он свой словарь в одиночку.

- Я предлагаю вам поработать в паре и узнать интересные сведения о создании и содержании «Толкового словаря». Ответьте на вопросы, используя информацию на карточке. (На столах у учащихся карточка  с информацией, с помощью неё, учащиеся заполняют сведения на рабочих листах).

- Проверим, как вы ответили на вопросы. (Учащиеся зачитывают вопрос и ответ)

- Давайте рассмотрим этот словарь. ( У каждого на столе лежит «Толковый словарь» В.И.Даля)

- Скажите, чем он похож на другие словари?

- А чем отличается?

(Словарь Даля позволяет получить информацию не только о языке, но и о быте, поверьях и приметах тех мест, где зародились эти слова)

- Как бы вы определили значение слова «железо»?

-Давайте заглянем в словарь. https://www.slovardalja.net/word.php?wordid=7936 

-  Что вы, заметили? (Очень большой текст)

- Прочитайте значение слова. Что узнали нового об этом слове?

- Какие пословицы и поговорки с этим словом, вам встретились?

- Как уже было сказано, что словарь Даля даёт информацию не только о языке, в тексте мы можем прочитать пословицы и поговорки с этим словом, загадки, поверья, даже узнать где зародилось это слово.

- С помощью словаря найди и запиши значение слова ИЗБА по плану. (Задание на рабочем листе.)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

-Скажите, интересно ли было вам  работать с этим словарём?

- Почему?

- Людям, какой профессии может понадобиться информация о значении слова «изба»?

- Конечно, словарь Даля предназначен для любого образованного человека. Теперь и вы можете самостоятельно работать со словарём. Я думаю, каждый из вас найдёт в этом словаре много интересного и необычного.

 4. Заключительная часть.

- Давайте подведем итог нашего занятия. 

-Что интересного вы узнали о жизни великого человека Ивана  Владимировича Даля?

- Что интересного вы узнали о словаре В.И.Даля? (ответы учащихся)

1. Полное название «Толковый словарь живого великорусского языка».

2. «Живой», потому что дает обозначения словам из реальной жизни

3.Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок, служащих для пояснения смысла приводимых слов;
4. Словарь построен по алфавиту

5. Слова местного употребления, обозначены пометами (южное, тверское, камчатское, архангельское, западное и др.);

- Какую роль играют словари в нашей жизни, для чего нужны?

- В каких случаях следует обращаться к словарям?

Приведите примеры ситуаций, когда нельзя обойтись без обращения к толковому словарю. (Чтение исторического произведения; уточнение того, правильно ли понимается то или иное слово, например каракуль — мех или рисунок малыша?)

- Одна из главных задач сегодняшнего времени это сохранить наш язык в его величии. В своем словаре Даль передал всю свою любовь к русскому народу и его языку. Он верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. «Передай заднему мост»,- любил повторять Даль.

-Давайте вернемся к  копилке знаний. У каждого из вас, есть жетон. Я предлагаю вам положить его в копилку, если  полученная информация на занятии была вам интересна и полезна. При необходимости, вы  будете использовать эти знания в жизни.

4. Заключение.

Занятие ««Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»» носит познавательный и развивающий характер, воспитывает интерес к русскому языку, словарям, способствует саморазвитию и самосовершенствованию.

В результате занятия учащиеся узнали много интересных фактов из жизни В.И. Даля. Узнали, почему словарь уникален.  Выполнение заданий требовало непосредственной работы со словарём. Работа на уроке была организована фронтально, индивидуально и в парах. Материал занятия был подобран в соответствии с физиологическими особенностями младших школьников. Организованная работа способствовала реализации цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля, показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля.

5. Список  использованной литературы

1. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 2010

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999.

3. Иванова А.М. Урок, посвященный словарям //РЯШ. - 2012. № 6.

4. Ушаков Н.Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1978. 192 с. с ил.

5. Мастер- класс учителя начальной школы. М.: Издательство «Глобус», 2010.-464 с.

6. Галанжина Е.С. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-4 классы-М.: «Глобус», 2010.

Список электронных ресурсов.

1. https://www.slovardalja.net/ 

2. https://xn----7sbbflb0aaxhg3c8j.xn--p1ai/dal-detyam/ 

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 



Предварительный просмотр:

https://pbs.twimg.com/media/D5n9t7_XsAEYnNn.jpghttps://regnum.ru/uploads/pictures/news/2020/12/09/regnum_picture_1607510598113968_normal.JPGhttps://e7.pngegg.com/pngimages/412/993/png-clipart-template-book-cover-coloring-book-book-template-angle.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку:"Путешествие в страну "Словария".

Тема: " Путешествие в страну  "Словария" (звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова)....

Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»

Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...

Проектная работа по русскому языку "Толковый словарь"

Проектная работа учащейся 2 класса...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»

Цель:Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества....

Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 класс

Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 классЦели:1.Разширить знания в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и ...